Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические и лабораторные занятия по психологии

Различные формы практической деятель­ности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изу­чаемых знаний и умений.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и прак­тических занятий по психологии:

· закрепление теоретических знаний на практике;

· усвоение умений исследовательской работы;

· усвоение умений практической психологической работы;

· применение теоретических знаний для решения практических задач;

· самопознание учащегося или студента;

· саморазвитие учащегося или студента.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является эксперимен­тальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений. Ведущей дидактической целью практических за­нятий является формирование практических умений.

В процессе проведения лабораторных и практических занятий по психологии:

· студенты находят подтверждение теоретических положений, убеждаются в наличии определенных закономерностей и зависимостей;

· у них формируются практические умения и навыки организа­ции и проведения психологического исследования, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обрабатывать данные эмпирического исследования, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследования.

При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следу­ет исходить:

· из сложности учебного материала для усвоения;

· из внутрипредметных и межпредметных связей;

· из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профес­сиональной деятельности;

· из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;

· из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целост­ного представления о содержании учебной дисциплины.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психо­логии являются: демонстрационный эксперимент; индивидуальные задания; групповые задания; эксперимент в парах; решение психологических задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

· внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

· проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

· инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

· выполнение практических заданий;

· обсуждение итогов выполнения работы;

· оформление отчета о проделанной работе;

· оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими знаниями

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы; пояснения (теоретические положения и понятия); оборудование и материалы; порядок выполнения работы; тип выводов (без формулировок); контрольные вопросы; литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная (все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание), 2) груп­повая (одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек), 3) индивидуальная.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.


 

Урок по психологии

Урок — это форма организации деятельности посто­янного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения:

· группы учащихся одного возраста;

· постоянного состава;

· занятие по твердому расписанию;

· с единой для всех программой обучения.

С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С точки зрения учащегося — это усвоение научного, практического и со­циального опыта и развитие. Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития.

Типичный урок предполагает следующие формы учебной: проверка домашнего задания и повторение пройденного; объяснение нового учебного материала; закрепление и применение нового материала.

Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты:

· оргмомент;

· проверка домашнего задания;

· опрос учащихся по ранее пройденному материалу;

· изучение нового материала;

· его закрепление;

· задание на дом.

Методическая подструктура урока, раз­рабатываемая учителем на основе дидакти­ческой структуры, характеризуется большой вариативностью:

· она может предусматривать рассказ учителя, постановку во­просов на воспроизведение учащимися сообщенной им информации, выполне­ние упражнений по образцу, решение задач и др.;

· демонстрация способов деятельности, воспроизведение их учащи­мися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.;

· решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя

Типы уроков:

1) Уроки изучения нового материала. Цель - ов­ладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учи­телем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Формами изучения нового материала могут быть:

· лекция;

· объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных во­просов;

· эвристическая беседа;

· самостоятельная работа с учебником и другими источниками;

· постановка и проведение опытов и экспериментов.

2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактиче­ские задачи:

· систематизация и обобщение новых знаний;

· повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

· применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоен­ных знаний;

· формирование умений и навыков;

· контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков

В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изу­чаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

3) Уроки обобщения и систематизации. Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осоз­нать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматри­вают все основные виды проведения уроков.

4) Комбинированные уроки. Это наиболее распространенный тип урока в суще­ствующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше. Методическая структура такого урока:

· организация учащихся в начале занятия;

· повторение и проверка знаний учащихся и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по ос­мыслению вновь изученного материала на текущем уроке;

· введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

· первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

· формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

· подведение итогов урока.

5) Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учеб­ного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:

· устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

· письменный опрос;

· диктанты;

· изложения;

· решения задач;

· зачетная работа;

· контрольная самостоятельная работа;

· экзамен.

Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:

· в подборе информационного материала для использования на занятии;

· в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, состав­ляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;

· в выборе способов объяснения этих знаний;

· в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей;

· в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и за­крепление знаний;

· в разработке развивающих видов активности учащихся;

· в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделе­ние и формулировка знаний, которые будут предметом изучения:

· психические явления;

· понятия;

· закономерные связи психических явлений;

· психологические факты.

Конспект урока. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:

· формулировку темы;

· описание целей и задач урока;

· перечисление основных этапов урока;

· краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащих­ся на каждом этапе урока;

· описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке;

· указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.

Организация учебной деятельности учащихся на уроке:

· фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся клас­са под руководством учителя;

· индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого уче­ника в отдельности;

· групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 чело­век или в парах; задания для групп могут быть одинаковыми или разными

При организации и проведении уроков психологии необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. Важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением.

Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Примерные партии Партия №1

Date: 2016-07-18; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию