Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура психологии класса





Классы – большие организованные группы людей, имеющие ряд исторически сложившихся различий.

Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия.

В качестве детерминантов психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации. Основу образования психологии социального класса составляют субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.

Сознание класса представляет собой динамику потребностей людей, принадлежащих к классу.

Развитие сознания класса включает три уровня:

1) типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;

2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;

3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

В представлении о границах и структуре социальных классов всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), класса буржуазии и средних социальных слоев.

Наиболее распространенная в США модель классификации:

1) высший высший класс (очень богатые и знатные люди);

2) низший высший класс (банкиры, видные политики, которые достигли всего в ходе конкурентной борьбы);

3) высший средний класс (преуспевающие бизнесмены, научная элита);

4) низший средний класс (наемные работники);

5) высший низший класс (наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе);

6) низший низший класс (нищие, безработные). Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями.

Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия.

Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие общественно психологические явления в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей.

Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.

Содержание психологии класса

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса, и чего ему не достает.

Интересы класса обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества.

Существуют и другие факторы, которые могут влиять на них.

Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, они затрагивают всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы – обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических.

Субъективная сторона интереса заключается в том, что он представляет собой продукт деятельности психики, и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др.

В основе формирования и развития ценностей класса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы – характер собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, – духовные ценности.

Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей. Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом.

По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» – некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния, изучение которых позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.







Date: 2015-07-17; view: 1256; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию