Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и природа.Понятие природы. Географическая среда, ее влияние на развитие общества. Природное (биологическое) и социальное в человеке





Человек и природа Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах - материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания - мир культуры, сделав его искусственной основой жизни. Природа в философии – это вся среда обитания человека, включая
те искусственные элементы, которые создает сам человек. Например, до-
ма, дороги, заводы – это все часть природы с философской точки зрения. То,
что мы в обыденной жизни называем природой, в философии называют гео-
графической средой. Географическая среда – это естественная среда оби-
тания, совокупность целого ряда естественных факторов: особенности
климата, наличие полезных ископаемых, особенности флоры и фауны.

При взаимоотношении человека с географической средой, очевидно,
что человек взаимосвязан с ней не только потому, что это просто среда оби-

 

тания, это также источник различных ресурсов. За счет нее человек питается,
строит дома, создает себе одежду. Даже если мы говорим об искусственных
тканях, то они также взяты из природных материалов. Человек в свою оче-
редь тоже воздействует на окружающую среду, создавая искусственную при-
роду, а также воздействует на географическую среду. К сожалению, человек
часто портит окружающую среду (пластиковые бутылки, портит воздух, во-
ду). Этоочень сказываетсяна тех, кто обитает в природе.
Также человек связан с природой и с географической средой и в ду-
ховном плане. Мы едем на природу не только чтобы подышать свежим воз-
духом, но чтобы получить эстетическое наслаждение, отдохнуть от повсе-
дневности, от рутины. Таким образом, природа является источником вдохно-
вения. Многие пишут стихи, посвященные явлениям природы, пишут карти-
ны, делают фотографии. Это также составляет одну из очень важных части-
чекчеловеческого бытия. Человек – это уникально существо. Его уникальность проявляется в со-
четании биологического и социального. Очень важным для понимания че-
ловека является вопрос о соотношении биологического и социального. Это
имеет огромное значение для определения тактики воспитания человека, ре-
гулирования общественных отношений и т.д.
Что же такое биологическое и социальное в человеке? Итак, человек –
это существо биологическое. Под биологическим понимается всѐ то, что да-
но человеку от природы. Прежде всего, это его анатомическое строение. С
одной стороны природой заложен определенной стандарт в строении тела. У
каждого человека должно быть две руки, две ноги, одна голова, один и тот
же набор органов. В тоже время именно природой заложены и различные ин-
дивидуальности: определенный рост, цвет волос, глаз. Двух абсолютно оди-
наковых людей не бывает. Даже близнецы имеют различии. Изменить эти ан-
тропологические особенности нам не дано. Человек не может по своей воле
прекратить рост или стать вышена 10 сантиметров. Помимо биологического в человеке присутствует и социальное. ^

Социальное – это те свойства, качества человека, которые вырабатываются в со-
вместной деятельности людей. Сюда относятся речь, усвоение и овладение
определенными социальными нормами (правилами поведения, моральными
нормами), трудовые навыки

 

 

15,Общество и его структура.подсистемы общества:экономическая.духовная,социальная и политическая Общество – в широком смысле, обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле этап человеческой истории. Что положить в основу периодизации непростых взаимоотношений между обществом и природой? Причем исторические роли общества и природы в этой связке неодинаковы. Общество выступает как активная действующая сила, тогда как природа в большинстве исторических ситуаций представляет собой плацдарм, на котором разыгрывались экологические события.В марксистской литературе по экологии принята формационная периодизация, но она, по нашему мнению, предназначена для других целей, целей не экологического, а социально - экономического анализа. Главные явления в эволюции техники, последовательность расселения, нарастание численности человечества, периоды освоения природной среды, череда рождений и катастроф экосистем не совпадает с ней. Г.В. Платонов предлагает следующую периодизацию во взаимоотношениях общества и природы:Первый периодбиогенный (адаптационный, присваи­вающий). Он соответствует тому, что Ф. Энгельс, ис­пользуя терминологию К. Л. Моргана, называл «ди­костью». Второй периодтехногенный (частично-пре­образовательный). Он подразделяется на два этапа: а) аграрный(сельскохозяйственный), соответствую­щий тому, что Ф. Энгельс именовал «варварством», и б) индустриальный(промышленный), который Ф. Эн­гельс называл «цивилизацией». Третий период — ноогенный (системно-преоб­разовательный).Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются:- экономическая (по созданию материальных благ);- социальная (по осуществлению связей между людьми);- политическая (по управлению обществом;- духовная (по созданию и освоению духовных ценностей)которые называются сферами или подсистемами общества.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальны благ. Экономическая сфера включает в себя: материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом экономической cистемы являются хозяйствующие субъекты. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей. Социальная система состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейшим элементом социальной системы общества яв­ляются социальные группы (социальные общности). ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического по­ведения и политической культуры, политические идеологии.Основным элементом политической системы общества является государство. ДУХОВНАЯ СФЕРА — это область создания и освоения духовных цен­ностей.

16,гражданское общество и государство.основные концепции происхождения и сущности государства и гражданского общества Общественно-политическая система демократического общества состоит из взаимозависимых и взаимозаменяемых подсистем: производственной, социальной, духовной и политической. Производственная обеспечивает материальную основу, политическая – реализует общую волю и общий интерес всех членов общества. Социальная и духовная сферы в совокупности и составляют гражданское общество. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют:семью;церковь; систему образования; научные, профессиональные объединения; объединения по интересам, спортивные организации; профсоюзы; фонды, ассоциации и т. д. Гражданское общество – это совокупность социальных образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Существование гражданского общества возможно лишь тогда, когда член этого общества ощущает себя гражданином: имеет определенный комплекс прав и свобод и в то же время несет перед обществом моральную и иную ответственность за свои поступки.Если для государственной власти и государственных структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров.Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. Различные теории высказывают различные причины возникновения государства: теологическая – Божественная сила; договорная – сила разума, сознания; психологическая – факторы психики человека; органическая – биологические факторы; материалистическая – социально-экономические факторы; теория насилия – военно-политические факторы и т. д.Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.Подходы к изучению сущности государства:1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.

17,Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт). Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:1) группы и общности – это органически целостный механизм;2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения, спортивные, любительские объединения.По социальному положению различают следующие социальные группы:1) социально-классовые;2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);3) этносоциальные (нации, племена);4) социально-территориальные (город, деревня);5) социально-профессиональные и др.В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями. оциальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»). Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне) Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.1) верхний-верхний класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города;2) нижний-верхний класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему-верхнему классу, но не включал старых родовых семей;3) верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком по сравнению с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах;4) нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие;5) верхний-нижний класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке;6) нижний-нижний класс составляли те, кого принято называть «социальным дном», – это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало пригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений; 7) средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX в. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

18,Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.Действие статистических закономерностей в историческом процессе приводит к возрастанию роли случайности, изменяющей картину настоящего и будущего, что ставит субъективные факторы влияния на историю на один уровень с так называемыми объективными (уровень экономического развития, отношения в классовой структуре общества и др.).Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности. Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле - от одноклеточного организма до младенца-человека. «Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель, «Феноменология духа»). Личность и массы. Масса - это особый вид исторической общности людей. Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности. Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы. Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны. Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.Первый философский проект массового общества, управляемого мудрецами-философами, излагается в диалоге Платона «Государство». В контексте критики платоновского идеального государства Аристотель предложил различать единство абсолютное (унисональное), нивелирующее личность, и относительное (симфоническое) единство, сохраняющее своеобразие личности таким образом, что разнообразные личные качества гармонически дополняют друг друга в обществе.К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность. С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека. Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений многих философов. Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях свободы и необходимости извечен. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для достижения этой цели. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Таким образом каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости => Свобода личности, общества заключается в способности выбирать, принимать решения. С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общему состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается. С другой стороны необходимость содержится в свободе в виде объективно данных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

19,Культура как мера человеческого в человеке. Культура и цивилизация. Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Основные типы культуры: В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. Функции культуры: а) адаптивная,б) познавательная,в) аксиологическая,г) информационно-коммуникативная,д) нормативная или регулятивная,е) семиотическая или знаковая.Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человекаформами ее опредмечивания являются: язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровкеОна включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную.Необходимо учитывать различие понятий "культура" и "цивилизация"Становление цивилизации - процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родоплеменной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.Цивилизация же - тот ее этап, который связан с разделением труда обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Если понятие культуры характеризует человека, определяет меру его развития и самовыражения в деятельности, то цивилизация характеризует бытие самой культуры.Шпенглер, понимая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял ее культуре как царству органически жизненного. Цивилизация, по его мнению, - это заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура - это осуществление внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, различие между культурой и цивилизацией в том, что первая задает высшие ценности, жизненные смыслы, вторая - технологию их реализации А.Вебер излагал мировую историю на ряд всемирно-исторических эпох. "Культуры, несмотря на уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.Цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

20,Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция общественного развития. Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни. Цивилизационная концепция общественного развития. Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

21,Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Мораль – форма общественного сознания, представляющая совокупность принципов, норм, правил поведения, призванных регулировать отношения между людьми, опираясь на общественное мнение и на сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле. Мораль или нравственное сознание – это видение мира сквозь призму добра и зла, это отражение мира, связанное с оценкой человеком отражаемых явлений как хороших или плохих, добрых или злых. Мораль на уровне социальной психологии проявляется в виде нравственных чувств и проявляется в виде нравов, особых норм нравственного поведения. На уровне обыденного сознания мораль представляет собой этнические знания о правилах общежития, обычаях и нравах, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества. На уровне теоретическом формируется теоретическая форма знаний о нравственных отношениях, обычаях (формы действий) и нравов (норма поведения), а также создаётся наука об этике.Важными философскими вопросами морали являются вопросы происхождения и сущности морали. «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».Выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов:1. Мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, справедливое и несправедливое, то основными оценочными категориями морали и этики являются: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.). Из данного сравнительного анализа нетрудно вывести следующие особенности морали:1. Всеобъемлющий характер морали. 2. Внеинституционнальность морали.3. Императивность морали.Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой моральный срез, который позволяет проверить действия участников на человечность.Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия), она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали.Императивность состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то, и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.Сущность морали выражается в ее функциях. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательнуюГлавная функция морали – регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида.Следующая функция морали – оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе, историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека.Мораль выполняет и множество других функций: воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную.Основными моральными ценностями являются – совесть, справедливость. Совесть – категория, стоящая в центре духовной жизни человека. Истинно нравственный человек ценит «чистую совесть» превыше всего и страдает, если на ней появляются пятна. ТакоеСовесть – это самооценка человеком своих поступков с точки зрения общепринятой или корпоративной этики. Проснувшуюся в человеке совесть можно сравнить с судом, где индивид выступает сразу в роли подсудимого, прокурора, судьи и защитника. Решения этого «суда» могут быть различными, и не всегда они подчиняются формуле.Совесть тесно связана с другими моральными ценностями и прежде всего с честью, в содержание которой входит безупречная честность, умение держать слово и выполнять свой долг, доблесть, благородство души и т. п. Честь – это осознание индивидом своей значимости и признание его значимости окружающими. Понимание чести определяется положением человека в конкретной среде, историческими особенностями этой среды. Поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести.Важнейшая моральная ценность – нравственный долг – требование безусловного выполнения нравственных норм, принятых в данной социальной среде. Личность должна не только сознавать свой нравственный долг, а прилагать все усилия для его воплощения в реальность. Нравственный долг выражает необходимость поступать в соответствии с совестью и всеми нравственными принципами. Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливостьПраво, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в совокупности образующих особую форму общественного сознания – правосознание. В нем выражены представления какой-либо социальной группы или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих существование права институтах – государстве, правосудии, законности.Право — один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
—обычаи(в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);-религиозные нормы;— нормы общественных объединений (корпоративные нормы);— нормы морали.Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;— выполняют организующую роль в поведении людей;— служат инструментом социального контроля.

22,Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории "возвышенное и низменное", "героическое и трусливое", "комическое и трагическое". Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

23,Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Насилие рассматривается как разновидность крайнего принуждения, связанного с ограничениями свободы и жизнедеятельности одного человека другим лицом (физическим, юридическим, социально-политическим и т.п.).Виды насилия: физическое, политическое, экономическое, семейное, психологическое, сексуальное, интеллектуальное, военное, эстетическое ненасилиеЕстественно, возникает вопрос о мере насилия как вынужденного принуждения, в особенности, в ситуации противозаконных действий, совершаемых человеком или группой лиц по злому умыслу. В этом случае ограничение их свободы и даже лишение жизни является законным принуждением, т.е. оправданным насилием со стороны общества (государства).В психологическом смысле насилие означает действия, направленные на моральное, физическое и пр. виды унижения личности, ее человеческого достоинства. Такого рода насилие осуждается как с нравственной точки зрения, так и с позиций закона.Насилие в буквальном смысле - проявление силы, оправданной или неоправданной в оценочных категориях, т.е служащее добру, справедливости или нет.В истории человечества, равно как и в живой природе вообще, насилие есть реальность, неоспоримый факт, тогда как ненасилие - абстрактный идеал, некое желаемое, а на практике едва ли достижимое состояние.«Дoлжно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и за счет другого», - констатировал Гераклит. Он смеялся над наивностью Гомера, желавшего, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми». Мысль Гераклита применительно к всемирной истории развили Гегель и Маркс. В «Капитале» насилие именуется «повивальной бабкой» истории, помогающей рождению всякого нового общественного строя. Однако Маркс полагал, что историческая эпоха насилия в отношениях между людьми подходит к концу и, в результате всемирной коммунистической революции, сменится вскоре эрой социальной гармонии.Идея ненасилия особенно широкое распространение получила в индийских философских и религиозных учениях. Ах-мса (санскрит. «непричинение боли или зла») - ключевой принцип в книгах Вед и в Джайна-сутре, в религиозно-философских учениях Будды и Махатмы Ганди. Ахимса означает воздержание от причинения малейшего вреда любому живому существу, наделенному душой. В России этику «непротивления злу насилием» последовательно отстаивал Лев Толстой.В современном обществе, идущему по пути глобализации, господствующее положение занимает идея толерантности как ненасильного, терпимого поведения и отношения к представителям «иных», «чужих» народов, наций. Толерантность провозглашается общечеловеческим принципом согласного мирного существования.Специфика философии заключается в том, что она занимается всеобщими и вечными вопросами, одной из которых и является проблема смысла жизни или предназначения человека. В зависимости от целей, которые ставит перед собой человек, выделяются два основных решения этой проблемы: «иметь или быть?». Исторический опыт показывает, что приоритет той или иной ценностной установки зависит от характера и специфики общества. В каждом человеке, поскольку он существо биосоциальное, существуют в изначальном виде оба эти стремления. В зависимости от индивидуальных особенностей индивида и господствующих социальных норм и ценностей в человеке преобладает то или иное начало.Живущий в модусе «иметь» желает сам оставаться «таким как есть», он боится потерять себя и других, оттого, что относится к ним скорее как к вещам, собственности. Эта попытка тотального удержания вызывает страдания, потому что в мире все меняется, ничто не стоит на месте. Ориентация лишь на неуемное обладание привела человечество к экологическому к кризису.«Быть» означает быть открытым для всего нового, неизведанного, принимать его с радостью. Способность, ничего не забывая, уметь принять новое, чтобы потом последовать за меняющимся бытием. Тот, кто сумел стать на точку зрения «бытия», избавляется от вечного страха и тревоги, связанного с представлением о том, что тебя чего-то лишат. Бытие означает реализацию личностью своего духовного предназначения, своих сущностных возможностей.Чтобы реализовать себя человек должен иметь определенное количество материальных благ, к которым он должен относится не как предмету поклонения, а функционально. Речь должна идти не об отказе от материальных благ, а об оптимальном сочетании этих смысложизненных установок, при котором приоритет остается за ориентацией человека на самореализацию себя как духовного существа.

24,Представление о совершенном человеке (идеале) в различных культурах. Смысл человеческого бытия. Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу – человечеству, Природе или Богу. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти. Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики – о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью. В своей совокупности нравственные ценности образуют идеал совершенного человека, который далеко не одинаков в разных культурах и в разные эпохи. В философии первые опыты конструирования идеала совершенного человека относятся к античным временам. В современной философии самый яркий образ совершенного человека – Сверхчеловека – создал Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра».Представления о совершенном человеке необходимы любому обществу, т.к. выступают идеальным ориентиром, служащим целью и смыслом жизни человека в социуме. Чаще всего образ идеального, совершенного человека формируется под воздействием религиозной веры. В некоторых культурах воплощением совершенства оказывались пророки – Христос, Мухаммед, Будда, Конфуций, в других им считался правитель, являющийся воплощением божественного совершенства среди людей на земле, например, фараон в Древнем Египте.

25,Сознание – субъективная реальность. Структура сознания. Самосознание и личность. Сознание – 1) это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция головного мозга. 2) С. есть отражение человеком внешнего мира.Сознание есть высшая форма и результат развития важного свойства материи - отражения. Отражение - это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей этого предмета другому в процессе их взаимодействия. Способность к отражению и его характер зависит от условия организации материи.Уровни отражения:1) Неживой (физический), 2)Живой (биологический), 3)Социальный (Психический).Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики. Структура С.: 1. Внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. 2. Память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.3.Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). 4. Воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. 5. Самосознание. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.п.Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. Ч. осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в психологической и философской литературе.В самосознании, особо выделяется функция самоконтроля, а признак «отражение внешнего мира» требует своего истолкования в терминах субъектно-объектных зависимостей, определения «внешнего» по отношению лишь к исходной духовной активности, в рамках психической реальности человека.С. оказывается не рядоположенным с самосознанием, а включающим в себя самосознание. Вполне допустимо полагать — и этот взгляд на сознание мы считаем наиболее обоснованным, — что сознание расчленяемо на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

26,Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие. Познават. отношение чела к действит-ти – важный эл-т всей системы его отношений к миру. Познание –деят-ть чела по приобретению знаний об окруж. мире, о челе, о взаимоотнош. чела и природы, чела и об-ва. Специфика познават. отнош. чела к миру: в рез-те этого отношения объекты действит-ти переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.Познание челом объективной реальности происх. в разл. видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности: * Знание – инф-я об объективном мире природы и об-ва, * Знание о внутреннем духовно-психич. мире чела, * Знание о целях, задачах, программах преобразования природного и соц.-культ. мира.Реализация познават. отношения чела к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в к-ре. =>, основные формы духовно-теоретич. и духовно-практич. познавательной деят-ти чела:1) обыденное познание. формируется в процессе повседневной деят-ти на основе личного опыта. Специфика: его содержание связано с инф-ей о единичных объектах и ситуациях. Сфера познания: здравый смысл, верования, обобщения, интуитивные убеждения и предчувствия. обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения чела к миру. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деят-ть. 2) мифологическое познание. Играло значит. роль на начальном этапе становления челов-ва. Это фантастическо-худож. постижение реальности. В рамках мифологии челов-во закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, челе. 3) религиозное познание. обусловлено идеей противостояния мира божественного и земного (человеческого). религия содержит в себе многие знания челов-ва, но не воспроизводит знание в систематической и теоретической форме. Важнейшая проблема – проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Хар-рен феномен веры, эмоц. отношение к миру. 4) художественно-образное познание (через иск-во). Тесно связано с мифологическим познанием, но, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Иск-во содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действит-ть в разных своих видах (живопись, музыка, театр), иск-во одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основа худож. познания – худож. образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое. 5) философское познание. основной компонент – духовно-практич. ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Специфика Ф – уникальная форма познания, цель которой – выработать стратегию человеч. жизни, определить место чела в окруж. мире. Филос. познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеч. существования. 6) научное познание. Важнейший вид познават. деят-ти. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое. Специфика: логическая организованность, связность выражаемой истины, системность.Познание – сложный и противоречивый процесс, в котором выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, но каждый такой этап имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувственной.Сущ-ет функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деят-ти. Левое полушарие программирует ф-ции логически правильного мышления, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Правое полушарие ответственно за образно-эмоц. ф-ции, творческие спос-ти. Целостный процесс познания осуществляется в рез-те взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в рез-те болезни, травмы, хирургич. вмешательства связь м-ду полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным или вообще невозможным. Чувственное познание. Познание челом окруж. мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с к.-л. предметами, мы чувственно воспринимаем окруж. мир, что реализуется в ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – отражение отдельных св-в, сторон, кач-в предметов и явлений матер. мира. Ощущения возникают в рез-те воздействия материальных предметов на органы чувств чела. Ощущение - первичный эл-т познания, простейшая форма отражения отдельных св-в предметов. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в рез-те непосредств. ощущений, но и зависит от уровня духовной к-ры чела, его опыта. Следующий этап чувственного познания – представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления обогащаются всем предшествующим опытом чела; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия. Рациональное познание. Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях чела в своей мыслительной деят-ти обобщать и анализировать, находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Рез-ты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания с пом-ю понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мышления, в которой отображ. наиболее общие, существенные и необходимые св-ва, приметы реальности. В процессе познания необходимо познать связи и отношения м-ду предметами, явлениями, процессами. Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие к.-л. св-ва предмета, утверждается или отрицается ч.-л. Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.

Date: 2016-07-22; view: 1461; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию