Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема вторая, неразрывно связана с первой: история в школе воспитывает или развивает учащихся? Отсюда и вопрос о соотношении приоритетности воспитания и образования.





Сегодня нередко ставится под сомнение даже такой фундаментальный ранее принцип исторического образования, как его патриотическая направленность, и опровергается незыблемая ранее задача воспитания патриотизма на уроках истории.

Проблема третья: какова должна быть общефедеральная российская концепция исторического образования? Дискуссионным вопросом здесь является роль федерального центра и субъектов РФ в определении стратегии исторического образования. Иначе говоря, вопрос стоит так: кто сегодня-центр, регион или конкретный учитель - на практике определяет и реализует концепцию исторического образования?

Проблема четвёртая: что именно должен регулировать образовательный стандарт - содержание образования или общие требования к нему, обеспечивающие на территории РФ единое образовательное пространство, или чёткие критерии оценки результатов образования, как это принято в большинстве европейских стран?

Другим аспектом этой проблемы является вопрос о преемственности требований к содержанию образования в начальной, основной, средней и высшей школе Стрелова, О.Ю., Указанное сочинение - с. 92..

Особенно остро здесь стоит вопрос о требованиях к вступительным экзаменам в вузы и их адекватность исторической подготовке выпускников средних школ.

В России сегодня увеличивается количество, сторонников развития системы тестирования абитуриентов. Отношение к этой проблеме - актуальная тема для педагогической дискуссии.

Проблема пятая: оптимальная структура и модель исторического образования в системе, школа - СУЗ - ВУЗ. Дискуссия педагогов по проблемам структуры исторического образования продолжается. Учителя до сих пор не пришли к единым выводам о наиболее эффективной структуре на разных этапах образования, а многообразие видов и типов образовательных учреждений делает эту проблему ещё более сложной.

Проблема шестая: вариативность содержания исторического образования, современные программы и учебники, право автора учебной книги на интерпретацию исторического факта, а учителя и ученика - на собственную позицию, на личностное отношение к прошлому.

Дискуссионными вопросами сегодня являются процедура экспертизы и критерии отбора учебной литературы, осознанный выбор преподавателями конкретной программы обучения, комплектование методологических целостных «горизонталей» и «вертикалей» учебников по отечественной и всеобщей истории ив зависимости от этнорегиональных условий, особенностей школы и профильного класса.

Проблема седьмая: эффективные способы государственного и муниципального управления процессом исторического образования, контроль за его эффективностью и другие смежные управленческие вопросы.

В среде педагогов по этим проблемам продолжается дискуссия о целесообразности и эффективности модели государственного образовательного стандарта Григорьева, Н.А. Указанное сочинение - с. 79..

Проблема восьмая: требования к учителю, регламентация его профессиональной деятельности и степень его свободы как гражданина и профессионала, что не всегда совпадает. Добавим, что эта проблема приобрела иной нравственный смысл в условиях плюралистического общества. Сегодня многие факторы влияют на формы и содержание аттестации педагогов. Согласованность процедур повышения квалификации аттестации преподавателей на муниципальном и федеральном уровнях - ключ к построению эффективной системы управления образованием в целом.

Проблема девятая: внедрение и использование информационных и телекоммуникационных технологий в историческом образовательном пространстве.

Анкетирование, экспресс - опросы показали, что эту проблему пытаются решать многие руководители образовательных учреждений. Здесь на первое место ставится проблема профессиональной переподготовки преподавателей. Таковы основные проблемы системы исторического образования, которые активно обсуждаются педагогами России и которые должны быть решены в процессе современной реформы в рамках программы модернизации образования.

Совокупность этих изменений можно классифицировать в качестве смены парадигмы (точнее говоря, парадигм) исторического образования, которым предстоит жить в ХХI веке.

Содержание образования временно определяет обязательный минимум содержания исторического образования Стрелова, О.Ю., Указанное сочинение - с. 98..

Сегодня человечество заново переосмысливает мир в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире выдвигает задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и другим людям.

Заключение

В системе российского образования, в том числе исторического, произошла смена парадигмы (точнее говоря, парадигм). Примерно за последние пять лет изменились политическая, идеологическая, философская и педагогическая парадигмы образования. В целом историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным. Все более заметная часть российского педагогического сообщества постепенно начинает осознавать, что традиции российского исторического образования столь глубоки и самоценны в культурном отношении, что без их учета не представляется возможным построить современную и вместе с тем национально - ориентированную систему школьного исторического образования.

Распад идеологизированной и строго регламентированной системы, ослабление, а подчас и ликвидация государственных рычагов воздействия, элементы анархии в общественной жизни вызвали разнонаправленные процессы и соответствующие результаты.

С одной стороны, процесс преподавания истории стал более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. Учитель получил не только декларированное, но и практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к общемировым образовательным процессам.

С другой стороны, опыт последних лет показывает, что почти полное снятие государственного и общественного контроля приводит к размыванию целостности, утрате национально-культурного ядра исторического образования, анархии. За «самостоятельной позицией» педагогов подчас кроется как содержательный, так и методический учительский непрофессионализм, а также (что еще более опасно) внедрение в сознание подрастающего поколения сомнительных и деструктивных для общества идей (экстремистского, националистического, религиозно-сектантского и другого характера).

По исследованию развития проблем исторического образования вытекает, что разрушение единого ядра образования приводит к нарушениям гражданских прав учащихся, проявляющимся в невозможности смены школ и продолжения образования. В связи с этой тенденцией в педагогических коллективах, у администраций школ и руководителей органов управления образованием появилась потребность в разумной регламентации деятельности педагогов и определении нормативных требований к историческому образованию учащихся на основе федерального стандарта как средства обеспечения взаимных прав и обязанностей учащихся и педагогов.

Список литературы

1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 8. с. 25-31; № 9. с 21-30.

2. Баранов, П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие. М.: ТИД «Русское слово - РС, 2002. - 160 с.

3. Белявский, И.В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр Поматур, 2001.- 250 с.

4. Вяземский, Е.Е. Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

5. Гольденберг, М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся /Преподавание истории в школе. - 2002. - №7. - с. 45-49.

6. Гольденберг, М.Л. Личность воспитывается личностью. (Проблема подготовки будущих учителей истории) / Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005. - № 9. с.68-71.

7. Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ - ХХI веков: из истории государственной политики / Преподаватель ХХI век. - 2007. - №1. с. 74_80

8. Дайри, Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1999. - 130 с.

9. Динерштейн, Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 8. - с. 42-45.

10. Иоффе, А.Н. Основные стратегии преподавания / Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- 25 с.

11. Карпова, М.В. Интегрированные уроки истории / Преподавание истории в школе, 2004.- №5, - 18 с.

12. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 256 с.

13. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2002. -352с.

14. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта / Преподавания истории и обществознания в школе. 2005. №7 - с. 23-29.

15. Россия в мировой истории. Методические разработки по дисциплине Отечественная история. - Иркутск. 2004. - 61 с.

16. Смирнова, С.А. Педагогика. - М.: АСАДЕМІА, 2003. - 509 с.

17. Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего / Преподавание истории и обществознания в школе: науч.-теорет. и метод. журн. - 2005. - № 9. - с. 62-68.

18. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2002. - Ч.1. - 304 с.

19. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2002. - Ч.2 - 208 с.

20. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

21. Стрелова, О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.

22. Студеникин, М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004. - 253 с.

23. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: Высшее образование. - М.: Феникс, 2007. - 480

 

ПРОЕКТ

Концепция исторического образования
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Введение

Анализ современного состояния преподавания истории в общеобразовательных учреждениях РФ указывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны в начале ХХI в.

В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:

— приоритетностью изучения отечественной истории;

— изучением ее в контексте мирового развития;

— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;

— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;

— повышением воспитательной роли исторического образования.

Преподавание истории в российской школе в ХХ в. свидетельствует о том, что в периоды радикальных социальных преобразований наблюдалась устойчивая тенденция к отрицанию предшествующего исторического опыта. Это вело в некоторых случаях к отказу от изучения истории, замене ее другими дисциплинами. Общественная практика убедительно показывала несостоятельность такого подхода.

Реформирование средней школы в России в 1990-е гг. привело к определенным позитивным результатам: появилась большая творческая свобода педагога, возможность выбора образовательных программ, форм обучения, учебных пособий. Однако в целом ситуация вызывает тревогу. Декларированная приоритетность образовательной сферы обернулась ее глубочайшим кризисом. Происходит процесс фактической утраты гражданами права на равный доступ к образованию, нарушается единое образовательное пространство на территории Российской Федерации.

Деидеологизация школьного гуманитарного образования на практике стала означать его декоммунизацию, отказ от марксистско-ленинской методологии. Образовавшийся после крушение вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, социологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса. Часто смена методологических подходов приводит к простой смене знаков в оценке прошлого.

Вариативность программ и учебников обернулась отсутствием единых критериев, определяющих подходы при разработке учебных программ, учебно-методических комплексов и даже программ вступительных экзаменов в вузы, а введение концентрической системы в существующем виде привело к нарушению сбалансированных многолетним опытом межпредметных связей, преемственности между самими концентрами, равно как и между средней и высшей школой.

Всё это объективно ведет не только к снижению уровня исторической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, но и препятствует формированию высоких гражданских и патриотических качеств личности. С учетом вышесказанного, обновление общеобразовательной школы становится насущной необходимостью. Переход к 12-летнему школьному образованию позволит решить проблему повышения уровня гуманитарной подготовки учащихся с учетом выработки единых подходов в решении проблем преподавания истории, наиболее адекватно отражающих объективные потребности общества.

 

Date: 2016-07-25; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию