Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая мысль 17 века

Контрольная

по дисциплине: «Политология»

 

 

Выполнила студентка

Группы ЭТ-1-76

Григорьева М.Ю.

Проверил преподаватель

Ковалева М.В.

 

Мценск - 2015 г.


Содержание

1 Политическая мысль 17 века…………………………………………………3

 

2 Политические режимы ……………………………………………………….5

 

3 Список используемой литературы……………………………………….…11


Политическая мысль 17 века

Политические теории Нового времени были направлены на обоснование воз­можности устройства общества на принципах ра­ционализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рожда­ется с неотъемлемыми правами на жизнь и сво­бодное развитие, на труд, участие в делах обще­ства и государства, мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период фео­дальных политических порядков и учреждений.

Как и все знание об обществе, политическая мысль 17 века развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе:

— общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов и т.п.;

— господствующих в обществе идей, в первую очередь — философских воззрений;

— степени развития науки, культуры, религиозных представлений;

— уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды.

Гуго Гроций разработал теорию естественного права. Естественное право он определял как «предписание здравого разума». Согласно этому предпи­санию то или иное действие — в зависимости от его соот­ветствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально не­обходимым.

Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была идея договорного ха­рактера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхож­дения государства. В этой идее нашли отраже­ние рационально-критическое отношение к ре­альности и желание создать новые вдохновляю­щие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обосно­ванием правомерности такого шага, необходи­мости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала тео­рия «общественного договора». Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704). В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утвержде­нию частной собственности, составляет первооснову социального здания — общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов за­ключают общественный договор. Этот договор означа­ет переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к циви­лизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному сущест­вованию выражал желание человека установить поря­док и справедливость, потребность в обеспечении по­литико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.

 

 


Политические режимы

 

Актуальность вопроса о политических режимах определяется практическими потребностями государства, т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания, в которых этот термин употребляется и разрабатывается его понятие.

Так Денисов А.И. в своей работе подробно останавливается на вопросах типов государства, сущности государства, рассматривает точки зрения на государство с глубокой древности до современности.

В разделе «Форма государства» он дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле-только форма правления». [2]

Политический режим он к «форме государства» не относит. О нем А.И.Денисов пишет следующее: «От формы правления государственного устройства отличается политический режим. Термин политический режим в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства» [3]

Спустя несколько лет появляется работа В.С.Петрова, в которой он уделяет много места вопросам методологии и объяснению основных категорий государства с точки зрения философии. В.С.Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства: «Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима» [1]

Понимая так форму государства, он дает определение ее трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма государственного устройства – это административно территориальная и национально государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» [3]

Эта точка зрения стала ведущей в политологии, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.

Политический режим является одним из важнейших элементов формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Недемократические режимы..

Недемократические режимы делятся на два типа:

-тоталитарный

-авторитарный.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов

“TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.


Список используемой литературы

1 Воробьёв К.А. Политология В 75 [Текст]: учебное пособие / К.А.Воробьёв. – М.: Академ Проект, 2003 – 432с.

 

2 Демидов А.И. политология [Текст]: учебник / А.И. Демидов – М: Гардарики, 2006 – 319с.

 

3 Зиновьев А.П. Политология [Текст]: учеб. пособие / А.П. Зиновьев, В.Н.Шевченко М.: ИНФРА – М, 2008 – 136с.

 

4 Мухаев Р.Т. Политология [Текст]: учебник для вузов / Р.Т.Мухаев,

- 2-е изд. М.: Приор – издат, 2003 – 432с.

 

5 Политология [Текст]: учебник для студ. вузов / А.Ю.Мельвиль (и др.). – М.: ТВ Велби; Проспект, 2005. – 624с.


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 10. Урегулирование и разрешение споров с иностранным элементом. | Исследование внешнего фотоэффекта

Date: 2016-07-25; view: 714; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию