Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение религии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общего индоевропейского слова для именования явления, которое обозначается латинским religio, не существует. Что касается латинского термина, то на основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследовании предложено несколько вариантов этимологии — определения первоначального значения слова. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106—43 до н.э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 — после 325). Цицерон производил указанный термин от латинского relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать — и применительно к религии означает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре. В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения слова: совестливое отношение к чему-либо — 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ. По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста (1902—1976), religio как по семантике, так и по морфологии связано с relegere (вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать): religio (благочестие, благоговейность) первоначально являлось субъективной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами при помощи religare (связывать воедино), полагает Бенвенист, «исторически неверная»: religio становится «обязательством», объективной связью между верующим и его Богом. В других культурах первоначальные значения терминов, которыми обозначаются явления, соответствующие феномену, именуемому латинским religio, иные. Соответствующий термин в санскрите — dharma (от арийского dhar — утверждать, поддерживать, защищать) — означает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни, имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитарных кругах, используется санскритское moksa, что означает реализующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В старославянском употреблялись слова «вера», «верство», «верование», а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII в. В исламе используется название din, которое на языке предысламской Аравии первоначально означало власть — подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, предания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Соответственно din стал обозначать: иман (ар. вера, от глагола верить, уверовать), ислам (ар. предание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (от ар. истовость, совестливость, чистосердечие — совершенствование в искренности веры). В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется имя Chiao — учение.
ТИПЫ РЕЛИГИЙ (греч. отпечаток, форма, образец) — понятия, к-рые отражают общие для некоторых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Различают религии «языческие и откровенные», «естественные и духовные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические», «региональные и глобальные» и т.д. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют родо-племенные, народностно-национальные и мировые. Родо-племенные сложились в условиях первобытнообщинного строя, но продолжают существовать и ныне в рамках реликтовых культур. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени, сакрализовывали эти типы этносов. Важное место в них занимают культ предков, племенного вождя, племенного бога, ритуалы возрастных инициации, широко распространены фетишизм, тотемизм, магия, анимизм. Народностно-национальные религии ассимилировали известные историко-культурные власть родо-племенных, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм и др. Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — генетически связаны с родоплеменными и народностно-национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй», в их становлении и развитии большую роль играли основатель или группа основателей. В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому представители этих разнородных общностей стали носителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм (горячая преданность вновь принятому учению), пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей. Они отбросили вносящую разделение обрядность, свойственную родоплеменным и народностно-наци-ональным религиям. В конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретают этническую окраску, имеется тенденция идентификации этнической и религиозной принадлежности. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ (греч. отпечаток, форма, образец) — понятия, к-рые отражают определенный характер религиозности или нерелигиозности, общий для некоторого числа людей, и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. По своему происхождению типология представляет собой разновидность эмпирического обобщения, имеет опытное содержание и постольку дает описание действительности. Вместе с тем в ней присутствует и теоретический элемент, позволяющий дать объяснение известным явлениям. Выделяются следующие типы: 1) верующие с доминантной религиозной ориентацией; 2) верующие с подчиненной религиозной ориентацией; 3) колеблющиеся между верой и неверием с неустойчивой религиозной ориентацией; 4) нерелигиозные (агностики; индифферентные к религии; лица с положительной установкой по отношению к религии в целом или отдельным ее сторонам и др.); 5) атеисты (с обыденным или концептуальным атеистическим сознанием). ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ — разновидности религиозных общностей со своеобразными способами организации и управления. Т.р.о. различны в разных религиях и конфессиях; на основе изучения христианства выделены: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия, культ и др. Наибольшее признание исследователей получили три первых типа. Церковь— причастие, букв. — Божий Дом, Дом Господень; в значении «церковь». Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, прихожане анонимны. Во многих церквях проводится строгое отделение посвященных в таинство отправления культа и осуществляющих управление от основной массы верующих, что находит отражение в организационной структуре. Подчеркивается традиционность руководства, позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципу. Секта (лат. secta — образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление) возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму, резко выраженное стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим (см. Харизма), подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы. Деноминация (лат. denominatio — наименование) может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой; ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общ-ва. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы. РЕЛИГИЯ (лат. religio — совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа: relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться или religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать) — одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира общ-вом, группой, индивидом и личностью. Р. возникает в ходе объективного процесса становления человека, общ-ва, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования. Р. имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общ-ва, социальных групп и отдельного человека, ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства — подчинения, иначе говоря, теми отношениями, к-рые недоступны управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. На разных этапах истории эти отношения видоизменяются, что находит выражение в первобытных верованиях, в религиях разных типов (см. Типы религий), в политеистических (см. Политеизм) и монотеистических (см. Монотеизм) представлениях. В обобщенном виде можно выделить космические, атмосферные, геотектонические, социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки, проявляющиеся в разные эпохи в различных формах и неодинаковой степени. Социумные основы связаны с жизнедеятельностью общ-ва как целого, их образует совокупность материальных — экономических, технологических — и производных от них отношений в духовной сфере — политических, правовых, государственных, нравственных и др., таких объективных отношений, к-рые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность общественных процессов; не обеспечивающий уверенности в благополучном существовании уровень развития производительных сил; развитие отчужденных форм собственности; внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагополучные факторы в условиях жизни в городе и деревне, в индустриальном и сельскохозяйственном труде; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках к-рых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивида в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты; угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов и пр. В социокультурной сфере Р. обусловливают такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, вещизма, коммерциализация, широкое распространение шаблонной маскукультуры, тупики искусства и падение нравов и т.д. Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в к-рых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения «homo sapiens» и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки существуют в сфере психологии — общественной и индивидуальной: кризисные состояния общественной психологии, групповые и массовые страхи и страдания, превратный характер межчеловеческого общения, неосознанные процессы, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, традиций, обычаев; переживание индивидом всесторонней зависимости от других людей, заданностъ наследственных механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, кризис доверия и надежд, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в к-рой он оказался, склонность к поклонению, неосознанные и неосознаваемые процессы, интуиция, озарение, ясновидение и пр. У Р. имеются и гносеологические предпосылки: незнание непознанного («тайна»), относительность знания и соединенность его с заблуждением, непредсказуемость множества будущих событий, иллюзии чувственного познания, нерасчленение образа и предмета, «наложенность» образа на вещь, отнесенность его к внешнему миру, метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, общего от особенного и единичного, тенденция к гипостазированию, иллюзии рассудка и разума и др. Воображение обладает способностью продуцировать представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, к-рых нет в объективной действительности. Элементы и структура Р. складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе Р. как относительно самостоятельное образование еще не выделилась и не расчленилась. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она все более дифференцировалась, в ней вычленялись элементы, складывались их связи. В сформировавшихся религиях выделяются: религиозное сознание — обыденное и концептуальное (см. Теология, Теизм, Философия религиозная); деят-сть — культовая (см. Культ религиозный) и внекультовая; отношения; институты и организации. Содержание, особенность Р. как области духовной жизни задается религиозным сознанием. Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного, действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные черты свойственны не только религиозному сознанию, но в нем они приобретают своеобразие под влиянием религиозной веры, к-рая выступает как интегративный компонент этого сознания. Она есть вера: а) в объективное существование гипостазированных существ, атрибутизированных (лат. attribuo — придавать, наделять) свойств и связей, а также образуемого этими существами, свойствами, связями мира; б) в возможность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; г) в действительное совершение каких-то описанных в религиозных текстах событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого события, в причастность к ним; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа и пр. Благодаря этой вере определенные персоны, предметы, действия, слова, писания наделяются религиозными значениями и смыслами, носители этих значений и смыслов образуют символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются в ритуал. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс и обусловливает своеобразие процесса трансцен-дирования (лат. transcendens — переступающий, переходящий за пределы) в религии. Неосуществляющиеся в эмпирическом существовании людей переходы от ограниченности к неограниченности, от бессилия к силе, от временности к вечности, от жизни до — к жизни после смерти, от посюсторонности к потусторонности, от несвободы к освобождению и т.д. с помощью религиозной веры достигаются в плане сознания. Носителями Р. являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды. На ранних этапах развития Р. индивид не выделял себя из религиозной группы, выступал как единичный представитель рода или племени, к-рые обеспечивали жизнедеятельность этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в Р. лишь на определенном этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. Без религиозной личности не может существовать развитая религиозная система. Такой личности присуще качество «религиозность», к-рая центрируется в отношениях «Бог — человек», «человек — Бог» или — в соответствии со своеобразием той или иной Р. — в чем-то ином. В развитых религиозных системах имеются разные типы личностей — «аскет», «отшельник», «монах», «священник», «верующий с доминантной религиозной ориентацией» или «с подчиненной» и т.д. Религиозные качества проявляются в процессе социализации в условиях религиозной среды. Р. выполняет ряд функций: мировоззренческую, компенсаторную, регулятивную, интегрирующе-дезинтегрирующую, культуротранслирующую, легитимирующе-разлегитимирующую. Она задает предельные критерии, Абсолюты, с т. зр. к-рых понимается человек, общ-во, мир, обеспечивает це-леполагание и смыслополагание, восполняет ограниченность, зависимость, относительность, эфемерность, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и телл преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания, обеспечивает катарсис. С помощью норм религиозного права, морали, многочисленных примеров для подражания, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деят-стью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Р. может в одном отношении объединять, а в другом — разъединять индивидов, группы, институты, узаконивать некоторые общественные порядки, учреждения, государственные, политические, правовые и проч. отношения как соответствующие «высшему принципу» или, наоборот, утверждать неправомерность каких-то из них. Являясь составной частью культуры, Р. способствовала развитию определенных ее слоев — грамотности, письменности, книгопечатания, сети школ, различных видов искусства, храмостроительства, обеспечивала сохранение и передачу от поколения к поколению ценностей религиозной культуры. Но, с др. стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались — многие компоненты языческой культуры, смеховая культура, портретная живопись в исламе, произведения, попадавшие в свое время в «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и др. Позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняется. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрессивная, консервативная, регрессивная. Значимость деят-сти любых институтов, групп, партий, лидеров, в т.ч. и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере они служат утверждению общегуманистических ценностей.
|