Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вторая высота
Несколько месяцев боролась Гуля с географией, историей, алгеброй, а главное – с собой. Выучить как следует уроки на завтра, хорошо, с блеском ответить один раз было не так трудно. Но наверстать все потерянное, пропущенное, вечно догонять, догонять, возвращаться назад, учить то, что другие уже давно выучили, – для этого и в самом деле нужно было много выдержки и терпения. Подошли экзамены. Балконная дверь и окна открыты настежь, и в комнату доносится медовый запах лип и акаций. Совсем близко, за поворотом тихой улицы, гремит и движется море. Не так‑то легко усидеть в такой чудесный день дома, особенно когда тебе всего тринадцать лет и на берегу тебя ждет лодка. Но Гуля разложила на столе книги, на стене развесила географическую карту и вместе с подругами готовится к экзамену. – Наша страна – самая большая из всех стран мира, – торжественно начинает она рассказывать первую главу учебника географии. Гуля рассказывает, а подруги ее, которым она придумала смешные прозвища – Леля Пончик и Лина Блин, – тоже не теряют времени даром: Лина раскрашивает зеленым карандашом пальмы на набережной Батуми в учебнике географии, а Леля рисует на обложке алгебраического задачника портрет почтмейстера Шпекина. Гуля строго и пристально смотрит на Лелю и Лину. – По рисованию экзамена не будет, – говорит она, – а на географии вы провалитесь. Вы даже не слушаете, что я рассказываю. Леля и Лина откладывают в сторону карандаши. – Ну что ты! Как это не слушаем! Рассказывай! Гуля крупными шагами прошлась из угла в угол. – Чтобы проехать в курьерском поезде нашу страну с западной границы во Владивосток, надо ехать двенадцать суток… – Вот бы хорошо! – задумчиво говорит Лина. – Едешь, едешь – и никаких тебе географий… – Ну, положим, без географии далеко не уедешь, – говорит Гуля и открывает новую страницу в учебнике. – Теперь – моря. Хочешь ты поплавать по морям, Пончик? – Я и так буду плавать на экзамене. Рассказывай ты, а я запомню. Гуля долго рассказывает про моря, а Леля и Лина, облокотившись на стол, слушают, как шумит за окном настоящее море. – Выкупаться бы! – вздыхает Лина. – Погоди, – говорит Гуля, – успеешь. Теперь – горы. Рассказывай ты. – Я? – пугается Лина. – Я знаю только животный мир тундры. – Сама ты тундра! Ну, не ленись, рассказывай. – Ты начинай, а я потом… Втроем, время от времени заглядывая в книжку, они одолевают горы. – Жарко! – стонет Леля. – Ну пойдем хоть разочек выкупаемся. Голова свежее станет! – Нет, – неумолимо отвечает Гуля. – Заниматься так заниматься! Надо пройти всю географию. – Всю! Зараз! А завтра? – Завтра будем повторять. – А когда же купаться? Гуля ничего не ответила. До пяти часов вечера она продержала Лелю и Лину в комнате. Когда она наконец захлопнула книгу, они даже не поверили своему счастью. – Неужели кончили, Гуля? – Кончили! Теперь – к морю! Вы что – думаете, мне не хотелось купаться? Еще больше, чем вам. И все три девочки наперегонки помчались по переулку в ту сторону, откуда доносился тяжелый, гулкий морской шум. Белая с красной полосой лодка отчалила от берега. – Пусть она сама плывет, – сказала Гуля и, подняв весло, легла на корму. Упругие зеленые волны мерно приподнимали и опускали лодку. Соленый ветер свежей ладонью прикасался к разгоряченным щекам девочек, трепал их волосы и воротники. Гуля жадно глотала вкусный морской воздух. – Ой, девочки, – сказала она, – как хорошо, как интересно жить на свете! – Да, было бы хорошо, – вздохнула Лина, – если бы только экзаменов не было. Гуля на минуту задумалась. – А я люблю экзамены, – сказала она медленно. – Хоть и страшновато бывает, а хорошо. – Гулька, ты врешь! – Нет, честное слово, не вру. Знаете, девочки, у меня перед экзаменом такое чувство бывает, как перед прыжком в воду. И холодно и страшно, а прыгнешь – и сразу станет жарко и весело. Леля пожала плечами: – Ну, кому весело, а кому и не очень. – А это от тебя зависит, чтобы было очень. И вот наступил день экзамена. Утро выдалось какое‑то особенное – синее, чистое, словно его выветрили морские ветры, омыли морские волны. Гуля надела белое, только что выглаженное платье. Ей было приятно, что оно такое светлое, свежее – без единой морщинки, без единого пятнышка. Внимательно глядя в зеркало, она причесала волосы и пошла в школу. Мать долго стояла у окошка и глядела ей вслед. Такая сосредоточенная и радостная уходила Гуля прежде только на съемку. В классе было тихо и торжественно. На доске коричневыми, зелеными и голубыми пятнами пестрела огромная карта СССР. Учительница географии Вера Андреевна, седая, спокойная, в незнакомом парадном платье, экзаменовала Гулину подругу Лелю. Ассистенты внимательно слушали еле внятное бормотание Лели. Указка в ее руке растерянно бродила по карте, словно не знала, на чем остановиться. – Засыпалась! – с ужасом шептала у Гули над ухом ее соседка Лина. – И я тоже засыплюсь. Ой, до чего я боюсь! А ты? Гуля подумала: «Боюсь?» И ответила: – Нет, не боюсь! И когда до нее донесся голос Веры Андреевны: «Королёва!», Гуля стремительно сорвалась с места. Кто‑то из ребят даже засмеялся. Но она, не оглядываясь, бросилась к столу экзаменаторов с таким видом, словно это был не стол, а барьер, который ей нужно было во что бы то ни стало взять. Ей показалось, что Вера Андреевна посмотрела на нее как‑то сбоку, опасливо и недоверчиво, и Гуля сразу вспомнила тот несчастный и позорный день, когда она стояла, опустив голову, у этой же самой «немой» карты и не могла показать ни одной реки, ни одной горы. Странное дело: тогда она и в самом деле была немая, эта большая географическая карта, и ровно ничего, ну как есть ничего не говорила Гуле, а теперь стоило только взглянуть на нее, и она каждой своей черточкой, каждой извилиной начинала напоминать и подсказывать. – Возьми билет, Королёва, – сказала Вера Андреевна. Сердце у Гули екнуло и на мгновение остановилось. Она поглядела на одинаковые клетчатые листки бумаги. «Который же из них мой? Ну, пусть этот – третий слева». Она развернула билет и громко прочла: – «Восточно‑Сибирская часть СССР». И сейчас же память послушно открыла перед ней ту самую страницу учебника, на которой было написано: «Восточно‑Сибирская горная страна расположена между рекой Енисеем и берегами Тихого океана». И, сделав над собой усилие, чтобы не говорить по учебнику слово в слово, Гуля, не переводя духа, принялась рассказывать. Длинная деревянная указка, следуя за ее рассказом, легко скользила по карте, то обрисовывая черные извилины рек, то обводя голубые окошки озер. Вера Андреевна слушала ее сначала с тревогой, потом с удивлением, потом с какой‑то особенной, задумчивой улыбкой. Когда Гуля на минуту опустила указку, Вера Андреевна посмотрела на своих ассистентов горделиво и вопросительно. Казалось, она хотела спросить их: «Видите, какова?» – Очень хорошо! Очень хорошо! Отлично! – в один голос сказали ассистенты. И Гуля, положив указку на стол, тихонько пошла на свое место. Щеки у нее горели, а губы сами собой продолжали шевелиться – должно быть, они все еще рассказывали что‑то про Восточную Сибирь. Домой она влетела как буря. – Мама! «Отлично»! – крикнула она еще с порога. И вдруг, словно пораженная какой‑то неожиданной мыслью, Гуля замолкла и села у стола, опустив голову на руку. – О чем ты, Гуленька? – спросила мама. – Не знаю, как тебе сказать, – ответила Гуля задумчиво. – Грустно немножко. – Грустно? – удивилась мама. – Отчего же? Ведь ты сегодня победительница. – Да нет, не грустно. Я не так сказала. Пусто как‑то. Вот понимаешь, столько дней я спешила, гнала, боялась не успеть. А теперь будто с поезда на ходу спрыгнула. Приехали! Некуда дальше. Мама покачала головой: – Что ты, Гуля! Какое там приехала – твоя дорога только начинается. Разве ты сама не чувствуешь? – Да, конечно, – сказала Гуля. – А знаешь, мама, сегодня на экзамене мне почему‑то вспомнилось, как я барьер брала. Помнишь, в «Дочке партизана»? Сивко меня чуть не сбросил тогда. И сбросил бы, если бы я на него не рассердилась как следует. – А теперь ты на кого рассердилась? – На себя… Шутка ли сказать, до того дошло, что ты мне чуть‑чуть репетитора не наняла! Репетитора!.. – Это я тебя только пугала, Гуля. – Хитрая, знала, чем пугать. Ну вот, я испугалась да со страху и расхрабрилась. Взяла второй барьер. – Этот барьер, Гуленька, повыше прежнего. А дальше будут и еще выше. – И те возьмем! – закричала Гуля и вдруг подбросила свернутую трубкой карту до самого потолка. – Тише, Гуля, что за неуважение к географии! Гуля ловко подхватила сверток на лету. – Нет, я ее уважаю, я ее обожаю. Только до осени я запрячу все эти карты куда‑нибудь подальше! Да и учебник заодно.
|