Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы психологии





Слово “психология” в переводе с древнегреческого буквально означает“наука о душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”, “изучение”). В научномупотреблении термин “психология” появился в 16 веке. Первоначально онотносился к особой науке, которая занималась изучением так называемыхдушевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человеклегко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включаетв себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однаковыяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено,а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя. Представление о душе. Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое единствосознательного и несознательного в человеке. Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождениивозникла в древности. Наши предки предполагали, что в теле человеказаключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того,что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделялиспособностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, атакже после смерти человека. Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваютсяв жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душойнаделялся и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – “душа”). В 6 веке дон.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основанына мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке естьнечто, позволяющее ему думать, волноваться. Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиознуюдоктрину, а рассматривается как определенный исторический типмировоззрения. Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений. Психика человека – субъективное отражение объективного мира,являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга). Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельностилюдей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качествеосновных объектов психологии. Предметом психологии является изучение закономерностей развитияпсихики, т.е. психического явления. Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего(субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит толькообратить взор “внутрь себя”. Субъективные психические явления, как проявления целостной личности,не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии изметодологических соображений и для удобства изучения их принятоподразделять на три основных группы: V Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции и др.; V Психические состояния – активность, бодрость, пассивность, усталость, тревожность, радость и др.; V Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и др. Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он характеризует психику в данный момент, и как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или речи. |Психика | Схема взаимодействия психических процессов, состояний и свойств личности человека. Клиническая психология как отрасль психологической науки. В современной отечественной медицине и психологии термины “клиническая психология” и “медицинская психология” чаще всего используются и понимаются как синонимы, хотя в ряде стран мира, да и в нашей стране, среди специалистов существует разграничения этих понятий. Клиническая психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании – изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющийся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь. В России вопросы медицинской психологии стали изучаться и разрабатываться практически параллельно с организацией первых психологических лабораторий. Всего через 7 лет после основания В.Вундтом лаборатории в Лейпцигском университете В.М.Бехтеревым в 1886 г. Аналогичная лаборатория создается в Казани на базе клиники для душевнобольных. В конце 1893 г. В.М.Бехтерев был избран профессором Военно-медицинской академии и переехал в Петербург, где также организовал лабораторию экспериментальной психологии при клинике душевных и нервных болезней. Вскоре подобные лаборатории организуются в Юрьеве (Тарту,1894), Москве (1895), Харькове (1897) и других городах России. В Москве психологическая лаборатория организована известным психиатром С.С.Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов- медиков он еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему ассистенту А.А.Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Общая клиническая психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника, психолога или специалиста по социальной работе) и психологии самого лечебно-оздоровительного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об индивидуальности (темперамент, характер, личность) и этапах ее постнатального онтогенеза (возрастная клиническая психология), а также рассматриваются наиболее общие психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Основные методы исследования в психологии. Решение своих задач психология осуществляет посредством использования определенных приемов, способов, которые выступают как методы психологического исследования. Методы психологических исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач, которые она решает. Как и все естественные науки, психология располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение – это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Задачами наблюдения может быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива. Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом, эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ними определенные задачи, и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях. Кроме основных методов исследования, в психологии применяют также и ряд дополнительных методов. К ним относятся методов тестов, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа (опрос).

Date: 2016-07-18; view: 234; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию