Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на уровень риска





На исторические и социальные корни предпринимательства обра­щают внимание немецкие историки и социологи, особенно М. Вебер и В. Зомбарт. Они показывают становление предпринимательского духа как составляющей духа капиталистического. При этом "дух" рассматривается не как сугубо философское понятие или чисто психологическая черта, но как экономико-социологическое явление. Дух - это сово­купность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития, это, говоря словами Вебера, "исторический индивидуум".

Чрезвычайно важная черта предпринимательского духа заключается в том, что он историчен. В своем знаменитом труде "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер противопоставляет простой жажде наживы и авантюризму - чертам, унаследованным от Средневековья, -иное, капиталистическое предпринимательство, связанное с рациональ­ной организацией свободного труда и использованием возможностей обмена для ненасильственного приобретательства. Этот новый пред­принимательский дух, на котором вознесся капитализм Нового време­ни, имеет, по его мнению, религиозную основу. Он вырос из недр про­тестантизма.

В кальвинистской версии протестантизма гармонично соединились истовая набожность и экономический материализм. В ней культивиру­ется крайний индивидуализм. В прямом общении с Богом без помощи посредников, с расчетом прежде всего на свои собственные силы че­ловек сам создает пути к своему спасению, причем совершает это в посюсторонней, мирской жизни. Не рассчитывая на индульгенцию, он вынужден осуществлять строгий самоконтроль. В результате твердость веры становится могучим орудием систематизации, упорядочения хо­зяйственной жизни. И человек, и капитал не должны пребывать в празд­ности, они должны работать, приумножая богатство. Само же богатство, помимо материального достатка, приносит чувство достигнутого и, бо­лее того, является свидетельством избранности человека. Идея избран­ничества, таким образом, напрямую увязывается с исполнением про­фессионального долга, которое становится исполнением долга перед Богом. Так религиозная этика способствует формированию особой хо­зяйственной этики. Во главу угла ставятся не жажда наживы, а добропо­рядочность, кредитоспособность и умеренность; не авантюризм, а ста­бильное развитие и рост. Инструментом утверждения стабильности ста­новятся возрастающая рационализация способов ведения хозяйства и упорядоченная отчетность, неведомая в средневековом хозяйстве.

Не следует, впрочем, упрощать дело, сводя все до уровня при­чинной связи, заявляя, что капиталистический дух рожден про­тестантизмом (сам М. Вебер столь упрощенные связи, бесспорно, от­вергал). Этот дух возникает из сложной исторической совокупности ве­щественных условий и нравственных сил, важное влияние на его фор­мирование оказывают государство, массовые переселения, техничес­кие усовершенствования - все это многообразие источников капита­листического духа хорошо показано в трудах В. Зомбарта.

В. Зомбарт тоже исходит из принципиальной историчности хозяй­ственного духа. Докапиталистический человек был, по его мнению, "естественным", близким к природе, озабоченным, в первую очередь, идеей пропитания и выживания, человеком, которому было свойственно каче­ственное отношение к миру. Такой человек ничего не исчисляет, но воспринимает мир как целое. И в своих хозяйственных делах он следу­ет прежде всего опыту, традиции.

Капиталистический человек несет в себе дух предприниматель­ства и дух мещанства. Предпринимательский дух это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого; мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности. Предприниматель, по Зомбарту, должен быть триедин, обладая качествами:

• завоевателя (духовная свобода, позволяющая планировать свои действия; воля и энергия; упорство и постоянство);

• организатора (способность правильно оценивать людей, застав­лять их работать, координируя их действия);

• торговца (способность вербовать людей без принуждения, воз­буждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются иные качества:

• хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, ра­зумной экономией и бережливостью;

• деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и бла­гонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Заметно, что мещанский дух во многом противоположен предпринимательскому. Но вместе они как раз и образуют противоречивое единство развертывающегося капиталистического духа.

В прямой полемике с М. Вебером В. Зомбарт утверждает, что все основы предпринимательского духа были заложены уже дис­циплинарными практиками католичества, а протестантизм чуть ли не препятствовал его зарождению. Но наиболее благоприятные основы для развития предпринимательства содержались в иудаизме. Религия Талмуда, по мнению В. Зомбарта, - единственная среди мировых ре­лигий - никогда не выдвигала идеала бедности, а, напротив, пропове­довала идеал торговой свободы. Развитию еврейского предпринима­тельства способствовало также то, что евреи на протяжении столетий изгонялись из многих европейских стран и отлучались от наиболее пре­стижных занятий, подвергаясь социальной и хозяйственной дискрими­нации. В результате они заполняли такие запретные хозяйственные зоны как взимание процентов, из которого впоследствии выросло банков­ское дело.

Итак, по М. Воберу, новый капиталистический дух формируется с
развитием предпринимательства и бюрократической организации. А с
точки зрения В. Зомбарта, он оказывается переплетением предприни­мательского и мещанского духа. На наш взгляд, эти позиции взаимно
дополняют друг друга. «Предприниматель», "мещанин" и "бюрократ" оказываются тремя исторически обусловленными идеальными типами, тремя составляющими капиталистического духа, по-разному представляю­щими хозяйственного организатора индустриального периода.

Неумолимая жажда денег - этого универсального воплощения и обеспеченности, и респектабельности - характерна для зомбартовского мещанина (речь идет, напомним, о типе действия, а не о городском сословии). Экономический расчет и бережливость, упорный труд и на­копление капитала, безопасность и устойчивый рост личных активов -из этого складываются рациональные основы его поведения. Ценност­ное же ядро мещанства выражается в первую очередь в служении инте­ресам своей семьи. Причем идеалы семейных отношений переносят­ся и в бизнес, воспринимаемый как глубоко личное дело, часто неот­делимое от прочих сторон этой жизни. Стремление к формальной независимости, индивидуализм, граничащий с замкнутостью в своем локальном микросоциуме, довершают характеристику мещанина. Бли­же всех к нему из реальных организаторов производства стоят мелкий буржуа, городской лавочник, сельский фермер.

Носителем иного духа является бюрократ, для которого работа ради прибыли фирмы - это способ личного карьерного продвижения вверх по лестницам иерархических организаций. Служение корпорации ("кор­порация превыше всего"), лояльность и преданность этой корпорации, поддержание благоприятного впечатления о себе - вот чем проникну­та вся деятельность бюрократа. Это человек коллективного интереса и жесткой дисциплины, четкого и безличного администрирования и фор­мальной инструкции, выполняющий заранее известный и закреплен­ный за ним вышестоящими лицами набор функций. В хозяйственной среде ближе всего к данному типу стоит менеджер крупной корпора­ции.

Конституирующая черта предпринимателя, отделяющая его от ме­щанина и бюрократа, состоит, как было сказано, в его нацеленности на инновацию. Предпринимателем движут прежде всего не мотив извле­чения устойчивого дохода и не карьерные соображения, но стремле­ние к самореализации путем осуществления некоего организационно­го прибыльного проекта. Ему присущи относительно большее желание славы и успеха ("памятника при жизни") и значительно меньшая склон­ность к мещанской или бюрократической умеренности. Мотивация предпринимателя - стремление к получению в качестве вознаграж­дения определенной доли прибыли, которую может принести руково­димое им подразделение.

Предпринимательское действие характеризует особая рацио­нальность, связанная с работой в условиях заведомо неполного зна­ния и активного освоения новой информации, тесно переплетенная с интуитивными началами. Предприниматель менее других склонен к бережливости, к точности в калькулировании прихода и расхода и бо­лее склонен к размаху (новое не дается дешево и часто противится стандартной калькуляции). Здесь меньше формализма, регламентации и больше организационного творчества. Предпринимателя выделяет также более спокойное отношение к риску. Вознаграждение его трудов менее гарантировано, более подвержено колебаниям в зависимости я успеха или неуспеха начинаний, зачастую отодвинуто во времени -сроку реализации организационного проекта. Вместо служения семье или корпорации предприниматель ставит себя на службу Идее, под­вергая, случается, существенному риску и семью, и вовлеченную в дело корпорацию. Предпринимательская натура не только более мобильна, но и более холодна, а порой не слишком строга в отношении деловой морали.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию