Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы и специфика исторического развития России.





Актуальность темы. Главной особенностью современного этапа развития социальных наук, в том числе и истории, является применение междисциплинарных подходов к ее познанию, широкой интеграции истории в смежные научные отрасли познания, смелое обновление методологического арсенала в конце XX века, которое поставило историю в один ряд с «серьезными» естественными и точными науками. То, к чему пришла в настоящий момент историческая наука и специальные исторические дисциплины, имеет под собой надежную основу, состоящую из методологических концепций и понятийного аппарата предшественников. Часто мы встречаемся с искажением содержания исторических явлений, неверной интерпретацией исторических фактов, некорректной обработкой источников все это является результатом того, что исследователь плохо представляет себе предметную область науки, а, следовательно, до конца не видит ее специфики, неверно выбирая методы ее познания. Еще Сократ говорил: «...Если кто знает, что такое данный предмет, то он может объяснить это другим, а если не знает, то нисколько не удивительно, что он сам ошибается и вводит в ошибку других». Поэтому во главу угла мы ставим изучение предмета методологии исторической науки как специальной научной дисциплины.

--------

Со времени развития исторической науки учеными-исто­риками разработано множество различных вариантов периоди­зации общественного развития. Древнегреческий поэт Гесаод (VIII—VII вв. до н.э.) де­лил историю народов на пять периодов; божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в, до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же ко­лее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует.

Карл Маркс, исходя из принципа материалистического по­нимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества пред­стает как последовательная смена общест­венно-экономических формаций (первобытно-обшинной, рабовладельческой, фео­дальной, капиталистической, коммунисти­ческой).

В отличие от К. Маркса западные уче­ные XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивили­заций. А. Тойнби, выделил 13 основных цивилиза­ций, которые развиваются независимо друг от друга, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, об­щественном сознании.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития. Э то первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, выраженное через табу. В настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, в Австралии, Африке. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий. наличие кастовых общин, которые опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе лежат идеи непре­рывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, рыночные отношения, классовая структура с ак­тивно действующими политическими партиями, наличие граж­данского общества.

В 60-е годы XX в. американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию ста­дий экономического роста. Он выделил пять стадий экономиче­ского роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления. В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

При построении общеисторической периодизации обычно учи­тываются такие критерии, как 1) господствующая форма соци­ально-экономических отношений; 2) тип организации власти; 3) характер организации общества; 4) специфика культуры.

В соответствие с этими критериями российский исторический процесс делится на следующие периоды:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX —начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII — сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 — февраль 1917);

8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии — тотальный кризис всех сфер отношений (февраль — октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти — время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР
(1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка — трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

Date: 2016-07-25; view: 975; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию