Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и структура психологии класса
Классы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий. Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия. В качестве детерминантов психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации. Основу образования психологии социального класса составляют субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей. Сознание класса представляет собой динамику потребностей людей, принадлежащих к классу. Развитие сознания класса включает три уровня: 1) типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам; 2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности; 3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней. В представлении о границах и структуре социальных классов всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), класса буржуазии и средних социальных слоев. Наиболее распространенная в США модель классификации: 1) высший высший класс (очень богатые и знатные люди); 2) низший высший класс (банкиры, видные политики, которые достигли всего в ходе конкурентной борьбы); 3) высший средний класс (преуспевающие бизнесмены, научная элита); 4) низший средний класс (наемные работники); 5) высший низший класс (наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе); 6) низший низший класс (нищие, безработные). Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями. Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия. Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие общественно психологические явления в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. Содержание психологии класса Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления. Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса, и чего ему не достает. Интересы класса обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества. Существуют и другие факторы, которые могут влиять на них. Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, они затрагивают всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы – обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических. Субъективная сторона интереса заключается в том, что он представляет собой продукт деятельности психики, и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др. В основе формирования и развития ценностей класса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы – характер собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, – духовные ценности. Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей. Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом. По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» – некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии. Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния, изучение которых позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие. Date: 2015-07-17; view: 1256; Нарушение авторских прав |