Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Роль праздников в политике





Роль праздников в политике.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

 

Праздничная культура к началу XXI века расслоилась и резко дифференцировалась. Произошло явное изменение ценностных ориентаций. Современный праздничный календарь весьма хаотичен. В нем трудно заметить стройную систему, а главное, не просматриваются тенденции, ведущие к упорядочиванию общественного досуга в различных системах праздников, вносящие ритм в социальное пространство значимых событий. Разрушение системы праздничных традиций ведет к состоянию бесперспективности, разрыву преемственности и ослаблению культурной связи поколений, разрушению единства социально-культурного пространства, неясности статуса религиозно-праздничной культуры, нескоординированности новых государственных праздников.

 

Для того чтобы понять какую педагогическую задачу ставят перед собой праздники, необходимо сначала разобраться, что есть на самом деле праздник.

 

Понятие «праздник»

 

Культуролого-антропологические особенности праздника представляют собой сложное явление с множеством взаимозависимостей и обусловленностей, многогранностью и чрезмерной вариативностью, что не позволяет трактовать его как простую механистическую сумму слагаемых. Обосновать теоретическую сущностью массовых праздников, объяснить его роль в культуре и общественной жизни, руководствуясь каким-то одним принципом, невозможно. Вбирая в себя опыт всех культур и национальной культуры, в частности, праздник предстает собой сложный синтез, по-своему использующий различные виды художественной деятельности. Праздник не раз становился объектом научного филологического изучения. То обстоятельство, что проблема праздника рассматривалась в рамках специальных наук, обусловило отсутствие целостного определения праздника. Само слово "праздник" заимствовано из церковно-славянского и восходит к древнерусскому "порожънь", что означает "порожний, то есть свободный, незанятый, иными словами праздный".

У В. И. Даля этимологический ряд выглядит следующим образом:
"праздный, о месте, просторе, незанятый, пустопорожний; праздновать,
быть праздным, или не делать, не работать". Сам праздник Даль трактует
как "день посвященный отдыху, не деловой, не работный,
противоположное будень, день празднуемый по уставу церкви или же по
случаю, относящемуся до местности, до лица" Однако, в протославянском слоговом письме слово праздник расшифровывается как слагаемые взаимосвязанных смыслов и представляет собой П-Ра-З-Д-Ни-К - песня Богу-солнцу «Ра» доходит до любой души. То есть, в данном случае праздник есть прославление Солнца-Бога Ра, совершаемое звучно и, очевидно. Коллективно с высоким эмоциональным настроем, что позволяет донести его чувства и смыслы до всякой души.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни — это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей… их отличительная черта, была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая удобная одежда, замкнутость досуга.

Будням противопоставлялись праздники — время отдыха, веселья, радости, ощущение полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира, по народным представлениям. Праздники и церемонии конструируют жизнь человека. Они подхватывают его и момент рождения и посвящают в полновесные члены общества. Праздник приподнимает над обыденностью и ставит в точку единение прошлого, настоящего и будущего. Ежегодное празднование события придает ему важность на уровне вечности.

Таким образом, слово "праздник" означает определенный период
времени, когда не занимаются практическими делами. При этом он включает в себя важные действия, связанные с высоким эмоциональным настроем, который не только нужно поддерживать, но и включать в него окружающих, создавая в них ответное чувство, на основе чего происходит объединение и включение всех в общее действие-состояние. Одновременно, оно характеризует такое время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде, ритуале, т. е. в определенном символическом действии. Праздничная культура несет за собой огромную смысловую нагрузку: это морально - нравственное воспитание, политическое воспитание, эмоциональная разгрузка - хауз.

«Само слово праздник…» И.М. Снегирев

В русской науке последнее толкование праздника восходит к И.М. Снегиреву.
"Само слово праздник, - писал он, - выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд -знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом".
В России исследовательский интерес к феномену праздника возникает в 30-е годы XIX века. Первым сформулировал теоретическое определение праздника и сумел охарактеризовать ряд его существенных моментов Снегирев. Заслугой Снегирева является то, что он не связывал праздник ни с одним из видов трудовой деятельности, ни с одной из сторон духовного мира людей, а с народным миропониманием и жизнью в целом. По сути дела, праздник в его трактовании – есть особое миропонимание, которое ритуализирует сознание, производит эмоциональную зарядку-разрядку и объединяет людей.

Снегирев и его последователи впервые обратили внимание на соотнесенность праздников со свободным временем и временем вообще. Праздничные дни, названные именами святых или событиями церковного календаря, истолковывались ими как обозначение периодов времяисчисления в соответствии с теми календарными циклами, которые заложены в самой природе, в смене времен года. С этим связана предпринятая Снегиревым попытка периодизации типов праздника по сезонам, что легло впоследствии в основу цикловой концепции праздника. В силу этого, своеобразие народных праздников и праздничной обрядности подчиняется делению года на летний и зимний циклы, причем весна предстает преддверием лета, а осень - зимы. Порядок праздников в продолжение года протекает в виде восходящей кривой от Рождества к Ивану Купале и нисходящей – от Ивана Купалы к Рождеству. Эти кривые зафиксировали не просто связь этого явления с жизнью природы, но и указали на привязанность праздничных дней к
переломным, кризисным ее моментам, наиболее сильным и значительным в природу и, следовательно, жизни людей.

По сути дела, праздник впервые был рассмотрен как международное, межнациональное явление, в котором множество наднациональных аспектов, отвечающих эмоциональным потребностям и природным наблюдениям всех народов. Веселовский полагал, что русские святки в значительной степени адекватны римским сатурналиям. Он проанализировал их продолжительность (в обоих случаях по 12 дней), главных персонажей, ориентированность на «нечистую» силу, множественные обряды гаданий и их атрибутику и др., что во многом оказалось сходным Постепенно праздники были приурочены к торжествен­ные обряды, от пунктуального выполнения которых зависит благополучие и само существование общины. К праздникам карнавального типа относятся те, которые направлены на временное нарушение общепринятых норм. Возникновение этих праздни­ков связано с мифологическими представлениями. К примеру, описание праздников времен арха­ичной культуры, основанных на реализации антиповедения, встречаем. Целью этих праздников было поддержание порядка во вселен­ной, путем моделирования и проигрывания ситуации, связанной с трансфор­мацией хаоса в космос, который ассоциировался с определенными идеалами группы и, по представлению празднующих, уже был некогда возведен пред­ками. Для перевоплощения в предков и воссоздания их деяний использова­лись такие приемы, как театрализация, ряженье, маскирование. Воспроизве­дению празднующими первого акта творения предшествовало возвращение к состоянию хаоса, который, как они полагали, обладал необходимой энергией для создания космоса. Необходимое состояние хаоса в праздничных ритуалах достигалось с помощью оргий, упразднения действующих в обычное время разнообразных табу и запретов.

В процессе развития праздники карнавального типа наделялись новым смыслом для представителей социума, в котором функционировали, будучи напрямую связаны с ценностями, подтверждающими его культурную тожде­ственность, оригинальность, приверженность традициям. Включенные в них ритуалы и обряды постепенно приобретали статус вторичных ценностей, удовлетворяющих интеллектуальные и эмоциональные потребности, связан­ные с праздником. Наряду с обогащением художественных форм и социаль­ного обрамления карнавальных праздников, происходило значительное уси­ление их развлекательного компонента.

Разновидностью "трудовой" теории является концепция В. Я. Проппа (Русские аграрные праздники., М., 1956), согласно которой: 1) в основе народных праздников лежит мифология; 2) обрядово-зрелищным формам праздника свойственно магическое содержание; 3) праздничные обряды, развлечения и игры – это своего рода модель повседневного крестьянского труда, где праздник является своеобразным его продолжением, свободным (творческим) повторением сложившихся в труде навыков, обычаев, отношений.

«…: будни – необходимая обуза, праздник – желательная атмосфера …»,М. М. Бахтин.

Наиболее четко концептуально представлена теория М. М. Бахтина, изложенная в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (М., 1978). Согласно ей, праздник есть итоговая форма дублирования труда, он результирует труд, подводит итоги трудового цикла, подготавливает участников праздника к новой фазе трудовой жизни. При этом, в нем позиционируется народный идеал жизни, с которым он связан изначально. Праздник, по Бахтину, не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, она оформлена игровым способом и, следовательно, связана с человеческой культурой.

Бахтин дает наиболее емкое понятие праздника. "Празднество- это очень важная первичная форма человеческой культуры. Оно всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание. Никакое "упражнение" в организации и усовершенствовании общественного процесса, никакая "игра в труд" и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно идеологической. Определяя праздник как "первичную форму культуры", Бахтин указывает на очень важное обстоятельство, что данное понятие нельзя вывести, а, следовательно, и объяснить до конца, исходя из практических условий и целей. Это положение и явилось с методологической точки зрения принципиальным для теории праздника.

В процессе развития праздники наделялись новым смыслом для представителей социума, в котором функционировали, будучи напрямую связаны с ценностями, подтверждающими его культурную тожде­ственность, оригинальность, приверженность традициям. Включенные в них ритуалы и обряды постепенно приобретали статус вторичных ценностей, удовлетворяющих интеллектуальные и эмоциональные потребности, связан­ные с праздником. Наряду с обогащением художественных форм и социаль­ного обрамления карнавальных праздников, происходило значительное уси­ление их развлекательного компонента.

В традиционной культуре всех народов праздники занимали значительное место не только по своей эмоциональной нагрузке, но и временной продолжительности. Праздники суммировано длились зачастую до 7-8 месяцев, причем все общество без исключения было включено в эти действа. Участие в них было различным, значительная часть населения обслуживала их (в современном понятии – индустрия развлечений), остальная – выступала в качестве активно действующих субъектов. Таким образом, социум работал сравнительно немного и жил, в общем, бедно.
Праздник создает свой иллюзорный мир, который так же на время становится реальностью и является реализацией или ступенью к реализации надежд и идеалов. При этом иллюзорная реальность настолько ярка, что часто вытесняет реальную жизнь как обедненную эмоциями и радостью. В результате создает эмоциональное восприятие будней и праздников как пары эмоциональных противоположностей: будни – необходимая обуза, праздник – желательная атмосфера. В силу этого праздники не только временно ранжировали жизнь, но и создавали эмоциональные кордоны, которые четко запечатлевались в празднике.
Цель праздника - сообщить будням недостающие им началафантазии, тайны. При этом рационально-мыслительное отношение к тому, что происходит во время праздника, привело бы к его уничтожению, рассогласованию его прочной эмоциональной атмосферы. Рефлексия в этой ситуации невозможна. Противопоставление праздника действительности – одна из определяющих его черт. Это дает нам право соотнести праздник с мифом. Последний связан с воссозданием событий, имевших место в прошлом. Праздничные ритуалы воспроизводят не повседневное, а мифологическое время. Поэтому праздник связан с остановкой повседневного исторического времени и событий и включенностью во время и события мифологические. Принцип контраста между повседневной и праздничной жизнью универсален для всех традиционных культур.Смысл праздничных ритуалов заключается в том, чтобы овладеть энергией, и не дать космосу разрушиться и вернуться в состояние хаоса. Не случайно после праздников его участники достаточно длительное время (до 7-10 дней) сохраняют приподнятое настроение, надежды, эмоции, часто погружаются в воспоминания о прошедшем, воспринимая их как реальность, шутки как обязательность и др.

Рассуждая о функциях праздника, И. Хейзинга настаивает на компенсаторном его значении. Праздник предстает контрастом по отношению к жизни, является наслаждением, радостью жизни. Праздничная жизнь, как в ритуальном, так и в неритуальном смыслах сосредотачивалась вокруг пиров. Традиция и символика пиршества уходит в глубокую истории. Кроме того, присутствие темы еды в празднике выступает как знак обращения к новым небудничным ценностям, как фрагмент идеальной жизни - изобильной и щедрой. Знаковостью времени становится демонстрация праздности. Но, одновременно с этим, именно здесь вершились все переговоры и практические дела. То есть, демонстрация праздности не становилась препятствием для успешного ведения дел, более того, именно на праздниках собирались почти все нужные люди, и вопросы можно было решать более эффективно. То есть, в силу распространения видимости праздного образа жизни, сама частная жизнь приобретает публичный характер, становится объектом сознательной демонстрации.

Праздничное поведение во многом условно: момент искусства заключается в том, что люди, попадая в новые социальные отношения, сохраняют старые, как бы преодолевая их. «Праздник - это ритуал поклонения жизни, в ее наивысшем проявлении, он воплощает в себе всю красоту мира и возможное на земле счастье, направлен на умножение высших ценностей человеческого бытия». - отмечал Бахтин.

В современном же мире зачастую праздник уходит за рамки значения «хауса» и понятия «космического» праздника. Праздничные действия действительно приобретают вид беспорядка и состояния хауса, но уже с отрицательным смыслом. Веселье в таком случае не приносит человеку морального насыщения, положительных эмоций, а лишь травмирует его психику и организм, теряя основное значение праздника - воспитание духовной нравственности населения.


Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников. Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и, во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта. Они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

К.Е. Маковский «Святочные гадания»

Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности – родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Начинали цикл Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 6 января до Крещения 19.

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения – «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого двунадесятого православного праздника – Сретения Господня, отмечаемого 15 февраля по новому стилю. Считается, что в этот день зима с летом встречаются.

Масленица

Воистину народным праздником считается Масленица. Ее празднование связано с лунным календарем: оно начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля – начало марта. Масленица длится целую неделю и традиционно связана с проводами зимы и встречей весны.

Перекликается с народными традициями и православный Праздник Праздников – Пасха, Светлое Христово Воскресенье. В это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово.

Православные праздники сохранили себя и в период советской власти, хотя празднование их не одобрялось властью, церковь еще в 1918 году была отделила от государства. Государство находило иных пути влияние на сознание людей, исключая религию.

Самым главным праздником считалась Пасха. Все церковные праздники делятся на несколько групп в зависимости от значимости для верующего людей.

К великим праздникам относились Рождество, Пасха и Троица. Они назывались Господскими, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа. Кроме них существует Богородичные праздники. Вместе с другими они составляют годовой круг — 12 главных праздников. Такие праздники назывались двунадесятые и отмечались 2—3 дня.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многое зависит от дня Пасхи, который каждый год приходился на разное число. Соответственно менялись и дни, на которые попадали праздники. Но большинство являются неподвижными, так как бывают в один и тот же день года.

Малые праздники (полупраздники) устраивались в память святых покровителей того или иного ремесла, домашних животных, в память месточтимых святых, в дни начала или окончания полевых работ. Малыми праздниками считались также кануны больших праздников, например, Сочельники, воскресенье перед Масленицей. Маслеными считались и мужские и женские сборища: никольщины, моргосья.

Праздником в России считалось воскресенье, наступавшее через 6 дней. Он был принят как день отдыха еще древними славянами.Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось, как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. В русском быту существовали семейные праздники: именины, семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни родственников.

Общинные праздники длились несколько дней. Многие из них справлялись предпраздником и попразднеством. Предпраздник был необходим для создания у людей определенного психологического настроя на праздник. Попразднеством решало задачу выведения человека из праздничной гульбы в будничную, повседневную жизнь.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливали «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких-либо бедствий — эпидемий, засухи, пожара, падежа скота.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважение. Оно выражалось в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей — «День свят — все дела спят», в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении людей быть красивыми и нарядными, в желании сделать общение более приятным и радостным. Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одеты люди — неуважением к празднику.

Что касается обрядов, связанных с рождением, родами, то они окружались покровом тайны, а крещение ребенка происходило торжественно в присутствии близких людей.

Все эти праздники были насыщены глубоким смыслом. Каждый нес с собой особую значимость. Праздники ждали и чтили как что - то возвышенное. Праздники были связаны с библейскими событиями и церковными обычаями. Подготовка к торжеству требовала много времени и затрат. Каждое событие несло за собой предысторию, которая нравственно воспитывала поколение.

Но сегодня, как показывают социологические опросы, дети начальных классов в современной России не знают, что такое народные традиции, народные праздники, обряды. Лишь 20% опрошенных детей имеют о них представление благодаря своим бабушкам и дедушкам. В средних и старших классах ситуация немногим лучше. Отсюда вывод: воспитание истинно русского гражданина, патриота своей Родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся на Руси как в дохристианскую, так и в христианскую эпохи.

Работа нравственно – духовной направленности “Православные праздники на Святой Руси” предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Целью этой работы является повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к основам православной культуры.Цикл занятий включает в себя содержание, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытые истории.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта.

Date: 2015-07-17; view: 818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию