Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция научных революций Т. Куна





Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложен­ная Томасом Куном (1922—1995), включает в себя два основных эта­па. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадиг­ма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки». Кун полагает, что пе­реход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс. Что же происходит в ходе этого процесса с правилами-предписаниями?

Допарадигмальный период характеризуется соперничеством раз­личных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов ис­следования. Для этого периода в особенности характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в резуль­тате победы одной из школ.

Конкретизируя и уточняя понятие «парадигма», Кун вводит поня­тие «дисциплинарная матрица». Важнейшим элементом ее структуры (наряду с символическими обобщениями, «метафизическими» (фило­софскими) частями и ценностными установками) Кун считает «обще­принятые образцы», «признанные примеры» конкретного решения оп­ределенных проблем («головоломок»). Этот процесс и обеспечивает функционирование «нормальной науки».

Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей «мето­дологических предписаний». Банкротство существующих правил-пред­писаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот по­иск. Результатом этого процесса является научная революция — пол­ное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовмести­мой со старой.

В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Из­менение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходи­мость изменения методологических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традиция­ми — могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предше­ствующую и которая была бы основана на новой «понятийной сетке». В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к филосо­фии и обсуждению фундаментальных положений, что не было харак­терным для периода «нормальной науки».

Кун отмечает, что в период научной революции главная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного — того, который «вытекает» из новой парадиг­мы и детерминирован ею. Однако упразднение методологических пра­вил должно быть не их «голым отрицанием», а «снятием», с сохране­нием положительного.


 

 

Date: 2016-07-05; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию