Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг концентрации и деконцентрации внимания





 

В состоянии покоя и внутреннего комфорта все ощущения у человека деконцентрированы. И на них люди внимания не обращают. А вот когда мы вдруг хватаем случайно горячий чайник, что происходит? Верно!.. Мы тут же концентрируемся на ожоге. Но боль прошла, и внимание снова рассеялось. На этом механизме базируется психическая регуляция. Чем быстрее она работает, тем процесс самоконтроля лучше развит у человека.

Чтобы контролировать свои ощущения и эмоции, необходимо время от времени осуществлять на них «концентрацию» и «деконцентрацию» внимания. Для этой цели на основе экрального анализа были разработаны специальные упражнения.

Попробуем их проделать практически:

В начале проанализируйте свои слуховые ощущения:

1. Находясь в каком-нибудь помещении, напрягите слух и попытайтесь прислушаться к окружающему Вас звуковому фону. Выделите самый слабый звук, который Вы способны услышать. Сконцентрируйте на нем свое внимание на некоторое время (10-20 секунд).

2. Теперь выделите самый громкий звук. Сконцентрируйтесь на нем на 20 секунд.

3. Снова вслушивайтесь в звуковой фон. Постарайтесь услышать весь диапазон присутствующих вокруг звуков одновременно. Это позволяет деконцентрировать слух в пространственном объеме всего помещения.

 

Теперь перейдем к зрению:

 

1. Сначала нужно представить перед собой яблоко на расстоянии вытянутой руки. Сконцентрируйте на нем все свое внимание.

2. Теперь мысленно разделите его на четыре части и растяните их в диагональных направлениях вверх и вниз, в разные углы обозримого пространства.Удерживайте свое внимание одновременно на всех дольках воображаемого яблока. Это позволит Вам деконцентрировать зрение в пределах обозримой плоскости пространства. В результате несфокусированным взглядом Вы сможете видеть всё перед собой одновременно, не концентрируя внимания на чем-либо одном.

3. Теперь, находясь в состоянии зрительной деконцентрации в течение 15 – 20 секунд, мысленно проанализируйте детали увиденного. Какой цвет более заметен, а какой трудно различим? Выделите самый большой объект и самый мелкий. Постарайтесь видеть одновременно крупные и мелкие предметы.

4. Теперь снимите с себя эту задачу. В завершение упражнения закройте глаза, сделайте медленный вдох и резкий выдох, чтобы снять напряжение.

Для достижения устойчивого результата по концентрации и деконцентрации своего зрения проделайте упражнение ещё раз с самого начала.

После работы со слуховыми и зрительными ощущениями, можно перейти к телесным чувствам и органическим ощущениям.

Попробуйте прочувствовать все ощущения своего тела:

 

1. Для этого примите удобное положение (сидя или лёжа) и постарайтесь полностью успокоиться.

2. Теперь сконцентрируйте свое внимание на осязательных и внутренних ощущениях в области затылка и макушки головы. Постарайтесь их запомнить.

3. Переключите внимание на область шеи. Запомните и эти ощущения.

4. Сосредоточьте свое восприятие на плечевом поясе и руках. Мысленно проанализируйте ощущения в этой области.

5. Продвигайтесь медленно и последовательно: в область груди, потом живота. Контролируйте и запоминайте свои новые ощущения.

6. Мысленно перейдите на бедра, затем голени, ступни. На пять секунд зафиксируйте свое внимание на кончиках пальцев ног.

7. Теперь медленно возвращайтесь в обратном направлении: ступни, голени, бедра, живот. Обращайте внимание даже на самые слабые ощущения. Старайтесь их сравнивать с теми, которые уже чувствовали раньше.

8. Остановите свое внимание на области «солнечного сплетения» (точка на мечевидном отростке грудины, в центре диафрагмы). Проанализируйте все осязательные и органические ощущения в этой области и задержите на них свое восприятие.

 

Откройте себя, начните осознавать свои физические ощущения – чувствуете ли вы стесненность в грудной клетке? Напряжение в желудке? Чувство тяжести? Сердцебиение? Когда начнете осознавать свои физические ощущения, используйте их в качестве ключевых точек для исследования своих эмоций.

На этом подготовительный этап, связанный с концентрацией внимания заканчивается. Последующей деконцентрацией внутренних ощущений можно произвольно вызывать в себе эмоции («эмоциональные растяжки»).

Для этого нужно соединить внутренние ощущения в одно чувственное состояние:

1. В начале упражнения сильно надавите большим пальцем руки на область солнечного сплетения.

2. Теперь сосредоточьте внимание на болевом ощущении. Попробуйте ощущать его как мягкий «шарик» небольшого размера.

3. Вообразите, что этот «шарик» растягивается одновременно влево и вправо. Мысленно усиливайте процесс растягивания болевого ощущения. Растягивайте шарик медленно и равномерно в обе стороны. Пределов движению быть не должно. Это горизонтальная центростремительная деконцентрация. Ощущения, которые появляются внутри тела нужно запоминать. Для этого лучше прерваться на время и описать их. Вы заметите, что и эмоциональное состояние изменилось. Появилась некоторая подавленность и чувство безысходности – грусть.

4. Чтобы избавить себя от этой эмоции, растянутое ощущение нужно вернуть назад в солнечное сплетение. «Втяните» его обратно в маленький болевой «шарик».

5. Теперь глубоко вдохните и медленно выдохните воздух из легких. Это позволит снять эмоциональное напряжение и переключить внимание.

6. Снова постарайтесь ощутить «шарик» в области солнечного сплетения. Если не получается – надавите на него опять пальцем.

7. После этого нужно растягивать болевое ощущение одновременно вверх и вниз по вертикальной линии. Ограничений движению устанавливать ненужно. Растянутое внутреннее ощущение следует вывести из тела за пределы головы и ног. Это вертикальная центростремительная деконцентрация. Она соответствует эмоции страха, поскольку провоцирует в человеческом восприятии мнимое чувство высоты.

8. Снова на время прервитесь. Вспомните и опишите ощущения, возникшие в теле в момент этой деконцентрации. Сделайте это как можно более «художественно».

9. Избавится от этой эмоции, следует «втягиванием» растянутого ощущения в область солнечного сплетения.

10. Окончить данное упражнение нужно глубоким вдохом и резким выдохом.

11. Теперь мысленно попытайтесь «выдавить» «шарик» из области солнечного сплетения вперед, как бы продавливая внешнее сопротивление. Это, так называемая, центробежная линейная деконцентрация. Она вызывает в человеке злость, поскольку связана с необходимостью мнимого преодоления трудности. Чем больше «выдавливать» из себя воображаемый «шарик», тем больше она будет нарастать.

12. Чтобы избавить себя от злости, возникшее ощущение нужно «втянуть» в солнечное сплетение, как в предыдущих упражнениях.

13. Теперь прервитесь и опишите ощущения.

14. Закончите упражнение глубоким вдохом и резким выдохом.

15. Для выполнения последнего упражнения попробуйте представить себе, что «шарик» очень быстро вытягивается вперед и вверх. Полностью «отдайтесь» этому ощущению, и тогда возникнет иллюзия, что процесс движения ускоряется. Постарайтесь прочувствовать некий «полет» на огромной скорости. В это время внутри Вас возникнет ощущение быстрого вращательного движения. Это центробежная круговая деконцентрация внутреннихощущений. Она возникает в человеке всякий раз в момент «свершения», окончательного преодоления всех препятствий. Эта деконцентрация вызывает сильное волнение, чувство восторга или радость.

16. Как и в предыдущих упражнениях, нужно прерваться и описать свои ощущения. Чтобы в дальнейшем к ним можно было возвращаться.

17. Несмотря на то, что эмоция приятная, от нее тоже нужно избавиться. Поскольку длительное эмоциональное возбуждение, даже радостное, может причинить человеку вред. Делается это также как в предыдущих случаях. Нужно вернуть ощущение назад в солнечное сплетение, медленно «втягивая» его внутрь себя.

18. Последнее упражнение заканчивается несколькими вдохами и, теперь уже, медленными выдохами. Это необходимо, чтобы окончательно снять с себя эмоциональное возбуждение, возникшее в результате всех выполненных упражнений.

После окончания упражнений прочтите свои записи. Вспомните ощущения при выполнении «эмоциональных растяжек». Попробуйте проанализировать: в каких именно жизненных ситуациях вы их испытывали раньше. Опишите эти ситуации. Убедитесь в том, что каждый вид растяжки соответствует определённым жизненным ситуациям и эмоциональным реакциям:

· вертикальная деконцентрация – страху;

· горизонтальная – грусти;

· «выталкивание» вперёд, преодолевая внешнее сопротивление – злости;

· ускоренное «выбрасывание» вперёд и вверх – радостному волнению.

Первые две деконцентрации называются центростремительными. Во время их выполнения восприятие человека, как бы «уходит внутрь себя». Вторые две деконцентрациицентробежные. Их выполнение сопрягается с внешней активностью восприятия.

Во время проведения упражнений по деконцентрации внутренних ощущений, как уже упоминалось, необходимо следить за своими состояниями. При максимальной активности эмоций нужно анализировать только те части тела, в которых меняются ощущения. Каждый раз, возвращаясь к записям, в последствии, следует научиться классифицировать свои эмоции, в соответствии с их чувственной окраской, проявляющейся в изменениях внутренних ощущений.

Такая тренировка дает возможность человеку одновременно контролировать эмоции и ощущения, произвольно изменяя их по своему усмотрению. Он также учится снимать с себя напряжение и переключаться в другие состояния.

Подобные упражнения позволяют развить в себе интуицию испособности к прогнозированию ситуаций. Нужно чаще обращать внимание и на эмоции окружающих, мысленно перенося их на себя. Пытайтесь, хотя бы изредка, чувствовать эмоции других людей и вникать в скрытые мотивы их поведения. Постоянные наблюдения за окружающими, как минимум, прольют свет и на решения ваших собственных проблем, позволятадаптироваться к характерам других людей и находить компромисс с ними вконфликтных ситуациях.

Конечно, эмоциональный мир человека разнообразен, его внутренние состояния не ограничиваются только четырьмя эмоциями, о которых шла речь. Выше описаны, всего лишь, стрессовые реакции, связанные с эмоциональными переживаниями опасности, безысходности, необходимости преодоления препятствия, надежды и окончательной победы.

Более подробно о втором уровне восприятия человека, связанного с эмоциями, их анализом, мы поговорим ниже. Здесь же нам хотелось бы ознакомить читателя с механизмами взаимосвязи эмоций и ощущений, которые принимают участие в образно-мыслительной функции сознания и, в первую очередь, с практическими приемами управления эмоциями опосредованно через контроль внутренних ощущений.

Чтобы сделать обучение более наглядным, мы решили, в качестве примера, привести занятие на семинаре по экральному анализу, во время которого преподаватель предлагает слушателю выполнить деконцентрацию своих внутренних ощущений:

· Преподаватель: Растяните ощущения внутри вашего тела от солнечного сплетения в одну полоску по всей длине вверх и вниз. В какой области тела происходит наибольшая концентрация вашего внимания? (речь идет, как вы, наверное, уже догадались, о вертикальной центростремительной деконцентрации). Какие ощущения Вы чувствуете сильнее других?

· Слушатель: У меня появилось жжение в пальцах ног и какое-то покалывание в области затылка.

 

· Преподаватель: Это все?

· Слушатель: Ещекомок подкатил к горлу, и возникла тяжесть в желудке.

· Преподаватель: Какой ассоциативный образ у Вас при этом возникает?

· Слушатель: Чувствовысоты.

 

· Преподаватель: Какое воспоминание из вашей жизни эта ассоциация пробуждает?

· Слушатель: Появилось воспоминание из детства, о том, как в шестилетнем возрасте я сорвался с дерева.

 

· Преподаватель: Чтобы Вам хотелось бы сделать, находясь в этом состоянии?

· Слушатель: Первое что хочется это заняться любимым для себя делом и скорее избавиться от этого неприятного чувства.

· Преподаватель: Значит, Вы испытываете дискомфорт?

· Слушатель: Да.

· Преподаватель: Опишите то, что Вы чувствуете в колонку таблицы в разделе эмоции страха. После этого верните свои ощущения назад в область солнечного сплетения. Сделайте спокойный глубокий вдох и выдох, чтобы снять оставшееся возбуждение. Как Вы себя теперь чувствуете?

· Слушатель: Все прошло.

· Преподаватель: Снова обратите внимание на область солнечного сплетения. Теперь растяните свои ощущения от солнечного сплетения в одну полоску вправо и влево. И также как в предыдущем упражнении проанализируйте, в какой области больше всего ощущений (горизонтальная центростремительная деконцентрация). Что Вы чувствуете на этот раз?

· Слушатель: К глазам подкатываются слезы, есть какое-то давящее ощущение в груди, даже небольшое онемение в руках.

 

· Преподаватель: Что теперь вам хочется делать?

· Слушатель: Нет желания никого видеть. Хочу сидеть и вспоминать, что происходило в моей жизни раньше.

 

· Преподаватель: Какая ассоциация всплывает в вашем воображении?

· Слушатель: Возникло странное чувство пустоты.Вспоминается день, когда я маленьким заблудился в лесу и оказался в безвыходном положении.

 

· Преподаватель: Опишите свои воспоминания в таблице, в разделе эмоции грусти. После этого снова верните ощущения в область солнечного сплетения. Сделайте глубокий вдох и выдох, чтобы успокоится.

 

Чтобы выполнить центробежные деконцентрации внутренних ощущений, слушателю, в начале нужно было сосредоточиться на мнимом внешнем сопротивлении. Для этого преподаватель обратил внимание обучающегося на ощущения в области его живота.

· Преподаватель: Что Вы чувствуете в животе?

· Слушатель: Ощущаю жжение в желудке.

 

· Преподаватель: У Вас гастрит?

· Слушатель: Да, к сожалению.

· Преподаватель: Постарайтесь не обращать внимания на дискомфорт в желудке. Сосредоточьтесь на мышцах живота.

· Слушатель: Попробую.

· Преподаватель: А что ощущается в других частях тела?

 

· Слушатель: Возникло напряжение мышц в руках, полная внутренняя мобилизация и некоторое давление в глазах.

· Преподаватель: Сейчас обратите свое внимание на «комочек», возникший в области солнечного сплетения. Постарайтесь его вытолкнуть из себя «во вне». Получается?

· Слушатель: С трудом…

· Преподаватель: Попробуйте противостоять, как бы «продавить», ВНЕШНЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ.

· Слушатель (Напрягся).

 

· Преподаватель: Что бы вам хотелось сейчас сделать?

· Слушатель: Возникает желание доделать незавершенную работу.

 

· Преподаватель: Какой ассоциативный образ прошлого всплывает в Вашей памяти?

· Слушатель: Воспоминание, связанное с недавним конфликтом на работе. Еще, почему-то, вспомнились промокшие ноги.

 

· Преподаватель: Опишите эти ассоциации в разделе эмоции злости. После этого, как Вы это уже делали раньше, верните ощущения назад в область солнечного сплетения. Снова сделайте спокойный вдох и выдох.

 

Последнее упражнение имело две задачи: вернуть слушателя в состояние комфорта и обучить его произвольно вызывать в себе радость. Во время последней деконцентрации у слушателя должна была возникать иллюзия, что он покрывает огромное пространство своим телом с легкостью и на большой скорости. Его восприятие нужно было сосредоточить на воображаемом движении вперед. То есть, произвести центробежную круговую деконцентрацию егоощущений. Для этого, внимание слушателя тренер перенаправил на область его грудной клетки.

 

· Преподаватель: Опишите ощущения во всем теле. Особое внимание обратите на верхнюю часть живота и нижнюю часть грудной клетки. Расскажите, что Вы чувствуете в данный момент?

 

· Слушатель: Чувствуется некоторое головокружение, легкость во всем теле, учащается дыхание.

· Преподаватель: Усильте это состояние в себе.

· Слушатель: Это похоже на состояние невесомости.

 

· Преподаватель: Что хочется делать в этом состоянии?

· Слушатель: Не знаю. Может быть,посидеть в парке и погреться под теплым солнцем.

· Преподаватель: Сейчас обратите внимание на область солнечного сплетения. Нажмите пальцем на этот участок. Болевой «комочек», который при этом образуется, постарайтесь резко выбросить наружу. Получилось?

 

· Слушатель: Да.

· Преподаватель: Теперь мысленно проследите за его движением. Постарайтесь его ускорить. Полностью отдайтесь этому чувству, ощутите увеличение скорости.

· Слушатель: Это очень приятно. Я люблю скорость.

· Преподаватель: Какой образ в этот момент всплывает в Вашем воображении? С чем связано в Вашей жизни это состояние?

· Слушатель: Карусель. Это напомнило мне отдых в парке, в компании друзей.

· Преподаватель: Опишите и эти ассоциации в таблицу, но теперь уже в разделе эмоции радости. Снова верните ощущения в солнечное сплетение, и сделайте несколько вдохов и выдохов. Вдыхайте через нос, а выдыхайте ртом, для того чтобы полностью снять напряжение в теле. Теперь немного отдохните и продолжим…

 

 

Для удобства, как это понятно из текста, каждому слушателю такого семинара обычно предлагались следующие формы для заполнения таблицы (см. табл. № 6).

Табл. № 6.

Таблица внутренних ощущений
злость Страх грусть радость
  действие   Действие   Отказ от действия   Отказ от действия
  расширение   Сжатие   сжатие   расширение
  концентрация внимания на внешних объектах   деконцентрация внимания на внешних объектах   концентрация внимания на внутренних состояниях   деконцентрация внимания на внутренних состояниях
    сброс внутреннего напряжения     нарастание напряжения внутри тела     перераспределение контроля внутренних реакций     перераспределение контроля внешних реакций

 

Date: 2015-07-01; view: 2543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию