Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развиваем Речевой интеллект





К счастью, существует множество способов улучшить Ре­чевой «мускул» вашего мозга. Все они дают быстрый ре­зультат, и все они очень приятны!

1. Расширяйте свой словарный запас

Это довольно просто, а результаты впечатляют. Каждый день выбирайте по одному новому слову, которым вы хо­тите обогатить свой словарь. Секрет заключается в том, что вы должны попытаться использовать это слово в раз­ных ситуациях где-то 5-10 раз в день. Такое повторение поможет слову глубоко «засесть» у вас в памяти, а различ­ные контексты, в которых вы его использовали, заставят ваш мозг быть готовым к различным возможным ситуаци­ям. Кроме того это поможет увеличить скорость мышле­ния и творческие способности. Даже простой подсчет эф­фекта такого упражнения впечатляет. Только представьте себе: если средний запас составляет около 1000 слов, то только за один год вы можете увеличить его почти на 4G% (1000 + 365 = 1365)!

Занимаясь таким упражнением на протяжении 20 лет, вы сможете в 8 раз превысить средний уровень (1000 + (20x365 = 7300) = 8300)!

Записывайте новые слова в специальном месте, а по­следние пять слов - на клеящихся бумажках, так, чтобы вы могли видеть их в течение дня, прежде чем они отло­жатся глубоко в памяти.

Если вы намерены серьезно заняться повышением своего Речевого интеллекта, то ежедневно можете увели­чивать количество слов, предназначенных для запомина­ния. Если вместо одного вы будете запоминать пять слов в день, тогда через два года ваш словарный запас будет равен запасу слов среднего выпускника университета!

Нет предела совершенствованию - ваш мозг способен запоминать миллиарды слов каждый год.

Знали ли вы, что...

Ваш словарный запас тесно связан с вашим успехом в жизненных начинаниях

2. Играйте в словесные игры

В свободное время не забудьте о кроссвордах и других похожих играх, которыми заполнены газеты и журналы. Играйте «в слова» с друзьями, придумывайте стихотворе­ния и рассказы, в общем, используйте свой Творческий интеллект на полную мощность!

3. Читайте больше и разнообразнее!

Составьте для себя собственный курс чтения. Выберите самые разные книги - исторические, драматические, фантастические, книги о приключениях и путешествиях -все, что захочется!

Главное, чтобы все эти книги расширяли ваши способ­ности и знания, тогда упражнение будет приятным!

4. Купите карманный словарь

Носите его с собой все время, чтобы, когда вам в течение дня встретится незнакомое слово, вы могли посмотреть его значение. Полезно также дома иметь большой толко­вый словарь, чтобы получать доскональное объяснение всех новых слов.

5. Купите словарь синонимов

Словарь синонимов - это очень интересная книга, в кото­рой перечислены слова со сходным или одинаковым зна­чением. Вместе с толковым словарем словарь синонимов поможет вам узнать новые интересные слова, которые связаны с теми, что вы уже знаете, таким образом вы зна­чительно расширите свой запас слов.

6. Займитесь скорочтением

Если научитесь за эту неделю читать в два раза быстрее, то тогда, тратя столько же времени на чтение, что и преж­де, вы сможете прочесть в два раза больше книг, чем мог­ли бы! Увеличение скорости чтения будет способствовать развитию речевой составляющей «Ай-кью».

Воспользуйтесь простыми способами увеличения ско­рости чтения

• Поставьте перед собой задачу читать быстрее, и вы станете это делать.

• Ищите ключевые слова и идеи.

• Старайтесь улавливать значение сразу целых ку­сков текста, а не отдельных слов.

• Держите книгу на определенном расстоянии от глаз.

• Помогайте своим глазам, ведя карандашом, руч­кой или даже палочкой для еды под строчкой, ко­торую читаете.

7. Тренируйте свою способность концентрироваться

Чаще всего люди становятся рассеянными, когда читают. Основная причина (помимо того, что они читают слишком медленно) состоит в отсутствии необходимых перерывов в чтении. Во время чтения тяжелого материала, типа ка­ких-либо инструкций, юридических документов и других текстов подобного рода, давайте своим глазам отдых. Попытайтесь подчеркивать или отмечать маркером ключе­вые слова, и вы сможете лучше сконцентрироваться на содержании.

Память и понимание

Большинство людей после 40 минут изучения какого-ни­будь материала, который вызвал у них проблемы понима­ния, станут продолжать его изучать, если им покажется, что они вдруг усвоили это трудное место, и уже потом сделают перерыв. Только немногие рискуют остановиться в самом начале, когда кажется, что вот-вот трудное место станет ясным.


Однако, как это ни удивительно, именно последние вы­бирают более рациональный путь. Объяснение состоит в том, что наш мозг сохраняет способность анализировать информацию достаточно долго после того, как кажется, что мы начинаем забывать. Убедитесь на собственном опыте, что вы прекрасно понимаете что-то после того, как на короткий промежуток времени отвлеклись и забыли эту информацию.

Кажется, что, делая перерывы, мы теряем концентра­цию, на самом деле как раз наоборот, наше внимание улучшается! Перерыв дает вашему мозгу и телу возмож­ность восстановить силы и посмотреть на проблему по-новому, тем самым повышая эффективность работы, что, в свою очередь, увеличивает вашу заинтересованность, помогает решить проблему с наименьшими затратами сил, уменьшает стресс и увеличивает вашу общую энер­гетику.

Если вы хотите воскресить в памяти то, над чем рабо­таете, или то, что просто необходимо вспомнить, вы должны быть уверены, что не ограничены во времени. При этом нужно разбить это время на циклы работы и от­дыха вместе от двадцати до шестидесяти минут, что будет оптимальным как для памяти, так и для понимания. После 60 минут вы не перестанете понимать, а ваша память не­избежно притупится. Помните, делая перерывы, вы помогаете своему мозгу обработать уже изученный материал и сделать передышку перед новой порцией информации

Когда будете составлять программу развития и управ­ления своим интеллектом, не забудьте включить регуляр­ные (каждый день, неделю, месяц и год) передышки, ко­торые являются одной из важнейших ее составляющих Чем больше вы заявляете, что у вас нет времени на такие вещи, как отдых, тем больше вы в нем нуждаетесь

Меню для вашей передышки

Итак, какие же перерывы нужны вашему мозгу. По сути, это может быть любая деятельность, которая отличается от основной

Следующие виды отдыха могут быть приятны и полез­ны (выбор за вами1)

• прослушивание музыки,

• сон;

• медитация,

• физические упражнения,

• какая-нибудь работа по дому - вплоть до выни­мания тарелок из посудомоечной машины,

• танцы;

• небольшая прогулка;

• рисование (в том числе на каком-нибудь кусочке бумаги чего-то незначительного),

• пение,

• игра на музыкальном инструменте,

• грезы наяву,

• просто ничегонеделанье;

• прогулка без цели по садику Удостоверьтесь, что передышка действительно дает

вам отдых от основной работы Ее продолжительность может составлять примерно от 5 до 10 минут

8. Читайте и запоминайте

Почему люди забывают то, о чем они читают9 Причина за­ключается в том, что они стараются запомнить целые предложения Наш мозг не запоминает предложения!

Задумайтесь об этом. Сколько предложений, прочи­танных, сказанных или услышанных за последние две не­дели и состоящих из восьми и более слов, вы можете вспомнить? Если больше 10, то, значит, вы достигли бле­стящего результата, намного превосходящего средне­статистические показатели.

Ваш мозг запоминает ключевые слова. Помня их, ваш Творческий и Речевой интеллекты начинают действовать, и вы в прямом смысле воссоздаете ту информацию, сце­ну или событие, которые описываете себе или другим.

Таким образом, когда вы читаете и хотите что-то запо­мнить, записывайте ключевые слова, составляйте из них Умные карты®, используя разные цвета и рисунки, и бла­годаря этому вы в значительной степени улучшите спо­собность запоминать прочитанное. Если вы будете про­сматривать свои записи через месяц, несколько месяцев, то окажется, что вы прекрасно запомнили эту информа­цию! Подобная методика особенно хороша для запоми­нания рассказов и отрывков.


9. Развивайте способность логически мыслить

Логическое мышление - это, говоря проще, способность понимать слова, то, что они означают и, особенно, как они соотносятся друг с другом. Именно эта способность по­нимать связь слов составляет другую часть вашего рече­вого «Ай-кью». Как и запас слов, которыми вы обладаете, эта способность может также быть развита.

Первый способ, который поможет развить эту часть Речевого интеллекта, - это простая игра, когда вы ищете что-то общее между словами (что-то подобное всегда присутствует в обычных тестах на коэффициент умствен­ного развития) - например, такой ряд: собака и кошка, щенок и... Большинство популярных журналов с задачами постоянно помещают такие головоломки.

Второй способ развития логической составляющей Речевого интеллекта заключается в том, что вы проверя­ете логические утверждения на ошибки. Их можно найти в

газетах, журналах, в теле- и радиопередачах, в заявлени­ях ученых, бизнесменов и политиков.

Логическими утверждениями являются приведенные факты, а значит, истинным является и следующий из этих фактов вывод. Например:

1. Любое «А» является «Б». Любое «Б» является «В». Следовательно, любое «А» - это «В».

2. Любое «Б» является «В». «А» является «В». Следовательно, «А» - это «Б».

Думаете ли Вы, что эти утверждения:

оба верны?

оба неверны?

первое неверно, а второе верно?

первое верно, а второе неверно?

Если вы ответили, что утверждение под номером 1 верно, а под номером 2 - неверно, то вы правы. Посмот­рим на первое утверждение. Начнем с истинной посылки: все тарантулы (А) являются пауками (Б). Затем: все пауки (Б) имеют восемь ног (В). Это утверждение в целом вер­но, если верна первая посылка.

Если та посылка неверна, тогда все утверждение мо­жет стать даже опасным, как во втором примере, все яго­ды (Б) съедобны (В); белладонна (А) - это ягода (Б); сле­довательно, белладонна съедобна!

Развивая свой Речевой интеллект, старайтесь заме­чать и не допускать следующих логических ошибок:

• подмены языка фактов языком эмоций;

• использования одной «авторитетной» цифры, которая может оказаться неправильной, для до­казательства какого-либо утверждения;

• использования неопределенного источника ин­формации;

• опровержения очевидного утверждения, когда появляется слово «но»;

• изменения значения тех или иных слов, когда до­казываете то или иное утверждение.

Попробуйте стать эдаким Шерлоком Холмсом, когда пользуетесь словами и навыками логического мышления!


10. Старайтесь понимать слова языка, на котором говорите

Хотя нам и кажется, что мы говорим на русском языке, кото­рый основан на древнерусском, однако не так уж много слов в современном языке могут быть отнесены к древнерусско­му. Большинство слов, которые мы употребляем (в том чис­ле тех, которыми написана эта книга), происходят из латин­ского, греческого, французского, немецкого, итальянского, голландского, английского и тюркских языков.

В этом упражнении мы бы хотели сконцентрировать ваше внимание на словах, которые очень выразительны и красивы.

Вам предлагается несколько старых русских слов и четыре варианта значений к каждому из них. Выбе­рите то из значений, которое вам кажется правиль­ным, а потом сверьтесь с ответами, приведенными на стр. 246.

Воздвигнуть

двинуться в путь тронуть построить разрушить

Вежда

граница надежда забор веко

Алкать

напиваться желать хлебать летать

Перст

палец крест перо грудь

Десница

горизонт рука десна покойница

Очи

глаза очки тапочки веки

Ланита

лопата пальма щека полка

Пастырь

пластырь бык посох пастух

Перси

персики птицы люди грудь

Ярмо

повозка дорога спина тяжесть

11. Учите новые языки

Теперь, когда вы знаете, что только примерно 1000 слов широко употребляется в повседневной устной и письмен­ной речи, изучение нового языка не покажется вам таким уж страшным. Старайтесь каждые 10 лет учить новый язык, и тогда ваши речевые навыки будут находиться в от­личном состоянии. Сначала выучите слова, затем найди­те ассоциации между ними. Именно так учат язык дети -а они самые способные ученики Только потом принимай­тесь за грамматику.

Поставив перед собой такую задачу, вы сможете всю свою жизнь расширять горизонты знания. Ваш мозг будет всегда готов воспринимать новые слова и возможности учить язык. Замечательно, если вы совместите изучение языка с поездками в ту страну, где говорят на этом языке, а также если будете читать книги по истории и культуре этой страны. Все это поможет развивать Социальный интеллект и творческие потенции вместе с Речевым интеллектом. К тому же вы получите веселый и интересный отдых.

1 2. Коллекционируйте слова

Когда это возможно и прилично, узнавайте у людей зна­чение слов, которые они употребляют, но вам незнако­мы. Старайтесь узнать, как произошло то или иное сло-

во. Пускай под рукой у вас всегда будет блокнот для за­писи новых слов, которые встретились вам в разговоре, в средствах массовой информации и при чтении книг. Это создаст питательную среду для развития вашего словарного запаса. В конце каждой недели просматри­вайте новые слова.

13. Изучайте разные части слова

Часто у слов есть приставки (короткие добавления к сло­ву типа «анти», «вне», «моно») или целые корни, которые происходят из других языков. Зная всего одну приставку, вы сразу же в несколько раз увеличиваете свой словар­ный запас.

Например, если вы не знаете, что приставка «уни» про­исходит от латинского «общий», «единственный», то зна­чение таких слов, как «унитарный», «униформа», «уни­кальный», будет непонятно. Зная значение приставки, вы гораздо яснее будете себе представлять значение само­го слова.

Таким же образом, если вы не знаете, что корень «гид-ро» по-гречески означает «водный», «относящийся к во­де», то и значение таких слов, как «гидра», «гидросамо­лет», «гидролиз», «гидротерапия», «гидротурбина», по­нять будет непросто.

Когда вы знаете значение суффиксов и приставок, по­нятнее становится значение целого слова, как и многих других слов, значения которых вы никогда не знали. Зная, что слово состоит из отдельных частей, вам легче будет его понять.

И как всегда, после тренировки ума вашему вниманию предлагается тест для Речевого интеллекта.

Помните: 50 и более процентов означают, что ваши де­ла идут очень хорошо, а 100% свидетельствуют о том, что вы гений в этом виде интеллекта. Через некоторое время проверьте себя еще раз и занесите результаты в таблицу на стр. 253.

Общий интеллектуальный тест: Речевой интеллект

Отвечая на следующие вопросы, оцените себя по шкале от «О» до «100». «0» означает, что утверждение никоим об­разом к вам не относится, а «100» показывает, что утвер­ждение полностью вам соответствует.

Я обладаю большим (более 10 000) запасом слов,чем могут похвастаться всего один процент

людей.

Очки.....

Я обожаю слова и все, что с ними связано.

Очки.....

Мне нравится читать. Я регулярно читаю разнообразные книги, журналы и другую литературу. Очки.....

Знакомые часто отмечают, что я очень четко и ясно выражаю свои мысли. К этому они

прибавляют замечания о высокой степени развития моего интеллекта. Очки.....

Мне нравится изучать литературу и язык.

Очки.....

Изучение новых языков не вызывает у меня затруднений. Очки....

Мне нравится театр, в том числе юмористические и комические постановки.

Очки.....

Мне нравится логическое мышление и логическое выражение мыслей. Мои друзья и коллеги считают меня человеком исключительно рациональным.

Очки.....

Я нахожу особое удовольствие в играх в слова и кроссвордах. Очки....

Я люблю общение с другими людьми и горжусь тем, как умею это делать.

Очки......

Всего.....

 

Если хотите, проведите дополнительный тест для ва­шего Речевого интеллекта (ответы вы найдете на стр. 247). Как и раньше, вы можете повторить этот тест через некоторое время и увидите, как улучшается результат по мере развития Речевого интеллекта. Постарайтесь вы­полнить это задание за 15 минут.

Тест на Речевой интеллект

1. «Квадрат» относится к «восьмиугольнику»

так же, как «треугольник» к.... (50 очков)

2. Составьте из букв четыре слова.

ЗОГМ ТТРОИВЬ ЛЫСЬМ ВОЛАГО (100 очков)

3. Добавьте недостающее слово

ОТРОК – ОТРОЧЕСТВО

РЕБЕНОК - (100 очков)

4. Какое из слов - лишнее? (150 очков)

ЕВЛ

ГТРИ

КАБАСО

КАШОК

УАМП

 

6. Продолжите ряд: А, Г, Ж, Л, С... 50 очков

7. Сто: один

как Рубль:.... 50 очков

8. Скрипка: виолончель

как Виолончель:...... 100 очков

9. Остров: земля

как.......: вода 100 очков

10. Вставьте в скобки слово, которое

бы совпадало по значению с двумя другими.

Вселенная (...) Покой (150 очков)

 

Всего.....

Ответы к упражнениям со словами

1. Построить

2. Веко

3. Желать

4. Палец

5. Рука

6. Глаза

7. Щека

8. Пастух

9. Грудь

10. Тяжесть.

Оказалось непросто? Теперь, когда вы знаете точ­ное значение этих слов, постарайтесь их запомнить. Повторяйте их, произнося громко вслух. Таким обра­зом вы укрепляете свою память, так как используете различные чувства (зрение и слух). Попробуйте ис­пользовать эти слова, и тогда они станут частью ваше­го словарного запаса.

Ответы к тесту на Речевой интеллект

1. Шестиугольнику (квадрат = 4; восьмиугольник = 8; треугольник = 3; шестиугольник = 6)

2. МОЗГ ТВОРИТЬ МЫСЛЬ ГОЛОВА

3. ДЕТСТВО (но не ребячество)

4. ЛЕВ ТИГР СОБАКА КОШКА ПУМА

Лишнее слово - «собака», так как все осталь­ные - названия животных семейства кошачьих.

5. 3 (слово «размышлять»)

6. Ш («Г» - третья буква от «А», «Ж» - четвертая от «Г» и т. д.)

7. КОПЕЙКА

8. КОНТРАБАС

9. ОЗЕРО

10. МИР (это слово может означать как «Вселен­ную», так и «покой»).

 

 

Оцениваем интеллект

Помните, в главе о Математическом интеллекте вам было предложено расположить свои жизненные приори­теты в порядке убывания? Вот и теперь попробуйте про­делать то же самое, но уже с различными видами своего интеллекта.

В отведенном ниже месте расположите все 10 интел­лектов, о которых мы говорили в этой книге, в порядке уменьшения их значимости в вашей жизни. Под номе­ром «один» поместите тот интеллект, который вы счита­ете наиболее важным, а под номером «десять» - на­именее.







Date: 2016-07-25; view: 1969; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию