Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейная психотерапия





Психологическая помощь семье - важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной ситуацией.

 

Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.

Социальные работники-психологи должны знать современные теоретические взгляды на семью и на роль семейных факторов в возникновении социальной дезадаптации. Основной целью данной главы является представление теоретических основ семейной психотерапии и практических принципов психологической коррекции взаимоотношений в семье.

Семейная психотерапия является относительно новой учебной дисциплиной в структуре психологического образования. При работе с семьей психологи традиционно использовали общие принципы консультирования и психотерапии. Однако этих знаний при работе с семьей не всегда бывает достаточно. Семья развивается и функционирует по своим законам, которые психологу необходимо знать и учитывать. В настоящее время вместе с расширением и интенсификацией развития служб семьи в нашей стране продолжается процесс совершенствования психологической помощи семье. Все больше привлекаются знания из системной семейной психотерапии, давно и успешно зарекомендовавшей себя как эффективный метод работы с семьями в западных странах.

Семья - это естественная социальная система с определенными свойствами: набором правил, ролей, структурой власти, формами общения и путями разрешения проблем. Под семейной терапией принято понимать комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений. Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему. Система - слово греческое, буквально означает: "целое, составленное из частей". Термином " системный подход " обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Специфика системного исследования определяется не усложнением методов анализа, а выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения.

  1. При исследовании объекта как системы описание элементов не носит самодовлеющего характера, поскольку элемент описывается не как "таковой", а с учетом его места в целом.
  2. Один и тот же "материал" (субстрат) выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Одним из проявлений этого является иерархичность строения систем, причем тот факт, что все уровни иерархии "выполнены" из одного материала, делает особо трудной проблему поиска специфических механизмов взаимосвязи различных уровней системного объекта. Конкретной формой реализации этой взаимосвязи является управление. Именно поэтому проблема управления возникает практически в любом системном исследовании.
  3. Исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.
  4. Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристики целого.

5. Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе. Существеннейшая черта целого ряда системных объектов заключается в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. С этим тесно связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях приходится обязательно допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

В семейной психотерапии акцент перенесен на видение симптома как обслуживающего систему - семью, частью которой является индивид. Семейная психотерапия - это нечто большее, чем просто набор техник для работы с семьей, а не с отдельным индивидом. Это также и другой взгляд на проблемы, предъявляемые клиентами. Системный подход предполагает переход от рассмотрения и решения индивидуальных проблем к пониманию личностных трудностей в плоскости семейного взаимодействия. Клиенты обычно обращаются с индивидуальными жалобами и проблемами. Описание проблемы в личностных терминах приведет к поиску решений, направленных на изменение индивидуумов. Системный подход начинается с представления проблемы в терминах взаимоотношений, а не как индивидуальной проблемы кого-то одного в семье. Единицей анализа выступают не отдельные члены семьи (элементы системы), а отношения и связи между ними.

Семейная система может изучаться с трех сторон: структурно, функционально и с точки зрения ее развития.

· Структурно можно изучать диадные подсистемы (муж - жена, брат - сестра, родитель - ребенок), а также триадные подсистемы (бабушка - мать - дочь, отец - сын - дочь). Каждая из этих подсистем имеет свои границы, потребности и ожидания.

· Функционально следует рассматривать, как семья организует защиту, заботу и образование детей, как она способствует личностному росту своих членов, как поддерживаются взаимоотношения.

· С точки зрения развития семьи нас будут интересовать фазы развития семьи. Семьи, как и индивиды, проходят свой жизненный цикл.

На каждой стадии существуют определенные задачи развития, которые семья должна решить, чтобы перейти к новым приспособительным стратегиям. Паттерны изменений в семье образуют матрицу, внутри которой и происходит психологический рост ее членов.

Обычная семья проходит в своем развитии определенную последовательность предсказуемых событий - фаз, таких как вступление в брак, рождение первого ребенка, наступление у детей подросткового возраста, уход из дома самого младшего ребенка, выход супругов на пенсию. И каждая семья, по аналогии с индивидуальным развитием, может быть рассмотрена как проходящая жизненный цикл. Он связан с взрослением и старением ее членов, а также с последовательной сменой их ролей. Кроме того, любая семья может столкнуться с неожиданными событиями (финансовые трудности, ранняя подростковая беременность и т. п.). Такие кризисы нарушают нормальный ход развития и неизбежно приводят к изменению взаимоотношений внутри семейной системы. Как "кризисы развития", так и неожиданные события ставят семью перед необходимостью отказаться от решения новых ситуаций прежними способами и усложнить свои приспособительные реакции.

 

Типичный цикл семьи может быть представлен следующим образом:

  1. женатая пара (без детей);
  2. рождение ребенка (старшему ребенку 0-2,5 года);
  3. семьи с дошкольниками (старшему ребенку 2,5 года-6 лет);
  4. семьи со школьниками (старшему ребенку 6-13 лет);
  5. семьи с подростками (старшему ребенку 13-20 лет);
  6. семьи как стартовая площадка для образования новых семей (период ухода детей из семьи от старшего до самого младшего);
  7. пожилые родители (жизнь без детей, до ухода на пенсию);
  8. старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

Существует и другой подход к жизненному циклу семьи. Семейная система включает в себя по крайней мере 3 поколения. Даже если двухпоколенная семья живет отдельно, члены семьи по-прежнему реагируют на прошлое, настоящее и будущее в контексте трехпоколенной системы. И проблемы одной подсистемы: проблемы прародителей, связанные со старением; проблемы родителей, связанные с уходом детей из семьи; проблемы детей, связанные с взрослением, - все они являются проблемами одновременно всех без исключения членов семьи.

Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и, следовательно, приобретение новых адаптивных способов поведения.

Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и, следовательно, приобретение новых адаптивных способов поведения. Например, на первой фазе жизненного цикла молодой семьи одна из основных задач - это успешность отделения от родительской семьи. Другой задачей является переход из состояния новобрачности к состоянию функциональной семейной пары. Когда муж и жена становятся родителями, то они сдвигаются на поколение назад и перед ними встают следующие задачи: принятие на себя и взаимное разделение обязанностей, приспособление к неизбежным ограничениям своей физической и временной свободы. Каждой последующей фазе развития семьи соответствуют свои новые задачи. Соответственно в каждой фазе существует риск семейных дисфункций. Возможность решения семьей новых задач тесно связана с той способностью справляться с задачами развития, которая сформировалась у семьи на предыдущей ступени.

Особенности жизненного цикла неполных семей. Определяющей является та фаза развития семьи, когда семья становится неполной (важно, есть ли в семье дошкольники или уже подростки, ожидается ли повторный брак или нет и т. п.). Одной из основных причин образования неполной семьи является развод. Согласно исследованиям, все члены семьи пребывают в стрессовом состоянии по крайней мере 1 год после развода. Равновесие же восстанавливается не менее чем через 2 года. После развода перед семьей встают следующие задачи:

  1. пережить утрату семьи как целого;
  2. принять долю своего участия в распаде семьи
  3. восстановить социальные связи;
  4. перестроить родительско - детские отношения.

Повторный брак не только вызывает дальнейшие проблемы в жизненном цикле семьи, но, по сути, означает рождение новой семьи. В такой семье присутствует как "старый" жизненный цикл ядерной семьи, так и жизненный цикл новой семьи.

Стабильные периоды в жизни любой семьи чередуются с неизбежными изменениями в переходные периоды. Поэтому тенденция к стабильности и способность к изменениям - две неотъемлемые характеристики функциональной семейной системы. Стремление к стабильности (гомеостаз) несет функцию защиты семейной организации от хаоса и дезинтеграции. Способность к изменениям (морфогенез) указывает на возможность семьи найти новые формы организации, более подходящие к изменившимся обстоятельствам.

Гомеостаз относится к тем внутренним, постоянно происходящим процессам, которые помогают поддерживать внутреннее равновесие. Гомеостатический механизм способствует поддержанию длящегося соглашения между людьми. Происходит это за счет обратной связи и правил, определяющих взаимоотношения.

Члены семьи постоянно обмениваются информацией: вводят новую, исправляют ошибочную, сообщают о чувствах и интерпретируют ответы. Такая обратная связь, которая осуществляется через позитивную и негативную информацию о состоянии системы, запускает изменения, которые помогают продолжению движения системы.

Семейные правила определяют, какое поведение складывается у членов семьи, и, следовательно, представляют собой основной принцип семейной жизни. Видный семейный терапевт Д. Джексон выдвинул гипотезу, что семейная жизнь протекает по принципу сокращения, согласно которому взаимодействия в семье представляют собой повторяющуюся поведенческую последовательность: вместо того чтобы освоить весь возможный спектр поведения, члены семьи устанавливают определенные "правила", т. е. сокращенный спектр поведения во взаимодействиях друг с другом.

Некоторые правила сформулированы явно (дети не вмешиваются в разговоры взрослых, дети должны вешать свою одежду и т. п.). Однако большинство семейных правил не сформулированы и находятся вне сферы осознания членами семьи. Дети постепенно научаются следовать этим правилам в жизни семьи ("Со всеми проблемами обращайтесь к маме", "Лучше просить у папы денег, когда он сыт и в хорошем настроении" и т. п.). Иногда несформулированные, но известные всем правила гласят, что все решения принимаются родителями и передаются детям как руководство к действию. В других семьях все члены семьи знают, что они могут свободно высказывать собственные мнения. В хорошо функционирующей семье существуют:

1. правила, которые позволяют вносить изменения при изменении обстоятельств;

2. правила, которые позволяют поддерживать порядок и стабильность.

Если семейное правило таково, что не позволяется выражение несогласия, то члены семьи могут начать нервничать, уходить от темы разговора или даже "заболеть" физически, когда намечается конфликт.

Семейные психотерапевты часто видят свою задачу в том, чтобы помочь семье выяснить их неписаные правила, особенно такие, которые относятся к обмену чувствами (например, не разрешается открытое выражение гнева и раздражения или поощряется зависимость). Следствием такого умолчания является то, что семья не может предпринять никаких действий в соответствии с реальностью для решения проблемы.

В ситуациях внешних или внутренних кризисов у семьи возникает необходимость пересмотреть свои правила. Эта задача вызывает дисбаланс внутри семейной системы, ощущение утраты и чувство чего-то незнакомого, пока не установится новый паттерн взаимодействия и не восстановится семейное равновесие. Однако так происходит не всегда. В дисфункциональных семьях перспектива даже самых необходимых изменений встречается с ригидностью, нежеланием перемен. Системный подход рассматривает симптом как выполняющий гомео-статическую функцию - предотвращение изменений в семье, возвращение паттерна отношений в прежнее состояние. Существует точка зрения, что симптом у любого члена семьи сигнализирует, что вся семья "застряла" на какой-то фазе и не может перейти к следующей. Однако симптоматическое поведение может быть только временным решением проблем, поскольку изменения неизбежны. Задачей семейного терапевта будет помочь всем членам семьи в острой кризисной ситуации достичь нового равновесия. Если психологическая работа прошла успешно, то семья продолжит свой ход развития.

Системный подход рассматривает симптом как выполняющий гомеостатическую функцию - предотвращение изменений в семье, возвращение паттерна отношений в прежнее состояние.

Понятие организации является ключевым для теории систем. Поскольку семья представляет собой набор элементов, находящихся в постоянных взаимоотношениях друг с другом, то можно сделать заключение, что семья "организована" вокруг этих взаимоотношений. Более того, можно сказать, что элементы системы взаимодействуют друг с другом предсказуемым, "организованным" образом. Организация, или структура, семьи складывается из совокупности семейных ролей, подсистем, внешних и внутренних границ, семейной иерархии.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи что, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная, динамичная и альтернативная. При неудовлетворении потребностей членов семьи в рамках сложившейся структуры они предпринимают усилия к поиску альтернативных вариантов выполнения семейных ролей. Под патологизирующими семейными ролями понимают такие, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи.

Семейные подсистемы - это союзы внутри целостной семейной системы, которые выполняют определенные функции и преследуют цель сохранить как самих себя, так и систему в целом. Каждая семейная система содержит некоторое число сосуществующих подсистем: муж-жена, родители-дети, братья-сестры и т. д. Подсистемы могут образовываться по признаку принадлежности к тому или другому поколению, по полу, по интересам или по функциям. Каждый член семьи принадлежит к нескольким подсистемам одновременно: он может быть участником родительской, супружеской, детской, мужской, женской и других подсистем.

В каждой подсистеме он играет различные роли и включается в различные паттерны взаимодействия.

Базис семьи - супружеская подсистема. Любые сбои в этой подсистеме отражаются на всей семье. Супружеская подсистема учит ребенка природе близких взаимоотношений и демонстрирует модель отношений между мужчиной и женщиной. Родительская подсистема - это подсистема, которая занимается воспитанием детей и выполняет функции физического ухода, психологического сопровождения и контроля. Родительская подсистема может включать в себя не только родителей, но также и прародителей или старших братьев и сестер. Через взаимодействие с родительской подсистемой ребенок учится общаться со старшими (с "властью"), пока у него самого не разовьется способность к принятию решений и ответственности. Подсистема сиблингов (братьев и сестер) представляет собой первую в жизни ребенка группу сверстников. Участие в этой подсистеме развивает навыки переговоров, сотрудничества и соревнования. Все подсистемы в целом способствуют развитию у ребенка навыков межличностного взаимодействия, которые станут особенно значимыми, когда ребенок выйдет в более широкий мир, за пределы семьи.

Границы очерчивают периметр системы, они также соединяют воедино элементы системы, защищают их от внешних стрессов и контролируют поступление информации извне и вовне. Границы между подсистемами - это описание пространственно-временной эмоциональной территории взаимоотношений (дистанция, продолжительность). В нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы. Проницаемость границ делает возможным общение с внешней средой и с другими подсистемами. В случае жестких границ коммуникация между подсистемами резко ограничена, не происходит обмена информацией. При размытых границах не создаются условия для дифференциации подсистем, для выполнения различных ролей членами семьи. В этом случае стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на другие. Установление или слом границ - одна из центральных задач психологического вмешательства.

Одним из важных в семейной терапии является вопрос иерархии. Термин "иерархия" относится к организации семьи по параметру власти принятия решения. Власть принимать решения может быть связана в семье с полом, возрастом, уровнем образования и т. д. Некоторые терапевтические школы считают, что большинство проблем в семье связано с тем, что иерархические границы либо чрезмерно размыты, либо чрезмерно жесткие. Зачастую восстановление адекватной иерархии в семье (когда оба родителя объединены и несут ответственность) и четкое разделение уровней (подсистем) оказываются важным шагом на пути к решению проблемы.

Весь репертуар поведений и стилей отношений семьи отражает и способствует сохранению концептуальных рамок - "системы представлений", внутри которых семья существует. Система представлений - это способ семьи отражать и интерпретировать свой мир. Представления семьи о себе самой можно сравнить с линзами, сквозь которые семья воспринимает все происходящее. Система представлений семьи складывается из традиций, мифов, семейных преданий, ожиданий и предрассудков. Иногда система представлений выражается в том или ином семейном лозунге: "Отец всегда прав"; "Как только детям исполняется тринадцать, с ними хлопот не оберешься" и т. п. Система представлений семьи формируется и передается из поколения в поколение. Но она может и пересматриваться семьей в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Согласно системному подходу, единицей анализа в семье выступают не отдельные члены, а взаимоотношения между ними. Существуют различные классификации стилей взаимоотношений. Из них наиболее употребимыми являются следующие:

По параметру поведения:

  1. Комплементарные взаимоотношения. Строятся по принципу взаимодополнения. Примером может быть ситуация, когда один нуждается в заботе и внимании, а другой ему эту помощь оказывает. Или один из участников пары играет роль учителя, в то время как другой выступает в роли ученика. Вкратце эти позиции могут быть обозначены как "верхняя" и "нижняя".
  2. Симметричные отношения. Существуют у двух людей, обменивающихся однотипными реакциями. Например, обмен оскорблениями либо комплиментами может расцениваться как симметричный. Это могут быть отношения равных, но это могут быть и соперничающие отношения, когда каждый соревнуется за "верхнюю" позицию.
  3. Реципрокные отношения. Содержат элементы симметричных и комплементарных отношений. Участники такой пары способны принимать на себя обе из дополняющих позиций. У каждого партнера существуют области, в которых он считается экспертом. Допускаются и разногласия, которые не ведут к поломке связи в целом.

Каждый из описанных типов взаимодействия несет в себе как возможности гармонии, так и возможности дисфункций.

По параметру эмоциональной близости:

1. "Путы" (симбиотические отношения). Относятся к чрезвычайно близким взаимоотношениям, часто приводящим к исключению внешнего мира. Границы при таких взаимоотношениях диффузны. Большинство взаимоотношений проходят фазу "пут", например влюбленные или мать и младенец. Это универсальный феномен отношений, и сам по себе он не является указанием на дисфункцию. Только когда симбиоз становится единственной формой взаимоотношений, тогда могут возникнуть проблемы.

2. Разобщенность. Указывает на дистанцию и невовлеченность людей во взаимоотношения. Границы в таких взаимоотношениях жесткие. Высоко ценятся независимость, индивидуализация и внешняя активность. В крайнем варианте этот стиль может представлять полное незнание и безразличие к поступкам и чувствам партнера.

3. Оптимальные взаимоотношения. Границы четкие, но проницаемые. Это позволяет сохранить индивидуальное пространство без потери контакта и сохранить контакт без потери индивидуальности.

Довольно редко вся семья может быть описана одним термином. Так, когда одна связь в системе становится симбиотической, то другая в этой же системе может выглядеть разобщенной.

Здесь есть не только внимание, но и уважение к потребности ребенка моделировать поведение значимых для него взрослых

Все отношения проходят фазы, которые характеризуются преобладанием тех или иных способов взаимодействия. Вопрос лишь в том, проявляет ли семья достаточную гибкость по отношению к своим правилам. Это позволяет структуре семьи приспосабливаться к меняющимся условиям, принимая новую, более эффективную организацию. Семейные системы с проблемами могут быть рассмотрены как функционирующие в отжившем стиле, который не позволяет им решать определенные задачи на следующей ступени развития.

Важной для психологической работы с семьей является идея двух различных уровней взаимоотношения: явного и скрытого. Можно обнаружить, например, что молчание есть не согласие, а способ, избираемый сыном для борьбы с отцом. В этом случае можно сказать, что отношения на явном уровне комплементарные, но скрыто симметричные. В этом контексте симптомы, возникающие у одного из членов семьи, могут быть поняты как способ скрытой борьбы. Невыраженный конфликт разрешить гораздо труднее. Целью психологической коррекции в таком случае является перевод конфликта в открытый для того, чтобы участникам больше не требовалось симптоматическое поведение.

Процессы взаимоотношений в триадах:

· триангуляция - это процесс, при котором конфликт между двумя людьми решается посредством вовлечения третьего. Например, когда родители ссорятся, у ребенка может начать болеть голова или дети затевают драку. Термин "триангуляция" применим к любой ситуации, в которой третье лицо постоянно задействовано в ссорах двух других людей, например родитель между двумя детьми, психолог между конфликтующими членами семьи;

· альянс описывает ситуацию, в которой двое участников пришли к соглашению о совместном действии или интересе (пойти на рыбалку, испечь пирог, приготовить сюрприз для кого-то);

· коалиция - объединение сил против кого-то. Такие союзы часто заключаются на скрытом уровне.

Паттерны взаимоотношений в семье формируются постепенно в ходе развития семьи методом проб и ошибок, с использованием обратной связи, на явном и скрытом уровне.

Поведенческий и эмоциональный репертуар семьи отражает и одновременно поддерживает систему представлений семьи.

Выделяют различные классификации семей. В качестве примера приведем удобную классификацию семей на открытые, закрытые и случайные.

Открытые семейные системы имеют проницаемые, не слишком жесткие (система может обмениваться информацией с внешним миром) и не слишком размытые (семья сохраняет целостность системы) границы. Преимущественно демократические, поощряется обмен информацией внутри семьи и с нечленами семьи. Хотя есть порядок, все-таки гибкости отдается предпочтение; сохраняются права каждого индивидуума. Основная цель такой системы - поддержание стабильности через приспособление, адаптивность.

Закрытые системы: индивидуумы подчиняют свои потребности нуждам группы. Границы закрытой семейной системы жесткие, не происходит обмена с внешним миром, семья функционирует лишь внутри своих границ. К новым людям относятся настороженно. Повседневный быт расписан, и этого распорядка придерживаются. Основная цель такой системы - поддержание стабильности через традиции.

Случайная семейная структура фрагментарна. Все делают что хотят, это может быть связано или не связано с тем, что делают другие. Очень мало правил (если вообще есть). Границы смазаны и легко пересекаются. Время приема пищи не оговаривается. Все едят, когда хотят, по отдельности. Основная цель случайной семейной структуры - исследование через интуицию.

Ни один тип семьи не является лучше другого, ни один тип не существует в чистом виде. Любая семья может быть функциональной (оптимальной) - удовлетворительно выполняющей свои основные функции, или дисфункциональной -способствующей формированию социальной дезадаптации или симптоматического поведения у членов семьи.

Показаниями к семейной терапии является ситуация, когда семья не справляется с выполнением основных функций. Психологическая работа с семьей начинается с диагностического периода. Диагноз - термин из медицинской модели. В этом смысле семейного терапевта диагноз не интересует. Обычно не диагностируется один член семьи (даже тот, у которого проявляется проблема), так как он рассматривается только лишь как выразитель проблем семьи как целого организма, и индивидуальная работа именно с ним усиливает мнение всей семьи, что проблема заключается именно в нем. При работе с семьей у психолога обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения данной проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия в различных подсистемах, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

К методам семейного обследования относятся:

1. наблюдение;

2. круговой опрос о целях визита, о сущности проблемы, об истории семьи и т. п;

3. метод генограмм - составление семейного древа.

Из психологических методов можно рекомендовать следующие методы обследования семьи:

· цветовой тест отношений (ЦТО). Невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент (А. М. Эткинд, 1980; 1987);

· анализ семейных взаимоотношений (АСВ). Методика предназначена для диагностики типов неправильного воспитания, постановки "семейного диагноза". Позволяет ответить на вопросы: "как", т. е. какими способами родители воспитывают ребенка (подростка) - тип воспитания; "почему" родители воспитывают именно таким образом, т. е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1987; Э. Г. Эйдемиллер, 1996);

· методика "Сенсорные предпочтения в семье". Предназначена для изучения целостной структуры семейных взаимоотношений, а также для анализа взаимоотношений в отдельных подсистемах семьи. Методической основой методики "Сенсорные предпочтения в семье" послужило разделение целостного процесса общения на отдельные составляющие и изучение репрезентаций отдельных сторон взаимоотношений членов семьи (Н. Л. Васильева, 1997).

Для того чтобы овладеть практическими навыками работы с семьей, психологу или психотерапевту необходимо пройти курс специального обучения под супервизией опытного семейного терапевта. Тем не менее для того, чтобы принять обоснованное решение об освоении данной области психологической помощи, будущему специалисту необходимо ознакомиться с принципами и методами практической работы семейного терапевта. В данный раздел включено рассмотрение основных стадий семейной терапии, а также основных техник, применяемых в системной семейной терапии.

В процессе семейной системной терапии выделяют 4 этапа.

Date: 2016-07-18; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию