Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование внешней политики государств. Идеология и международные отношения
Вопросы: 1. Государство как часть системы международных отношений. 2. Влияние внутренних факторов на формирование внешней политки. 3. Внешнеполитическая деятельность государства и задачи, стоящие перед ней. 4. Что мы понимаем под средой международных отношений. 5. Что мы понимаем под внешней средой международных отношений.
Свобода действий каждого государства на международной арене ограничена рамками системы международных отношений, частью которой оно является. Поэтому его внешнюю политику следует рассматривать не изолированно, а в контексте определённой системы МО. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущий уровень своей интеграции в международные процессы, государства автономны по отношению к системам международных отношений. Наряду с внешними факторами значительное, а подчас определяющее влияние на формирование их внешней политики оказывают внутренние факторы развития. Внешние и внутренние факторы находятся в постоянной диалектической взаимосвязи. Внутренние факторы становятся определяющими при формировании внешнеполитического курса в тех случаях, когда потребности развития государства диктуют ему необходимость изменения существующего международного порядка. Однако если правящий режим превращает внешнюю политику государства в инструмент решения собственных внутриполитических задач, нарушается оптимальное соотношение между внутренними и внешними факторами её формирования. В этом случае внешняя политика становится неэффективной, что ведёт государство к поражениям на международной арене. Успешность внешней политики государства напрямую зависит от того, в какой степени она учитывает как основные тенденции мирового развития, так и особенности самой системы международных отношений. Независимо от специфики внутренних процессов в той или иной стране, природы её политического режима, господствующей идеологии, субъективных симпатий и антипатий правящих кругов, её внешнеполитический курс во многом определяется состоянием всей системы МО. Каждое государство стремится реализовать во внешнеполитической деятельности прежде всего свои национально-государственные интересы. К ним относятся защита его суверенитета и территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, создание максимально благоприятных международных условий для его устойчивого экономического и социально-политического развития. Однако определение путей и способов решения этих фундаментальных задач во многом субъективно и зависит в первую очередь от идейно-политических установок и ценностей, которым привержены правящие круги. Во внешней политике любого государства присутствует определённая идеология. Она придаёт ей необходимую легитимность в глазах собственных граждан. В зависимости от того, в какой мере та или иная идеология соответствует историческим реальностям и тенденциям мирового развития, а также существующему международному порядку, она может быть как конструктивным, так и деструктивным фактором международной жизни. Наиболее опасную, разрушительную роль играют идеологии тоталитарного толка, особенно в тех случаях, когда на их основе строится внешняя политика великих держав. В истории XX в. такие идеологии в разное время определяли внешнеполитический курс Германии, Японии, Италии, Советского Союза, Китая. Подчинение внешней политики великой державы идеям тоталитаризма находит выражение прежде всего в её стремлении к региональной или мировой гегемонии. Такой внешнеполитический курс противоречит принципу равновесия системы МО, подрывает международную безопасность, а в конечном счёте — и безопасность данной страны. Применительно к Версальско-Вашингтон-скому порядку яркими примерами подобного рода стали внешняя политика нацистской Германии и милитаристской Японии. Что касается Советского Союза, то решающее влияние на формирование его внешней политики оказывала идеология марксизма-ленинизма. Рассматривая развитие человечества как закономерный и неизбежный переход от капитализма к социализму и коммунизму, она нацеливала внешнеполитическую стратегию СССР на максимальное укрепление позиций социалистического лагеря и развитие мирового революционного процесса как путём распространения коммунистических идей, так и посредством внешней экспансии. Тоталитарные идеологии могут проявляться и во внешней политике средних и малых государств. В этом случае они либо начинают борьбу за господство в своём регионе, либо, если их ресурсов для этого недостаточно, впадают в другую крайность — самоизоляцию от остального мира (как, например, социалистическая Албания или КНДР). Внешняя среда системы международных отношений Как и всякая общественно-политическая система, система международных отношений существует в определённой внешней среде, с которой она непрерывно взаимодействует. Разграничение понятий «система» и «среда» позволяет более чётко определить сферу компетенции истории международных отношений, её отличие от других исторических и политических дисциплин. В самом общем виде под средой системы понимается то, что ее окружает. Однако это слишком общее представление, необходимо конкретизировать. Применительно как к природным, так и к социальным системам существует не только внешняя, но и внутренняя среда. Различают также и социальную среду – под ней подразумевают совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений и Внесоциальную среду - многообразие природного окружения, географические особенности, распределение естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.д. Внешняя среда – это окружение системы, которая влияет на определенные ограничения системы – климат, ландшафт, конфигурация границ и т.д. Иногда такое влияние бывает чрезвычайно большим, если не определяющим Постоянным внешним фактором, оказывающим влияние на международные отношения, является географическая среда. Взаимодействие международной системы и географической среды изучает геополитика, которая играет заметную роль и в рамках системного подхода. Вместе с тем геополитика не может претендовать на универсальное объяснение природы и закономерностей международных отношений, поскольку любая международная система имеет собственную специфику и не детерминирована одной только геополитической средой. При всей своей значимости объективные геополитические факторы не являются определяющими в развитии международных отношений. Всё возрастающую роль в них играют факторы субъективные, то есть порождаемые деятельностью людей3. Система международных отношений существует и в исторической среде. Её образует мировой историко-политический процесс в целом, а также история входящих в систему МО отдельных государств и народов. Историческая среда является предметом изучения таких гуманитарных дисциплин, как всеобщая история, а также активно разрабатываемая в последнее время история цивилизаций. Внутреннее развитие того или иного государства, будучи самостоятельной исторической реальностью, так же как и географическая среда, представляет собой внешний фактор по отношению к международной системе, в которую это государство включено. Воздействуя на систему международных отношений посредством внешней политики, государство превращает факторы своего внутреннего развития в факторы существования системы. Таким образом, внешнюю политику каждого отдельно взятого государства можно рассматривать как инструмент взаимодействия международной системы и её исторической среды. Ещё одну группу внешних факторов составляют международные процессы, протекающие в исторической среде и затрагивающие несколько стран или же мировое сообщество в целом. В истории XVIII—XIX вв. к ним относились, например, формирование обширных колониальных империй и мирового рынка, а в истории XX в. — подъём национально-освободительных движений, демократизация общественной жизни во многих государствах мира, распространение новых массовых идеологий, научно-техническая революция и появление «ядерного фактора» в мировой политике, резкое обострение экологической, демографической и других глобальных проблем и т. д. В последние десятилетия в международной жизни бурно развиваются такие качественно новые процессы, как глобализация передачи информации, финансовых потоков, миграции населения, международной преступности и т. д. Глобализация исторической среды, растущая взаимозависимость стран и народов налагают новые ограничения на суверенитет государств и уменьшают свободу их действий на международной арене. Разграничение внутренних и внешних факторов, определяющих эволюцию системы международных отношений, позволяет представить её историческое существование как процесс непрерывного взаимодействия внутренних факторов жизни системы и факторов её географической и исторической среды. При этом срок жизни каждой системы зависит в первую очередь от того, насколько она способна соответствовать меняющимся реальностям исторического развития и коренным интересам её основных участников.
12
|