Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и интерпретация результатов экспериментального





Исследования

 

 

В результате исследования семейных взаимоотношений испытуемых с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), нами были получены данные, графически представленные на рисунке 2.1. Сводная таблица первичных баллов приведена в приложении 6. [Эйдемиллер, 2014, с. 21 - 44].

Рис. 2.1. Результаты исследования семейных взаимоотношений

 

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наиболее распространенными в исследуемых семьях оказались такие типы негармоничного воспитания, как предпочтение женских качеств (20%) и гиперпротекция – 16%. Предпочтение женских качеств в ребенке может быть связано с особенностями личности родителей – это либо мама с преобладанием мужских качеств и слишком мягкий отец, либо слишком тревожная мама, окружающая ребенка излишней заботой, не дающей сформироваться мужественности у мальчика.

Возникновение гиперпротекции во взаимоотношениях может возникнуть в следствии того, что ребенок был долгожданным, либо он является единственным ребенком в семье.

У одинакового количества родителей (12%) выявлены такие особенности семейных взаимоотношений, как минимальность санкций, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка.

Родители, предпочитающие минимальность санкций в большей степени надеяться на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Расширение сферы родительских чувств может возникнуть чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь», к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возможностям, что в итоге приводит к недовольству ребенком и конфликтам, нарушениям поведения в подростковом возрасте (если ребёнок сопротивляется) или к невротическим расстройствам (если ребёнок держит «всё в себе»).

Фобия утраты ребенка может возникнуть в том случае, если родители долгое ожидали рождение ребенка, либо у ребенка есть или было тяжелое заболевание.

Результаты идентификации детей с родителями с помощью опросника А. И. Зарова представлены в таблице 2.1, первичные данные отражены в приложении 7.

 

 

Таблица 2.1

Результаты диагностики дошкольников

(методика идентификации детей с родителями. Опросник А. И. Зарова)

Уровень идентефикации Кол – во человек, в %
Низкий  
Высокий  

 

По результатам таблицы мы видим, что у большинства родителей (80%) выявлен высокий уровень идентификации с родителями, что может быть связано с меньшей интеллектуальной самостоятельностью детей.

Диагностика отношения родителей к детям осуществлялась с помощью теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. Полученные данные представлены в таблице 2.2, первичные данные отражены в приложении 8. [Психологические тесты, 2012, с. 144 – 152].

Таблица 2.2

Результаты диагностики отношения родителей к детям

(тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. Методика ОРО)

Тип отношений Кол–во чел., в %
принятие/отвержение  
Кооперация  
Симбиоз  
авторитарная гиперпротекция  
Инфантилизация  

По полученным данным мы видим, что для 20% родителей характерно принятие ребенка, у 36% во взаимоотношениях преобладает кооперация, для 20% характерен симбиоз, авторитарная гиперпротекция выявленная у 16% родителей и взаимоотношение по принципу «маленький неудачник» выявлено у 8% родителей.

Тот или иной тип отношения между родителями и детьми строится на основе личных принципов и взглядов родителей относительно воспитания.

Результаты диагностики тревожности дошкольников с помощью методики «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) представлены в таблице 2.3, первичные данные отражены в приложении 9. [Дерманова, 2009, с.19-28].

Таблица 2.3

Результаты диагностики тревожности дошкольников

(методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Уровень тревожности Кол-во человек, в %
Высокий  
Низкий  

 

В результате проведенного исследования было выявлено, что преобладающим у дошкольников является высокий уровень тревожности у 54 % - низкий и у 46%.

Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Тревоги детей в той или иной ситуации могут быть связаны с наличием негативного опыта. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. По результатам отечественных исследований тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

На основании данных полученных с помощью методики «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), испытуемые были разделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнем тревожности, отраженно в приложение 9. Достоверность этих данных подтверждается исследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Для проверки выдвинутой нами гипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследования родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Приложение 8) и уровнем тревожности по группам (Приложение 9). Графически представлено на рисунке 2.2. кий[Дубровская, 2008, с.12-68] взаимосвязь дошкольный

Рис. 2.2. Среднее значение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высоки уровнями тревожности.

На диаграмме видно, что испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по шкале детско-родительских отношений принятие/отвержение. Это говорит нам, о преобладании в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает ему личную и социальную несостоятельность.

Для исследования взаимовлияния исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по r-Пирсону, с помощью которого были выявлены следующие взаимосвязи (Приложение 10): взаимосвязь детско-родительских отношений между Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) и Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), представлены на рисунке 2.2; взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности детей дошкольного возраста, рисунок 2.3; взаимосвязи между Методикой идентификации детей с родителями (Опросник А. И. Зарова) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), рисунок 2.4; взаимосвязь между Методикой идентификации детей с родителями (Опросник А. И. Зарова) и Тест-Опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), рисунок 2.5; взаимосвязь между Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В Юстицкис) и Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), рисунок 2.6; взаимосвязь между Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), рисунок 2.7; взаимосвязи между Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), рисунок 2.8.

Так же в ходе корреляционного анализа были выявлены тенденции к взаимосвязи тревожности и детско-родительских отношений, отражены на рисунках: рис. 2.4. Тенденции к корреляционной взаимосвязи между тревожностью Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и детско-родительскими отношениями Опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); рис. 2.5. Тенденции к корреляционным взаимосвязям между тревожностью Восьмицветный тест М. Люшера и детско-родительскими отношениями Опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).

Таким образом, с помощью метода корреляции r-Пирсона нам удалось установить тесную взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и тревожностью дошкольников.

 
 

 

 


Рис. 2.3. Корреляционная плеяда взаимосвязи детско-родительских отношений Опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) и тревожности детей дошкольного возраста Восьмицветный тест М. Люшера

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между чрезмерностью требований обязанностей и тревожностью (r=-0,28777, р≤0,05.), т. е. чем выше тревожность ребенка, тем ниже чрезмерность требований обязанностей, это может говорить о том, что если родители будут более требовательны к ребенку, начнут требовать исполнения каких либо обязанностей, уровень тревожности ребенка начнет падать.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь тревожности и игнорирования потребностей ребенка, (r=-0,30047, р≤0,05.), это свидетельствует о том, что чем выше игнорирование потребностей ребенка, тем ниже тревожность, т.е если родители будут более избирательней относится к потребностям ребенка, не идти на поводу капризов, игнорировать некоторые просьбы, тогда тревожность ребенка будет приходить в норму.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между тревожностью и предпочтением женских качеств, (r=0,32405, р≤0,05.),это свидетельствует о том что чем выше тревожность ребенка, тем выше предпочтение женских качеств, т.е при наличии пред­почтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в ребенке атрибутов мужского пола, уровень тревожности возрастает.

 
 

 

 


Рис. 2.4. Тенденции к корреляционной взаимосвязи между тревожностью Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и детско-родительскими отношениями Опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и гиперпротекция (r=0,2362, p≤0,10), это может свидетельствовать о том, что чем выше тревожность ребенка, тем выше гиперпротекция, т.е. если ребенка сильно опекают, ограждают от всего не желаемого по мнению родителем, это только подкрепит чувство тревожности ребенка, тем самым спровоцировав ее рост.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и проекцией на ребенка собственных не желаемых качеств (r=0,22856, p≤0,10), это может говорить о том, что чем выше тревожность ребенка, тем выше проекция на него собственных не желаемых качеств, т.е родитель не желая видеть в себе какие либо качества проецирует их на ребенка, тем самым повышая у него тревожность.

 
 

 

 


Рис. 2.5. Тенденции к корреляционным взаимосвязям между тревожностью Восьмицветный тест М. Люшера и детско-родительскими отношениями Опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и потворствованием (r=-0,2207, p≤0,10), это может говорить о том, что чем выше тревожность ребенка, тем ниже потворствование, т.е при снижении потворствовании свобода ребенка мнимая, родители развивают и поощряют только те виды активности, за которые он получит похвалу у родителя, потребности ребенка реализуются в узкой группе членов семьи, в то время как в прочих коллективах ребенок испытывает серьезные трудности, что приводит к повышению уровня тревожности.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и фобия утраты ребенка (r=0,27479, p≤0,10). Проанализировав полученные данные выявлена следующая прямая тенденция к взаимосвязи: чем выше фобия утраты ребенка, тем выше тревожность. Так как родители боятся потерять ребенка, испытывают боязнь ошибиться, у них преувеличены представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д., ребенок становится не уверенным в себе, боязливым, что приводит к повышению тревожности ребенка.

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и неразвитостью родительских чувств (r=0,25927, р≤0,05.), т. е. чем выше проявление нежелания иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам, тем выше тревожность ребенка. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла, у родителя не было идентификации с родителем того же пола.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная тенденция к взаимосвязи между тревожностью и предпочтением мужских качеств (r=-0,20633, p≤0,10), что может говорить о том, что чем выше уровень тревожности, тем выше предпочтение мужских качеств, т.е. предпочитая в ребенке мужские качества, силу, уверенность, умение все контролировать, родители не дают ребенку побыть слабым, повышая этим у него тревожность.

 

 
 

 

 


Рис. 2.6. Корреляционная плеяда взаимосвязи детско-родительских отношений между Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) и Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и гиперпротекцией (r=-0,35476, р≤0,05.),это свидетельствует о том что сочетание большого затрата времени родителей на воспитание детей, жесткой системой запретов, ограничений и санкций за их нарушение, с одной стороны, и полным игнорированием потребностей ребенка, недостаточным стремлением к удовлетворению его запросов, с другой, не всегда является чрезмерной заботой о детях, выраженной в стремлении родителей окружать ребенка, повышенным вниманием защищать даже при отсутствии реальной опасности.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и потворствованием ребенку, (r=-0,27396, р≤0,05.), потворствование представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Ошибкой в формировании детской психологии заключается в том, что ребенку с детства внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все трудности решают за ребенка родители (чаще – один из родителей), при этом родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания. Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, стремится выделиться, быть в центре внимания, при этом родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между авторитарной гипепротекцией и недостаточностью требований-обязанностей, (r=0,3896, р≤0,05.), это может свидетельствовать о том, что в связи с большим внимание уделяемым ребенку, родители зачастую забывают о обязанностях ребенка, что приводит к тому, что дети становятся не самостоятельные, ребенок становится не способным выбирать способы поведения.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и недостаточностью требований запретов, (r=0,37915, р≤0,05), это может говорить о том, в этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка..

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и расширением сферы родительских чувств (r=0,33101, р≤0,05.), это может говорить о том, что чем выше стремление родителя отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь», предъявление ребенку требований, не соответствующих его возможностям, тем выше уровень его тревожности; в силу возраста и незрелости личности ребенок не сможет оправдать ожидания такого родителя, ребенок будет тревожиться за то, что тем самым он огорчит родителей;

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и фобией утраты ребенка, (r=-0,37835, р≤0,05.), это свидетельствует о том, что не смотря на то что родители не оказывают ребенку эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении, родители испытывают повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д.

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и неразвитостью родительских чувств (r=-0,41127, р≤0,05.), это может свидетельствовать о том, что адекватное воспитание детей возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей детей с отклонениями личностного развития.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и проекция на ребенка собственных не желаемых чувств, (r=0,37835, р≤0,05.), свидетельствует о том что из за чувств которые родитель чувствует, но не признает в самом себе, из за борьбы с нежелательным качеством у ребенка, это помогает родителю (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет, что отражается в нежелании общаться с ребенком, игнорировать его потребности.

Исходя из результатов корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между авторитарной гиперпротекцией и неустойчивостью стиля воспитания (r=-0,35838, р≤0,05.), это может свидетельствовать о том что не смотря на игнорирования ребенка, наказания, родители много времени уделяют ребенку при этом стили воспитания неустойчивые, что содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей с отклонениями характера.

 
 

 


Рис. 2.7. Корреляционная плеяда взаимосвязи между Методикой идентификации детей с родителями (Опросник А. И. Зарова) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между идентификацией детей с родителями и фобией утраты ребенка, (r=0,32876, р≤0,05.),это свидетельствует о том что при сильной идентификации с родителем ребенок начинает перенимать не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, модели поведения. В связи с тем, что родители испытывают фобию утраты ребенка, т.е. родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д., ребенок становится не уверенным в себе, боязливым что приводит к повышенной тревожности ребенка.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между идентификацией детей с родителями и неразвитостью родительских чувств, (r=0,35567, р≤0,05.), проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла, у родителя не было идентификации с родителем того же пола.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена положительная взаимосвязь между идентификацией детей с родителями и вынесением конфликта между родителями в сферу воспитания ребенка, (r=0,32127, р≤0,05.), это может приводит к тому, что воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу.

 
 

 

 


Рис. 2.8. Корреляционная плеяда взаимосвязи между Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В.Юстицкис) и Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между предпочтением мужских качеств и инфантилизацией, (r=-0,31479, р≤0,05.), это может говорить о том, что нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, при этом родитель имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и не умелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 
 

 


Рис. 2.9. Корреляционная плеяда взаимосвязи между Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между кооперацией и гипопротекцией, (r=-0,315, р≤0,05.), это свидетельствует о том, что даже при стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах, у родителей за частую не хватает времени, ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Исходя из полученных данных корреляционного анализа, выявлена отрицательная взаимосвязь между кооперацией и недостаточностью требований запретов, (r=-0,33624, р≤0,05), это говорит о том, что родители стремятся к общению с ребенком, хотят участвовать в его делах, тесно сотрудничать с ребенком, из за чрезмерного внимания родителей ребенок легко нарушает запреты, он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, занятий, тем самым доказываю родителям свою самостоятельность.

 
 

 

 


Рис. 2.10. Корреляционная плеяда взаимосвязи между Тест-опросником родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и Опросником «Анализа семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между принятием/отвержением и проекцией на ребенке собственных не желаемых качеств, (r=-0,3006, р≤0,05.), это может свидетельствовать о том, что общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку родителя, ведет к тому что родитель проецирует свои не желательные качества на ребенка и ведет борьбу с истинными или мнимыми качествами ребенка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя.

По результатам корреляционного анализа, мы можем говорить о том, что выявлена отрицательная взаимосвязь между принятием/отвержением и недостаточностью требований обязанностей, (r=-0,30274, р≤0,05), свидетельствует о том, что у родителя имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом, но ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

На основе анализа литературы по теме исследования и на основе работы Е. А. Дугинова «Коррекция детско-родительских отношений», нами предложены рекомендации по формированию «здоровых» детско-родительских отношений:

1. Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок – единственный в своем роде. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Опирайтесь на сильные стороны ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в глаза, обнимайте и целуйте его.

4. В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

12. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

Для коррекции тревожного поведения дошкольников предлагаем следующие рекомендации:

1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представлений о себе, забота о личностном росте ребенка.

3. Развитие и обогащение оперативных навыков поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотивов, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы поведения.

4. Снятие излишней тревожности в учебных ситуациях (ситуациях успеха/неуспеха).

5. Работу с тревожными детьми необходимо строить с учетом их слабого специфического отношения к успеху, неуспеху, оценке и результату. Такие дети чрезвычайно чувствительно относятся к результатам своей деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им трудно самим оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно/неправильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от другого.

Такое особое отношение к успеху и неуспеху, с одной стороны повышает травматическую вероятность неудач, причем неудач, которые дети с высокой тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутствием способностей. С другой стороны, оно делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, педагога в его глазах.

6. По отношению к тревожным желательно использовать специальные оценки, максимально раскрывая критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (т.е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные).

7. Повышать внимание поддержанию в группе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен поучиться.

8. Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире – к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребенком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями и навыками. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сориентировать внимание на самой деятельности.

9. Шуточные соревнования, в которых победа/поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного к другому.

Чтобы снизить уровень тревожности дошкольников, во-первых, необходимо понять тревогу ребенка и помочь в ее преодолении, создавая условия, в которых будет не так страшно. Во-вторых, пусть ребенок поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Родителям необходимо быть более оптимистическими, следить за выражением своего лица, чаще улыбаться, убеждать ребенка, что все будет хорошо, стараться в любой ситуации искать плюсы. Желательно не использовать игры, где нужно соревноваться в скорости. Нельзя сравнивать детей с другими ребятами. Между родителями и детьми должны быть доверительные отношения, нужно быть честными с ребенком и принимать его такими, какой он есть. Как можно чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, способствующие повышению самооценки детей, чаще мотивированно хвалите.

Таким образом, нами было проведено исследование по выявлению взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и тревожностью детей. Мы выявили, что в отношении детей взрослые чаще всего проявляют гиперпротекцию и предпочтения отдают воспитанию женских качеств у ребенка. Чаще, чем другие типы взаимодействия детей и родителей, встречается кооперация. У значительного числа испытуемых – детей выявлен высокий уровень идентификации с взрослыми. Для большинства ребят характерен высокий уровень проявления тревожности, но есть дети и с низкими показателями.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение проблемы влияния типа детско-родительских взаимоотношений на эмоциональную сферу ребенка позволяет статистически доказать, что дисгармония отношений «родитель – ребенок» является существенным фактором, обуславливающим повышенный уровень тревожности у детей. Как показала корреляция наиболее значимыми оказались показатели отношения родителей по типу отвержения и разделения.

Для тревожных дошкольников обычно свойственна неуверенность в себе и неустойчивая самооценка. Они постоянно испытывают чувство страха перед неизвестным, новым, а это приводит к тому, что они практически никогда не проявляют инициативу. Стремятся не обращать на себя внимание окружающих, стараются быть послушными, не нарушать правила, ответственно выполнять поручения взрослых дома и в детском саду. Они никогда не оставляют за собой беспорядок, не конфликтуют со сверстниками.

Исследования многочисленных ученых показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому – приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи между детско - родительскими отношениями и тревожным поведением детей дошкольного возраста. В ходе работы была выявлена положительная связь тревожности с такой шкалой, как предпочтение женских качеств. Также были выявлены две шкалы имеющие отрицательную взаимосвязь с тревожностью, это чрезмерность требований обязанностей и игнорирование потребностей ребенка. Выявленные взаимосвязи свидетельствую о том, что данный стиль детско-родительских отношений являются неэффективным и оказывает негативное влияние на эмоциональную сферу дошкольника.

В целом, среди дошкольников, участвующих в исследовании, преобладают дети с высоким уровнем тревожности. Наиболее часто встречающимися стилями негармоничного воспитания среди родителей являются гиперпротекция и предпочтение женских качеств. Кооперация как стиль отношений между родителями и детьми выявлена у большинства испытуемых.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. –СПб.: Речь, 2006. – 244 с.

2. Аракелов Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // http://elibrary.ru/defaultx.asp, Психологический журнал, 2007, № 2. – С. 24-28.

3. Астапов В. М. Тревожность у детей.–М.: ПЕР СЭ, 2007. 160с

4. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – М.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2008.

5. Бортов Р. В. Семейные отношения. – М.: Проспект, 2009. – с. 164.

6. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.

7. Веракса А. Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 c.

8. Волкова Е. О специфике взаимодействия с тревожными детьми / Дошкольное воспитание, 2013, № 10. – с. 39-45

9. Выготский Л.C. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2011.– 512 с.

10. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // http://elibrary.ru/defaultx.asp, Тонус, 2012, № 5. – С. 56-58.

11. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М.:Проспект, 2006. – 240с.

12. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2009. – 35 с.

13. Дружинин В. Н. Психология семьи. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.

14. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е. И. Изотова. – М.: Академия, 2010. –283 с.

15. Илларионов И. В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста// http://elibrary.ru/defaultx.asp, Вестник Чувашского государственного педагогического университета им Я. Яковлева.–2011,–№ 3-1.– С 47-54.

16. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. –Тбилиси: Заря, 2009. – 327 с.

17. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 320 с.

18. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2014 –198 с.

19. Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Ореол, 2008. – 376 с.

20. Кравцова М. Тревожные дети // Школьный психолог, 2007.–№ 19.– с. 18 - 22.

21. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений 2-е изд испр. и доп –М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 232с.

22. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие –Спб.: Речь, 2008. –160 с.

23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. –СПб.: Питер, 2009. – 318 с.

24. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // http://elibrary.ru/defaultx.asp, Психологическая наука и образование – 2014. – №2 – с. 15

25. Мальтиникова Н. П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // http://elibrary.ru/defaultx.asp, Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – с. 122-125.

26. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - с.80-85

27. Машейчик З. Родители и дети /Пер. с чеш.. – М.: Просвещение,2008. – 362 с.

28. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012.– 256 с.

29. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.

30. Немов Р. Психология. Психология образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 496 с.

31. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Учебник. Киев, 2008. – 203с.

32. Попова Т. А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника//http://elibrary.ru/defaultx.asp, Фундаментальные исследования.– 2012,– № 11-5, С. 1145-1148.

33. Плотниекс И. Э. Психология в семье.– М.: Педагогика,2009. – 104 с.

34. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.–СПб.: Речь, 2011.– 688 с.

35. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 304 с.

36. Психологические тесты. Том 1.\ под ред. Карелин А. А. В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Т.1, – 312 с.: ил.

37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192с.

38. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с.

39. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой.– М.: «Когито-Центр», 2009. –230 с.

40. Розанова Е. Г. Психологическое консультирование и психотерапия детско-родительских отношений //http://elibrary.ru/defaultx.asp, Психологическая наука и образование.– 2008- № 4.– 230с.

41. Савина Е. Психология личности: учебное пособие. – Екатеринбург: Фарт, 2012. – С.230

42. Семейное воспитание. Хрестоматия / сост. П. А. Лебедев. – М.: ACADEMIA. 2013. – 408 с.

43. Смирнова В. О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями //http://elibrary.ru/defaultx.asp, Вестник Пермского государственного гуманитарного - педагогического университета.–2014 –№ 1.–С. 176-183.

44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии //http://elibrary.ru/defaultx.asp, Вопросы психологии. –2007. – № 4. – с. 105 - 115.

45. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов:Феникс,2007. – 452 с.

46. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // http://elibrary.ru/defaultx.asp, Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 704-707.

47. Хазанова М. А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях //http://elibrary.ru/defaultx.asp, Мир психологии. – 2009. –№ 1(6). –С. 47-54.

48. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. –4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208с.

49. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 304 с.

50. Шнейдер Л. Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.–М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.

51. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. –256 с.

52. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: «Фолиум», 2014. – 600 с.

53. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская и др., –М.:Академия, 2007. – 198 с.

54. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. – М.: Элайда, 2013. – 704 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

(Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.)

 

Инструкция: Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.

Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей по уходу за собой и поддержанию порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые нередко выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(моя) муж (жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым (взрослой).

34. Если ребенок упрямится из-за плохого самочувствия, лучше сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз приходилось пропускать родительские собрания.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители относятся к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже может понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень суровы.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел (а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное средство — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что- нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он (она) хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят старшие.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, то наверняка бы в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям наш(а) сын (дочь) остался (осталась) жить.

96. Нередко я завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что я говорю сыну (дочери) одно, а муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя,

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня — закон.

104. Мой сын очень любит спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в яслях, детском саду, у родственников.

121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, пепси и т. д.).

128. Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья лишь осложняет мою жизнь.

Бланк для ответов

          Эта часть испытуемым не показывается  
          Диагностические значения  
          Названия шкал  
          Г+  
          Г-  
          У+  
          У-  
          Т+  
          Т-  
          З+  
          З-  
          С+  
          С-  
          Н  
          РРЧ  
          ПДК  
          ВН  
          ФУ  
          НРЧ  
          ПНК  
          ВК  
          ПЖК  
          ПМК  
          Г+  
          Г-  
          У+  
          РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

 

Приложение 2

Методика идентификации детей с родителями

(опросник Зарова А. И.)

 

Инструкция: Ребенку задают следующий набор вопросов:

1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?


 

Приложение 3

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 

Инструкция: Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне о

Date: 2016-07-22; view: 5099; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию