Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические Основы социально-культурной деятельности

Психология и педагогика, их связь с социально-культурной деятельностью. Возрастная психология. Педагогическая психология. Социальная психология. Общая психология как прикладные психологические науки и их влияние на содержание СКД. Основные понятия педагогики, их развитие и интерпретация в теории СКД. Отраслевые педагогики, их влияние на теорию и методику СКД. Педагогическая и социально-культурная деятельность: сопоставительный анализ

Теория социально-культурной деятельности органически связана с педагогикой и психологией как науками о человеке, о развитии личности. Между психологией как научной дисциплиной, педагогикой и социально-культурной деятельностью существуют тесные взаимосвязи, так как предметом изменил социально-культурной деятельности являются закономерности духовного и творческого развития личности путем включения ее в процесс культуроформирующей деятельности. «Исходными основаниями для разработки педагогической теории социально-культурной деятельности традиционно выступает представление о ней как социальном институте, как особей системе духовного производства, функционирующей в сфере свободного времени, как средства воспроизведения в новых поколениях достигнутого обществом уровня культуры». /8, с. 7/. Социально-культурная деятельность связана с педагогикой и психологией в том смысле, что в поле се зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой и психологией, но рассматриваются в определенном специфическом аспекте.

Психология призвана сыграть важную рель в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности. Психологические знания составляют основу профессиональной подготовленности специалиста по специальности «Социально-культурная деятельность». Поэтому психологический комплекс представлен в системе знаний выпускника по специализациям «Культурно-досуговая деятельность» и «Управление и экономика в социально-культурной сфере».

Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД. Теория социально-культурной деятельности включает в свою структуру следующее психологическое знание: общие закономерности развития психики; психологические характеристики деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественного и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспитания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологической коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психологии - педагогическая психология и возрастная психология взаимодействуют с социально-культурной деятельностью.

Общая п сихология. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность: общие закономерности ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию, характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Следующие понятия общей психологии используются в социально-культурной деятельности: психические процессы, психические состояния и психические свойства или особенности личности К психическим процессам относят познавательные процессы ощущений и восприятие, память, воображение и мышление, эмоциональные процессы. Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности, как определенного индивида, так и целых социальные групп, например, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе Закономерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - все это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы той или иной массовой формы социально-культурной деятельности.

К психическим состояниям относятся проявление чувств, внимания, воли. К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, т е. устойчивые качества личности Безусловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитывается руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или социально-культурного объединения. Также разработка психологического понятия «атмосфера» (праздничная, клубная, спортивная) невозможна без знания общих закономерностей психологии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории проявляется в особом психическом настрое ее членов, в основе которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.

Наряду с данными общей психологии в теории и практике социально-культурной деятельности учитываются данные «Возрастной психологии», «Педагогической психологии» и других отраслевых психологий.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности - все это необходимо для эффективной организации информационно-просветительной, художественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности. Возрастная психология подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию Психические процессы и психические качества человека, определяемые возрастом необходимо учитывать при организации различных форм СКД Методики работы с различными социально-демографическими группами, прежде всего предполагают знание организатором особенностей психики человека в различных возрастных периодах. Например, для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете и обеспечивают развитие личности ребенка (ролевая игра /дошкольный возраст/, учебная деятельность /младший школьный возраст/, интимно-личностное общение/подростковый возраст/, учебно-профессиональная деятельность /ранний юношеский возраст/). /2 с. 71/ Безусловно, целенаправленное воздействие на этот процесс в детских досуговых коллективах должно основываться на знании особенностей межличностного общения ребенка в каждом возрастном периоде, с применением соответствующих методик коррекции и управления деятельностью и общением.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерности изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека Ее данные используются для:

а) управления процессом интеллектуальной и творческой деятельности в досуговых коллективах и творческих объединениях;

б) организации педагогического процесса в творческом само деятельном коллективе или ином досуговом объединении, создания оптимальной психологической атмосферы для развития всех участников коллектива с учетом индивидуально- психологических различий.

в) выстраивания отношений в системе руководитель коллектива, педагог <— /субъект воздействия/ —> участники коллектива (объект воздействия) с учетом обратной связи;

г) управления процессом межличностного общения в ситуациях больших и малых досуговых групп (социально-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение).

В атмосфере совместной деятельности, например, в хоровом самодеятельном коллективе, в процессе разучивания новых хоровых произведений, активного поиска решения заданий выдвигаемых хормейстером перед каждым участником, группой участников, хоровой партией, мужской и женской группами, по-новому могут раскрыться возможности и способности каждого. Активизация учебной деятельности с учетом психологических закономерностей общения и воспитания человека, будет способствовать осуществлению задач нравственного и эстетического воспитания членов коллектива

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем.

1. Социально-психологические явления в больших группах (в макросфере)

2. Социально-психологические явления в малых группах (в микросфере)

3. Социально-психологические проявления личности чело века (социальная психология личности).

Все эти проблемы представлены в содержании и структуре социально-культурной деятельности.

1. Социально-психологические явления в больших группах применительно к среде социально-культурной деятельности рассматриваются следующим образом Это механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей. Деятельность и общение участников аудитории массовых форм СКД (праздники, народные гуляния, фестивали, гостиные и др.). Иными словами, весь комплекс явлений, связанный с взаимодействием людей данной общности – эмоциональное состояние аудитории, ее потребности и интересы, особенности межличностного восприятия, взаимодействия и взаимоотношений.

2. Социально-психологические явления в малых группах в ситуации социально-культурной практики можно квалифицировать следующим образом:

а) проблема управления и развития совместной деятельности и общения в досуговом объединении любого типа;

б) проблемы групповой атмосферы, положение лидера и ведомых в группе;

в) восприятие человека человеком в группе, ценностные ориентации, установки и т.д.

3. Социально-психологическ ие проявления личности, их учет в организации различных форм СКД, позволяет с наибольшей степенью вероятности удовлетворить и развить культурные потребности личности. Личность человека является объектом социальной психологии, аналогичной проблематикой занимается и теория СКД. При этом рассматривается, насколько личность соответствует социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации групп, какова зависимость самооценки личности от оценки группой и т.д. Так же проблемы социальной психологии являются основой для изучения направленности личности, ее самооценки, самочувствия и самоуважения, перспектив личности, которые проявляются, развиваются и закрепляются в поведении личности как результате участия в формах СКД. Указанные три круга проблем социальной психологии не могут быть противопоставлены и предположены друг другу. В структуре СКД они представлены в единстве, обусловленном единством личности и общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность личности.

Таким образом, психология как наука создает базу необходимой научной информации, базу основных научных понятий для развития личности в ее общении и деятельности в различных социально-культурных ситуациях.

Если психология изучает законы развития психики человека, то педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Педагогика неразрывно связана с социально-культурной деятельностью, ее отраслевые теории представляют собой основу развития методик и технологий социально-культурной деятельности.

Современными учеными теория социально-культурной деятельности рассматривается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки /8 с. 26/. Предметам теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического исследования социально-культурной деятельности выступают различные ее стороны, например:

· процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;

· взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;

· отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире

· социально-культурной деятельности;

· организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких- либо воспитательных задач;

· психолого-педагогические условия организации социально- культурной деятельности конкретных категории населения де тей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).

Этот перечень не исчерпывает всех возможных аспектов социально-культурной деятельности, которые могут выступать в качестве предмета научного исследования. И каждый из указанных аспектов имеет прямое отношение к педагогике и к ее отраслевым теориям таким как социальная педагогика, педагогика третьего возраста, сравнительная педагогика и другие.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. Социальная педагогика изучает общественное влияние на развитие личности. Личность становится объектом социальной педагогики, когда ее развитие, формирование, воспитание рассматриваются в системе взаимодействия с различными социальными общностями и когда изучаются личностные черты, качества, формы поведения, возникающие под влиянием этих воздействий В этот круг входят следующие проблемы - развитие социальных потребностей, самосознания, социальных установок, умений и навыков межличностного общения Применительно к социальной макросфере социальную педагогику интересуют проблемы совместной деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений ценностных ориентации лидерства. групповой референтности традиций, настроения В этом качестве она безусловно связана с социально-культурной деятельностью, так как ее разработки используются в организации деятельности социально-культурных учреждений, организаций и объединений

Ведущие институты социально-культурной сферы (музеи, парки, клубы, библиотеки и т д) выполняют свои задачи разрабатывая программы деятельности на основе закономерностей поведения личности и социальных общностей, выявленных социальной педагогикой Таким образом, социально-культурная деятельность использует некоторые теории социальной педагогики, методы и средства с целью направленного влияния на поведение личности в социуме

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которая называйся педагогической Она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим культурного опыта, создания условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Педагогическая деятельность является определяющей относительно социально-культурной деятельности В теории социально-культурной деятельности разрабатывается следующий круг проблем, связанный с педагогическими исследованиями

· Педагогический процесс, формы его организации, методы осуществления, педагогические технологии.

· Воспитание как педагогическое явление, сущность воспитания и его особенности, общие закономерности и принципы воспитания, социальное пространство воспитательного процесса;

· Принципы и методы обучения.

· Управление педагогическим коллективом

Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой результат развития психолого-педагогических знаний, которые составляют ее основу очевидно, что социально-культурная деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, однако самостоятельна и имеет свою специфик\ Чтобы выявить ее особенности и связь с педагогической деятельностью, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

 

Педагогическая и социально-культурная деятельность

Виды профессиональной деятельности Цель деятельности Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность
Педагогическая деятельность Передача социокультурного опыта Программно-нормативный, непрерывный Дети всех возрастов Образовательные учреждения
Социально-культурная деятельность Приобщение личности к ценностям культуры посредством активной художественно-творческой, информационно-просветительной, социально-инициативной деятельности Адресный, локальный, ситуативный Различные социально-демографические и возрастные группы (дети, пенсионеры, семья и т.д.) Образовательные учреждения, культурно-досуговые учреждения научно-просветительные учреждения, неформальные общности и др.

 

Таблица наглядно показывает специфику социально-культурной деятельности по сравнению с педагогической деятельностью и в то же время подтверждает их взаимосвязь и взаимозависимость.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что теория социально-культурной деятельности сложилась на стыке многих наук, где педагогике и психологии отводится ведущее место. Именно связь с этими науками формирует необходимую психолого-педагогическую основу методик и технологий современной социально-культурной деятельности.

 

Ист.: Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): Учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» /Алтайский государственный институт искусств и культуры. – Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. – С. 29-38.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Сводная ведомость дефектов | Уықты катетеризациялау кезінде зәрде көп мөлшерде макрогематурия анықталғанда қандай зақымдану туралы ойлауға болады?

Date: 2016-08-30; view: 1875; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию