Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Научное исследование: его сущность и особенности





И.Н.Кузнецов

 

Всякое научное исследование — от творческого замыс­ла до окончательного оформления научного труда осуществ­ляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремит­ся проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и раз­витии, т. е. применения исторического подхода.

Научное исследование — это целенаправленное позна­ние, результаты которого выступают в виде системы поня­тий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указыва­ют на следующие его отличительные признаки:

♦ это обязательно целенаправленный процесс, достиже­ние осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

♦ это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригиналь­ных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

♦ оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

♦ ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а це­лый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда еди­ничных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. про­никнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

♦ совокупность научных методов, всесторонне обоснован­ных и сведенных в единую систему;

♦ совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в науч­ных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертаци­ях и т. д.) и лишь затем после их всесторонней оценки исполь­зуются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руково­дящие документы.

 

Научные методы эмпирического исследования

 

К основным эмпирическим методам относятся:

1. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощуще­ния, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы по­лучаем знания не только о внешних сторонах объекта позна­ния, но — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредо­ванным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото- и кинокамерой и др.). С раз­витием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению: одно­значность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. возможность контроля путем либо по­вторного наблюдения, либо с помощью других методов (на­пример, эксперимента).

Познавательным итогом наблюдения является описание — фиксация средствами естественного и искусственного языка исходных сведений об изучаемом объекте: схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и т. д. Наблюдение тесно свя­зано с измерением, которое есть процесс нахождения отно­шения данной величины к другой однородной величине, при­нятой за единицу измерения. Результат измерения выража­ется числом.

Особую трудность наблюдение представляет в социаль­но-гуманитарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов, его заинтересованного отношения к изучаемому предмету.

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствует­ся определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.

При этом очень важно отобрать наиболее репре­зентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических по­ложений.

2. Эксперимент — активное и целенаправленное вме­шательство в протекание изучаемого процесса, соответству­ющее изменение объекта или его воспроизведение в специ­ально созданных и контролируемых условиях.

Таким образом, в эксперименте объект или воспроизво­дится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния по­бочных, затемняющих его сущность обстоятельств и пред­ставляется в "чистом виде". При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, гово­рил И. П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе "теоретически нагружены" — от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, ко­торые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в "чистом виде" путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования ус­ловий эксперимента;

д) возможность контроля за "поведением" объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: плани­рование и построение (его цель, тип, средства, методы про­ведения и т. п.); контроль; интерпретация результатов.

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирую­щие и т. п.

Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться оп­ровергающим и наоборот. Но в любом случае эксперимент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.

Один из простых типов научного эксперимента — каче­ственный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией яв­ления. Более сложен количественный эксперимент, вы­являющий количественную определенность какого-либо свой­ства изучаемого явления.

Широкое распространение в современной науке полу­чил мысленный эксперимент — система мыслительных про­цедур, проводимых над идеализированными объектами. Мыс­ленный эксперимент — это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

3. Сравнение — познавательная операция, лежащая в ос­нове суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные ха­рактеристики предметов.

Сравнить — это сопоставить одно с другим с целью выя­вить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, — это отношения тождества и различия.

Следует иметь в виду, что сравнение имеет смысл толь­ко в совокупности "однородных" предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по при­знакам, существенным для данного рассмотрения, при этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом срав­нительно-исторического метода.

Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других яв­лениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих яв­лений.

Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, оп­ределить тенденции развития.

 

Научные методы теоретического исследования

 

1. Формализация — отображение содержательного зна­ния в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выра­жение мышления в естественном языке можно считать пер­вым шагом формализации. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся система, постоянно приобретаю­щая новые смыслы и значения.

Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи — это мож­но сделать с помощью стенографии. Язык формул искус­ственного языка становится инструментом познания. Он иг­рает такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании.

Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формали­зованных рассуждениях каждый символ строго однозначен.

Достоинство искусственных языков состоит прежде все­го в их точности, однозначности, а самое главное — в воз­можности представления обычного содержательного рассуж­дения посредством вычисления.

Значение формализации в научном познании состоит в следующем.

♦ Она дает возможность анализировать, уточнять, оп­ределять и разъяснять (эксплицировать) понятия.

♦ Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последова­тельности формул, получаемых из исходных с помощью точ­но указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность.

♦ Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения.

Формализация, таким образом, есть обобщение форм раз­личных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания. Она уточняет содержание путем выявле­ния его формы и может осуществляться с разной степенью полноты.

2. Аксиоматический метод — один из способов дедук­тивного построения научных теорий, при котором:

а) формулируется система основных терминов науки (на­пример, в геометрии Эвклида — это понятия точки, прямой, угла, плоскости и др.);

б) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (постулатов) — положений, не требующих доказа­тельств и являющихся исходными, из которых выводятся все другие утверждения данной теории по определенным прави­лам (например, в геометрии Эвклида: "через две точки мож­но провести только одну прямую"; "целое больше части");

в) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от од­них положений к другим, а также вводить новые термины (понятия) в теорию;

г) осуществляется преобразование постулатов по прави­лам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений — теорем.

Аксиоматический метод — лишь один из методов пост­роения научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксио­матизируемой содержательной теории.

3. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность зак­лючается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся ут­верждения об эмпирических фактах.

Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятно­стный характер.

Такой характер заключения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы участвует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об опыте, квалификации и таланте ученого. А все эти факторы почти не поддаются строго логическому анализу.

Исходные понятия: гипотеза (предположение) — по­ложение, выдвигаемое в начале предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; пред­положение о существовании некоторого явления. Истинность такого допущения неопределенна, оно проблематично.

Дедукция (выведение): а) в самом общем смысле — это переход в процессе познания от общего к частному (единич­ному), выведение последнего из первого; б) в специальном смысле — процесс логического вывода, т. е. перехода по оп­ределенным правилам логики от некоторых данных пред­положений (посылок) к их следствиям (заключениям).

Общая структура гипотетико-дедуктивного метода (или метода гипотез):

♦ Ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения, и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:

♦ Выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью многих логи­ческих приемов.

♦ Оценка серьезности предположений и отбор из множества догадок наиболее вероятной.

При этом гипотеза проверяется на: а) логическую не­противоречивость; б) совместимость с фундаментальными те­оретическими принципами данной науки (например, с зако­ном сохранения и превращения энергии).

Общелогические методы и приемы познания

 

1. Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. При­меняется как в реальной (практика), так и в мыслительной деятельности.

Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; выявление форм взаимодействия эле­ментов целого; нахождение причин явлений; выявление уров­ней знания и его структуры и т. п.

Анализ не должен упускать качество предметов. В каж­дой области знания есть как бы свой предел членения объек­та, за которым мы переходим в иной мир свойств и законо­мерностей (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы — классификация и периодизация.

2. Синтез (греч. — соединение) — объединение — ре­альное или мысленное — различных сторон, частей предмета в единое целое.

Это должно быть органическое целое (а не агрегат, ме­ханическое целое), т. е. единство многообразного.

Синтез — это не произвольное, эклектическое соедине­ние "выдернутых" частей, "кусочков" целого, а диалектиче­ское целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания.

Результатом синтеза является совершенно новое обра­зование, свойства которого есть не только внешнее соедине­ние свойств компонентов, но также и результат их внутрен­ней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны, но не­которые виды деятельности являются по преимуществу ана­литическими (например, аналитическая химия) или син­тетическими (например, синергетика).

3. Абстрагирование. Абстракция (лат. — отвлечение):

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция Б узком смысле).

Существуют различные виды абстракций:

А. Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых пред­метов (от остальных свойств при этом отвлекаются). Здесь образуются соответствующие им классы на основе установ­ления равенства предметов в данных свойствах или отно­шениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

Б. Изолирующая абстракция — акты "чистого отвлече­ния", выделяются некоторые свойства и отношения, кото­рые начинают рассматриваться как самостоятельные инди­видуальные предметы ("абстрактные предметы" — "добро­та", "белизна" и т. п.).

Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстракции от реальных предметов называются абстракци­ями первого порядка. Абстракции от абстракций первого уров­ня называются абстракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

4. Идеализация чаще всего рассматривается как специ­фический вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для кото­рых имеются прообразы в реальном мире.

В процессе идеализации происходит предельное отвле­чение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реаль­ных объектов.

В результате идеализации образуется такая теоретичес­кая модель, в которой характеристики и стороны познавае­мого объекта не только отвлечены от фактического эмпи­рического материала, но и путем мысленного конструиро­вания выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности.

Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов.

Образовав с помощью идеализации такого рода объектов теоретические конструкты, можно и в дальнейшем опери­ровать ими в рассуждениях как реально существующей ве­щью и строить абстрактные схемы реальных процессов, слу­жащие для более глубокого их понимания.

5. Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гно­сеологической основой обобщения являются категории обще­го и единичного.

Всеобщее (общее) — философская категория, отражаю­щая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем пред­метам данного класса.

Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство — особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) — философская категория, вы­ражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отли­чие от других. Тесно связана с категориями всеобщего (об­щего) и особенного.

В соответствии с двумя видами общего различают два вида научных обобщений: выделение любых признаков (аб­страктно-общее) или существенных (конкретно-общее, закон).

По другому основанию можно выделить обобщения:

а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыс­лях (индуктивное обобщение);

б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логи­ческое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения.

Обобщение не может быть беспредельным. Его пределом являются философские категории, которые не имеют родо­вого понятия и потому обобщить их нельзя.

6. Индукция (лат. — наведение) — логический прием ис­следования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

В индукции данные опыта "наводят" на общее, индуци­руют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероят­ностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассмат­ривают как опытные истины или эмпирические законы.

7. Дедукция (лат. — выведение):

а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего;

б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям).

Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные способы дви­жения мысли.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необ­ходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существен­ных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.

8. Моделирование. Умозаключения по аналогии, по­нимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую ос­нову моделирования — метода исследования объектов на их моделях.

Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и мето­дологии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теорети­ческих образов и т. п. — оригинала модели.

Этот аналог — "представитель", "заместитель" оригина­ла в познании и практике. Он служит для хранения и расшире­ния знания (информации) об оригинале, конструирования ори­гинала, преобразования или управления им.

Между моделью и оригиналом должно существовать из­вестное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его ма­тематического описания; структуры и др. Именно это сход­ство и позволяет переносить информацию, полученную в ре­зультате исследования модели, на оригинал.

Формы моделирования разнообразны и зависят от исполь­зуемых моделей и сферы применения моделирования.

По характеру моделей выделяют материальное (пред­метное) и идеальное моделирование, выраженное в соответ­ствующей знаковой форме.

Материальные модели являются природными объекта­ми, подчиняющимися в своем функционировании естествен­ным законам — физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изуче­ние заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самоле­тов, кораблей и т. п.).

При идеальном (знаковом) моделировании модели высту­пают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (сим­волы) языка и т. п.

В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

9. Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Система (греч. — целое) — общенаучное понятие, выра­жающее совокупность элементов, находящихся в отношени­ях и связях друг с другом и со средой, образующих определен­ную целостность, единство.

Типы систем весьма многообразны: материальные и ду­ховные, неорганические и живые, механические и органи­ческие, биологические и социальные, статичные и динамич­ные, открытые и замкнутые и т. д.

Любая система представляет собой множество разнообраз­ных элементов, обладающих структурой и организацией.

Структура: а) совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность са­мому себе; б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

К числу основных требовании системного подхода отно­сятся следующие:

а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

б) анализ того, насколько поведение системы обусловле­но как особенностями ее отдельных элементов, так и свой­ствами ее структуры;

в) исследование механизма взаимозависимости, взаи­модействия системы и среды;

г) изучение характера иерархичности, присущего дан­ной системе;

д) обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;

е) рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности.

Важным понятием системного подхода является поня­тие "самоорганизация,". Данное понятие характеризует про­цесс создания, воспроизведения или совершенствования орга­низации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жест­кий, а вероятностный характер.

В современной науке самоорганизующиеся системы яв­ляются специальным предметом исследования синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (по­знавательных).

Ориентация системного подхода на структуру, связи и отношения не означает, что он несовместим с принципом историзма. Наоборот — он очень тесно связан с ним в силу прежде всего "онтологических обстоятельств". Дело в том, что системный подход имеет дело главным образом с раз­вивающимися системами, т. е. включающими в качестве сво­ей важнейшей характеристики время.

11. Вероятностные (статистические) методы — осно­ваны на учете действия множества случайных факторов, ко­торые характеризуются устойчивой частотой. Это и позво­ляет вскрыть необходимость, которая "пробивается" через совокупное действие множества случайностей.

Вероятностные методы опираются на теорию вероятно­стей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы.

 

 

Особенности психического отражения действительности.

 

Таблица 1. Общая типология подходов к психическому отражению

действительности в современном научном знании.

 

БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХИЧЕСКОМУ ОТРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ   Выявление и осмысление глубинных операциональных механизмов функционирования психического отражения. Структура психического отражения действительности выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы человека (Е.Ю. Артемьева, 1999; Ю.Н. Белокопытов, 2003; Т.Н. Березина, 2001; Н А Бернштейн, 1966; Дж. Брунер, 1984; Б.М. Величковский, 1983; В.П. Зинченко, 1983; Д.А. Ошанин, 1999; Ж. Пиаже, 1984; С.Д. Смирнов, 2003; 1992; А.И. Худяков, 2001 и др.). ЛИЧНОСТНЫЕ ПОДХОДЫ   Анализ специфики отражения личностью себя и окружающего мира; реконструкция индивидуальной системы значений через построение индивидуальных семантических пространств (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1996; В.А. Губин, 2002; Б.В. Кайгородов, 2000; Е.А. Климов, 1995; А.Н. Леонтьев, 2003; Д.А. Леонтьев, 1996; В.Н. Панферов, 2003; В.Ф. Петренко, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 2000; Е.В. Улыбина, 1998; В.И. Шевченко, 2002 и др.). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Выявление особенностей отражения в психике человека объектов и явлений социальной реальности; особое внимание к глубинным, бессознательным, архетипических слоям отражения действительности индивидуальным и групповым субъектом (Г.М. Андреева, 2000-2003; Э. Берн, 1992; С. Московиси, 1984; В.В. Столин, А.П. Наминач, 1988; З. Фрейд, 1990, 1991; Э. Фромм, 1990, 1998; Б. Шефер, Б. Шлендер, 1993; Т. Шибутани, 1998; К.Г. Юнг, 1994, 1998).

 

Отечественная психологическая наука достаточно давно осознала важность изучения особенностей вербального отражения действительности (один из истоков здесь - учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах). Особое место в данном отношении занимает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в которой момент встречи психики со знаковой системой (язык) определяет всю специфику человеческой эволюции не как биологического, а как исторического процесса. Образы действительности для человека находят свое выражение в определенном вербальном значении, которое обуславливает особенности отношения к соответствующему объекту или явлению реальности. Образ для субъекта оказывается выражен в слове, а вербальное отражение в онтогенезе подчиняет себе постепенно процесс невербального отражения действительности, выступающий в качестве основы его формирования (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.В. Улыбина и др.).

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, 1986 и др.) на разных этапах онтогенеза в значительной степени определяет круг объектов идеальной и материальной природы, с которыми "встречается" человек, достигший того или иного возраста и обладающий соответствующим уровнем психического развития, поэтому ее анализ позволяет выявить особенности психического отражения субъекта, находящегося на конкретной возрастной стадии, вообще, и вербальной его формы, в частности. Таким образом, закономерности развития человека как био-психо-социального существа объективно должны составлять основу изучения особенностей вербального отражения на разных возрастных этапах. На ранних этапах онтогенеза мы имеем дело с формированием вербального отражения действительности, в основе которого лежит процесс развития речи – социальная среда обеспечивает усвоение ребенком языка и его реализацию в устной форме при общении, а впоследствии развившееся в самостоятельное психическое образование вербальное отражение действительности (ВОД) само начинает определять особенности взаимодействия человека с природной и социальной средой. Изменение социальной ситуации развития приводит к постоянному расширению и усложнению круга идеальных и материальных объектов, с которыми взаимодействует человек, что обуславливает изменение структуры и содержания его вербального отражения действительности.

Исходя из этого факта, первостепенное значение для современной психологии развития приобретает проблема выявления специфики вербальной – собственно человеческой – формы отражения объективной реальности на разных этапах онтогенеза, выявление механизмов и закономерностей данного процесса, построение его концептуальной модели. Комплексный анализ современных подходов к исследованию проблемы психического отражения (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, Т.Н. Березина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, В.Н.Панферов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Худяков и др.) показывает, что несмотря на большое внимание к ней, в научном знании отсутствует целостная психологическая теория онтогенеза вербального отражения действительности как формы психического отражения.

 

Схема № 1. Философско-психологическая модель психического

отражения человеком объективной реальности

 

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
ИДЕАЛЬНОЕ
Политические идеологии Религии Научная картина мира

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Образ-Я (самосознание) Образ Другого (общение) Обобщенный образ предметного мира (деятельность)

Человек Общество Природа
МАТЕРИАЛЬНОЕ
ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

Психическое отражение, взятое в единстве двух его форм (вербальной и невербальной), оказывается неразрывно связанным с объективной реальностью и закономерно передает его общую структуру.

Философско-психологический анализ позволяет выделить в общей структуре объективной действительности две взаимосвязанные реальности:

1.Материальную реальность - собственно объективную реальность как бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщую субстанцию, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения;

2.Идеальную реальность, важнейшую роль в которой для современного человека играет научная картина мира как целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов (характер взаимосвязи указанных реальностей отражает схема № 1).

Таким образом, содержание психического отражения действительности для человека образуют физические объекты (другие люди, социальные институты, природные явления) и знаковые системы (политические идеологии, религии, научные знания), а складывается оно на основе процессов самосознания, общения и деятельности. Совокупность указанных процессов формирует у человека субъективную модель действительности. Объективная реальность определяет и существование двух главных форм (которые могут рассматриваться и в качестве ступеней ее познания) психического отражения у человека: невербальной и вербальной (таблица № 2).

 

Таблица № 2. Формы психического отражения действительности

человеком

 

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме чувственных образов Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме вербальных значений образов (понятий и категорий)

 

Взаимодействие выделенных форм отражения имеет на разных этапах онтогенеза свою специфику, а общая тенденция развития собственно человеческой формы отражения действительности состоит в постепенном усилении роли ее вербального компонента. Психика человека как социального существа приобретает в процессе индивидуального развития знаковую природу: на основе стихийного и организованного обучения у субъекта происходит формирование системы значений различных объектов и явлений действительности, которая начинает определять особенности его поведения и деятельности. Сложившаяся у человека система субъективных значений связывает все уровни психического отражения (сознательный и бессознательный) и передает существующую у него модель действительности, включающую значения основных образов самосознания, общения и деятельности.

ВОД развертывается на двух основных уровнях психического отражения: сознательном и бессознательном. Система субъективных значений, сложившаяся у субъекта в процессе ВОД, является сложным интегральным образованием, фиксирующим не только когнитивные, но и оценочные (эмоциональные, ценностные, смысловые) характеристики различных элементов объективной реальности. Вследствие этого, взаимодействие вербальных значений (которые могут функционировать как на сознательном, так и на бессознательном уровне) приводит к образованию у человека системы бессознательных семантических установок, обуславливающих характер его отношения к определенным объектам и явлениям действительности и развертывание соответствующей поведенческой активности.

Вербальное отражение действительности (ВОД) в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. ВОД возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и проявляется первоначально как процесс означивания чувственных образов (механизм вербализации). Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории выступает в качестве единицы ВОД. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру ВОД, а изменение отношений между значениями (механизм семантического переструктурирования) является механизмом развития данной структуры на разных этапах онтогенеза.

Особое значение приобретает проблема разграничения ВОД и процесса развития речи, который рассматривается в качестве общения людей посредством языка, реализуемого в форме сообщения, указания, вопроса или приказания (Л.С. Выготский, 1982; А.В. Запорожец, 1986; А.Р. Лурия, 1979; А.А. Смирнов, 1987; В.С. Мухина, 1997 и др.) и выступает в качестве механизма формирования ВОД. Ведущая периодизация развития речи в современной психологической науке принадлежит А.Г. Маклакову, который на основе обобщения ряда частных концепций (С.Н. Карпова, Э.И. Труве, 1987; Е.Н. Винарская, 1987; А.К. Маркова, 1974; А.Н. Гвоздев, 1961; М.М. Кольцова, 1999, Е. Харне, 1966 и лр.) выделил четыре основных этапа: подготовления словесной речи (до 1 года), первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (до 3 лет), развитие языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (до 6-7 лет) и овладение письменной речью (6-11 лет). Два других этапа – развития чтения, монологической речи и улучшения письменной речи (11-19 лет) и изменения структуры речи, ее лексических и грамматических параметров (20… лет) лишены строгой выраженности и носят вспомогательный характер (А.Г. Маклаков, 2003-2005). Мы видим, что первые три этапа развития речи хронологически совпадают с эмоциональным периодом развития ВОД: на основе речевого (вербального) общения ребенка с матерью у него первоначально возникает способность понимать речь Другого человека, а затем начинает формироваться собственно ВОД как самостоятельное психическое образование.

В структурно-функциональном плане ВОД включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) эмоционально-динамический блок (система эмоциональных значений биологических, психологических и социальных образов); 2) структурно-содержательный блок (включающий значения «образа-Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»); 3) ценностный блок (система ценностных значений, являющаяся результатом интериоризации личностью различных социальных норм); 4) смысловой блок (система самостоятельно выработанных субъектом смысловых значений идеальных и материальных объектов). Данная модель требует пояснения с точки зрения специфики ее реализации на разных этапах онтогенеза. ВОД как система субъективных значений является интегральным образованием и подчиняется в своем развитии кумулятивному принципу: по мере развития ВОД его новые блоки впитывают предыдущие, принимая на себя их функции. В основе нашей модели онтогенеза ВОД лежит общая логика познания субъектом того или иного объекта действительности: 1) эмоциональная оценка объекта при «встрече» с ним; 2) появление когнитивного представления (знаний) об объекте; 3) знакомство с социальной оценкой – ценностью - объекта; 4) появление у человека субъективного смысла данного объекта. На каждом этапе онтогенеза мы имеем дело с системой вербальных категорий, закономерно принявшей (на основе общих закономерностей развития человека как био-психо-социального существа на конкретной возрастной стадии) соответствующий характер – эмоциональный, когнитивный, ценностный или смысловой. Поэтому анализ ведущего блока на конкретном возрастном этапе передает сущность всей целостной системы ВОД. В данном случае мы имеем дело с третьим семантическим механизмом развития ВОД – механизмом семантической трансформации.

ВОД имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями ВОД являются: 1) функция построения непротиворечивой модели действительности, обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности; 2) функция осуществления сознательной коммуникации между разными уровнями психического отражения; 3) функция определения субъективных приоритетов человека на основе выстраивания иерархии значений психических образов; 4) функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности; 5) функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей с объективной реальностью; 6) функция формирования сознательной субъектности; 7) функция сравнения объективной реальности с внутренним идеалом; 8) функция детерминации поведения и деятельности субъекта.

В психологическом плане ВОД необходимо рассматривать через традиционную для отечественной психологии триаду «процесс – состояние - свойство» (А.В. Петровский, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998 и др.). Таким образом, данное образование может трактоваться в качестве уникального для каждого человека триединства процессов, состояний и свойств, формирующегося в его психике на основе отражения объективной действительности. В ВОД выделяются три взаимосвязанных уровня, отражающих его качественную характеристику: 1) уровень процессов – механизм возникновения значений образов восприятия, отличающихся кратковременностью и нестабильностью; 2) уровень состояний – механизм возникновения значений образов-представлений, связанных с работой долговременной памяти и отличающихся достаточной степенью долговременности и стабильности; 3) уровень свойств – механизм возникновения значений ценностных и смысловых образов, связанных с работой абстрактного мышления и характеризующихся высокой степенью стабильности.

Понимание ВОД как продукта развития субъективных значений различных образов объектов и явлений объективной реальности позволяет представить общетеоретическую модель ее функционирования (схема № 2). Возможность осуществления функциональной связи между блоками обеспечивает система значений различной природы (в психологической науке значение рассматривается в качестве обобщенной формы отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах, и ценностях) (В.Ф. Петренко, 1988; А.В Петровский., М.Г. Ярошевский, 1990 и др.).

 

Схема № 2. Общетеоретическая модель функционирования ВОД

 
 

 


По мере развития ВОД все большую роль в нем начинают играть не изолированные значения образов, а комплексы значений – тексты разного уровня сложности. Рассмотрение значений образов объектов и явлений действительности в качестве содержательной единицы ВОД позволяет увидеть специфику данного образования психики: любой элемент объективной реальности оказывается способным выполнять для человека смыслообразующую функцию, становясь для него самым важным объектом в мире и определяя его поведение и деятельность. Субъективные значения образов, как содержательные единицы ВОД, определяют выбор методов его исследования. Анализ природы данного образования показывает, что наиболее адекватными методами в этом случае становятся вербальные методы и методы экспериментальной психосемантики. Своеобразными маркерами объективной реальности могут выступать небольшие тексты, а анализ отношений между их значениями позволяет выявить специфику содержания и структуры ВОД конкретного человека или социально-возрастной группы. Применение текстов-маркеров делает возможным проведение в процессе исследования (с помощью процедур факторного, кластерного и корреляционного анализа) реконструкции существующей у человека структуры ВОД.

 

 








Date: 2015-07-17; view: 1551; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.093 sec.) - Пожаловаться на публикацию