Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Понятие отклоняющегося развития





Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или « – » (опережение или запаздывание). Устойчивое изменение когнитивных, эмоциональных, регуляторных параметров и сторон актуального развития, приводящее к трансформациям в процессе возрастного развития. Проявление трансформаций: замедление процесса социализации, усвоения культурно-исторического опыта. Невозможность отнесения отклоняющегося развития к категории патологии: изменения касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными. Отклоняющееся развитие, разворачивающееся в неблагоприятных условиях, созданных физическим или психическим дефектом, как стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений. Дети с отклонениями в развитии – дети и подростки с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и в общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности. Общие закономерности отклоняющегося развития:- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;- трудность словесного опосредования;- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Виды психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский) по типу:- ретардации (запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов) – задержанное психическое развитие;- дисфункции созревания (психическое недоразвитие, дисфункции анализаторных систем) – олигофрения, нарушения анализаторных систем;- поврежденного развития (изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или головного мозга) – органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем;- асинхронии (диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпов и сроков развития одних функций и запаздыванием или выраженным отставанием других) – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии). Условия нормального развития:- нормальная работа головного мозга;- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.Закономерности в развитии нормального ребенка:- цикличность психического развития;- неравномерность психического развития;- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;- пластичность нервной системы;- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

26. Понятие первичного дефекта и вторичного отклонения.

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов - сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы. Впервую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте. В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи. При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей: 1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития; 2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к 5 годам, у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;4) нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

27. Понятие нормы и отклонения развития человека.

Статическая норма – это средний показатель, выявленный при обследование группы, лиц одного возраста, пола. Статистическая норма на выявление. Чем дальше норма от средних величин тем увереннее можно констатировать отклонение. Ориентация на статистическую норму в первую очередь важна для на этапе выявления недостатков развитии и определении меры их патологичности, требующее специально психологической педагогикой, а в некоторых случаях и мед. Помощи. Функциональная норма- то такие показатели индивидуального развития ребенка. Это своего рода баланс ребенка между возможностями, желаниями и умениями, с другой стороны, и требованиями со стороны социума. Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные отклонения и является основной критерием эффективности оказания помощи ребенку. Именно данные показатели можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально- психологического адаптирования. Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

 

28. Предмет, цель, задачи специальной психологии.

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

Задачи специальной психологии: 1. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями здоровья. 4. Разработка диагностических методик и способов коррекции различных типов нарушения. 5. Изучение проблем интеграции и интегрированного обучения. 6. Психологическое обоснование путей и методов пед. воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушения. Отрасли: олегофренопсихология (умственная), тифлопс (нарушение зрения); сурдопсихология (нарушение слуха); логопсихология (нарушение речи); патопсихология (психология распада психологической деятельности).








Date: 2015-07-01; view: 2463; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию