Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование внешней политики государств. Идеология и международные отношения

 

Вопросы:

1. Государство как часть системы международных отношений.

2. Влияние внутренних факторов на формирование внешней политки.

3. Внешнеполитическая деятельность государства и задачи, стоящие перед ней.

4. Что мы понимаем под средой международных отношений.

5. Что мы понимаем под внешней средой международных отношений.

 

 

Свобода действий каждого государства на международной аре­не ограничена рамками системы международных отношений, ча­стью которой оно является.

Поэтому его внешнюю политику сле­дует рассматривать не изолированно, а в контексте определённой системы МО. Вместе с тем, несмотря на постоянно растущий уро­вень своей интеграции в международные процессы, государст­ва автономны по отношению к системам международных отно­шений.

Наряду с внешними факторами значительное, а подчас определяющее влияние на формирование их внешней политики оказывают внутренние факторы развития. Внешние и внутренние факторы находятся в постоянной диалектической взаимосвязи.

Внутренние факторы становятся определяющими при формиро­вании внешнеполитического курса в тех случаях, когда потребно­сти развития государства диктуют ему необходимость изменения существующего международного порядка. Однако если правящий режим превращает внешнюю политику государства в инструмент решения собственных внутриполитических задач, нарушается оп­тимальное соотношение между внутренними и внешними фак­торами её формирования. В этом случае внешняя политика ста­новится неэффективной, что ведёт государство к поражениям на международной арене.

Успешность внешней политики государства напрямую зависит от того, в какой степени она учитывает как основные тенденции мирового развития, так и особенности самой системы междуна­родных отношений. Независимо от специфики внутренних про­цессов в той или иной стране, природы её политического режи­ма, господствующей идеологии, субъективных симпатий и анти­патий правящих кругов, её внешнеполитический курс во многом определяется состоянием всей системы МО.

Каждое государство стремится реализовать во внешнеполи­тической деятельности прежде всего свои национально-государ­ственные интересы. К ним относятся защита его суверенитета и территориальной целостности, обеспечение национальной бе­зопасности, создание максимально благоприятных международ­ных условий для его устойчивого экономического и социально-политического развития. Однако определение путей и способов решения этих фундаментальных задач во многом субъективно и зависит в первую очередь от идейно-политических установок и ценностей, которым привержены правящие круги.

Во внешней политике любого государства присутствует оп­ределённая идеология. Она придаёт ей необходимую легитим­ность в глазах собственных граждан.

В зависимости от того, в какой мере та или иная идеология соответствует историческим реальностям и тенденциям мирового развития, а также существу­ющему международному порядку, она может быть как конструк­тивным, так и деструктивным фактором международной жизни. Наиболее опасную, разрушительную роль играют идеологии то­талитарного толка, особенно в тех случаях, когда на их основе строится внешняя политика великих держав. В истории XX в. та­кие идеологии в разное время определяли внешнеполитический курс Германии, Японии, Италии, Советского Союза, Китая. Под­чинение внешней политики великой державы идеям тоталита­ризма находит выражение прежде всего в её стремлении к регио­нальной или мировой гегемонии. Такой внешнеполитический курс противоречит принципу равновесия системы МО, подрывает международную безопасность, а в конечном счёте — и безопас­ность данной страны. Применительно к Версальско-Вашингтон-скому порядку яркими примерами подобного рода стали внешняя политика нацистской Германии и милитаристской Японии.

Что касается Советского Союза, то решающее влияние на фор­мирование его внешней политики оказывала идеология марксиз­ма-ленинизма. Рассматривая развитие человечества как законо­мерный и неизбежный переход от капитализма к социализму и коммунизму, она нацеливала внешнеполитическую стратегию СССР на максимальное укрепление позиций социалистическо­го лагеря и развитие мирового революционного процесса как пу­тём распространения коммунистических идей, так и посредством внешней экспансии.

Тоталитарные идеологии могут проявляться и во внешней по­литике средних и малых государств. В этом случае они либо на­чинают борьбу за господство в своём регионе, либо, если их ре­сурсов для этого недостаточно, впадают в другую крайность — самоизоляцию от остального мира (как, например, социалисти­ческая Албания или КНДР).

Внешняя среда системы международных отношений

Как и всякая общественно-политическая система, система международных отношений существует в определённой внеш­ней среде, с которой она непрерывно взаимодействует. Разгра­ничение понятий «система» и «среда» позволяет более чётко определить сферу компетенции истории международных отно­шений, её отличие от других исторических и политических дисциплин.

В самом общем виде под средой системы понимается то, что ее окружает. Однако это слишком общее представление, необходимо конкретизировать. Применительно как к природным, так и к социальным системам существует не только внешняя, но и внутренняя среда. Различают также и социальную среду – под ней подразумевают совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений и

Внесоциальную среду - многообразие природного окружения, географические особенности, распределение естественных ресурсов, существующих естественных границ и т.д.

Внешняя среда – это окружение системы, которая влияет на определенные ограничения системы – климат, ландшафт, конфигурация границ и т.д. Иногда такое влияние бывает чрезвычайно большим, если не определяющим

Постоянным внешним фактором, оказывающим влияние на международные отношения, является географиче­ская среда. Взаимодействие международной системы и геогра­фической среды изучает геополитика, которая играет заметную роль и в рамках системного подхода. Вместе с тем геополитика не может претендовать на универсальное объяснение природы и закономерностей международных отношений, поскольку лю­бая международная система имеет собственную специфику и не детерминирована одной только геополитической средой. При всей своей значимости объективные геополитические факторы не являются определяющими в развитии международных отно­шений. Всё возрастающую роль в них играют факторы субъек­тивные, то есть порождаемые деятельностью людей3.

Система международных отношений существует и в исто­рической среде. Её образует мировой историко-политический процесс в целом, а также история входящих в систему МО от­дельных государств и народов. Историческая среда является предметом изучения таких гуманитарных дисциплин, как все­общая история, а также активно разрабатываемая в послед­нее время история цивилизаций. Внутреннее развитие того или иного государства, будучи самостоятельной исторической ре­альностью, так же как и географическая среда, представляет собой внешний фактор по отношению к международной сис­теме, в которую это государство включено. Воздействуя на сис­тему международных отношений посредством внешней поли­тики, государство превращает факторы своего внутреннего раз­вития в факторы существования системы. Таким образом, вне­шнюю политику каждого отдельно взятого государства можно рассматривать как инструмент взаимодействия международной системы и её исторической среды.

Ещё одну группу внешних факторов составляют международ­ные процессы, протекающие в исторической среде и затраги­вающие несколько стран или же мировое сообщество в целом. В истории XVIII—XIX вв. к ним относились, например, формирование обширных колониальных империй и мирового рын­ка, а в истории XX в. — подъём национально-освободительных движений, демократизация общественной жизни во многих го­сударствах мира, распространение новых массовых идеологий, научно-техническая революция и появление «ядерного факто­ра» в мировой политике, резкое обострение экологической, де­мографической и других глобальных проблем и т. д. В послед­ние десятилетия в международной жизни бурно развиваются такие качественно новые процессы, как глобализация передачи информации, финансовых потоков, миграции населения, меж­дународной преступности и т. д. Глобализация исторической среды, растущая взаимозависимость стран и народов налага­ют новые ограничения на суверенитет государств и уменьшают свободу их действий на международной арене.

Разграничение внутренних и внешних факторов, определя­ющих эволюцию системы международных отношений, позво­ляет представить её историческое существование как процесс непрерывного взаимодействия внутренних факторов жизни си­стемы и факторов её географической и исторической среды. При этом срок жизни каждой системы зависит в первую оче­редь от того, насколько она способна соответствовать меняю­щимся реальностям исторического развития и коренным инте­ресам её основных участников.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 2025; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию