Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотносительные ряды фонем





Играя определяющую роль в системе, консонантизм русского языка характеризуется четкой организацией фонем, входящих в его состав, в соотносительные ряды, образуемые парами фонологически значимых единиц, противопоставленных друг другу одним ДП. Соотносительные ряды фонем — это такие ряды, в которых несколько пар фонем вступают в противопоставление друг к другу по одному и тому же ДП и в одних и тех же условиях; обратной стороной соотносительного ряда является то, что фонемы, противопоставленные друг другу в одних позициях, не противопоставляются в других, причем все члены соотносительного ряда и противопоставляются друг другу в одинаковых позициях, и не противопоставляются в других позициях. Так, например, в сильной позиции — перед гласными — противопоставляются пары <с> — <з> и <п> — <б>, входящие в соотносительный ряд по ДП глухость — звонкость (ср.: коса — коза, столпа — столба), но равно не противопоставляются на конце слова, где выступает только глухой согласный (ср.: [кос], [столп]). Хотя этот согласный может быть соотнесен как с аллофоном глухой фонемы <с> или <п>, так и с аллофоном звонкой фонемы <з> и <б> в сильной позиции, но он не является аллофоном ни той ни другой, а совсем иной фонемы — фонемы в слабой позиции, т. е. особой фонологической единицы.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ (звуковые законы) — законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
Законы функционирования звуковой материн языка управляют живыми фоиетич. процессами, аллофонным (см. Фонема) варьированием, живыми позиционными чередованиями. Такое алло-фонйое варьирование обусловлено лишь фонетич. окружением (позицией) и действует, в принципе, регулярно во всех словах, у всех представителей данного языкового коллектива; напр., во всех словах рус. языка звонкий согласный, попав в позицию конца слова, регулярно заменяется соответствующим глухим: «морозы — моро[с]>, «сады — са[т]» и т. п. Исключений нет.
Законы развития звуковой материи языка формируют исторически поелсдо-ват. этапы звуковой эволюции данного языка, обусловливают исторические (традиционные) чередования звуковых единиц. В период своего возникновения законы развития исторически являются обычными законами функционирования, порождающими регулярное позиционное варьирование аллофонов. Трансформация живого закона функционирования в исторический осуществляется путем снятия позиционной обусловленности (т. е. исчезновения данного закона функционирования) через превращение живого фонетич. чередования (аллофоиного варьирования) в непознциониое, нет. чередование самостоят, фоием. Так, ист. чередование (к ~ ч) совр. рус. языка было в глубокой древности позиционным; в позиции перед гласными переднего ряда (Г, I) <к> регулярно изменялся в <с>: *krik- > krl? + 6tT. Аллофоны (к/с) находились в условиях дополнит, распределения: одни позиции регулярно предопределяли появление <6>, другие — <к>. Более поздние Ф. з. (переход ё > а в позиции после палатальных согласных и др.) отменили действие закона первой палатализации и вывели прежние аллофоны из отношений дополнит, распределения: *kri6eti > kricatl, «кричать» ~ «скакать».
Понятие «Ф. з.» ввели младограмматики (см. Младограмматизм) как формулу регулярных звуковых соответствий между двумя диалектами одного и того же языка либо между двумя следующими друг за другом синхронными состояниями развития языка.
Звуковые изменения происходят лишь в строго определ. фонетич. позициях (Р) в данном языке (L) на данном этапе его развития (Т). Соотношение параметров звуковых изменений можно выразить формулой: LJ—-—\Т, т. е. (а>
переходит в <Ь> лишь при строгом соблюдении соответствующих (Р, Т, L) условий. Нарушение одного из этих условий — причина отступления от предсказываемого законом перехода. Немо-тивнров. исключений нет. Открытие Ф. з. сводится к выявлению условий позиционного варьирования (Р) в данном языке (L) на отдаленных этапах его развития (Т), т. е. к реконструкции закона функционирования для определ. эпохи развития языка. Нек-рым Ф. з. присвоено имя их первооткрывателя (Грассмана закон, Педерсена закон и т. д.). Наиболее последовательно идея строгой закономерности фоиетич. изменений проводилась Ф. Ф. Фортунатовым и его школой (см. Московская фортунатовская школа),
Фонетич. изменения совершаются по строгим законам; нарушение их, в свою очередь, может происходить только закономерно, т. е. предполагается существование закономерности для неправильности, к-рую нужно открыть. Мнимые исключения — результат действия др. закона, отменившего действие первого, или заимствование из др. языка (диалекта), либо нефонетич. изменение звуковой стороны отд. слов. Так, в совр. рус. яз. на месте ожидаемой по второй палатализации формы <руце> (дат.-предл. п. ел. ч.) представлена форма «руке». Отклонение от ожидаемого рефлекса вызвано закономерным морфологии, процессом выравнивания основы «рук-а», «рук-у»…..«руке». Для объяснения такого рода исключений младограмматики выдвинули принцип аналогии. Впервые идею морфологич. аналогии как закономерного источника исключений из Ф. з. выдвинул И. А. Бодуэн де Куртенэ.
В идее Ф. з. как фундаментальном положении сравнительно-исторического языкознания заложены основы его дальнейшего развития: от реконструкции внешней (соответствия между родств. языками) — к реконструкции внутренней (L. в данном языке), от реконструкции инвентаря — к реконструкции системы (параметры L, Р, взаимосвязь звуков, одинаково реагирующих иа соотв. позиции), от реконструкции статической —
к реконструкции динамической (относит, хронология Ф. з., последовательно сменяющих друг друга) и т. п. Положение о Ф. з. внесло для исследователя в области сравнит.-ист. яз-знания систему необходимых запретов, напр.: нельзя сопоставлять (в процедуре генетич. реконструкции) разновременные (Т) и разио-дналектные (L) факты звуковых переходов; при реконструкции того или иного звукового перехода необходимо строго определить позиции его осуществления (Р). Возможно, однако, типологич. сопоставление разноязыковых Ф. з. с целью выявления универсальных принципов фонетич. изменений.
Совр. яз-знание подтверждает постулат безысключительности Ф. з.: собственно позиционное чередование (алло-фоииое варьирование) действительно осуществляется без исключений во всех словах данного языка. Совр. сопиолинг-вистич. исследования показали, что определ. звуковые изменения идут от слова к слову с разной скоростью в разл. социальных группах (ср., напр., рус. зе[рк]ало, но це[рк]овь н це[р'к]овь, це[рк]овник и т. п.). Такого рода звуковые изменения не относятся к позиционным чередованиям и возможны лишь в случае прекращения действия прежнего закона функционирования. Об этом в данном случае и свидетельствует возможность произнесения сочетания [ерк] и [ер'к].

 

Чередова́ние, альтерна́ция (лат. alterno — чередую[1]) — парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же меcте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях. Чередующиеся единицы называются альтернантами [2].

Date: 2016-07-22; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию