Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назовите основные этапы процесса речепорождения, составляющие их действия и операции модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева.





1.Этапы порождения речевого высказывания по А.А. Леонтьеву.

Теория порождения и восприятия речевого высказывания является основным предметом исследований ПЛ. Ученые разных стран занимаются изучением этого вопроса. Всего создано несколько десятков «моделей» процесса порождения РВ. Научный обзор этих моделей сделан А.А. Леонтьевым и Т.В.Ахутиной. Наиболее открытой, базовой, относительно простой, наглядной и структурной является модель, предложенная Леонтьевым (по мнению Ахутиной).

1 этап - МОТИВ

Иногда мотив очевиден: не пишет ручка. Иногда не очевиден и не ясен самому автору. Торопимся сказать свое мнение, потом жалеем.

ü Анекдот: разговаривают подруги.

- мой муж закуривает обычно только после хорошего обеда.

- ну, 2-3 сигареты в год ему не повредят.

Даже если мотив не осознается, он становится пусковым толчком к началу любой речи.

Этот этап характеризуется тем, что на этом этапе происходит настрой на ту или иную коммуникативную ситуацию (комплимент или ссора).

Складывается образец результата.

2 этап – ЗАМЫСЕЛ

По А.Р. Лурия на этом этапе впервые происходит выделение темы (предмета высказывания) и ремы (что именно надо сказать об этом предмете). Иначе говоря, происходит формирование семантического наполнения высказывания.

Здесь еще нет элементов национального языка. В невербальном коде образов и схем появляется общий замысел будущего высказывания. Говорящий знает, о чем будет говорить, но не знает как.

3 этап – ЭТАП ВНУТРЕННЕГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Происходит неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем происходит дальнейшее построение высказывания.

Совершается 2 типа программирования:

· Программирование высказывания в целом (как текста), где определяется смысловая последовательность (начало, середина, конец)

· Программирование каждого предложения в отдельности.

Осуществляется следующими операциями:

· Операция определения основных смысловых звеньев

· Операция определения главного и второстепенного

· Операция определения исходной предикативной пары (субъект – предикат, предикат - объект)

Результатом программирования является система предикативных высказываний в коде внутренней речи.

Это так называемая «первичная запись» будущего высказывания. Она носит характер предельно сжатого конспекта, состоящего из ключевых слов, ядерных фраз и обрывков предложений.

Этот сжатый вариант будущего высказывания отличается 2 особенностями:

· Несет в себе выраженный личностный смысл

· Не имеет еще грамматического оформления.

На этом этапе происходит не только развертывание смыслового содержания, но и одновременное свертывание, что необходимо для сличения результатов речевого акта с первоначальным замыслом. В этом важная роль принадлежит памяти (забыл, что хотел сказать…).

 

4 этап – ЭТАП ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ГРАММАТИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Выделяют нелинейный и линейный подэтапы.

Нелинейный подэтап – это переход от внутренней программы к набору опорных единиц. Основная операция нелинейного этапа - отбор слов. Поиск нужного слова происходит в семантическом поле, которое всплывает как ассоциативный ряд, и идет по 2 основным признакам: семантический и акустический. Они ограничивают широкий семантический класс.

При этом активизируются определенные пласты лексики (семантические поля).

Устанавливается вероятностная иерархия (лук – оружие, битва, меч, колчан…), какое слово в большей, а какое в меньшей мере соответствует исходному замыслу (поэтому нелинейный подэтап).

- вероятностное всплывание нужного слова.

В результате создается набор языковых единиц: Девочка \ кушать \ яблоко \ красный.

Линейный подэтап – это создание грамматической конструкции предложений, где каждая единица «соответствует» другой по грамматическим правилам данного языка (как конструктор).

Операции:

· Выбор грамматических конструкций из имеющихся «эталонов»

· Установление порядка между элементами (определение места субъекта и объекта)

· Выполнение «грамматических обязательств» главных стержневых слов в словосочетании или предложении (красная ягода, спрятался в овраге).

Каждая лексема получает следующие характеристики:

· Место в общей синтаксической схеме высказывания

· Полный набор семантических признаков

· Полный набор акустико-артикуляционных признаков (или графических)

· «грамматические обязательства», т.е. грамматические признаки.

Завершается 4 этап операцией сличения по следующим параметрам:

· С изначальной программой

· С общим контекстом речи (как данное РВ вписывается во всю речевую деятельность)

· С ситуацией речевого общения.

После сличения принимается решение о переходе к внешней реализации РВ.

Возможно 3 варианта:

1. РВ соответствует внутренней программе – «озвучивание» высказывания во внешней речи;

2. Внесение «корректив»;

3. Решение об отмене речевого действия.

Например, в диалоге говорящий желает что-то спросить, но вдруг получает недостающую информацию и РВ уточняющего характера становится излишним.

5 этап – ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ

На предыдущем этапе были обозначены ориентиры для создания двигательной программы, которая складывается на основе артикуляционных признаков. Из речедвигательной памяти извлекаются «шаблоны» слов (реже слогов). И далее реализуется двигательная программа с помощью операций внешнего оформления речи. Используются голосовые, темпо-ритмические, артикуляционно-фонетические и просодические средства.

Date: 2016-07-25; view: 2487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию