Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






События от( великой пт.) до в.х. упоминание суточном и седмичном круге богослужения.





События смерти, страдания и в.х. в текстах суточного и седмичного кр. Богослужения.

В прошлой главе мы рассматривали комплекс событий священной библейской истории в годовом круге богослужения, чему уделили много (особое) внимания. В этом же параграфе мы больший акцент сделаем на рассмотрении конкретных событий Нового Завета, а именно последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Его последующим Воскресении, в оставшихся кругах богослужебного времени: суточном и седмичном.

Для начала кратко вспомним, что из себя представляют эти виды богослужебного времени.

Суточный круг или, как его еще называют, дневной включает в себя целый ряд служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый час. Они служатся ежедневно. Традиция чтения молитв в определенное время восходит еще к апостольским временам, к I веку: апостолы ходили в иерусалимский храм к утреннему и вечернему жертвоприношениям, уединенно молились в определенные часы дня и ночи (Деян 3. 1; 5. 21; 10. 9); в «Дидахе» (посл. треть I в.?) к троекратной молитве в течение дня призываются все верующие. (прав.энц. http://www.pravenc.ru/text/149587.html). Главной книгой для этого богослужения является Часослов, окончательно сформировавшегося к IX в., который мы и будем анализировать. Также в состав вышеупомянутых служб входят тексты двух других богослужебных кругов.

Седмичный круг богослужения содержит в себе изменяемые молитвословия, в которых отображается цикл памятей, связанных с определенными днями седмицы. Книга, где находятся эти тексты, называется Октоих.

Теперь приступим непосредственно к рассмотрению текстов, входящих в последование часослова.

(Рассмотрим по подробней (более подробно мы будем рассматривать последования(службы) часослова). Службы дневного круга имеют каждый свою тему.

Дневной круг начинается с вечерни, так как это связанно с Божьим установлением, когда Он назвал свет днем, а тьму ночью. «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Она также изображает ветхозаветное время и содержит следующие тексты относящиеся к нашей теме: Псалом 2, говорящий о восстании против Господа нечестивых иудеев и язычников (Деян. 4, 25). Псалом 2. Здесь изображено, противление иудеев Христу и восстание на Него. Это место цитируется в книге Деяний апостольских: «вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (ст. 1-2); «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (ст. 7), – о том, что Христос есть Сын Божий. «Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою Его» (ст. 6), – Христос – Царь, который есть Сын Божий. «Блажени вси надеющиися нань» (ст. 12) и 3, где Отцы Церкви толкуют о пророческом гласе Христа к Отцу во время Своих Крестных страданий.(толк.пс).

Великое повечерие.

Символ веры. В стихах где глаголется и святый храм говорится о силе Креста: «Непобедимая, и непостижимая, и Божественная Сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных.».

Тропарь 2 гласа: «милостив есть и спасти могий, / Иже и страдати о нас изволивый».

Малое повечерие. Славословие вседневное: «вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу».

Символ веры.

Тропари: В понедельник вечером
св. Иоанну Предтече, глас 2: «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира» И Во вторник и четверг вечером
Св. Кресту, глас 1: «победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.».

 

Полунощница, служит памятью Гефсиманской молитвы Христа (Мф. 26: 30-46). Она бывает вседневная, субботняя и воскресная. Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с.51).

Ее основная тема – Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы, по словам архиеп. Аверкия Таушева, располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго Пришествия Христова (2, с.51).

В полунощнице вседневной находится тропарь 8 гласа «Се Жених Грядет в полунощи…», который определяет основную тему этой службы. Но помимо этого тема страданий, распятия отражена в Символе веры, который там находится.

Полунощница субботняя имеет мессианские псалмы. 67 псалом – говорится о Христе как победителе ада. Святой афанасий видит в этом псалме «изображение Пришествия Господня.низложение мысленных врагов.окончание духовного плена..». Псалом 67, ст. 2: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; ст. 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Апостол Павел: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9,10).

68 псалом - Стихи 13, 18-22 говорят о страданиях Спасителя: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта».

По словам святого Афанасия этот псалом «содержит молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, и причины, по которым нанесена Ему Крестная смерть…». И также Символ веры.

В полунощнице воскрестной говорится «И начинаем канон Животворящей Троице текущего гласа Октоиха. По его окончании поем припевы преподобного Григория Синаита, на глас недели1. В этом припеве говорится об «воскресшаго тридневнаго из гроба».

Далее «Ипакои» текущего гласа». В 1гласе говорится о воскресении Господнем «яко воскресл еси, Христе Боже». Во 2 гласе – о возвещении ангелом мироносицам весть также о воскресении «/ видеша Ангелы во гробе, и ужасошася: / глас бо слышаху от них, яко воскресе Господь». 3 глас – таже тема «Ангел мироносицам глаголаше: / что живаго ищете во гробе; / воста истощивый гробы.». в 4 гл. – «мироносицы, / апостолом проповедаху Христе, / яко воскресл еси яко Бог». 5гл. – «мvроносицы апостолом благовествоваху: / возвестите во языцех Воскресение…». 6 гл. – про добровольную смерть«Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив» и про воскресение «воскрес из мертвых, /». 7гл. – «претерпевый Крест плотски» и «спаси мя воскресением Твоим». 8гл. – мироносицы «апостолом возвещаху: / яко воскресе Христос Бог».

Отпуст малый: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш,».

Утреня. она обозначает (ее тема) новозаветное время.

В тропаре говорится о добровольном распятии «Вознесыйся на Крест волею».

В псалме 3 по толкованию Отцов Церкви пророчески звучит глас спасителя к богу отцу во время его крестных страданий. Ст.5 «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея…»?

Псалом 87. Святой Афанасий: «в этом псалме изображается смерть, какую принял за нас Христос, чтобы, проповедовав духам, сущим во аде, даровать нам воскресение…».

Тропари "по непорочных", глас 5. «Ангельский сонм изумился, / видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного. … но силу смерти сокрушившего..». «Ангел мироносицам вещаше: / видите вы гроб и уразумейте, / Спас бо воскресе от гроба.». возвещение мироносицам: «предста к ним Ангел и рече: / рыдания время преста, не плачите, / воскресение же апостолом рцыте.». «…что с мертвыми живаго помышляете? / Яко Бог бо, воскресе от гроба.».

Прокимны воскресные
Глас 1

Ныне восстану, – говорит Господь.

Воскресная песнь после Евангелия: «Воскресение Христово видевшее...» «Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим:». «поклонимся Святому Христову Воскресению се бо прииде крестом радость всему миру». «поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.»

По 50-м псалме, аще есть неделя:

Посем стихира: Воскрес Иисус от гроба.

Аще же есть неделя, глаголем тропарь воскресный.
И в первый убо глас, 3, 5, 7, глаголем сей:(В воскресенье тропари
глас 1, 3, 5, 7): Днесь спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба,» «/ разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам»

Во глас же 2, 4, 6, 8 глаголем сей: «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада».

Священник творит отпуст, в неделю: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш,».

Час 1. здесь вспоминается суд над Христом у Пилата (Мф. 27:1-2).

Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво поются Великим постом.

Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».

Псалом 89. Св.Афанасий видитв этом псалме молитву во время напастей и изображение Страдания Христова.

 

Час 3. говорится о сошествии Святого Духа на апостолов (деян.11,15). Эту тему мы видим в тропаре, глас 6: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый…».

В псалме 16 говорится о страданиях Христовых в последние дни Его земной жизни и Его вопль молитвенный: «Тук (сердце) свой затвориша; уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклоните на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных (Пс. 16, 10 – 12). (ник.2ч.286).

Междучасье 3 часа. Псалом 29 об обновления дому давидова. «обновлением дома» называется воссоздание человеческого естества, воскресению Христову, какое совершил Владыко, приняв за нас смерть и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения» - блж. Феофилакт.

 

Час 6 сподвигает нас к размышлению о Распятии Христовом. (Ин. 19: 14 – 18). Тропарь этого часа на 2 глас: «Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей…».

На этом часе читаются псалмы соответствующие этим (сим) воспоминаниям: 54 псалом – пророчество о предательстве Иуды «Аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречивал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушнее, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен в дому Божии ходихом единомышлением.» (Пс.54, 13 – 14. 15), о страданиях Господних: «Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма» (Пс.54, 6) и: «Воскорбех печалию моею и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича…»(Пс.54, 3 - 4). Также еще говорится и о ненависти иудеев к Нему: «Яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.» (Пс. 54, 4). То есть «пророк предвещает злоумышление иудеев против Спасителя и своими страданиями изображает страдания, которые станет претерпевать Владыка» - подмечает блаженный Феодарит.(толк.пс.). в тропаре, гласа 2, читаемого во время поста говорится также о Его добровольных Крестных страданиях: «на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси..», «волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест..». (КАК ОФОРМЛЯТЬ ЭТИ ЦИТАТЫ?). Крестобогородичный тропарь 2 гласа: «Крестом бо Сына Твоего низложися ад, и смерть умертвися». В молитве Василия Великого говорится о причине и последствии Христова пришествия: «Боже… Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы.».

Межчасье 6 часа. Молитва Василия Великого: «низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы.».

Час 9. Вспоминается Его Крестная смерть. Тропарь, глас 8: «Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый…». И Богородичный: «…распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог…». Кодак глас 8 упоминается о событиях во время и после Его смерти: «Видя разбойник / Начальника Жизни на Кресте висяща, глаголаше: / аще не бы Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, / не бы солнце лучи своя потаило, / ниже бы земля трепещущи тряслася…», «Посреде двою разбойнику, / мерило праведное обретеся крест Твой: / овому убо низводиму во ад тяготою хуления, / другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия», «И ныне: Агнца, и Пастыря, и Спаса мiра, / на кресте зрящи Рождшая Тя…/ утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие…». Молитва св. Василия Великого: «Владыко Господи… на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси…».

Здесь положены псалмы, где 1) вспоминается искупительная жертва Христа: «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль; оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. …Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче…» (Пс. 84, 1 – 5.9.11.12.) и 2) указывается на сошествие Христа во ад: «Яко милость Твоя велие на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс. 85, 13).

Межчасье 9 часа. Тропарь 8 гласа: «Просветивый земныя Крестом,» «

Слава: Яко разбойник исповедаяйся вопию Ти, Блаже: / во Царствии Твоем помяни мя, Господи, и с ним мя сочетай, / волею страдати о нас изволивый.
И ныне: Нас ради Распятаго / приидите вси воспоим, / Того бо виде Мария на древе, и глаголаше: / аще и распятие терпиши, / Ты еси Сын и Бог Мой.» Молитва Василия Великого: «воньже, на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси:»  

 

Изобразительные. В песнопении «Единородный Сыне» прослеживается таже тема, а именно распятие и смысл Его смерти: «распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый…».

Стихи из Символа веры.

В среду и пяток кондак 4 гласа: «Вознесыйся на Крест волею…».

Итак в заключении мы можем сказать что из всех служб входящих в часослов, а это:

 

 

  Восстав от сна Полунощница, вседневная Полунощница, субботняя Полунощница, воскресная Утреня, Час первый, Междочасие первого часа, Час третий, Междочасие третьего часа, Час шестой, Междочасие шестого часа, Изобразительные Молитвы трапезы, Чин о панагии, Час девятый, Междочасие девятого часа, Вечерня, Молитвы вечерней трапезы, Великое повечерие, Малое повечерие,

Тему страдания смерти и воскресения Христа содержат следующие: это все виды полунощницы (вседневная …) утреня час 1 час 3 с час 6 с межчасьями изобразительные час 9 с межчасьем вечерня вел. повечерие и малое повечерие но особо эти темы выявляются непосредственно в часах.

 

ВОПРОСЫ:

1.ЗДЕСЬ ЭТИ СЛУЖБЫ НАДО РАСПОЛАГАТЬ В ТОЙ ЖЕ ПОСЛЕД. ЧТО И В ЧАСОСЛОВЕ? ЕСЛИ ТАК ПОЧЕМУ ИДЕТ 1Я ПОЛУНОЩНИЦА А НЕ ВЕЧЕРНЯ? И НАДО ЛИ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВ?


 

Date: 2016-07-22; view: 204; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию