Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение религии.





Общего индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. Что касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследовании предложено не­сколько вариантов этимологии — определения первоначального значения слова. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106—43 до н.э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 — после 325). Цицерон производил указанный термин от латинского relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характе­ризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать — и применительно к религии означает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре.

В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность, святы­ня, предмет культа; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения слова: совестливое отношение к чему-либо — 1) совестливость, покоя­щаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набож­ность, религиозное почитание, богопочитание, культ.

По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902—1976), religio как по семантике, так и по морфологии связано с relegere (вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать): religio (благочестие, благоговейность) первоначально являлось субъ­ективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиоз­ным страхом. Интерпретация христианами при помощи religare (связывать воедино), полагает Бенвенист, «исторически неверная»: religio становится «обя­зательством», объективной связью между верующим и его Богом.

В других культурах первоначальные значения терминов, которыми обозна­чаются явления, соответствующие феномену, именуемому латинским religio, иные. Соответствующий термин в санскрите — dharma (от арийского dhar — утверждать, поддерживать, защищать) — означает учение, добродетель, мораль­ное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни, имеет в виду сумму правил, опреде­ляющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитарных кругах, используется санскритское moksa, что означает реализующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В старославянском употреблялись слова «вера», «верство», «верование», а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII в.

В исламе используется название din, которое на языке предысламской Аравии первоначально означало власть — подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безгранич­ной власти, предания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совер­шенствования в искренности веры. Соответственно din стал обозначать: иман (ар. вера, от глагола верить, уверовать), ислам (ар. предание себя Богу, покор­ность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (от ар. истовость, совестли­вость, чистосердечие — совершенствование в искренности веры).

В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется имя Chiao — учение.

 

ТИПЫ РЕЛИГИЙ (греч. отпечаток, форма, образец) — поня­тия, к-рые отражают общие для неко­торых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Различают религии «языческие и откровенные», «естественные и духовные», «естествен­ные и этические», «зависимости и сво­боды», «политеистические, генотеистические и монотеистические», «регио­нальные и глобальные» и т.д. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют родо-племенные, народностно-национальные и мировые. Родо-племенные сложились в условиях первобытнообщинного строя, но продолжают существовать и ныне в рамках реликтовых культур. Они сти­хийно вырастали из условий жизни рода и племени, сакрализовывали эти типы этносов. Важное место в них занимают культ предков, племенного вождя, племенного бога, ритуалы воз­растных инициации, широко распро­странены фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Народностно-национальные религии ассимилировали из­вестные историко-культурные власть родо-племенных, но в отличие от пос­ледних складывались и эволюциониро­вали в период становления и развития классового общества Они отражали усло­вия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их госу­дарства, глав этих государств. Их носи­телями являются в основном предста­вители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблю­дения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отде­ляющих представителей данных рели­гий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др. Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — ге­нетически связаны с родоплеменными и народностно-национальными, но су­щественно отличны от них. Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй», в их становлении и развитии большую роль играли основатель или группа основа­телей. В мировых религиях нашел от­ражение образ жизни больших регио­нов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому пред­ставители этих разнородных общнос­тей стали носителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм (горячая преданность вновь принятому учению), пропаган­дистская активность, их проповедь носит межэтнический космополити­ческий характер, обращена к предста­вителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей. Они отбросили вносящую раз­деление обрядность, свойственную родоплеменным и народностно-наци-ональным религиям. В конкретных ис­торических условиях различные на­правления мировых религий приобре­тают этническую окраску, имеется тен­денция идентификации этнической и религиозной принадлежности.

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕ­ЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ (греч. отпечаток, форма, образец) — понятия, к-рые отражают опреде­ленный характер религиозности или нерелигиозности, общий для некоторо­го числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие классифи­кационные группы. По своему проис­хождению типология представляет собой разновидность эмпирического обобщения, имеет опытное содержа­ние и постольку дает описание дейст­вительности. Вместе с тем в ней при­сутствует и теоретический элемент, по­зволяющий дать объяснение известным явлениям. Выделяются следующие типы: 1) верующие с доминантной ре­лигиозной ориентацией; 2) верующие с подчиненной религиозной ориента­цией; 3) колеблющиеся между верой и неверием с неустойчивой религиозной ориентацией; 4) нерелигиозные (аг­ностики; индифферентные к религии; лица с положительной установкой по отношению к религии в целом или отдельным ее сторонам и др.); 5) ате­исты (с обыденным или концептуаль­ным атеистическим сознанием).

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИ­НЕНИЙ — разновидности ре­лигиозных общностей со своеобразны­ми способами организации и управле­ния. Т.р.о. различны в разных религиях и конфессиях; на основе изучения хрис­тианства выделены: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия, культ и др. Наибольшее признание исследователей получили три первых типа.

Церковь— причастие, букв. — Божий Дом, Дом Господень; в значении «церковь».

Фактически от­сутствует постоянно и строго контро­лируемое членство, прихожане ано­нимны. Во многих церквях проводится строгое отделение посвященных в та­инство отправления культа и осущест­вляющих управление от основной массы верующих, что находит отраже­ние в организационной структуре. Под­черкивается традиционность руковод­ства, позиции и роли, степени и града­ции упорядочены по иерархическому и авторитарному принципу. Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направле­ние) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протес­та групп, недовольных своим положе­нием. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, док­трины, миссии, настроения избранни­чества, а нередко и тенденция к изоля­ционизму, резко выраженное стремле­ние к духовному возрождению. Институт священства отсут­ствует, лидерство считается харизматическим (см. Харизма), подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, пред­шествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое сущест­вование, другие постепенно превраща­ются в иные типы. Деноминация (лат. denominatio — наименование) может развиваться из других типов объедине­ний или складываться с самого начала в качестве таковой; ее идейные, культо­вые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности чле­нов, она признает возможность духов­ного возрождения для всякого верую­щего, придерживается принципа по­стоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не счита­ется признаком истинной религиознос­ти, последователи призываются к ак­тивному участию в жизни общ-ва. Не­смотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоян­ных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенден­ция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы.

РЕЛИГИЯ (лат. religio — совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа:

relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться или religare — вя­зать, связывать, привязывать, сковы­вать) — одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освое­ния мира общ-вом, группой, индиви­дом и личностью. Р. возникает в ходе объективного процесса становления че­ловека, общ-ва, человечества и превра­щается в определенный аспект их сущ­ности и существования. Р. имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общ-ва, социальных групп и отдельного человека, ее появление и воспроизводство обусловлены отноше­ниями несвободы, зависимости, господ­ства — подчинения, иначе говоря, теми отношениями, к-рые недоступны уп­равлению, распоряжению, целенаправ­ленному регулированию. На разных этапах истории эти отношения видоиз­меняются, что находит выражение в первобытных верованиях, в религиях разных типов (см. Типы религий), в политеистических (см. Политеизм) и монотеистических (см. Монотеизм) представлениях. В обобщенном виде можно выделить космические, атмо­сферные, геотектонические, социумные, социокультурные, антропологи­ческие, психологические, гносеологи­ческие основы и предпосылки, прояв­ляющиеся в разные эпохи в различных формах и неодинаковой степени. Социумные основы связаны с жизнедея­тельностью общ-ва как целого, их об­разует совокупность материальных — экономических, технологических — и производных от них отношений в ду­ховной сфере — политических, право­вых, государственных, нравственных и др., таких объективных отношений, к-рые господствуют над людьми в по­вседневной жизни, чужды им, проду­цируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сто­ронами этих отношений являются: сти­хийность общественных процессов; не обеспечивающий уверенности в благо­получном существовании уровень раз­вития производительных сил; развитие отчужденных форм собственности; вне­экономическое и экономическое при­нуждение работника; неблагополучные факторы в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельско­хозяйственном труде; скованность при­надлежностью к классу, сословию, гиль­дии, цеху, касте, этносу, в рамках к-рых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частич­ность развития индивида в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, по­литический гнет государства; межэтни­ческие конфликты; угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов и пр. В социокультурной сфере Р. обусловливают такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг при­оритетов в сторону сциентизма, вещизма, коммерциализация, широкое распространение шаблонной маскукультуры, тупики искусства и паде­ние нравов и т.д. Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного чело­века», в к-рых обнаруживается хруп­кость бытия, ограниченность существо­вания — болезни, эпидемии, алкого­лизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до крити­ческого уровня генофонда этноса, гено­цид, угроза перерождения «homo sapi­ens» и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки сущест­вуют в сфере психологии — обществен­ной и индивидуальной: кризисные со­стояния общественной психологии, групповые и массовые страхи и страда­ния, превратный характер межчелове­ческого общения, неосознанные про­цессы, общественное и групповое мне­ние, механизмы внушения, подража­ния, традиций, обычаев; переживание индивидом всесторонней зависимости от других людей, заданностъ наследст­венных механиз­мов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства оди­ночества и заброшенности, кризис до­верия и надежд, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в к-рой он оказался, склонность к покло­нению, неосознанные и неосознавае­мые процессы, интуиция, озарение, ясновидение и пр. У Р. имеются и гносеологические предпосылки: незна­ние непознанного («тайна»), относи­тельность знания и соединенность его с заблуждением, непредсказуемость множества будущих событий, иллюзии чувственного познания, нерасчленение образа и предмета, «наложенность» образа на вещь, отнесенность его к внешнему миру, метафизичность мыш­ления, отрыв абстрактного от конкрет­ного, общего от особенного и единич­ного, тенденция к гипостазированию, иллюзии рассудка и разума и др. Вооб­ражение обладает способностью проду­цировать представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, к-рых нет в объективной действитель­ности.

Элементы и структура Р. складыва­ются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе Р. как относи­тельно самостоятельное образование еще не выделилась и не расчленилась. В дальнейшем, став относительно само­стоятельной областью духовной жизни, она все более дифференцировалась, в ней вычленялись элементы, складыва­лись их связи. В сформировавшихся религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концептуальное (см. Тео­логия, Теизм, Философия религиозная); деят-сть — культовая (см. Культ рели­гиозный) и внекультовая; отношения; институты и организации. Содержание, особенность Р. как области духовной жизни задается религиозным сознани­ем. Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, создан­ные воображением образы, соединение адекватного, действительности содер­жания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функ­ционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных зна­ков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию, но в нем они приобретают своеобразие под влиянием религиозной веры, к-рая вы­ступает как интегративный компонент этого сознания. Она есть вера: а) в объективное существование гипостази­рованных существ, атрибутизированных (лат. attribuo — придавать, наделять) свойств и связей, а также образуемого этими существами, свой­ствами, связями мира; б) в возмож­ность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и по­лучения от них помощи; в) в истин­ность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение каких-то описанных в религиозных текстах со­бытий, в их повторяемость, в наступле­ние ожидаемого события, в причаст­ность к ним; д) в религиозные автори­теты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерар­хов, служителей культа и пр. Благодаря этой вере определенные персоны, пред­меты, действия, слова, писания наделя­ются религиозными значениями и смыслами, носители этих значений и смыслов образуют символическую сре­ду форми­рования и функционирования соответ­ствующего сознания, включаются в ри­туал. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс и обуслов­ливает своеобразие процесса трансцен-дирования (лат. transcendens — пере­ступающий, переходящий за пределы) в религии. Неосуществляющиеся в эм­пирическом существовании людей переходы от ограниченности к неогра­ниченности, от бессилия к силе, от временности к вечности, от жизни до — к жизни после смерти, от посю­сторонности к потусторонности, от не­свободы к освобождению и т.д. с помо­щью религиозной веры достигаются в плане сознания.

Носителями Р. являются религиоз­ные общности, группы, институты, ор­ганизации, индивиды. На ранних эта­пах развития Р. индивид не выделял себя из религиозной группы, выступал как единичный представитель рода или племени, к-рые обеспечивали жизнеде­ятельность этнорелигиозных комплек­сов. Отдельный человек смог стать лич­ностью в Р. лишь на определенном этапе исторического процесса обособ­ления и отличения себя от общности. Без религиозной личности не может существовать развитая религиозная сис­тема. Такой личности присуще качество «религиозность», к-рая центрируется в отношениях «Бог — человек», «чело­век — Бог» или — в соответствии со своеобразием той или иной Р. — в чем-то ином. В развитых религиозных системах имеются разные типы личнос­тей — «аскет», «отшельник», «монах», «священник», «верующий с доминант­ной религиозной ориентацией» или «с подчиненной» и т.д. Религиозные каче­ства проявляются в процессе соци­ализации в условиях религиозной среды.

Р. выполняет ряд функций: миро­воззренческую, компенсаторную, регу­лятивную, интегрирующе-дезинтегрирующую, культуротранслирующую, легитимирующе-разлегитимирующую. Она задает предельные критерии, Аб­солюты, с т. зр. к-рых понимается человек, общ-во, мир, обеспечивает це-леполагание и смыслополагание, вос­полняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущерб­ность бытия человека, обеспечивает общение и телл преодолевает одиноче­ство, утешает, облегчает страдания, обеспечивает катарсис. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подра­жания, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деят-стью и отношениями, сознанием и поведени­ем индивидов, групп, общин. Р. может в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать неко­торые общественные порядки, учреж­дения, государственные, политические, правовые и проч. отношения как соот­ветствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомер­ность каких-то из них. Являясь состав­ной частью культуры, Р. способствовала развитию определенных ее слоев — грамотности, письменности, книгопе­чатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства, обеспе­чивала сохранение и передачу от поко­ления к поколению ценностей религи­озной культуры. Но, с др. стороны, определенные слои культуры отторга­лись, отталкивались — многие компо­ненты языческой культуры, смеховая культура, портретная живопись в исла­ме, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и др. Позиции и прак­тика религиозных организаций по мно­гим вопросам развития культуры исто­рически меняется. В религиях перепле­таются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локаль­ные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на пе­редний план те или другие. Все это находит выражение и в социально-по­литических ориентациях; история по­казывает, что в религиозных организа­циях обнаруживались разные пози­ции — прогрессивная, консерватив­ная, регрессивная. Значимость деят-сти любых институтов, групп, партий, ли­деров, в т.ч. и религиозных, определя­ется прежде всего тем, в какой мере они служат утверждению общегума­нистических ценностей.


 

Date: 2016-08-29; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию