Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства слуха





Одним из свойств слуха являются ощущение звука влияющее на разборчивостью речи. Если некоторый звук является чистым тоном на частоте f, уровень которого равен Lf, а пороговый уровень чувствительности на этой частоте равен β f, то уровень ощущения этого звука находится по формуле

Если, например, требуется определить эффективный уровень ощущения звука для сплошного спектра, спектральный уровень которого равен Ln, используется формула:

где δ − величина учитывающая интеграцию слуховых возбуждений, составляющими звука сплошного спектра.

В условиях присутствия шумов, уровень ощущения звука в i -ой полосе частот будет определяться соотношением

где L с.i и L ш i − уровень полезного звука и уровень шума в i -ой полосе частот соответственно.

Эффективный уровень ощущения формант E Ф i определяется значением эффективного уровня ощущения звука за вычетом энергетической избыточности сигнала на соответствующей частоте (в соответствующей полосе) по формуле

Если передача речи происходит не в оптимальных условиях, то слушающий человек воспринимает не все форманты, созданные говорящим человеком, так как часть их теряется в силу недостаточной громкости приема, из-за маскирующего действия шумов и других факторов.

Указанные потери в формантной теории разборчивости речи описываются зависимостью , график которой изображен на рис. 3.6, где w определяется как коэффициент восприятия формант.

 

Приведенная на рис. 3.6. кривая описывается формулой

По графику видно, что коэффициент восприятия формант становится равным единице при достижении эффективным уровнем ощущения формант 35 дБ. Это соответствует таким условиям приема, когда все формантные составляющие имеют уровень интенсивности выше порогового.

Физический смысл коэффициента восприятия формант может быть истолкован как доля от общего числа формант в полосе частот, которая в данных условиях приема доходит до уха слушающего с уровнем выше порогового.

Логично было бы предположить, что при дальнейшем возрастании уровня ощущения коэффициент восприятия формант должен оставаться постоянным и равным единице. Отчасти, в ближайшей области динамического диапазона это справедливо. Однако далее, в условиях громкого приема, происходит уменьшение коэффициента восприятия, что является следствием перегрузки слухового аппарата (начинается процесс самомаскировки речи).

Зависимость разборчивости формант Аi в каждой i -ой полосе частот от коэффициента восприятия wi и весового коэффициента ki описывается формулой

Примечание: Иногда вместо понятия разборчивость формант используется понятие индекс артикуляции речи.

В табл. 8 приведены расчетные данные разборчивости формант для различных уровней ощущения звука. Приведенные данные можно использовать для практического применения, обходя промежуточные расчеты, в случаях, если измерения проводились с разбивкой речевого диапазона на октавные полосы частот с указанными в табл. 2 среднегеометрическими частотами.

Таблица 8

Зависимость октавных индексов артикуляции от отношения сигнал/шум в октавных

полосах частот

 

Октавное отношение Ei, дБ Октавный индекс артикуляции (октавная разборчивость формант)
             
- 30 3,0·10-8 0,9·10-6 1,5·10-5 7,0·10-5 2,6·10-4 5,0·10-4 4,0·10-4
- 27 7,5·10-8 2,1·10-6 4,0·10-5 1,7·10-4 5,5·10-4 1,0·10-3 9,0·10-4
-25 1,4·10-7 4,0·10-6 7,0·10-5 3,0·10-4 1,1·10-3 1,5·10-3 1,4·10-3
- 22 3,6·10-7 1,0·10-5 2,0·10-4 7,0·10-4 2,0·10-3 3,0·10-3 2,6·10-3
- 20 7,0·10-7 2,0·10-5 3,0·10-4 1,2·10-3 3,5·10-3 5,0·10-3 4,8·10-3
- 17 2,0·10-6 4,5·10-5 6,5·10-4 2,4·10-3 6,5·10-3 8,5·10-3 7,5·10-3
- 15 3,5·10-6 7,5·10-5 1,0·10-3 4,0·10-3 9,5·10-3 1,5·10-2 1,2·10-2
- 12 8,8·10-6 2,0·10-4 1,9·10-3 7,0·10-3 2,0·10-2 2,0·10-2 2,0·10-2
- 10 1,5·10-5 3,0·10-4 3,5·10-3 1,0·10-2 2,5·10-2 3,0·10-2 2,6·10-2
- 7 3,5·10-5 6,0·10-4 5,5·10-3 1,5·10-2 4,0·10-2 4,0·10-2 3,0·10-2
- 5 6,0·10-5 8,0·10-4 9,0·10-3 2,0·10-2 5,0·10-2 5,0·10-2 4,5·10-2
- 2 1,2·10-4 1,5·10-3 1,5·10-2 3,0·10-2 7,0·10-2 7,0·10-2 5,0·10-2
  2,0·10-4 2,1·10-3 1,9·10-2 4,0·10-2 8,5·10-2 8,5·10-2 6,8·10-2
  3,0·10-4 3,0·10-3 2,5·10-2 5,0·10-2 0,1 0,1 8,2·10-2
  5,5·10-4 4,0·10-3 3,3·10-2 7,0·10-2 0,13 0,13 9,5·10-2
  7,0·10-4 5,0·10-3 4,0·10-2 8,0·10-2 0,15 0,15 0,1
  1,0·10-3 7,5·10-3 4,8·10-2 1,0·10-1 0,17 0,17 0,12
  1,5·10-3 9,0·10-3 5,7·10-2 1,2·10-1 0,2 0,18 0,13
  2,0·10-3 1,3·10-2 7,0·10-2 0,14 0,22 0,2 0,14
  2,5·10-3 1,5·10-2 7,5·10-2 0,15 0,24 0,22 0,145
  3,5·10-3 1,7·10-2 8,0·10-2 0,16 0,26 0,23 0,154
  4,0·10-3 1,8·10-2 9,0·10-2 0,17 0,27 0,235 0,158
  5,0·10-3 2,0·10-2 9,5·10-2 0,18 0,28 0,24 0,163
  6,0·10-3 2,1·10-2 9,9·10-2 0,19 0,29 0,25 0,165
  7,5·10-3 2,3·10-2 0,11 0,2 0,3 0,255 0,167

 

Формантная разборчивость (иногда используется понятие интегральный индекс артикуляции речи) находится, в соответствии со свойством аддитивности восприятия формант, по формуле

Зависимость словесной разборчивости от формантной разборчивости, отображаемая кривой W= f (A) на рис. 3.7, получена путем сопоставления объективных (измеренных) значений формантной разборчивости с субъективной оценкой качества речи, производимой тренированными экспертами.

 

 

 

Приведенная на рис.3.7 кривая описывается формулой

Как видно из приведенных соотношений словесная разборчивость, например, 20…30% (или 0,2…0,3), когда затруднено определение предмета ведущегося разговора, будет соответствовать величине формантной разборчивости примерно 0,04…0,05 (или 4…5%).

 

3.2. Выявление каналов утечки речевой информации

 

Date: 2015-07-17; view: 994; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию