Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадриль, как разновидность плясовых форм танца





Происхождение кадрили от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английскому контрдансам. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские солоны многих стран, в том числе и Россию, начала распространяться и в русском народе в начале. Это произошло в XIX веке через крепостных слуг, служилых людей, которые показывали в своих деревнях новые фигуры танца. В народе кадриль десятилетиями изменялась, совершенствовалась и приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв у салонного танца лишь некоторые особенности построения и названия её, часто видоизменялась на русский лад («Кадрёлка», «Кадриль»).

Типичные черты кадрили.

1. Танец парный.

2. Участвуют чётное количество участников, пар.

3. Определенная композиция обязательна для всех.

4. Пофигурное построение в народном варианте от 3 и более.

5. Каждую новый рисунок (фигуру) последовательно исполняют все пары (поочерёдно или одновременно).

6. Основной ход сохраняется на все фигуры.

7. Вся кадриль исполняется под единую мелодию или каждая фигура под свою.

8. Манера, стиль и характер исполнения кадрили в каждой местности свой и отражает отличительные особенности жизни людей, «Что ни город – то норов, что ни деревня – то обычай».

В Ярославских сельских кадрилях чувствуется влияние города, это находит выражение и в линиях костюма и в некотором жеманстве манеры исполнения (городская купеческая манера). Калининская область славилась текстильным производством процессы выращивания и обработки породили ряд типичных движений, которые вошли в пляску, в том числе и в кадриль, здесь сильно бьют каблуки, встречается много дробей, движения резкие манера мелкая, задиристая.

9. Встречающиеся в кадрилях кружения в паре происходит почасовой стрелки, а в общем круге против часовой стрелки.

10. Кадриль начинается с объявления, ведущего с приглашением партнеров, заканчивается пожатием руки, поклоном, подарком.

11. В кадрилях подчеркивается ухаживание за женщиной много провожаний, поклонов, глубокого уважения друг другу.

12. Кадриль исполняется: а) в умеренном темпе лиричном;

б) в быстром темпе, живо, задорно.

Музыкальное сопровождение кадрили

1. Под плясовые песни, которые поют участники и зрители.

2. Под сопровождение инструментов гармонь, балалайку.

3. Под песню и музыку инструментов одновременно.

4. Появившаяся в конце XIX века частушка органично вошла в кадриль, может сопровождать всю кадриль, но чаще отдельные фигуры, которые так и называют под частушку. Поют по очереди или одновременно.

Название кадрилей

1. От названия места проживания города или деревни (городская, Шуйская и т.д.).

2. Название определяет построение кадрилей, например «Круговая».

3. От количества фигур, например шестерне.

4. От содержания или образа, например Узелок с задумкой.

 

Название фигур

Ярко характеризуют каждую фигуру:

1. От характера движения («Задорная», «Крутея», «Проходочка», «дробить»).

2. От рисунка танца («Воротца», «Звездочки», «Уголочки»).

3. От отношения танцующих между собой («Знакомиться», «Коситься», «Девки на расхвати», со 2, с 3).

4. От названия песен, под которые исполняются фигуры. («Сени», «Подгорка», «Барыня»).

5. Фигуры не имеют определенного названия, а только нумерацию.

6. В фигурах с названием. («Поцелуйчик», «Прощание», «Козенка») участники обязательно целовались, гармонист прекращает игру и после выкрика ведущего кавалер целует даму, следует поцелуй. «Козенка гармонисту» девушки целовали гармониста.

7. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы одиночной пляски и перепляса, в которой участники показывают свое мастерство, это отразилось и в названиях фигур, например «Топотуха с переплясом»

8. От общего содержания, образа всей кадрили, например: «Козлик», фигуры – ножки, хвостик, копытце.

Разделение фигур в кадрили

1. Перед началом следующей паузы, остановка, как в музыке, так и в пляске.

2. Объявление ведущем, название или порядковый номер фигуры.

3. Ведущий показывает начало каждой фигуры взмахом платка, притопом, дробным ключом или хлопком.

4. Все участники хлопают в ладоши.

5. Баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление.

6. В кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна непрерывная мелодия так же идет разграничения. В них названия или номера выкрикиваются в момент перехода от одной фигуры к другой. Если кадриль хорошо срепетирована, то обходятся без объявлений.

7. Часто окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами всех исполнителей одновременно.

8. В кадрилях может встречаться в момент прогулки, отдыха. Плясать перестают, игра становится тише, пары прогуливаются, ведут беседы. По окончанию, кто-нибудь из участников или ведущий оповещает об этом.

Форма построения: Кадрили бывают квадратные, линейные, круговые

Квадратная (угловая) кадриль

Квадратную кадриль называют по-разному, часто «угловая», иногда - «на четыре стены» или «по углам».

Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив неё по диагонали третья, слева от первой пары вторая, напротив неё четвёртая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест.

Поэтому количество пар, участвующих в пляске, должно быть не больше и не меньше четырёх, поскольку при таком движении иное количество пар принять участие в кадрили не может.

Квадратные или угловые кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в её центральных областях (Московской, Тверской, Тульской, Рязанской). На средней Волге (в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областях). А также в Пензенской и Тамбовской областях.

В квадратных кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на свои места;

б) две противоположные пары идут навстречу друг другу и меняются местами; две другие пары или стоят на месте, или кружатся;

в) две противоположные пары идут навстречу друг другу и образуют кружок; после поворота по кругу на определённое количество тактов пляшущие пары расходятся обратно на свои места или меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся в центре, и парень одной пары передаёт другому парню свою девушку, а сам, оставшись один, пляшет перед ними.

Как эти, так и другие перестроения, и переходы часто можно встретить в квадратных кадрилях, исполняемых в различных областях. Но, несмотря на схожесть рисунка, они резко отличаются по исполнению, так как их пляшут всегда в манере, присущей только той местности, в которой бытует данная кадриль.

В Тверской области большинство кадрилей быстрые, с многочисленными мелкими дробными движениями, с показом своего мастерства – техники исполнения. Также в Тверской области, как ни в какой другой, в кадрилях распространён поцелуй. Фигуры с поцелуем в тверских кадрилях называются «Казенка», «Прощальная», «Пряда».

Угловые кадрили тульской области более степенны, нежели тверские кадрили, хотя в основе их также лежит скользящий шаг.

В ряде фигур кадрилей Саратовской и Самарской областей встречаются хлопушки, исполняемые парнями и девушками или только девушками. Но хлопушки, как правило, бывают не во всех фигурах кадрили, а лишь в некоторых или даже в одной из фигур.

Квадратные кадрили встречаются и на Урале. Парни во время пляски очень обходительны с девушками и внимательны к ним. В некоторых кадрилях пары берутся не за руки, а за концы платков или за мизинцы.

Линейная (двухрядная) кадриль

В линейном (двухрядном) построении «улицей» могут участвовать четыре, шесть, восемь и более пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив неё, вторая пара и т.д.; таким образом, слева от зрителя все нечётные, справа все чётные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно, или одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили. Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

Исполнение кадрили двумя парами называется «малой кадрилью» и является самостоятельной своеобразной формой исполнения русской кадрили. Но часто во время исполнения к пляшущим подстраиваются новые пары, но обязательно в обе линии.

Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской областях, на Урале, в Сибири и на Нижней Волге, в Астраханской области.

Линейным кадрилям присущи свои различные перестроения и переходы пар, например:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся на свои места, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит на своё место;

б) пары одной и другой линии через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте. Подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки, которые движутся против хода часовой стрелки.

в) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять и из парней.

г) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «Воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «Воротиками» проходит уже другая линия.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой - девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки, являясь первой фигурой кадрили. Такое начало можно видеть в «Зеленгинской» (Астраханская область), и «Воленской» (Ярославская область).

Есть кадрили, где обе линии состоят из одних девушек. Такое построение встречается в кадрилях Новосибирской области, Московской области.

Манера исполнения линейных кадрилей очень разнообразна. Так, большинство кадрилей Ярославской и Ивановской областей исполняется в умеренном темпе, в них подчёркнуто ухаживание за девушками, много провожаний, элегантных поклонов. Девушки пляшут скромно, изящно. В этих кадрилях подчёркивается глубокое взаимное уважение друг к другу.

В Чухломском районе Костромской области танцуют «Ножкинскую кадриль». Пляшут без единого стука, без единого притопа. Основной ход – шаркающий шаг на высоких полупальцах.

Большинство кадрилей Астраханской области исполняется живо, задорно, в быстром темпе. Много притопов, пристуков, прихлопов, соскоков. Характерно уважительное отношение к девушкам. Основной ход с разнообразными движениями рук и положением корпуса.

Много различных кадрилей бытует на Среднем Урале: и быстрые, и медленные. Во многих кадрилях встречаются хлопки. Очень большое количество фигур построения.

По окончании кадрили принято благодарить девушек подарками.

 

Круговая кадриль.

В круговой кадрили, как правило, участвует чётное количество пар, чаще всего четыре или шесть, реже восемь. Но бывают и исключения, когда в кадрили пляшет нечетное количество пар.

Пары располагаются по кругу, их отсчёт ведется по движению часовой стрелки. Первая пара всегда находится слева от зрителя.

Круговые кадрили пляшут во многих областях России, но чаще они встречаются в Московской, Самарской областях, на Урале и в Сибири.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят в основном по кругу, против движения часовой стрелки, иногда по движению часовой стрелки, а также к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнёров. Или же наоборот;

б) парни девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнёров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга, образуя «звёздочку» или круг; совершив полный поворот, возвращаются на свои места;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; Совершают обход со своим партнёром правым или левым плечом вперёд.

Круговые кадрили могут исполняться простым, шаркающим и переменным шагами, в зависимости от существующих местных особенностей и традиций.

Своеобразны по исполнению круговые кадрили Самарской области. Парни пляшут в пиджаках. У девушек много переходов исполняемых с различными положениями рук.

В Сибири, в Томской области встречаются круговые кадрили. Исполняются они под гармошку, и обязательно с сопровождением частушками. Все частушки поются в довольно быстром темпе, живо, весело, с огоньком.

Фигуры не имеют определённого названия, а идут под порядковыми номерами.

Кадрили, как правило, пляшут парами - парень и девушка, но встречаются кадрили, которые исполняются парами, состоящими из девушек или молодых женщин. Партнёрши - задушевные подруги.

Сценическая обработка кадрили

1. Разворот танца на зрителя.

2. Отбор лучших характерных композиционных рисунков.

3. Усложнить технический ряд (усложнить технику исполнения).

4. Обязательная передача, манеры исполнения.

5. Ограничить рамки времени.

6. Отработать, придать отточенность.

7. Кадриль исполняется от собственного «Я» или в образе. Ошибка современных балетмейстеров привносить подражательность манерность, какую-то манерную типажность, якобы присущую кадрили. И тогда получаются одинаковые кадрили, где юноши в традиционных фуражках с цветками, а девушки жеманные. Все это дурной вкус.

8. Сценическая жизнь кадрили возможна лишь при непрерывном развитии сценического действия, т.е. при наличии бессюжетной драматургии.

9. Создание у зрителей ощущения, что танец рождается сейчас в живом творчестве исполнителей. Это залог успеха любой постановки в форме пляски.

21. Методы и приёмы развития лексики в хореографическом номере

Эти методы дают возможность балетмейстеру:

1) Избежать повторов, длиннот, топтания композиции на месте, добиться драматургического развития.

2) Позволяют непрерывно обновлять лексику, развивать способность неординарного применения 1, 2, 3 движений (лейт - движений) и хореографических (пластических) мотивов для выражения свойственных и неповторимых черт в создании образа. Отличие одного образа от другого.

Ι. Комбинирование – это способ соединения лексики, самый простейший берётся в этюдной форме на родной хореографии.

Танцевальная комбинация (в переводе с латинского языка сочетание) – это свободное соединение нескольких движений в логической последовательности, возможные различные сочетания в различном порядке на определенную музыкальную фразу. Те движения связываются не механически, а подчинены мелодии раскрывающей её характер.

Они имеют:

1) Динамическое развитие (от простого к сложному)

2) Определённое завершение концовку, хореографическую точку (ключ, притоп, и т.д.)

3) Может передавать определённый смысл и создавать образ, хотя не обязательно, и не везде.

4) Элементов не менее двух, не увлекаться количеством, выделять основные и вспомогательные движения, т.е. соединительные для основных элементов, которые нельзя исполнить подряд.

5) Выполняются с одной или с двух ног.

6) Координировать с движений головы, рук, использовать ракурсы и позы.

Учитывать технические возможности исполнителя.

Принципы (правила) развития комбинации:

1) от просто к сложному.

2) темповое развитие (от медленного к быстрому)

3) ритмическое развитие.

4) контраст (быстро – пауза) ракурс.

ΙΙ Варьирование – это поиск нюансов, вариантов движения. Видоизменения второстепенных элементов одного движения при сохранении его основы, сущности.

Принципы (правила) варьирования:

· изменения положения в пространстве (ракурс тела, рисунок);

· изменения ритма, темпа;

· усложнение движения за счёт второстепенных элементов (прыжки, вращения, полупальцы, соединительные шаги или движения);

· изменение голосов тела. «Голоса» - это различные телесные центры, корпуса, головы, руки, кисти, направления взгляда;

· изменения уровня пространства (лёжа, сидя, в grand – demi plie, стоя, на полупальцах, прыжки или поддержки).

Варьирование (изменение) пластического мотива.

Пластический мотив – это:

· несколько движений объединённых, слитных;

· многократное лейтмотивное вариационное повторение одного лейт движения.

Эти отдельные мотивы должны обладать яркой характеристикой и иметь сквозной метод развития, т.е. встречаться, сопутствовать номеру, образу на протяжении всего номера. Этот постоянный повтор, приводит к тому, что зритель запоминает его и возврат к нему напоминание о своеобразии героя или образе номера, в начале номера нужно заявить главный индивидуальный мотив, а затем его разработать.

Существует несколько приёмов:

а) Повторять точно «а» - 2 такта – «а» + «а» = 4 такта,

б) Повторять вариантно, т.е. сохраняется основа: изменяется не главное движение, а вспомогательное, второстепенное,

в) Сохранить временные границы мотива, а окончания заменить,

г) Многократное повторение с новым изменением, здесь варьирование главный признак,

«а» + «а» 1, + «а» 2+ «а» 3 и т. д.

д) Формула для крупных мотивов:

«а» + «в» + «а» 1 + «с» + «а» 2

Происходит варьирование только одного мотива, а остальные это сочинение новых мотивов, и вся эта цепь склад в единый хореографический текст.

В основе всякого варьирования лежит принцип контраста:

1) Противоположность различных граней движений,

2) Противоположность характера ритма (резко - плавно и т.д.),

3) Противоположность временных длительностей (мелкое дробное движение и широкое pord de bras),

4) Контраст движений в пространстве (динамика и статика движения),

5) Контраст темпа,

6) Контраст направления в пространстве, т.е. рисунка, ракурса,

7) Смена акцента (контраст ударений выделение движений силой или выразительным штрихом,

Когда на сцене разные персонажи, образы, одна или несколько групп исполнителей то движения могут исполняться:

1) Используя принцип пластического одноголосья (гомофония), т.е. единый текст для всех исполнителей. Движения исполняются в унисон (одновременно, согласовано) здесь мы используем гомофонический приём развития действия (комбинирования,варьирование),

2) Используя принцип пластического многоголосья.Одновременно исполняется резкая самостоятельная для каждых отдельных групп лексика. Зритель видит и слышит сразу несколько звучащих ритмических и пластических мотивов. В танцах такие моменты несут в себе богатую, эмоциональную окраску и яркую зрелищность, здесь исполняются полифонические приёмы развития лексики.

Эти приёмы заимствованы из музыкального искусства.

ІІІ Полифонии (многоголосье)

Одновременное звучание нескольких мелодий (голосов) делает музыку многоплановой пространстве глубокой. Восприятия полифонии сложно надо почувствовать и осознать звучание каждого голоса.

Логику соотношения голосов вступающих одновременно или поочерёдно.

Гомофония (одноголосье), отчётливо различается один ведущий голос и аккомпанемент, сопровождающий голоса. Внимание приковано к мелодии, а всё прочее воспринимается как дополнение к ней.

1.Подголосочная полифония одновременное звучание нескольких подголосков, вариантов:

а) подголоски мелодически сходны

б) большую часть времени в подголосках сохраняется один ритмический рисунок (например, хор на три голоса, когда народную песню исполняет хор, и каждый несёт не совсем то, что другие, не другие мелодии, а какой - то вариант гармонично звучащий с тем, что поют). Создаёт ощущение общей мелодической основы, а богатство вариантов словно символизирует творческую свободу каждого участника).

2.Контрастная полифония- существенное различие звучащих вместе мелодий (голосов), восприятие одновременно звучащих самостоятельных мелодий весьма не просто, поэтому число ……….. от 2 до 6.По этой причине перед тем как объединить контрастные мелодии композитор обычно знакомит слушателя с ними порознь. Это применяется для следующих художественных задач:

1) Темы отменяют и мирно дополняют друг друга.

2) Одновременно сталкивается сугубо - конфликтные антоганические начала. Слушатель становиться как бы свидетелем противоборства остро враждебных сил.

Контрапункт (противостояние) или точка против точки. Одновременно звучание нескольких различных мелодий. Контрастное полифоническое образа непросто различными мелодиями, но ещё взаимно согласованными, то есть сочетание в общем темпе и размере.

3.Имитационная полифония – имитация это (повтор, продолжение, передразнивание) складывается если разные голоса по - очереди вступают с одной и той же темой, присущей музыкальном произведению: канон,конвенция, фуга.

Приёмы симфонического развития лексики (полифонические приёмы в танце).

Принципы симфонизма – наличие нескольких тем, которые не проходят отдельно, а сливаются в полифонию. Полифония в танце проявляется проведением хореографических тем гармонически соединенных.Полифония в хореографии может быть и без наличии полифонии в музыке.

1.Имитационные приёмы – это поочерёдный последовательный повтор движений или комбинаций различными голосами.

І. Перекличка (для коротких хореографических фраз и движений 1-2 такта)

а) буквальная (а) - первый голос, а – второй голос, а - третий голос.

б) вариантная а-1 голос, а 1 – 2 голос, а 2 -3 голос.

ІІ Имитация - для более длинных хореографических фраз 7-8 тактов.

Повтор может быть только вариантный одинаковым должно быть только начало.

ІІ Секвенция (волна) для коротких хореографических фраз и движений (1⁄ 16,1⁄8 повтор, буквально без пауз повторяющийся во множестве голосов)

4.Канон для длинных хореографических фраз 8-16 тактов следующий вступающий голос буквально повторяет комбинацию одного голоса вступление второго и последующих голосов запаздывает на 1-2 такта или половину фразы.———- а 1

————- а 2

————-а 3

Простой канон заканчивается или остановкой или далее по хореографическому тексту.

Циклический канон беспрерывно повторяющий сначала.

Канон с репризой (когда) последнее движения исполняется пока последний голос не дойдёт до этого движения и заканчивают всё одновременно в унисон последним движением или каким - то вспомогательным.

5.Приём сужения - это исполнение на более короткую деятельность, поэтапно.

а) для движений

а

1и2и3и4и (первый голос)

а

1и2и3и (второй голос)

а

1и2и (третий голос)

а

(четвёртый голос)

Для движений использует редко.

Для комбинации 1 голос (8 тактов)
2 голос (1 такт паза)+7 тактов комбинация

3 голос (2 такта пауза +6 тактов комбинация)

4 голос (3 такта пауза +5 тактов комбинация)

Заканчивают все одновременно количество исполнителей как бы увеличивается.

6.Приём расширения - на большую длительность поэтапно.

а) для движения от 1⁄4 до 4⁄4:а1-1и

а2-1и2и

а3-1и2и3и

а4-1и2и3и4и

б) для комбинации:1 голос -5 тактов комбинация 3 такта пауза

2 голос- 6 тактов комбинация 2 такта пауза

3 голос -7 тактов комбинация 1 такт пауза

4 голос -8 тактов комбинация

Начинают все одновременно заканчивают 1 голос. Происходит как бы уменьшения количества исполнителей.

ІІ Подголосочные приёмы:

1)Голос и сопровождение (тема и аккомпанемент). Аккомпанемент (например, массовка) постоянно подчиняется главной теме. Подголоски могут повторять или один момент или разные моменты темы солиста, но действовать как эхо через различные промежутки времени.

2) Бассо - остинато (упорный бас) - постоянное повторение в басу в хореографическом произведении постоянное повторение одной и той же темы короткой, каким - то голосом или группой голоса в чистом или вариантном виде. Постоянно навязчиво повторяющих аккомпанементы фонд для развития других голосов.

3) Сопрано - остинато – постоянная, увеличение количества исполнителей инструмента. Увеличение динамики, звучание амплитуды движения (характерно для нечистой силы)

 

О Музыке

Танец – это зримая музыка. Балетмейстер должен видеть музыку в пространстве, она даёт произведению эмоционально-ритмическую основу.

Важно знать:

1. закономерность звучания (оркестр симфоний, камерный, народный) от этого идёт выбор системы танца, то есть жанра.

2. анализ музыкальной формы:

а) Жанровые различия (трагедия, драма,

образно- обобщённая (классика, demi классика, свободная пластика). Хореографическая форма – тематический танец.

именно музыка несёт основу для хореографического действия. Предлагает танцу появление последовательности событий характеров и их столкновений.Но каждый хореограф должен понимать что на одну и ту же музыку возможно различных вариантов хореографии. Нужно знать, что когда берёшь, музыку вариант в нём есть мотивы:

а) объективный, бесспорные, с которыми он должен считаться, например музыкальная форма и её пропорции, то есть разделы, части, фразы в хореографии это должно находить отражение. Хореографическая форма должна соответствовать музыкальной, сколько музыкальный тем и развитий столько и образов в хореографическом номере. Единый эмоциональный строй в музыке и хореографии выбор танцевальной системы то есть лексику, какой хореографии нужно выбрать.

б) субъективные, то, что эпос) от этого зависит художество.

б) Национальные отличия (выбор национальной лексики)

в) Особенности строения фраз, предложений.

3. Выявление средств выразительности, которыми пользуется композитор для образного звучания (в своеобразии создания звуков мелодичных или ритмичных) важно не пропустить шумы, удары, акценты и т.д. Это даёт балетмейстеру пищу для трактовки, интерпретации музыки (зримого её общества в пластике)

3 пути визуальной (зрительной) интерпретации музыки (объяснения толкования содержания образного характера музыки балетмейстеру).

1)Хореограф раскрывает содержание музыки через показ образного – близкого события, где исполнители выступают в роли конкретных персонажей в конкретной обстановке, это сюжетная характеристика, сюжетная драматургия к таким формам относиться миниатюра, хореографическая картина, сюита.

В музыке слышен конкретный сюжет, характер, образцы у музыки есть определённое название. Характеристики музыкальных образов ярко выраженных, например Мусоргский «Ночь на лысой горе».

2. Хореограф концентрирует внимание на характере внутреннего мира человека, понятие, явление. В музыке на 1 лане – эмоциональность, открытость чувств. В лексике выражается эмоционально-психическое (выражение) состояние чувств – это бессюжетная хореография, бессюжетная драматургия.

3. Создание образов философского порядка. Обобщённые идеи, отвлечённые понятия, гармония, хаос, жизнь смерть. В музыке полифония, то есть несколько тем одновременно. Лексика символическая принадлежит хореографу и даёт право на индивидуальность и свободу трактовки. Это своё содержание, образы, рисунок, характер движений (лёгкие, плавные, ломкие) например: два хореографа Ф.Лопухов и Л.Якобсон взяли музыкальное произведение Э.Грига и поставили различные номера. Лопухов – дуэт героя и … девы. Якобсов - сюжет миниатюру “Охотник и птица”

Различия: в образах, в характере движений, лексика,сходство:

1)форма композиции, дуэт.

2. два героя, человек и фантастическое существо.

3. настроение

4. выбор лексики: классический танец и другая лексика.

Лопухов взял с элементами спортивной пластики.

Поэтому важно изучать произведения композиторов, узнать о нём в музыкальной литературе когда создаётся почему, что кроется в содержании, о чём. Разные трактовки в хореографии в музыке допустимы, когда они опираются на разные стороны самого музыкального образа, но должны выражать единое эмоциональное смысловое содержание.

Содержание, когда мы говорим что хореографу удалось раскрыть музыкальное произведение в хореографии:

1. когда найдено соответствие образного характера музыки и танца, то есть соответствие видимого и слышимого.

2. найдено соответствие темпа, ритма, темпа музыкального и хореографического

Детский танец.

I. Эстетическое воспитание детей средствами танцевального искусства. Развитие творческого начала.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка для его гармонического, духовного и физического развития.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышцы, силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Занятия хореографией дают огромную физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в ХГ движения прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное взаимодействие на здоровье детей.

Занятие танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятие танцем развивает чувство ответственности перед товарищем, умение считаться с их интересами.

Танец – одно из средств исторического воспитания и начала творческого человека. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение, который хорошо танцует, испытывает непосредственное ощущение от свободы и легкости своих движений, умение владеть своим телом. Его радует точность, красота и пластичность с которыми она исполняет сложные танцевальные движения. Все это само уже по себе является источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенные формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия, исполнение танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремиться в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцам. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступной. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже воспринимает и чувствует прекрасное во всех его проявлениях, и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства становятся более зрелыми.

Хореография, как средство художественного эстетического воспитания в детском хореографическом коллективе

Взаимосвязь музыки и движения, влияющие на развитие детей

Многим движениям свойственна широкая палитра лирических интонаций от певучих нежных (колыбельные), до порывистых и напряженных. Музыкальное сопровождение для детского танца (младшего дошкольного возраста) из мультфильмов, к сказочным (написано специально) детские вокальные коллективы, обработка детских песен. Часто дети подражают взрослым, танцуют под музыку и делают это гораздо интересней, более эмоционально. С самого раннего детства реакция ребенка на музыку – это замирание или возрастание двигательной активности. С элементами подражания, как и танец и музыка, выражает чувство и переживания, эта связь взаимообратная. Любое наше переживание, гнев или любовь сопровождается работой мышц. Имеется 6 основных мышц: на уровне глаз, рта, шеи, диафрагмы, живота и таза. В которых, отражаются различные отрицательные эмоции: гнев, обида, страх. Работа с этими мышцами может проявить заторможенные эмоции. Ребенок начинает плакать, брыкаться, бить руками о пол – это выход отрицательных эмоций. Поэтому расширение «репертуара» эмоций тесно связано с расширениями физических упражнений. В младшем дошкольном возрасте, танец является как одно из средств художественного воспитания ребенка. Цель работы педагога – это двигательная игра, где дети творчески и познают возможности своего тела: повороты, покачивания, «бег», «ковырялка» и т.д.

ЛЕКСИКА – это набор многообразных танцевальных движений и поз, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, для создания хорошего номера.

Позы, движение, жест, мимика – это хореографический текст. В содержании должен быть образ, драматургия детского танца.

Формы детского танца бывают на детей – это изобразительная, для детей – выразительная.

Изобразительная лексика – это то, что мы изображаем, а выразительная построена на образе. Темпо - ритмическая музыка очень важна для детей, она должна быть четкой, ритмичной, веселой. Для каждой возрастной группы музыка должна соответствовать.

Содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности: темпа, ритма, динамических оттенков. Музыка для детей должна быть интересной, соответствовать возрастной категории детей. Для младшего возраста должны быть песни, которые они знают на слуху. Подвижные ритмические движения должны быть ритмически не за мудреными, не должна быть большая нагрузка, так как они будут терять сосредоточенность, музыка должна быть сказочной. Присутствует тематика, должно быть эстетическое испытание друг другу. Для этого возраста можно ставить более сложные танцы. Для взрослых музыкальное сопровождение должно раскрывать тематику: любви, войны, добра и зла, печали, радости. Они уже смогут передать чувства зрителю, чем средний возраст, так как средний возраст только начинает понимать, что можно танцевать в парах.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Создавая произведение, балетмейстер стремиться не только, воплотить свою идею, но как можно яснее донести до зрителя главную мысль. Его задача сделать танец более интересным по форме и более глубоким по содержанию, использование предметов должно быть оправданным и не должен казаться лишним и создавать у зрителя дисгармонию танца. Задача балетмейстера определить роль предмета развития действия. Предмет может служить необходимой атмосферой на сцене, самостоятельным, действующим лицом без которого нельзя обойтись. Предмет движет сюжетом действия, завязывает действия, организует конфликт и активно действует на ухо.

II. Формирование репертуара

Репертуар – один, из важнейших факторов формирования детей. Формируется не один год.

Отбираются наиболее полюбившиеся танцы, интересные по композиционному построению лексики. Передаётся из поколения в поколение. Ежегодно должен пополняться новыми постановками.

Репертуар детских коллективов должен соответствовать требованиям:

1) Иметь яркий воспитательный характер. Каждый номер должен иметь «ясную» «читающуюся» тему, идею или тщательно выстроенный сюжет.

2) Репертуар должен строиться с учётом возрастных особенностей детей и задач учебно-воспитательного процесса.

3) Все танцы, которые выносятся на сцену, должны исполняться на высоком художественном уровне, нужно опасаться скороспелых выступлений – этот наносит непоправимый вред всему процессу выступления в хореографическом коллективе.

4) Репертуар должен быть разнообразным по тематике, формам и выразительным средствам.

Тематика постановочной работы для детей разного возраста и создание репертуара.

Выбор тематики постановочной работы, прежде всего, должен быть основан на возрастных особенностях детей. Для учащихся 1-2-х классов строится главным образом на элементах игры. В основе её должно быть интересное и увлекательное содержание танца, конечно, очень простое. Танцевальные движения носят вспомогательный характер. Главное – приучить детей к непосредственности и выразительности исполнения. при этом у них вырабатывается важное качество – их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки.

Для учащихся 1-2-х классов нужно ставить небольшие по метражу постановки. Тематика их может быть разнообразной: сказочный сюжеты – «Красная шапочка и волк», «Семь гномов», «Зайка-зазнайка», «Репка», «Колобок»; инсценировка песен; несложные народные танцы.

Дети 9-11 лет наиболее активны на занятиях и ещё не утеряли той детской непосредственности, которая так выгодна, отличается от подростков. Однако они уже приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Опыт показывает, что основу коллектива должны составлять дети именно этого возраста. Тематический круг постановок для детей данного возраста весьма обширен. Большое значение имеют в репертуаре коллектива народного танца. Исполняя их дети знакомятся с жизнью, бытом, национальными особенностями того или иного народа. Педагогу балетмейстеру необходимо как можно чаще черпать материал для своего творчества из неиссякаемого родника народного танца, включая в репертуар детского коллектива больше ярких, разнообразных танцев народов мира. Можно создавать танцевальные картинки, сюиты одноактные балеты. Темы различны: как сказки, так и произведения на современную тему. Рекомендуются постановки с участием любимых детских литературных героев: «Буратино», «Чиполлино», «Дон Кихот», «Дюймовочка».

Дети старшего школьного возраста существенно отличаются от младших. Тематика постановок видоизменяется в сторону большей серьёзности, значительности, как по содержанию, так и по технике исполнения. Сюда в первую очередь входят народные танцы, которые должны приобрести черты мужественности и силы у мальчиков и плавности, мягкости у девочек. Дети такого возраста охотно исполняют роли взрослых в массовых постановках для детей младшего возраста.

Необходимо предусматривать парные танцы, воспитывающие естественное уважительное отношение мальчика к девочке, и наоборот. Репертуар детского танцевального коллектива обязательно должен быть разнообразным. Если готовиться русский танец, то следующий принятый к постановке должен констатировать с ним. Очень важен и выбор темпа композиций. Нельзя ставить только быстрые номера, их следует чередовать с более плавными танцами.

Тематика детских танцев

1. Темы сказок или мультфильмов

a) Танец может быть как зарисовка образов главных героев, сольные варианты («Ванька-встанька»), массовые («Дюймовичка и цветы»).

b) Отражать сюжет через взаимодействия героев («Красная шапочка и серый волк»).

c) Сюжет может полностью базироваться на фабуле сказки или мультфильма («Бременские музыканты»).

2. Тема природы отражающие взаимоотношения человека и природы, изображающие образы животных, птиц, растений, времен года, явлений природы.

3. Военно-патриотическая тема Героика, приключения.

4. Трудовая тематика. Процесс труда и его результат. Танцы профессиональной направленности.

5. Тематика межличностных отношений взаимоотношения людей в коллективе. Тема дружбы, любви.

6. Школьная тематика. Всё что происходит с детьми от 1 класса до выпускного класса.

7. Национальная тематика. Воспитывает интерес и уважение к культуре и творчеству народов России, Ближнего и Дальнего зарубежья.

8. Тема спорта и отдыха.

9. Праздничная тематика. Отражает мотивы праздников и праздных дат.

10. Игровая тематика. Содержанием являются игра или её элементы (скакалки, считалки).

11. Вещественная тематика («Куклы»).

Планируя репертуар, руководитель может на каждую группу определить 2 или 3 темы, но принципы разнообразия, содержания и формы.

Создание танца – это совместное творчество руководителя и каждого участника в отдельности. Отсюда стоит задача.

Самое ценное – это умение сохранить в номере непосредственность исполнения, присущую ребёнку в определённом возрасте, танцевальный язык должен быть доступен уровню подготовки, учитывать состав исполнителей.

III. Методика организации детского хореографического коллектива.

I. этап. Необходимо создать и подготовить условия для работы коллектива

a) ставку руководителя

b) танцевальный класс, зеркала, станки

c) объявление о наборе (с названием)

 

II. этап. Отбор детей

a) коллектив классического танца (очень тщательный отбор) по физическим данным: шаг, выворотность, подъём, музыкальность, чувство ритма.

При отсутствии данных могут быть различные последствия, связанные с психофизическим развитием (комплекс неполноценности).

b) Коллектив народного танца (музыкальность, эмоциональность, координация, чувство ритма, физические данные)

III. этап. Формирование групп

По возрастам. На основе работ по изучению особенностей развития организма человека в различные периоды педагогикой приняты следующая периодизация развития детей и юношества:

· младенческий возраст (до 1 года)

· предшкольный (от 1 до 3)

· дошкольный (от 3 до 6)

· младший школьный возраст (от 6 до 11)

· средний школьный (подростковый) (от 12 до 16)

· старший школьный (юношеский) (от 15 до 18)

Для занятия наиболее удобно выделять

1. 1-2 класс

2. 3-5 класс

3. 6-8 класс

4. 9-10 класс

или 3 группы

1. 1-3 класс

2. 4-7 класс

3. 8-10 класс

Руководителю необходимо позаботиться о создании коллектива, способного к самоуправлению и творческой работе. Занятия в каждой группе начинаются с общего собрания.

a. Выбирается актив

b. Ответственные за различную деятельность (директор ансамбля).

Можно готовить инструкторов-общественников, которые могут проводить занятия с младшими.

Задачи:

1. Подготовка смены исполнителей

2. Передача репертуара младшим исполнителям

 

IV. этап. Работа с родителями.

В родителях необходимо приобрести союзников, поделиться с ними педагогическими замыслами, целями обучения, создать инициативную группу для помощи в организации мероприятий для детей.

Проинформировать о:

ü расписание

ü нагрузки по времени

ü рациональном питании, т.к. организм ещё растёт, детям заниматься физическими нагрузками необходимо включая в рацион питания: белки (мясо, рыбу), продукты с кальцием, калием (кисломолочные), изюм (способствует улучшению работы сердечных мышц), овощи и фрукты, углеводы (сахар-это энергия).

Воздержаться от: сдобы, макаронных изделий, картофеля, сала, т.к. плохо усваивается, перерабатывается организмом и откладывается в жир.

Кушать за 2 часа до репетиции, т.к. усвоение пищи 2 часа. После занятий пить воду спустя 45 минут.

Организм должен прийти в нормальное состояние, т.к сосуды расширены, сердечная мышца усиленно работает и вода попадает в кровь.

О режиме дня: обязателен 8 часовой сон

О форме:

1-4 класс – девочки занимаются без колготок, в купальниках, коротких юбочках. Мальчики – в шортах, футболках, майках. Обувь: мягкая - чешки, тапки, носки.

С 5 класса (момент полового созревания) – девочки – лосины, купальник. Мальчики – шаровары, трико.

 

V. Составить картотеку участников:

ü Ф. И. О.

ü Дата рождения

ü Национальность

ü Школа, класс

ü Ф. И. О. классного руководителя, телефон

ü Состав семьи

ü Ф. И. О. родителей

ü Место их работы

ü Профессия

ü Домашний адрес

ü Рабочий и домашний телефон

 

VI. Традиции и праздники

Поддерживать или создавать традиции

ü Приём в коллектив

ü Прощальные вечера выпускников

Создавать вместе с детьми.

VII. Планирование работы на год.

Работу спланировать с момента набора:

1. План воспитательной работы составляется по разделениям: организационная работа.

а) Идейным воспитанием (формирование общей активности, выработка ответственности за порученное дело, исполнительность, инициативность, требовательность к себе и товарищам и готовность к помощи)

б) Нравственное воспитание. Задачи:

1) воспитание любви к родине

2) чувство интернационализма, коллективизма

3) привить навыки правильного поведения в обществе, семье, коллективе

4) бережное отношение к природе и ко всему живому.

в) Трудовое воспитание. Задачи

1) развитие чувства ответственности за результат труда

2) воспитание дисциплинированности, аккуратности, профессиональная ориентация.

г) Эстетическое воспитание

1) знакомство с различными видами искусства

2) развитие творческих способностей детей

3) формирование эстетического вкуса

4) индивидуальная работа с детьми и родителями.

2. План учебно-тренировочной работы.

Должно быть планомерное физическое развитие. Взять календарь вычислить количество занятий, распределить методический материал по количеству недель и занятий.

Заранее отметить праздники с возможными концертами, каникулы.

3. Репертуарный план.

4. План концертной деятельности

Если работая не выводить детей на сцену, то результат не виден и его не будет. Организация концертной деятельности – это забота руководителя.

5. Виды концертной деятельности

а) открытые уроки

б) отчётные концерты в конце года

в) участие в мероприятиях ДК и т.д.

г) выступления на детских учреждениях города и различных концертных площадках

д) конкурс и смотр

6. Участие в школах искусств.

При обсуждении выступления других танцевальных коллективов необходимо: научиться видеть лучшее. Научиться высказывать замечания о недостатках в дружественной форме.

Деятельность руководителя можно определить как художественно-педагогическую. Во всех коллективах должна вестись полноценная учебно-воспитательская работа. Педагог-хореограф кроме основных знаний предмета, методики должен изучить педагогику, анатомию, быть способным анализировать душевную музыку, составлять участников. Иметь высокие собственные психологические и эстетические принципы, общую культуру, широкий кругозор.

Руководитель несёт полную моральную ответственность за всё, что происходит с участниками, как от учителя к ученикам, поэтому он должен быть примером.

Date: 2016-07-25; view: 1986; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию