Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционные празднества
В традиции, которой обучалась я, бытует несколько праздников, посвященных важным периодам года. Я не принуждаю вас участвовать в них; возможно, вы предпочтете познакомиться с праздниками, бытующими в других традициях, к которым вы более тяготеете2. В Сибири и Монголии праздник Белой Луны (или Белого Месяца), Сагаалган, отмечаемый в середине февраля, знаменует наступление весны. Он начинается в новолуние этого месяца и обычно выпадает на начало Великого Поста по православному календарю (любопытно наблюдать, как здесь, в Сибири, мы разговляемся, а русские начинают поститься). В праздник Белой Луны отмечается возвращение духов. Согласно поверью, все шаманские и природные духи уходят в верхний мир очищаться, а на восходе, когда наступает праздник Белой Луны, они возвращаются. Духов привечают огнем, священным дымом и подношениями пищи и питья; к тому же принято до самого полнолуния не сориться и не враждовать. Поэтому пора Белой Луны оказывается временем прощения и примирения. 20—21 апреля, когда возвращаются перелетные птицы и появляются первые грибы, устраивают великий праздник весны. Можно совершить шаманское путешествие, чтобы заручиться благорасположением к своим сородичам и попросить прибавления в семье, приплода скотины и плодородия земли. Совершаются подношения пищи, преимущественно молока и молочных продуктов. Великий летний праздник, прославляющий матушку-Землю, выпадает примерно на 5 или 6 июня. Летнее солнцестояние, известное как Улаан Тэргэл или Наран Буцах Одор (День возвращения солнца), отмечают праздничной церемонией у обоо или возле другого священного места. Один или несколько шаманов ударяют в бубен и вселяют в себя по очереди духов для того, чтобы те благословили собравшихся. Считается, что летний солнцеворот наступает в пору, когда сила духовной подмоги у шамана достигает наибольшего значения, и эта пора длится три месяца. Люди окропляют водой обоо и друг друга, чтобы заручиться дождем и плодородием.
Обоо в честь предков племени хонгоодоров в аймаке Аха, Сибирь. На переднем плане готовятся дрова и пища для шаманского обряда огня
Другой обычай состоит в отрезании кусюв жертвенной пищи после обряда и бросании их детям, которые пытаются схватить побольше лакомств. 3 или 4 июля обычно отводятся шаманским обрядам в честь духов воды и нижнего мира. 11 или 12 сентября проводят обряды в честь духов верхнего мира и духов — хозяев священных мест, тэнгриев и ханов. Праздник урожая, выпадающий на день осеннего равноденствия, завершает пору наибольшей деятельности духов, и духов благодарят за щедроты лета. Главная особенность этого праздника — подношение пищи и пиршества. В шаманском обрядовом календаре это наступление нового года, который и изначально приходился на праздник Сагаан Сар (Белой Луны). За исключением охотничьего обряда, в последующий лунный месяц шаманская деятельность ограничивается небольшими обрядами вплоть до великого праздника весны в следующем году. Это вызвано тем, что многие духи с осени по весну бывают значительно менее деятельными. 16 или 17 октября бурятские шаманы чтят Баян Хан-гая, духа тайги и природы. Этим отмечается начало охотничьей поры и установление добрых отношений общины с подателем промысловых животных. Этими торжествами знаменуется также наступление зимы, поскольку как раз в это время в Сибири выпадает первый снег.
Служение общине
Все упомянутые празднества объединяет одно — то, что шаман служит своему сообществу. В своей работе вы, возможно, соберете вокруг себя общину из тех, кому служите либо с кем правите свое ремесло. Работа на всю общину дарует великую благодать и укрепляет вашего коня-ветра больше, чем камлание ради одного человека. В бурятской традиции шаман служит своей общине, помогая увековечить знания, доставшиеся от предков. В вашей собственной небольшой общине вы можете выступать и целителем, и наставником шаманских обычаев и путей постижения мира. Подобно тому как шаман способен исцелять человека издали, он может работать на благо людей без их ведома. Вы способны заручиться благорасположением и защитой для города, где живете, или для вашей страны, вы даже в состоянии способствовать врачеванию самой земли. Тем, ради кого затевается ваша работа, вовсе не обязательно знать о ней; духи будут столь же чутки к вашим мольбам. Услышав о несчастье или болезни в чужом краю, вы можете сотворить для себя буян, призывая исцеление и защиту всем страждущим. Я предложила создать Всемирную сеть шаманов для согласования совместных действий при несчастьях, болезнях или морах. Я надеюсь на воплощение задуманного. Обряд очищения жилища, завершающий настоящую главу, обычно проводится ради общей защиты и благополучия всей общины. Пусть духи и дальше вдохновляют и направляют вас в ваших праведных трудах по исцелению себя, общества и земли!
|