Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный аппарат и система местного самоуправления.(России в 16 веке)





В основе объединения русских земель в единое национальное государство лежали те же социально-экономические и политические условия. Но были здесь и свои особенности. Создание централизованного государства здесь опередило процесс окончательного складывания единого всероссийского рынка и образования нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование Русского централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью. Ф. Энгельс отмечал, что на востоке Европы "покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига и окончательно было закреплено Иваном III" (Там же, стр. 450.)

Для осуществления этих внешнеполитических задач потребовалась сильная и многочисленная армия с соответствующими ей учреждениями.

Кроме того, в условиях возраставшей феодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особенно служилое дворянство, были не способны собственными силами подавлять сопротивление эксплуатируемого большинства, - потребовалось усиление суда и полиции, создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и на местах.

Образование Русского национального централизованного государства завершилось к концу XV в.; на XVI в. падает дальнейшее его укрепление, выразившееся прежде всего в возрастании роли и значения носителя верховной власти, изменившего свой титул великого князя на царя в январе 1547 г., установившего, опираясь на поместное служилое дворянство, со второй половины XVI в. самодержавную форму правления. В это же время сложился и государственный аппарат.

Главнейшими помощниками великого князя, а затем и царя являлись крупные феодалы - бояре, владельцы крупнейших вотчин, способные выставлять в случае войны собственные вооруженные силы. Выражением их относительной политической самостоятельности в централизованном государстве был феодальный иммунитет.

Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли свою власть с этой боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе

В состав этого органа, кроме бояр московского князя, входили бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины XVI в. в составе Боярской думы появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне ("дети боярские, которые в думе живут") и верхов служилой бюрократии - думные дьяки; последние вели думское делопроизводство.

Поскольку князь (царь) разделял свою власть и с крупнейшими феодалами страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив. Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею были утверждены Судебники 1497 г. и 1550 г. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сем судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться".

Боярская дума была законодательным органом. Вместе с великим князем, а затем и царем она утверждала различные "уставы" и "уроки", утверждала новые налоги и т. д. В большинстве законов XVI в. есть такая формулировка: "уложил царь со своими бояры".

Боярская дума была органом высшего управления страной. Она осуществляла обшее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам. В период отъезда или болезни великого князя или царя (например, Ивана IV) Боярская дума осуществляла управление государством самостоятельно. Разрешала Боярская дума и важнейшие внешнеполитические дела.

Заседания Боярской думы происходили в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца (например, в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской слободе). В XVI в. Боярская дума собиралась три раза в неделю. Ее заседания происходили нередко довольно бурно. Бояре часто возражали самому великому князю или царю. И он был вынужден выслушивать их "высокоумничание".

Укрепляя свою власть, московские великие князья и цари XVI в. (Василий III, Иван IV, Борис Годунов) стремились ослабить роль и значение этой боярской аристократии.

С середины XVI в. из Боярской думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решает важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушенными этой "ближней думой", царь выступал на заседаниях Боярской думы.

В 1547 - 1560 гг., в правление Ивана IV, при молодом царе действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина, царского "ложничего", А. Адашева, священника Благовещенского собора А, Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского и некоторых других лиц. Эта "Избранная рада", как впоследствии назвал ее Курбский, провела ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и т. д.), определяла основное направление внутренней и внешней политики и на некоторое время оттеснила Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.

Деятельность опричнины в оба его периода (1565 - 1572, 1873 - 1884 гг.) была направлена не только к подрыву экономической мощи боярства, но и к физическому истреблению представителей наиболее строптивых феодальных фамилий. Их место в Боярской думе заняли родственники царя, менее знатные окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

В первый период опричнины существовало две боярские думы - в опричнине и земщине, а также особые опричные приказы.

После смерти Ивана IV роль Боярской думы опять возросла.

Особенно возрастает значение Боярской думы в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны в начале XVII в.

С появлением новых слоев в среде господствующего класса (и прежде всего поместного дворянства: дворян и детей боярских) тесно связано и возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства ("освященный собор"), земские соборы включали и представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе, земские соборы служили орудием укрепления самодержавия. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Появление земских соборов относится к середине XVI в., хотя есть известие о наличии неполного собора еще в 1471 г., накануне похода московских войск на Новгород.

Отрывочны и туманны известия о знаменитом "соборе примирения" в феврале 1549 г., на котором запуганный народным движением Иван IV обещал уничтожить "хищения и неправды", призывая господствующие верхи, под угрозой опал и казней простить взаимные обиды и сплотиться. Постановлением этого собора "дети боярские" изымались из подсудности наместников-бояр и получили право обращаться к суду самого государя. Это постановление и было закреплено в статье 64 Судебника 1550 г.

Более подробными дошли до нас известия о Земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566 г. Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей, Швецией и Данией, первые неудачи войны и предложение Польшей невыгодного мира вызвали потребность в созыве Земского собора. Сохранившаяся приговорная грамота собора дает возможность подсчитать его состав: собор состоял из Боярской думы (29 человек), духовенства (32 человека), дворян (196 человек), дьяков и приказных (33 человека), московских гостей и купцов (53 человека), помещиков пограничной полосы (торопецких и луцких) и смолян, переведенных на жительство в Москву; обе последние группировки были приглашены на собор как знатоки местности, служившей театром военных действий. Таким образом, из 374 участников собора приходилось 205 дворян, 75 гостей московских купцов и смолян.

Исследовавший этот Земский собор В. О. Ключевский доказал, что он представлял собой совещание правительства с приглашенными им командирами, чиновниками государственного аппарата и прочими должностными лицами (В. О. Ключевский, Опыты и исследования, П., 1918, стр. 380, 412, 413.).

Крайне скудны сведения о соборе 1584 г. На Земский собор 1598 г. собралось 417 человек: Боярская дума (42), духовенство во главе с патриархом (82), стольники (45), дьяки (10), дворяне и посадские (201). На этом соборе присутствовал новый элемент - "из городов выбор". По предложению патриарха, собравшиеся "обрали... на царство" Бориса Годунова.

В годы польско-шведской интервенции и народных волнений в начале XVII в. земские соборы носили характер часто узких по составу, наспех собранных заседаний, выдававших свои решения за мнение "всей земли".

Рост территории Московского княжества, усложнение внутри- и внешнеполитических задач государства потребовали увеличения числа исполнителей указов и распоряжений великого князя. Старая небольшая группа введенных и путных бояр уже не смогла со всем этим справляться.

В таких условиях осуществление функции государства поручалось отдельным боярам, а также особым неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения ("приказы") получили постоянный характер. Первоначально в XV в. несложность функций государства позволяла осуществлять эти поручения без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач государства лицам, возглавлявшим приказ, давались "для письма" чиновники помельче - подьячие. Таким путем "приказ" из временного поручения какому-нибудь должностному лицу (боярину, дьяку) приобрел значение государственного учреждения с определенными функциями, штатом чиновников, бюджетом и бумажным делопроизводством. В дальнейшем эти государственные учреждения усложнялись - в их ведении находилось осуществление разнородных по характеру задач, увеличился штат, появились структурные части, возросло делопроизводство.

Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба Русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усовершенствования вооруженных сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений Русского национального государства имеет военное назначение. К этой группе относятся Разрядный и Поместный приказы, а также Оружейная палата. Во второй половине XVI в. появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при дьяке "с разрядом" ("Разряд" - войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей.) (или "разрядном дьяке"), о существовании которого есть намеки еще в росписи воевод новгородского похода 1478 г.

Разрядный приказ ведал личным составом армии Русского государства: заведовал их комплектованием, учетом, денежными и поместными окладами. На особых смотрах, проводимых Разрядным приказом для дворян и детей дворянских, определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека ("новика") на смотре "верстали" на военную службу, т. е. определяли размер его земельного или денежного жалованья. Первоначально существовало до 25 "статей" этого "верстания"; к концу XVI в. их число было сведено до шести.

Кроме военных функций, Разряд имел и чисто административные функции по личному составу государственного аппарата. Он назначал наместников и волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во второй половине XVI в. Разрядный приказ приобрел значение важнейшего приказа Русского государства. В конце XVI в. ему были окончательно подчинены сохранившиеся еще от феодальной раздробленности областные разряды (Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в дальнейшем характер военно-окружных управлений.

С деятельностью Разрядного приказа связан и другой важнейший приказ этой группы - Поместный, возникновение которого также связано с ростом значения служилого дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный "оклад" (земельное жалованье за службу), то наделение ("дача в оклад") осуществлял Поместный приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный приказ.

Поместный приказ вырос из должности поместного дьяка, упоминаемого еще в конце XV в. А само учреждение при этом дьяке сложилось позднее, и образование его было связано, по-видимому, с поместной реформой 1555 г.; в этом же году впервые упоминается и поместная изба. В 1577 г. впервые встречается упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведовал государственными землями, раздаваемыми в поместья. Обычно всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье. В Разряде наводили справки о том, что этот человек числился на службе, и за ним еще нет земель, и посылали в Поместный приказ отписку или указ об отмежевании ему определенного количества земель. Пожалование официально проводилось от лица царя и Боярской думы. Царская резолюция, записанная думным дьяком; или списки на верстание (десятый) были основанием для выдачи жалованной грамоты, выдаваемой помещику, и дальнейшего наделения землей.

В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чиновников для составления различных учетных документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и тому подобных книг.

Поместный приказ рассматривал споры по поземельным делам служилых людей, собирая подати с земель, находившихся в его владениях.

Примерно с середины XVI в. появилась новая, менее привилегированная, категория служилых людей по "прибору", получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалованье. Это были стрельцы-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием и проживавшие в городах особыми слободами. С появлением стрельцов связано создание Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 г. Этот приказ заведовал стрельцами в административном, военном и служебном отношениях.

Еще в конце XV в. возникла Оружейная палата - арсенал Русского государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 г. известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Руководство изготовлением ручного холодного и огнестрельного оружия (мушкеты, сабли, копья и пр.), а также предохранительного снаряжения (брони, шлемы, панцири и др.) осуществлял известный с 1573 г. Бронный приказ.

Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую войну привело к образованию Пушкарского приказа (известен с 1577 г.), который был главным артиллерийским управлением Русского государства. Он ведал производством "наряда" - пушек, а также снарядов и пороха. В заведовании приказа находились различные предприятия: Пушечный двор с кузницами на реке Неглинной, пороховые заводы ("мельницы") на реке Яузе, колесная слобода на реке Шелони.

Приказу были подчинены мастеровые, работавшие на этих предприятиях: пушечные литейщики, пороховщики, кузнецы, а также обслуживавший артиллерию персонал (пушкари, воротники, затинщики).

Приказ каменных дел был учрежден приблизительно в конце 1583 - начале 1584 г, и заведовал "записными" каменщиками, кирпичниками и другими ремесленниками строительного дела, проживавшими отдельными слободами в городах. В его ведении находились каменоломни и кирпичные сараи. Приказ руководил постройкой укреплений в Москве (строительство Белого города в 1537 г., перестройка Китай-города в 1595 г.) и Смоленска, а в первой трети XVII в. - Вязьмы, Можайска и Коломны. Заведовал приказ постройкой и ремонтом некоторых гражданских зданий, а также церквей и монастырей.

Значительную группу приказов Русского государства составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.

Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась потребность в создании специального аппарата дворцового управления.

Одним из самых древних приказов Русского государства был Казенный приказ, который был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казенном дворе относится к 1493 г.

Уже со второй половины XV в. казначей осуществлял общегосударственные задачи. На Казенном дворе находился и печатник-хранитель "большой государственной печати", прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего документам дипломатического характера).

Еще в первой половине XVI в. в помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею, и их делопроизводство велось на Казенном дворе, но с течением времени они обособляются на своих "дворах" или в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал сохранять огромное значение в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики.

Гораздо меньшее общегосударственное значение имели другие дворцовые приказы, возникшие из соответствующих "путей" периода феодальной раздробленности. Уже с 1501 г. встречается первое упоминание о Дворцовой избе, которая лишь с 1572 г. именуется Приказом большого дворца. Его возглавлял дворецкий и двое дьяков. Этот приказ заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами.

В конце XV или начале XVI в. сложился и Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней, конюшенными слободами великого князя.

Упоминаются в XVI в. Ловчий и Сокольничий приказы: во главе их нередко стоял один боярин. Со второй половины XVI в. известен Постельничий приказ, заведовавший великокняжеской (царской) спальней.

Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий, сокольничий, постельничий), были боярами.

С образованием Русского централизованного государства возросли и его международные связи. Это повлекло за собой появление особой должности посольского дьяка еще в 1486 г. По-прежнему все важнейшие решения по вопросам внешней политики царь принимал "поговоря с братьею и бояры", т. е. местом общего руководства внешней политикой была Боярская дума. Переговоры с послами вела всегда специальная думская комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и послами. Он вел дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский аппарат Казенного двора, где происходили заседания думской комиссии и посольского дьяка с послами.

Впервые посольская изба упоминается в 1549 г., впоследствии она именуется как Посольский приказ. В XVI в. в нем находились подьячие, переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода).

Еще в период феодальной раздробленности на некоторых дорогах, на расстоянии в 30 - 40 верст друг от друга, учреждались "ямы" - пункты, куда окрестное население было обязано поставлять определенное количество лошадей, подвод, корм; оно же и осуществляло ямскую гоньбу. Каждым "ямом" заведовал ямщик, при котором был особый ямской двор.

С образованием централизованного государства значение ямской службы возросло: по дорогам Русского государства, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от "яма" к "яму", ехали ко двору великого князя, а затем и царя московского, иностранные послы, из Москвы по этим же дорогам передвигались великокняжеские и царские воеводы и чиновники.

Уже в 1490 г. упоминается ямской дьяк Тимофей Маклоков. Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения и они, как и некоторые другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления, пользовались сложившимся давно канцелярским аппаратом Казенного приказа. В 1550 г. впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 г. - Ямской приказ.

В тесной связи с возросшими задачами Русского государства, увеличением войска, усложнением государственного управления находилось и учреждение финансовых приказов. В середине XVII в. был введен ряд общегосударственных налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное и ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов был поручен созданному примерно в 1533 - 1534 гг. чисто финансовому Приказу большого прихода. Кроме прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег.

Деньги, собранные четвертными приказами, выдавались служилым людям в форме жалованья раз в четыре года; этим и объясняется, по-видимому, название самих приказов - "четверти".

Недовольство широких народных масс усилением феодального гнета, возрастание значения в государстве поместного служилого дворянства повлекли создание группы судебно-полицейских приказов - Разбойного, Земского, Холопьего, Судных.

Со времени введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 г. возникла необходимость в постоянном центральном государственном учреждении, осуществлявшем руководство губными органами и надзор за их деятельностью. В 1555 г. была составлена Уставная книга Разбойного приказа. К этому времени и относится создание самостоятельного Разбойного приказа, поскольку лишь в 60-х годах упоминаются первые "разбойные дьяки".

Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всем государстве, утверждал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и тайных дел для территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда.

Разбойные и татиные дела по Москве и Московскому уезду ведались Земским приказом. Первое упоминание о нем относится к 1564 г., хотя, по-видимому, этот приказ возник раньше Разбойного и существовал уже в первой половине XVI в.; "земский дьяк" впервые упоминается еще в 1500 г. С усилением феодального гнета к середине XVI в. связано появление особого Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении в холопство, судом о кабальном холопстве и т. п.

В связи с ограничением крестьянских переходов от одного феодала к другому ("заповедные годы") с 80-х годов XVI в. и введением срока сыска беглых ("урочных лет" в 1597 г.) приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых холопах, ведет подписку о розыске беглых с местными властями (воеводами).

В тесной связи с реформами 50-х годов XVI в. находилось создание группы судных (судебных) приказов в 90-х годах: Московского (1598), Владимирского (1593), Дмитровского (1595), Казанского (1591). Каждый из этих приказов заведовал судом служилых людей определенной территории государства, неподсудных местным властям еще по указу 1549 г.

С возросшим значением Русского государства связана и церковная реформа: учреждение в Москве вместо должности митрополита должности патриарха всея Руси.

Военные нужды и укрепление обороноспособности государства сделали во второй половине XV в. "городовое дело", т. е. заботы о строительстве и укреплении городов, важнейшей и повсеместной обязанностью населения.

В связи с этим появились особые должностные лица местного управления - городовые приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже судебного управления.

В начале XVI в. институт городовых приказчиков (так стали чаще называться бывшие городчики и городничие) становится распространенным звеном местного управления. Основным назначением городовых приказчиков было военно-административное дело: заведование строительством и укреплением городов, строительство мостов и дорог ("мостовое и ямское дело"), производство "зелья" (пороха), хранение боеприпасов, оружия, продовольствия, сбор народного ополчения и т. п.

Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства, городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от Боярской думы. Они подчинялись непосредственно великому князю по ведомству казначея, а затем Разрядному приказу.

Со второй четверти XVI в. функции городовых приказчиков значительно расширились. Им был поручен надзор за великокняжеским земельным фондом в городах и уездах, за описанием земель, раскладку и сбор ряда общегосударственных (ямских денег посошного корма и др.), надзор за косвенными налогами (таможенными и мытными сборами). Городовые приказчики в начале XVI в. получили право ковать "в железо" и сажать в тюрьму наиболее упорных неплательщиков государственных налогов.

Все чаще и чаще городовые приказчики принимали участие в наместничьем суде как по уголовным, так и гражданским делам.

Институт городовых приказчиков был первым дворянским органом местного управления Русского централизованного государства.

Конец XV - первая половина XVI в. были временем значительной ломки социально-экономических отношений в Русском государстве меняются формы феодальной земельной собственности (боярское вотчинное землевладение теснится поместным), господствующий класс феодалов стремится ликвидировать свободные крестьянские земли и усилить крепостную зависимость крестьян.

Повсеместно земская реформа была проведена в государстве лишь в 1555 - 1556 гг. С этого времени в уездах и волостях, где еще отсутствовало помещичье землевладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также "лучших людей" (целовальников или земских судей); делопроизводство каждого земского старосты и целовальников вел выборный земский дьяк. Округом каждого земского старосты чаще всего была волость или город (При каждом земском старосте было от двух до 10 целовальников.)

В осуществлении своих функций земский староста и целовальники чаще всего опирались на существовавшие и ранее выборные должности крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских.

Все должностные лица "земского самоуправления" выбирались на неопределенный срок, и население их могло "переменить"; впоследствии вводятся ежегодные выборы.

В ведении земских органов находилось осуществление сбора подати - "окупа", а также судебные функции (гражданских и второстепенных уголовных дел; крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей.

В центральных уездах с развитым феодальным землевладением, где население было уже несвободным, земские органы нередко отсутствовали и все управление осуществлялось городовыми приказчиками и губными старостами, в ведении которых находились административно-полицейские и финансовые функции.

Кроме этих местных органов управления, в XVI в. существовали и другие местные органы - таможенные и кабацкие выборные головы и целовальники, осуществлявшие сбор косвенных налогов. При них находились соответствующие дворы (таможенные и кружечные) и избы (таможенные и кабацкие).

Date: 2016-07-20; view: 1424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию