Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие пособия по временной нетрудоспособности





 

Пособие по временной нетрудоспособности – это денежная выплата за счет средств Фонда государственного социального страхования, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным причинам, которые предусмотрены законодательством.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в следующих случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма). Выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (п.1 ст.6 Закон 255-ФЗ);

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи. Не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи (п.5 ст.6 ФЗ-255);

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке не дееспособным. Выплачивается за весь период карантина (п.6 ст.6 ФЗ-255);

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении. Выплачивается за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно (п.7 ст.6 ФЗ-255);

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Выплачивается не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболеванием туберкулеза (п.2 ст.6 ФЗ-255)[1].

Также, к пособиям по временной нетрудоспособности относят и пособие по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности является одним из основных источников средств к существованию застрахованного лица и членов его семьи.

Определяющим признаком пособия по временной нетрудоспособности, отличающим его от пенсии по инвалидности и иных видов пособий, является характер нетрудоспособности как основание выплаты в случае утраты способности к труду в конкретных условиях труда.

Правовые нормы, которые регулируют пособия по временной нетрудоспособности, обладают относительной однородностью и самостоятельностью, нормативной обособленностью и единством целевого назначения, и в целом обеспечивают комплексное регулирование и образуют самостоятельный правовой институт. Правовой институт пособий по временной нетрудоспособности входит в состав отрасли права социального обеспечения, обладает собственными правовыми принципами и своеобразием.

Сущность правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности проявляется в системе правовых принципов.

Принципы правового института пособий по временной нетрудоспособности:

1.Государство обязано во всех случаях временной утраты трудоспособности обеспечить пособиями всех застрахованных лиц

2.Государство гарантирует выплату пособий всем застрахованным лицам.

Функции пособий по временной нетрудоспособности представляют собой преломление более общих функций социального обеспечения.

Более важными в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности исходя из средства создания достаточных материальных условий для восстановления трудоспособности рассматривают обеспечительную, защитную и реабилитационную функции.

Развитие законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности с 1917 года и до современности показывает, что на протяжении всей истории развития законодательства о пособиях оно всегда сильно реагировало на социально-политическую и экономическую ситуацию в стране. Например, это характерно для периода становления пролетарского государства (1917-1933гг.)

Нормативно-правовые акты, которые регулируют обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, являлись инструментом решения политических, производственных и экономических задач. Их действие распространялось на рабочих и служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, не касаясь основной массы трудящихся - крестьянство, ремесленников и лиц свободных профессий. Вместе с тем нельзя не отметить, что для того времени эти акты были прогрессивными, устанавливая достаточно высокий уровень обеспечения пособиями на началах фактического участия самих трудящихся в управлении социальным страхованием через страховые (больничные) кассы.

Дальнейшее развитие законодательства об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности в период управления социальным страхованием профсоюзами(1933-1992гг.) характеризуется четко выраженным приоритетом производственных функций над социальными. Это выражалось в установлении зависимости права на получение пособия и его размеров от непрерывного трудового стажа и условий обеспечения пособиями по отраслям народного хозяйства, введении санкций для нарушителей дисциплины труда. В этот период была установлена и зависимость размеров пособий от членства в профсоюзе. Только в 60-х годах было введено социальное страхование членов колхозов. Оно было построено на примере государственного социального страхования временной нетрудоспособности рабочих и служащих, но в то же время содержало ряд дискриминационных положений, ставящих колхозников в худшее положение по сравнению с рабочими и служащими.

На протяжении всего развития законодательства о социальном страховании был характерен один общий недостаток всей системы советского законодательства, - декларативность законодательных актов, содержащих общие положения и принципы, с детальным регулированием порядка и условий реализации права на пособие по временной нетрудоспособности на уровне подзаконных актов.

Другая негативная черта законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности - это наличие большого количества разноуровневых нормативно-правовых актов, запутанность и неупорядоченность, что создавало сложности в правоприменение и приводило к ущемлению прав застрахованных лиц. Акты комплексного характера принимались довольно редко.

На ряду с этим, различными органами принималось немалое количество разрозненных нормативных актов по вопросам обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности.

В настоящий момент нормотворческую деятельность в данном направлении выполняет Фонд Социального Страхования Российской Федерации.

Несмотря на то, что это учреждение не обладает правом на издание нормативных актов, принимаемые им Положения, Постановления, Инструкции и иные документы общеобязательного характера, чаще всего не согласуются с действующим законодательством и содержат противоречивые Положения.

Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пособие по временной нетрудоспособности.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и иными федеральными законами[2].

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

а) лица, работающие по трудовым договорам.

Лицами, работающими по трудовому договору признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны приступить к работе, а также те лица, которые допущены к работе в соответствии с трудовым законодательством;

б) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие.

Государственный гражданский служащий – работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы РФ и получающий денежное вознаграждение за счет средств бюджета РФ; состоят на правоохранительной или военной службе(п.1 ст.3 ФЗ-79).

Муниципальная служба в РФ - профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора(п.1 ст.2 ФЗ-25);

в) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных районов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ;

г) иные категории граждан, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования РФ[3].

Законодательными, нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов РФ в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду также подлежат обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в том числе:

1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ(ст.11 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств. К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном законе порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.11 НК РФ);

3) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

К данной категории граждан относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. К страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


Date: 2015-06-11; view: 2350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию