Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние высшего военного образования на систему ценностей курсантов





 

В современном российском обществе длительное время продолжается процесс коренных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений, ориентированных на рынок. На протяжении последних двух десятилетий качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, появление полярных социально-экономических групп, дифференциации общества по различным критериям.

С дифференциацией социальной структуры в России произошла и ценностная переориентация различных социальных слоев и всего общества в целом. Все это не могло не отразиться на изменении общесоциальных ценностей и формировании новых личностных, профессиональных и духовно-нравственных ориентаций, что особенно проявляется в мировоззрении, прежде всего, учащейся молодежи как социальной группы с еще не устоявшейся системой ценностей.

На рынке труда потеряли общественную ценность и признание традиционно приоритетные виды деятельности и профессии, которые требовали от человека, прежде всего самоотдачи, высоких моральных качеств, стремления не к личному обогащению, а социальному благу. Не смотря на это, одним из важнейших видов человеческой деятельности, обладающим спецификой и уникальностью, во все времена была и остается воинская деятельность. Однако транзитивное состояние современного общества, оказывающее влияние на функционирование всего социума, привело к тому, что объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменились. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания к системе жизненных ценностей военнослужащих и, прежде всего, ценностям молодежи, учащейся в военных вузах. Военная молодежь составляет значительную часть в структуре российского общества, в связи с чем, анализ аксиологической системы данной социальной группы является приоритетной задачей современной науки, так как по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.

Прежде чем приступить к анализу динамики ценностей учащейся военной молодежи ответим на вопрос – что же такое ценности? В науке существует множество определений данного понятия, в связи с его многогранностью. Изучение ценностей человека попадает в поле исследовательского интереса множества наук – это и философия, и социология, и педагогика, и этика, и антропология и т.д. В связи с этим каждая из комплекса гуманитарных наук исследует ценности в своем ракурсе. Первичное философское осмысление категории «ценность» уходит корнями в античную Грецию, где в трудах Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Диогена закладывались основы содержания аксиологического категориального аппарата. Решающее слово в проблеме научного обоснования ценностей принадлежит И. Канту.

Огромное влияние на изначальное формирование проблематики молодежных ценностей оказали мыслители XIX-XX вв. Среди научных исследований по изучению ценностных ориентаций большое значение имеют монументальные, труды ученых - Т. Парсонса, Р. Мертона, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, К. Мангейма и др. Российские философы и социологи вложили неоценимые усилия в формирование аксиологии молодежи как науки, ее развитие (Г.С. Иконникова, В.Т. Лисовский, И. Ильинский, С. Григорьев, В. Журавлев, Л. Коген, В. Криворученко, С. Кугель, В. Левичева, В. Луков, Ю. Ожегов и др.).

Изучением динамики ценностей в системе образования занимались О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Л.А. Липская. Отдельная группа современных отечественных ученых посвятила свои труды проблеме динамики ценностных ориентиров в реформируемом российском обществе - Вишневский Ю.В., Шапко В.Т., Соколов А.В., Щербакова И.О., Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Зубок Ю.А., Чупров В.И. и др., связывая основные тенденции современной динамики аксиологической системы молодежи с коренными трансформационными процессами, происходившими в российском обществе в 90-е годы.

Для изучения аксиологических ориентиров личности через призму военного образования очень важны исследования, посвященные становлению личности профессионала и профессиональному самоопределению. Условия формирования профессионально-ценностных ориентаций изучали О.Г. Васюков, К.Н. Ковыляев, Е.В. Дермелена, И.С. Петронюк, И.И. Савич, М.Л. Сологуб.

В теоретических концепциях ценность определяется как идеал (Виндельбанд); ценности образуют ядро мировоззрения (Вундт); ценности существуют в объективной реальности (Дюркгейм); ценности – это объективный предмет или объект (Л.А. Леонтьев); Ценности, писал М. Вебер, составляют благо, являются основой поведения людей, фундаментом социальной системы[67]. Ценности являются «побудителями и регуляторами человеческого поведения, основой формирования смысла жизни, идеалов и ориентиров», - пишет В.Ю. Дементьева[68].

По мнению Э. Дюркгейма ценности личности смежны с идеалами и жизненными целями, представлениями человека о том, что еще нет в реальности[69]. Дюркгейм пришел к выводу о том, что на великих ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации. Он утверждал, что основой успешного функционирования общества является определенная иерархия базовых ценностей[70]. Эту мысль следует продолжить, несколько изменив, адаптируя к условиям современного российского общества, в результате чего приходим к выводу о том, что для рыночных отношений требуемые категории ценностей должны быть точно идентифицированы и вычленены из каждой из предшествующих стадий модернизации, в результате которой создается определенная комбинация ценностных факторов. Полученная иерархия базовых ценностей должна свидетельствовать не только о готовности общества к переменам, которые несет с собой рынок, и не только дать реальное представление об их целях и средствах их достижения, но и мотивировать само стремление достаточного числа социальных групп взять на себя задачу выступать субъектами этих изменений.

По мнению А.Г. Здравомыслова, «ценности служат социальным индикатором качества жизни, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей, она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов»[71].

Сегодня «ценности», без сомнения относятся к самым общим и чаще всего используемым понятиям в гуманитарных науках, в научной литературе зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующиеся, естественно, в зависимости от отрасли. Автор понимает под ценностями общезначимые, общепринятые представления, идеалы, цели и средства их достижения, разделяемые индивидом, социальной группой, обществом в целом.

Система ценностей образует ценностные ориентации личности, которые по Р.М. Рахимовой определяются как «зафиксированные в сознании социальные установки, мотивирующие действия субъекта в соответствии со значимостью целей и идей»[72]. Ценности являются базисным основанием для формирования ценностных ориентаций личности (впервые вводит понятие «ценностная ориентация» Т. Парсонс), под которыми имеется в виду комплекс духовных детерминант деятельности отдельной личности или группы (социума), а так же соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значения. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, идеалы, а так же установки, стереотипы и переживания людей, выступающие в качестве целей и основных средств их достижения. [73]

Установлено, что система ценностных ориентаций личности имеет многоуровневую структуру, вершину которой составляют ценности, тесно связанные с ее идеалом. Это своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые обществом к человеку и человеком к самому себе. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, итогом усвоения господствующих в обществе ценностно-нормативных установок. То, какие компоненты являются ведущими, предопределяет общий характер направленности личности, ее социальное ядро, ценностные ориентации[74].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение. Можно с полной уверенностью утверждать, что ценности и ценностные ориентации являются главным механизмом действия человека или социальной группы. Они представляют собой одновременно и желаемую цель для человека, и потребность, которая обусловила ее появление, и способы достижения поставленных целей, и нормы, которыми руководствуется индивид при выполнении социального действия, и самооценку индивида, и базу для оценивания себя и окружающего мира. Имея представление о механизмах формирования ценностных ориентаций, представляется возможным эффективно влиять на вектор их трансформации у человека и направлять в социально-одобряемое русло, что крайне важно для образования, как института, транслирующего подрастающему поколению определенную систему ценностей.

Существует несколько различных классификаций ценностей. Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на цен­ности-цели и ценности-средства.[75]

Несмотря на довольно обширную теоретическую базу исследования аксиологической системы молодежи вообще и военной в частности, данная проблематика не теряет актуальности на сегодняшний день, да и наверное не потеряет никогда. Связано это с тем, что молодые люди очень чувствительны к любым изменениям, которые происходят в обществе, моментально отражая все негативные и позитивные стороны трансформаций, поэтому, опираясь на молодежные ценности, интересы, взгляды, идеалы, представляется возможным прогнозировать будущее как минимум на одно поколение вперед.

Система ценностных ориентаций неоднородна и представляет собой некий аксиологический треугольник, в основе которого лежат ценности, ориентирующие на средства, на медиане располагаются целевые ориентации и верхний (идеальный) уровень составляют смысложизненные ценности. Именно верхний уровень определяет направленность личности. В.А. Ядов отмечает, что вершину ценностей личности «составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей»[76]. Он приходит к выводу, что «ценности-цели более стабильны, чем ценности-средства…», «на самом деле имеет место диалектика перехода целей в средства и наоборот».

Особый интерес в складывающейся ситуации приобретают базовые ценности общества. В настоящее время можно констатировать тот факт, что они носят транзитивный характер, и на этом сходятся большинство исследователей. Вторая проблема состоит в том, что так называемые сегодня «базовые ценности» мало к чему мотивируют. Социум остается разрозненным и никаких внутренних горизонтальных социальных институтов, которые бы занимались анализом базовых ценностей (особенно среди молодежи), нет.

На повестке дня в социуме стоит проблема – какие все‐таки существуют ценности в обществе помимо сферы частных интересов, которая продолжает доминировать. Ответа на этот вопрос нет[77]

В становлении аксиологической системы личности участвуют все институты социализации, однако институт образования играет важнейшую роль, транслируя определенную систему общечеловеческих и личностных ценностей, как традиционных, так и наиболее актуальных в тот или иной период общественного развития. Институт военного образования несет в себе огромный потенциал исконно российских традиционных ценностей. Исторически сложилось так, что военная служба воспитывала не только человеческое тело и ум, но и его душу, формируя у каждого военнослужащего твердое убеждение в том, что защитить свою Родину – это Великий долг и честь.

Не смотря на то, что институт военного образования испокон веков был самым консервативным социальным институтом, однако и он в настоящее время подвержен изменениям, отражая трансформационные процессы российского общества. Процесс обучения и воспитания социально-значимых ценностей военной молодежи направлен на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, достигающийся в процессе образования путем сознательного восприятия каждым курсантом общечеловеческих духовно-нравственных, а так же востребованных сегодня, «рыночных» ценностей, и включения их в индивидуальную систему аксиологических ориентаций. Военное образование – древнейший институт, воплотивший в себе драгоценное наследие предков, которое в настоящее время теряется под влиянием новых веяний, а также сложных экономических и организационно-структурных преобразований, поставивших его в тяжелые условия выживания.

Институтом военного образования транслируются ценности особого вида государственной службы – физической выносливости и военной выправки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы; в воспитательной работе, через существующие структуры по работе с личным составом транслируются ценности любви к Родине, патриотизма, общечеловеческие ценности. Однако необходимо отметить, что значимость данных ценностей для современной молодежи снижается[78].

Военное образование играет мощную роль в становлении личности военнослужащего и, конечно же, оказывает решающее влияние на формирование системы ценностей курсантов, выступая транслятором общечеловеческих, профессиональных и духовно-нравственных ценностей военной службы, которые, преломляясь через призму личностного восприятия, становятся личными ценностями каждого курсанта, регулирующими его социальное поведение длительный период времени. С целью выявления динамики аксиологической системы курсантов военного вуза под влиянием обучения и современной социально-экономической и политической ситуации в стране автором в январе-феврале 2011 года было проведено социологическое исследование.

В качестве объекта исследования выступили курсанты первого и пятого годов обучения Филиала Военной академии связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного (г. Новочеркасск, Ростовская область).

Предметом исследования является динамика ценностно-нравственных ориентаций субъектов названного высшего военного учебного заведений в процессе обучения в современных условиях социальной трансформации российского общества.

Основным методом проведенного социологического исследования является анкетирование. При составлении анкеты исследования автор использовал собственные вопросы, раскрывающие степень патриотической настроенности курсантов, а так же стандартную методику исследования ценностных ориентаций молодежи М. Рокича.

Выборка респондентов осуществлялась из числа курсантов названного вуза первого и пятого годов обучения. Численность курсантов первого года обучения составляла на момент проведения социологического исследования 65 человек, из которых все приняли участие в исследовании. Численность курсантов пятого года обучения составляла 521 человек, в исследовании принимал участие каждый пятый курсант по спискам личного состава, то есть 104 человека. Таким образом, к исследованию привлекалось 169 человек.

По полому признаку все респонденты - юноши. Средний возраст курсантов первого года обучения составляет 18 лет, пятого – 22 года. По национальному составу это представители в основном русской национальности (85%).

Результаты исследования свидетельствуют о преобладании в аксиологической иерархии курсантов инструментальных ценностей, эта тенденция в целом отражает общероссийскую. Однако, по нашим исследованиям разрыв между терминальными и инструментальными ценностями достаточно низок и составляет соответственно – 7,4 и 8,1 баллов, да и вообще курсанты продемонстрировали довольно высокие баллы практически по всем категориям ценностей.

Наиболее важными терминальными ценностями современные курсанты называют здоровье, уверенность в себе, внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, наличие хороших друзей, любовь как духовную и физическую близость с любимым человеком, счастливую семейную жизнь, активную деятельную жизнь, познание (образование, кругозор), жизненную мудрость.

Далее по значимости следуют такие аксиологические ориентиры как материально обеспеченная жизнь, очень большое значение современные курсанты придают такому фактору как развитие в смысле работы над собой, постоянного духовного, физического и нравственного совершенствования. Значительную долю в аксиологической системе молодежи занимают гедонистические ценности, стремление к разного рода удовольствиям, необременительному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей, развлечениям.

В середине аксиологического ряда курсантов автор выявил такие ценности как свобода, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках; счастье других; благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом. Наименее значимыми терминальными ценностями для респондентов явились общественное признание, творческая самореализация, красота природы и искусства.

Анализ ранжирования терминальных ценностей курсантов военного вуза позволяет сделать вывод о том, что мало того, что они пользуются меньшей популярностью, чем инструментальные, но и в их структуре наблюдается две равнозначные тенденции. Первая заключается в доминировании традиционных сугубо российских ценностей (друзья, семья, интересная работа), другая же представляет собой равнозначное гипертрофированное стремление к потреблению, обладанию ничем не подкрепленными материальными благами любыми способами (то есть типично западная тенденция).

Распространению второй тенденции активно способствуют средства массовой информации, интенсивно пропагандирующие культ индивидуализма. Данный тип ценностей связан в первую очередь с представлением о том, что каждый человек – творец своего счастья, а счастье заключается в достижении личного благополучия. Однако достичь этого можно, имея определенную степень свободы, что не предусмотрено ни в рамках социального института военного образования, ни во время службы в войсках в должности офицера, хотя это одна из ценностей среднего класса в развитых западных странах[79].

Аналогичные результаты мы находим в исследовании А. Фомина, которым были опрошены курсанты 1-го и 5-го курсов военных институтов внутренних войск МВД России в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Саратове. В опросе приняло участие 593 человека. Так, на первом месте оказалась сугубо прагматичные индивидуалистские ценности: карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности.[80]

Как показывают социологические исследования, потребность в профессиональном совершенствовании снижается. При этом многие указывают невозможность практически заняться профессиональным ростом (причины: отсутствие времени, сокращение количества тренировок, учений, физическое и моральное устаревание военной техники и систем вооружений, загруженность хозяйственными задачами). Уменьшилась значимость романтики офицерской службы. Существенно вырос прагматичный взгляд на военную службу как источник существования семьи кадрового военнослужащего, получения специальных льгот и преимуществ[81].

Подобным же образом проанализируем доминирующие инструментальные ценности курсантов названного высшего военного учебного заведения. Вершину аксиологического треугольника в данной ситуации занимают следующие ценности: эффективность в делах, (трудолюбие, продуктивность), ответственность, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения, честность, правдивость, искренность.

Середину аксиологического ряда респондентов представляют ценности, способные помочь молодому человеку в профессиональной самореализации, повышении своего квалификационного уровня, и, соответственно, в получении более высокооплачиваемой работы. К ним относятся: воспитанность; хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения; аккуратность, чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел; исполнительность, дисциплинированность; образованность, широта знаний, высокий культурный уровень; самоконтроль, сдержанность, самодисциплина.

Все эти аксиологические ориентиры показывают прагматическую настроенность личности респондентов, готовность приложить определенные усилия для достижения желаемой цели, однако происходит это в целом положительное явление на фоне снижения ценности духовно-нравственного содержания деятельности, человеколюбия, гуманизма, порождающее ситуацию, когда «человек человеку – волк», происходит эгоизация и индивидуализация межчеловеческих отношений, которые переводятся в русло полезности и выгоды. Об этом свидетельствуют очень низкие оценки следующих аксиологических ориентиров: терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения; непримиримость к недостаткам в себе и других. В то же время, как ни странно, снижается ценность высоких запросов как повышенных требований к жизни и высоких притязаний. Сама по себе такая ситуация порождает некоторый парадокс. С одной стороны, молодые люди стремятся всеми правдами и неправдами получить желаемые материальные блага, а с другой стороны, уровень их жизненных притязаний в общем-то не высок.

Скорее всего, как считает автор, такая ситуация возникла вследствие полной переориентации молодых людей на ценности общества потребления, отражающейся в том, что большинство людей считает удовлетворительным для себя определенный образ жизни, статус, доход, но в то же время стремиться получать больше, и этот процесс без разумного, осмысления может длиться бесконечно. Индивидуалистические ценности уже проникли в сознание молодых людей, они ими руководствуются, все чаще и полнее применяют в своей жизни, постепенно нивелируя традиционную аксиологическую систему. В этой погоне за благами теряется ценность собственной жизни, каждого ее момента, красоты окружающего мира, прелести общения со знакомыми, друзьями, детьми, родителями, да и просто людьми, занятия любимым, а не высокооплачиваемым делом.

Подобные же результаты мы видим и у других исследователей аксиологической системы военнослужащих. Как отмечает Кравец А.В., старшее поколение офицеров (выпуски из военных институтов до 1990 г.) сохраняют профессиональную общность, критические и экстремальные ситуации и трансформации в социуме не смогли разрушить их ценностей. Однако молодое поколение выпускников военных институтов придерживается других ценностей.

Данные выводы также подтверждаются и его социологическими исследованиями, проведенными среди курсантов Новосибирского военного института внутренних войск МВД России (численность выборки составила 600 человек) и офицеров Новосибирского гарнизона (численность выборки – 395 человек)[82].

Результаты нашего исследования в целом отражают картину, полученную Якушиной Н.В. в 2008 году, проведшей сплошной опрос по аналогичной методике (генеральная совокупность не превышает 500 человек) военнослужащих войсковой части №03013. Ей изначально была поставлена гипотеза о превалирующей важности материальных ценностей для военнослужащих российской армии по сравнению с духовными. Гипотеза подтвердилась следующими результатами: лишь 10,7 % военнослужащих и 21,1 % солдат срочной службы поставили материальную обеспеченность на первое место.

Для опрошенных самыми важными ценностями оказались здоровье — 44 % всех респондентов и счастливая семейная жизнь — 22 % соответственно. На второе место одинаковое количество респондентов поставили любовь и материальную обеспеченность (по 23 % респондентов). Причем гражданские служащие вариант «любовь» не выбрали вообще, а вот у солдат срочной службы данная ценность набрала 21,1 %,а материальная обеспеченность всего 10,5 %. У военных эти ценности набрали примерно

одинаковое количество процентов: любовь — 25,3 %, материальная обеспеченность — 26,7 %.

Большинство гражданских служащих поставили на второе место такие ценности, как здоровье и счастливую семейную жизнь (по 33 % респондентов). Последняя оказалась на втором месте и у большинства солдат-срочников (26,3 %).

На третьем месте у респондентов стоят: здоровье — 22 %, материальная обеспеченность — 17 %, любовь — 13 % и счастливая семейная жизнь — 11 %.

Самое последнее 36 место занимают такие ценности, как высокие запросы — 24 %, непримиримость с недостатками — 15 %, чуткость — 13 % и развлечения — 10 % респондентов соответственно[83].

Как показал анализ проведенных социологических исследований, ценностные ориентации молодого поколения офицерского корпуса существенно отличаются от таковых среди офицеров старшего поколения. Существенное ослабление внимания социума к подготовке офицерских кадров привело к разрушению ценностного смыслового ядра и в дальнейшем может вызвать цепную реакцию непредсказуемых последствий.

Отмечается падение образовательного уровня поступающих в военные вузы. В ценностных ориентациях молодых людей офицерская служба как долг перед Родиной не рассматривается. Существенное значение приобрели ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистский оттенок: возможность испытать себя в сложных условиях; приобретение необходимых для жизни знаний и навыков; возможность увидеть жизнь в других регионах.

Особый интерес представляет вопрос о том, как же менялась аксиологическая система курсантов изучаемого военного вуза в процессе обучения. Для максимально наглядной иллюстрации процесса динамики ценностных ориентаций курсантов приведем сравнительный анализ основных терминальных и инструментальных ценностей, основываясь на результатах нашего исследования.

Анализируя динамику терминальных ценностей курсантов с первого по пятый год обучения (см. рис. 1) можно проследить отчетливую тенденцию увеличения к концу обучения показателей по таким основополагающим аксиологическим ориентирам как наличие хороших друзей, развитие (совершенствование), счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, характеризующаяся полнотой и эмоциональной насыщенностью жизни, познание (образование, кругозор), жизненная мудрость, отражающая зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту. Наибольшее значение для пятикурсников имеет свобода, общественное признание, материально обеспеченная жизнь, что свидетельствует о том, что тенденции, появившиеся в период перестройки продолжают быть актуальными и до сих пор.

Рис. 1. - Динамика терминальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе.

Однако в то же время наблюдается снижение значимости для личности таких ценностей как уверенность в себе, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, интересная работа, в настоящее время курсанты ориентированы на получение не интересной им работы, а максимально более высокооплачиваемой, не профессиональной самореализации, а получение материальной выгоды без учета своих способностей, интересов и желаний. Такое положение дел провоцирует развитие у человека неудовлетворенности собственной работой и жизнью, сомнения в своей квалификации и личностных качествах, фрустрации, снижению качества жизни, неуверенности в правильности выбора жизненного пути, потере смысла жизни.

Не смотря на то, что у курсантов первого года обучения ценность творчества и творческой самореализации, творческого подхода к жизни получила сравнительно невысокую оценку, к пятому году этот показатель значительно возрос, и не удивительно. Современные рыночные условия требуют от человека гибкости, мобильности, нестандартности, человек, надеющийся преуспеть в жизни, должен подходить к ней (самой жизни, себе, работе, отношению к окружающим) более креативно, потому что условия жесткой конкуренции действуют по принципу естественного отбора, когда выживает тот, кто ярче всех выделяется из серой массы, большинство же остаются на периферии жизни с собственными нереализованными желаниями и потребностями.

Наиболее сильно потеряла в весе такие ценности как красота природы и искусства, переживание прекрасного в природе и в искусстве и счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом. Это так же косвенное свидетельствует об усиливающейся прагматизации и индивидуализации российской военной молодежи. Данные ценности не приносят никакого материально выражаемого, физически ощутимого блага, вот и остаются позабытыми и незамеченными. Точно так же происходит и с другими объектами духовного мира, в настоящее время эта сторона жизни приобретает все меньшую ценность и значимость, провоцируя обнищание духовно-нравственного мира современной молодежи.

В вопросе о динамике инструментальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе ситуация так же интересна (см. рис. 2).

Рис. 2. - Динамика инструментальных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе.

 

Проведенный нами анализ дает возможность проследить отчетливую тенденцию увеличения в процессе обучения показателей по такому аксиологическому ориентиру как непримиримость к недостаткам в себе и других, резкий скачек у курсантов пятого года обучения получает такая ценность как высокие запросы. Это подтверждает рост амбициозности курсантов, что само по себе явление положительное, если подкреплено соответствующими физическими, интеллектуальными и моральными возможностями человека.

Интересно, что очень сильно сдает позиции к пятому году обучения такой показатель как твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями. На самом деле немного странная ситуация, ведь современные российские экономические условия, общая нестабильность в стране и неуверенность в завтрашнем дне ориентируют человека на уверенность исключительно в собственных силах. Современная молодежь уже практически отошла в настоящее время от патерналистического мировоззрения, вера в то, что в любой ситуации тебе поможет, поддержит и защитит государство, уже потеряла свою актуальность. Напротив, такие воззрения являются показателем наивности и неумения ориентироваться в современных российских реалиях. В связи с этим, жизнь человека, его благополучие, благосостояние зависят исключительное от его же способностей и возможностей, в результате чего огромную важность приобретает именно твердая воля, способная организовать личность на выполнение тех или иных действий, даже если они противоречат собственным желаниям, именно воля превращает «хочу» в «надо» и делает человека хозяином собственной жизни, что в современных условиях является главнейшей предпосылкой социальной успешности личности.

Очень важное место в аксиологической структуре курсантов занимают такие ценности, как жизнерадостность, ответственность, независимость, воспитанность, смелость в отстаивании собственного мнения, рационализм, широта взглядов. Все эти аксиологические ориентиры очень важны для личности курсантов и в целом либо немного увеличились к окончанию обучения в вузе, либо особо не изменили своего места в аксиологическом ряду.

Настораживает тот факт, что многие ценности в курсантской среде не пользуются популярностью и к пятому курсу теряют в весе. К таким аксиологическим ориентирам относится терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, а так же непримиримость к недостаткам в себе и других людях. Эта тенденция во многом объясняет массовое появление в молодежной среде экстремистских групп, рост агрессивности, напряженности и недоверия. По мнению автора, это явление полностью отражает ситуацию в стране.

Не смотря на то, что институт военного образования наиболее консервативен, все же он не отделим от общества, функционирует и развивается в нем, поэтому течение времени и событий накладывает свой отпечаток и на него, заставляя менять образовательные программы, системы воспитания и обучения, что, конечно же, не может не привести к изменению транслируемой им системы ценностей. Сложно оценить насколько положительно это явление, здесь можно обнаружить и конструктивные и деструктивные последствия, однако с точной уверенностью можно утверждать, что ценности военной молодежи, как специфической социальной группы всегда были и остаются индикатором качества проведения социальных, экономических политических и военных реформ. Изучение ценностных ориентаций военной молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

Таким образом, трансформация ценностей в социуме, а вслед за ними и ценностных ориентаций молодежи повлекла за собой адаптацию внутреннего уклада социального института высшего образования к требованиям личности; что касается социального института военного образования, то нормы и ценности последнего не менялись и входят в противоречия со складывающимися реалиями в обществе. Данный процесс привел социальный институт военного образования в дисфункциональное состояние, выражающееся в выходе на первый план латентных функций. Сама же система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни вызовам, с которыми сталкивается Россия.[84]

2.2 Место патриотизма в аксиологической системе курсантов военных вузов [85]

 

Модернизационные изменения, происходящие во всех сферах российского общества на протяжении последних двух десятилетий, привели к переоценке прежних и становлению новых духовных ценностей, трансформации системы ценностных ориентаций человека. С определенной долей уверенности можно говорить о том, что, пожалуй, ни одна нравственная ценность в такой краткий период российской истории не подвергалась столь множественным переосмыслениям, а, следовательно, испытаниям, как патриотизм. Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов как практического, так и аксиологического характера. Традиционно, важнейшими российскими ценностями, прочно укоренившимися в сознании, менталитете народа, были высшие коллективистские нравственные ценности, носящие общечеловеческий характер. Изменившиеся социальные условия привели к тому, что большая часть таковых потеряла актуальность в связи с тем, что слабо соответствовала пропагандируемому образу «нового» человека, ориентированного, прежде всего, на собственное материальное и социальное благополучие. Б. Окуджавой была брошена в одном из газетных интервью 80-х годов такая фраза: «Патриотизм – это чувство примитивное, оно есть даже у кошки»[86], которая тут же нашла отклик и поддержку среди интеллектуалов. Предполагалось, что патриотизм - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.

Прошло достаточно немного времени, и тем же интеллектуалам пришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российского менталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Да и вообще, исторически сложилось так, что патриотизм является отличительной чертой русского народа. Мало какое современное государство может похвастаться столь богатой и трагичной историей, «львиную долю» которой Россия провела в оборонительных и освободительных войнах, отражая иноземную агрессию, изгоняя захватчиков со своей земли, объединяя братские народы. Трагическая и героическая судьба России сформировала у нашего народа уникальную способность к всесторонней мобилизации в ответ на внешние вызовы и угрозы, именно так сформировался патриотизм - драгоценная черта русского национального характера, пронесенная им сквозь все превратности нелегкой судьбы. Собственно, благодаря этой черте, российская государственность и русский народ сохранили свой суверенитет, так как в критические, судьбоносные для Родины периоды истории русский соборный патриотизм всегда брал верх над личными, семейными и групповыми пристрастиями и интересами.

Актуальность проблемы формирования нравственно-патриотических ценностей обусловлена следующими факторами:

- глубиной, масштабностью и сложностью происходящих преобразований в обществе и реформированием Вооруженных Сил России;

- коренными изменениями во многих сферах духовно-нравственной жизни российского общества, его армии и флота;

- целесообразностью разработки новых концептуальных взглядов по проблемам воспитания гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству;

- недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических предпосылок формирования нравственно-патриотических ценностей и отсутствие адекватной современным требованиям непрерывной системы воспитания;

- потребностью совершенствования системы воспитания личного состава в Вооруженных Силах России и др.

Проблема формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ усложняется еще тем, что по существу разрушена система героико-патриотического воспитания молодежи, воинская служба перестала быть символом мужества, доблести и славы. В то же время, зачатки «новой морали», основанной на власти денег, все больше проникают в курсантскую среду, вызывают глубинные сдвиги в мироощущении, жизненных ориентирах молодых людей. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов. Так, более 70% опрошенных призывников заявили о ненужности военной службы, а каждый второй из них считает, что такие понятия как патриотизм, воинский долг, честь ушли в прошлое.[87] Заметим, что интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций, патриотизма, гуманизма и культурного потенциала страны»[88].

Цель патриотического воспитания– развитие в Вооруженных Силах высокой социальной активности военнослужащих, гражданской ответственности, духовности, становление воинов-контрактников, обладающих положительными ценностями и качествами, способных проявить их в процессе военной службы в интересах защиты Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества и Вооруженных Сил достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в Вооруженных Силах, в сознании и чувствах военнослужащих патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и военно-историческому прошлому России, традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения военнослужащих по контракту в решение социально-бытовых, служебных, учебно-боевых и боевых задач;

- воспитание военнослужащих в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, общевоинским уставам, приказам командиров и начальников, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, профессионального и воинского долга;

- привитие военнослужащим чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, символики Вооруженных Сил, частей и соединений, исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у военнослужащих по контракту потребности служения Роди не, ее защите как высшего духовного долга;

- создание условий патриотической направленности военных СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни, военных событий, активное, противодействие антипатриотизму, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между военнослужащими - представителями разных национальностей.

Таким образом, проблема изучения патриотического сознания и патриотического воспитания военнослужащих, их роли в процессе формирования и совершенствования личности воина-профессионала в настоящее время приобретает особое значение, поскольку эта проблема непосредственно связана с процессом строительства Вооруженных Сил и составляет один из важнейших аспектов осуществления их модернизации.[89]

Патриотизм является важным ценностным качеством личности, обеспечивающий ее сохранность в рядах поколений в процессе социокультурной жизни.

Патриотизм как социокультурная ценность есть осознание субъектом своего любовного, преданного отношения к Отечеству, основанное на образе справедливого, приемлемого для большинства населения Отечества, а также целенаправленная деятельность по его сохранению, процветанию и прогрессивному развитию[90].

Патриотические ценности, являясь важнейшей составляющей национального самосознания личности, ориентируют человека на идентификацию с духовными традициями и историей своей страны, своего народа.

Неразрывная связь человека с Отечеством, с ее природой и ее культурой порождает специфическое душевное состояние, определенное патриотическое настроение и сознание, которое и утвердилось в повседневном языке как чувство Родины[91].

При определении патриотизма как социально-нравственной категории можно исходить из двух позиций: с одной стороны, патриотизм можно интерпретировать как нравственный, политический принцип, особое социальное чувство, присущее гражданам страны, а с другой стороны – как субъективное глубокое чувство любви к Родине, готовность служить, ей, защищать ее, подчинять собственную жизнь интересам Отечества. Мы будем употреблять данное понятие во втором значении в связи со спецификой изучаемого объекта. Опорой нашей работы явилось социологическое исследование курсантов филиала Военной академии связи (г. Новочеркасск, Ростовская область), проведенное в феврале 2011 года методом анкетирования на выборке курсантов первого и пятого годов обучения объемом 221 человек с целью выявления аксиологической иерархии курсантов, ее динамики в процессе обучения и определения места патриотизма в их системе ценностей.

Опираясь на результаты нашего исследования, можно утверждать, что основная масса курсантов считает себя патриотами (77% первокурсников и 54% пятикурсников), причем решающую роль в формировании патриотических чувств, по их мнению, является школа и образование вообще (32 и 31%). Исходя из этого неудивительно, что большая часть первокурсников крайне неуважительно относится к гражданам, которые не являются патриотами своей страны (53%), пятый курс в этом вопросе, напротив, проявляет относительное равнодушие, 60% респондентов считают, что быть патриотом или нет, это право каждого человека.

Основная масса курсантов считает, что Родина у человека одна и недостойно ее покидать (82 и 63% соответственно), на предложение покинуть Родину, если представится возможность переехать на ПМЖ в другую страну, 55% курсантов первого и 46% пятого годов обучения ответят отказом. Аналогичные данные мы видим в результатах исследования патриотических ценностей, проведенного Жуковым А.В. в 2008 году на территории тории Забайкальского края (большинство (53,3 %) респондентов отметило в качестве наиболее предпочтительного места проживания Россию).[92]

Хотелось бы отметить довольно оптимистичные взгляды курсантов на будущее нашей страны (75 и 54%), однако к окончанию обучения в вузе, курсанты получают более четкие представления об общественной и политической жизни нашего государства и их неуверенность в завтрашнем дне растет (10 и 18%), 8% пятикурсников считает, что в ближайшем будущем наша страна перестанет существовать, по сравнению с 1% первокурсников. С этим связан и тот факт, что 62% первокурсников и 56% пятикурсников уверены, что Россия через 10-15 лет станет великим, сильным, независимым государством. Не разделяют их мнение и прогнозируют России судьбу среднеразвитого государства 35% и 30% курсантов соответственно.

Большинство курсантов считают Россию великой страной с богатейшими природными ресурсами и талантливыми людьми (98 и 83%), а россиян самыми отзывчивыми и душевными людьми в мире (68 и 57%), при этом во всех бедах России они винят Запад и продажных российских правителей (45 и 51% соответственно), считают, что продукция, экспортируемая на наш рынок второсортна и не пользуется успехом на Западе (40 и 37%).

По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что решающая часть курсантов не скрывает своего патриотизма, к пятому году обучения появляются более четкие и реальные взгляды на место и роль нашего государства в мире. По мнению курсантов наиболее ярко патриотизм проявляется в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил РФ (85 и 69%), в потребности приносить пользу стране (73 и 69%), уважении исконно русских традиций (62 и 57%), укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма (62 и 49%).

Радует тот факт, что основная масса курсантов имеет четкие представления о разнице между патриотизмом и национализмом (75 и 71%), а представителей экстремистских течений националистического толка считает лжепатриотами, представляющими опасность для социума. Среди признаков патриотизма они выделяют: национальное самосознание, гордость за принадлежность к своему народу, любовь к родному дому, стране, верность культуре и традициям, стремление трудиться во благо процветания Родины. Очень низкий процент респондентов считает, что патриотизм сегодня не актуален, что это всего лишь литературная выдумка (0% первокурсников и 3% пятикурсников).

Патриотизм, как утверждает В.К. Криворученко, по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы.

Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм связан с духовными традициями, а поэтому по сути это явление духовное, без патриотизма не может быть духовного становления личности и возрождения величия России.

Помимо общероссийского патриотизма человек воспроизводит и местный, региональный патриотизм, выражающийся в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. И что особенно важно — российский патриотизм никогда не но сил агрессивного характера.

Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотическое воспитание призвано способствовать национальному возрождению России как великой державы.

Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.[93]

Подводя итог, хотелось бы отметить, что аксиологическая система курсантов как особой прослойки учащейся молодежи чутко реагирует на любые социально-экономические и политические трансформации, что провоцирует изменения в системе ценностей, кроме того, сензитивный характер курсантов обусловливает динамику основных ценностей в процессе жизнедеятельности, то есть аксиологическая система представляет собой довольно нестабильное сложное иерархичное и подвижное образование, основные элементы которого меняют свою значимость для личности иногда довольно радикально. Сложно оценить насколько положительно это явление, здесь можно обнаружить и конструктивные и деструктивные последствия, однако с точной уверенностью можно утверждать, что ценности военной молодежи, как специфической социальной группы всегда были и остаются индикатором качества проведения социальных, экономических политических и военных реформ. Степень патриотической направленности курсантов ярко демонстрирует альтернативные варианты будущего развития нашей страны, ее обороноспособности, запаса прочности, которые напрямую зависят от готовности офицеров служить Родине, защищать и укреплять свое Отечество.

Важность исследования патриотизма обусловлена наличием серьезных противоречий в современном российском обществе: между либеральными и традиционными подходами к проблемам патриотизма; между ростом антисоциальных, негативных ценностных ориентаций у молодежи и необходимостью формирования у нее положительных аксиологических аспектов жизнедеятельности[94]; между потребностью в формировании патриотизма как системообразующей социокультурной ценности и недостаточной теоретической и методологической разработанностью этой проблемы в социально-философском аспекте.

Военное образование, транслирующее исконно традиционные ценности военной службы и отношения к жизни, конечно же, испытывает ряд трудностей в радикально меняющихся условиях социально-ценностной среды. С другой стороны, курсант вуза, попадая в новую для него образовательную среду, погружаясь в незнакомое ценностно-смысловое поле, испытывает некие фрустрационные состояния, проявляющиеся в диссонансе и даже конфликте усвоенных в результате социализации ценностей и норм, аксиологических ориентиров, которые предлагает система военного образования и тех требований, стремлений и идеалов, которые пропагандируются в современном обществе различными способами и средствами (в основном СМИ).

Тем не менее, одна из важнейших задач военного вуза – ценностно-нравственное и патриотическое воспитание будущих офицеров. При выполнении воинского долга, особенно в условиях военного времени важны не только сугубо профессиональные качества воина. История военного дела и история войн человечества неопровержимо доказывает, что моральный фактор, связанный с ценностно-нравственными и патриотическими свойствами личности военнослужащего, в любой войне является преобладающим.

Повсеместно существующие попытки с одной стороны, нивелировать патриотическую идеологию и вообще какое-либо ценностно-нравственное воспитание, а с другой – навязать обществу в целом и его военнослужащим в частности, космополитическую идеологию, ценности глобализма приводят лишь к стихийно возникающим экстремальным формам патриотизма (или ложного патриотизма). Примеров тому множество – современные Афганистан, Пакистан, Ирак, Украина и т.д.

 


Заключение

 

В заключение отметим, что проделанная работа представляет собой комплексный теоретический анализ в рамках диалектической парадигмы с позиции системного подхода основных теоретических концепций ценностей и ценностных ориентаций, а также взгляд на представленные явления в измерении курсантов военного вуза как специфической социальной общности.

Первая главаотражает эволюцию представлений о ценностях и ценностных ориентациях, а также аксиологический смысл социализации курсантов высших военных учебных заведений.

Важность проблемы аксиологической структуры личности подрастающего поколения обусловлена не только необходимостью осмысления ценностей бытия личности, но и тем, что ментальность людей изменилась с «долгосрочной» на «краткосрочную», трансформировались поведенчески-мотивирующие ценности человека, фундаментальные установки и жизненные стратегии личности.

В исторической ретроспективе рассмотрены основные аксиологические концепции, проанализированы некоторые классификации ценностей, предложено операциональное понятие «ценностных ориентаций», как широкой системы отношений личности к миру, ближнему, человечеству, различным объективным и субъективным явлениям и процессам. Ценностные ориентации выражают отношение к совокупности этих объектов действительности; регулируют поведение личности, разворачиваются в целях, идеалах, интересах, планах, принципах, убеждениях; способствуют целеполаганию человека; представляют значимые элементы внутренней структуры личности. Ценностные ориентации бывают нестабильны и противоречивы, что порождает непоследовательность и нелогичность в поведении и мыслях человека, как правило, такие факты свидетельствуют о несложившейся системе ценностей, инфантилизме личности, господстве внешних стимулов над внутренними убеждениями. В связи с тем, что ценностные ориентации являются продуктом социальной жизнедеятельности человека, такие эффекты возникают в переломные моменты общественного развития и особенно проявляются в сознании молодежи, ценностно-нравственная система которой еще находится в стадии формирования.

Российское общество длительно находилось в состоянии глубоких социально-стратификационных изменений, которые к настоящему времени далеко не завершены. Система жестких рыночных отношений, которая в очень короткие сроки в большей мере была навязана западным образцом, а не явилась естественным результатом предшествующего исторического развития, диктует свои условия жизнедеятельности, заставляет личность изменяться, становиться более гибкой и нестабильной. Чтобы участвовать в процессе становления новых социальных и экономических отношений, человеку необходимо иметь за плечами весьма весомый багаж, состоящий из материальных накоплений, но, по нашему мнению, в наибольшей степени из совокупности жизненного опыта, знаний, определенных ценностных ориентации и стереотипов поведения в конкретных ситуациях.

Изучено формирование аксиологического мира личности курсанта высшего военного учебного заведения в процессе его жизнедеятельности, вхождения в различные социальные сферы.

Аксиологический потенциал личности - это многоуровневое интегративное динамическое образование, характеризующееся наличием у нее устойчивой иерархии ценностных ориентаций, определяющих характер жизнедеятельности[95]. Ценностный потенциал личности определяется, полученными в процессе социализации, ценностными ориентациями в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах. Аксиологический потенциал курсантов представляет наибольший научный интерес в связи с тем, что курсанты, как существенная часть всей учащейся молодежи, - это самая динамичная часть общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре.

В транзитивном российском обществе наблюдается аксиологический конфликт, но, в то же время, отчетливо проявляется у россиян процесс формирования новых аксиологических ориентиров. По мнению автора, парадигма травмы, представленная П. Штомпкой, во многом характеризует ситуацию в России. Она вызывает дезорганизацию в структуре ценностей, проявляется в изменении самой социальной структуры: происходит снижение социальной ценности духовно-нравственной сферы, усиливается маргинальность, коллективная безответственность и некомпетентность, потеря национальной идеи, утрата понимания исторической перспективы, ощущение чувства вины, стыда, тревожности, апатии, неудовлетворенности и недовольства. Это особенно больно затрагивает молодое поколение, вызывая необходимость переосмысления аксиологического мира курсантов. В российском обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты, возникающие в обществе нового типа, не могут быть разрешены в рамках старых представлений и идеалов, что создает угрозу существованию общества.

С точки зрения автора, несогласованность между высшими ценностями и социальным поведением людей формирует, так называемый, аксиологический «вакуум», который рождает апатию, стремление отождествлять себя со структурой более высшего ранга, поиск идеала в трансцендентном мире во избежание хаоса. Такое фрустрационное состояние не может не отразиться и на личности курсанта высшего военного образования, в настоящее время демонстрирующей снижение ценностно-нравственного потенциала, в учебном и профессиональном плане преобладание установки на получение документа об образовании, а не любимой профессии, стремлении получить более престижную работу без учета собственных интересов и склонностей, происходит кризис профессионального самоопределения.

Не смотря на то, что институт военного образования наиболее консервативен, все же он не отделим от общества, функционирует и развивается в нем, поэтому течение времени и событий накладывает свой отпечаток и на него, заставляя менять образовательные программы, системы воспитания и обучения, что, конечно же, не может не привести к изменению транслируемой им системы ценностей. Сложно оценить насколько положительно это явление, здесь можно обнаружить и конструктивные и деструктивные последствия, однако с точной уверенностью можно утверждать, что ценности военной молодежи, как специфической социальной группы всегда были и остаются индикатором качества проведения социальных, экономических политических и военных реформ. Изучение ценностных ориентаций военной молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

Военное образование, транслирующее исконно традиционные ценности военной службы и отношения к жизни, конечно же, испытывает ряд трудностей в радикально меняющихся условиях социально-ценностной среды. С другой стороны, курсант вуза, попадая в новую для него образовательную среду, погружаясь в незнакомое ценностно-смысловое поле, испытывает некие фрустрационные состояния, проявляющиеся в диссонансе и даже конфликте усвоенных в результате социализации ценностей и норм, аксиологических ориентиров, которые предлагает система военного образования и тех требований, стремлений и идеалов, которые пропагандируются в современном обществе различными способами и средствами (в основном СМИ).

Тем не менее, одна из важнейших задач военного вуза – ценностно-нравственное и патриотическое воспитание будущих офицеров. При выполнении воинского долга, особенно в условиях военного времени важны не только сугубо профессиональные качества воина. История военного дела и история войн человечества неопровержимо доказывает, что моральный фактор, связанный с ценностно-нравственными и патриотическими свойствами личности военнослужащего, в любой войне является преобладающим.

В заключение работы хотелось бы отметить, что поставленная цель была достигнута полностью, выполнены все запланированные задачи и мероприятия, проанализированы и раскрыты проблемные точки, выводы, полученные автором, нашли теоретическое и практическое доказательство. Результаты проделанной работы обладают научной новизной и станут основой для выполнения последующих исследований в данном направлении.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005 - 154 с.

2. Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 704 с.

3. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспектив. рассмотрение: учеб.-метод. лит. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000. – 85 с.

4. Васильченко О.В., Клочкова А.А., Завгородний Д.А. Изучение профессиональных предпочтений старшеклассников Устьянского района Архангельской области// http://www.online-science.ru/userfiles/file/t7dow9ioocsenloesqzrriqejpmlnybk.pdf

5. Васильченко О.В., Федорова Е.А. Ценностные ориентации личности учащейся молодежи «по ту и эту сторону колючки» в постперестроечный период// Научная мысль Кавказа – Ростов/н/Д,2009, №2 – С.

6. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с

7. Вебер М. Основные социологические понятия.// Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990 - 808 с.

8. Гидденс У. Постмодерн// Философия истории: антология – М.: Аспект-Пресс, 1995 – 340 с.

9. Горбова Г.А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, культура, социум./ Моногр. – Новочеркасск: НГМА, 2005 – 142 с.

10. Дементьева В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города.: Дисс. канд. социол. наук. – Новочеркасск, 2006.

11. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен// Эл. журнал Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 6 — История

12. Денисенко С.Ф., Кузнецов А.Ф, Кузнецова М.А. Представление о системе жизненных ценностей как основной педагогический ориентир воспитательной работы ВУЗа МВД// Психопедагогика в правоохранительных органах - 2008 - С. 19-22

13. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра// Социологические исследования. – 1997 - № 4.

14. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991 – 576 с.

15. Жуков А.В. Религиозность, этничность и патриотизм военнослужащих на территории Забайкальского края// Вестник ЧитГУ, № 4 (55) – С. 189-195

16. Здравомылов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986.

17. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социологические исследования, 2003 - № 4 - с. 50

18. Зюганов Г. Патриотизм и социализм неразделимы. Советская Россия, 2 октября 1999 года

19. Кант И. История философии/ Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-Н-Д: Феникс, 1999 - 181 с.

20. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи.// Социологические исследования. – 2003 - № 1.

21. Ковалева А.И., Луков С.И. Социология молодежи: творческие вопросы. – М., 1999.

22. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.Просвещение, 1989

23. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. №70). – М., 2004.

24. Костылев С.В. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ в полиэтническом регионе (постановка проблемы)// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и Психология, №7/2008

25. Кравец А.В. Профессиональная идентификация офицера и ее формирование у курсантов военного вуза.// Новые тенденции раз

Date: 2016-07-25; view: 856; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию