Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философский рационализм Декарта.Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.





Декарт(1596-1650). Основные работы: «Рассуждение о методе»,» «Метофизические размышления», «Правила для руководства ума»- в этих работах выступил как творец дуализма. Ставит перед собой задачу создать Фил-ю заново. Основой для преобразования Ф-и он считает математику.Убежден, что математики должны быть подчинены все науки.Дуализм Декарта:Декарт представлял мир,как творение Бога.Он отрицает единство мира и утверждает,что мир состоит из 2-х самостоятельных субстанций:духовной и материальной. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.Для него Ф-я-основа всех наук.В её фундаменте метафизика.Ф-е знания должны опираться на положение истинного которого не вызывает сомнения.Чтобы найти такое положение он встал на позиции радикального скептицизма.Он утверждает все в чем можно как нибудь усомниться.Поставил цель-помочь избавится от предрассудков.Поэтому в основе знания должно лежать утверждение очевидное и достоверное.Сомнительными для него оказываются существование Бога,внешнего мира и собственного тела.Пытается доказать необходимость правильногопазнания бытия.В работе «рассуждение о методе»Декарт выделяет 4 основных правила метода:1)требует принимать за истинное все то,что воспринимается в ясном и отчетливом виде которое,не дает повода сомнения.2)делить каждую сложную вещь на более простые составляющие.В ходе деления необходимо дойти до самых очевидных вещей.3)придерживаться определенного порядка мышления,начиная с простых элементов и переходя к более сложным.4)требует составлять причины столь полные и обзоры столь общие,чтобы была уверенность в отсутствии упущения. Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".

Спиноза(1632-1677). Ф-я Спинозы возникла как способ преодоления дуализма Декарта и как форма материалистической интерпретации Декартовского рационализма. «Богословский политический трактат», «Этика»-критикует дуализм и разрабатывает монистические учения о материальности мираСпиноза вводит в Ф-ю понятие субстанция.Определяет ее как причину самой себя,как то,что существует через само себя и познается через само себя.Субстанцию именуют богом или природой,т.е он становится на путь пантеизма.Природа как субстанция проявляет себя в атрибутах,т.к. субстанция бесконечна,то и отрибутов бесконечное множество.Наряду с субстанцией выделяют модусы под которыми поним совокупность отдельных вещей.Мир модусов конечен,находятся в постоянном движении и изменяется,а субстанция не изменяется и не подвижна.Движение находит свой источник в субстанции,но осуществляется только в модусах.Движение и время присущи только модусам,т.е. отдельным вещам.Выделяли 3 ступени в познавательной лестницы:1)чувственные познания(недостаточное,смутное,неистенное)2)рациональное познание(осуществляется выработка общих и одыкватных идей об свойствах вещей)3)интуиция.

Лейбниц(1646-1716г)-« Монатология», «Теодиция», «Новые опыты о чел-ом разуме»- излагает свою систему обьективного идеализма-монатология.Создает учение о плюральности(множественность).Допускает существование множества отдельных деятелей монады(единицы)-простые субстанции,вечные,является излучением божества.Из монадов возникают сложные субстанции-камни,чел-к. Монады:1)простые,обладающие смутными представлениями.2)духи,,обладающие ощущениями и представлениями 3)духи-люди обладающие разумом.Он говорит о врожденныхсуществуют 2 источника знания:1)чувственные 2)данные разума 2 видв истины:1)разума 2)факта

 

22.Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма.

Дж.Беркли(1685-1753)- разработал субьективно- идеалистическое сенсуалистическое учение.Утверждает, что –материализм вредная для общества идеалогия.Ощущение-единственная воспринимаемая чел-ом реальность.В действительности сущ-ют души и сотворивший их бог.Кроме, этого сущ-ют также ощущения,которые вкладываются богом в чел-е души.Все обьективное во внешнем мире сводится к субьективному содержанию идей в чел-их духах.А св-ва внешних бьектов сводятся к ощущениям в нас.Познание чел-ка мира состоит в описании различ-х комбинаций ощущений(идей).Материя-ничего не обозначает,она приносит только вред науке,от нее следует отказаться. Принципы учения Беркли:1)существовать,значит быть воспринимаемым.2)»Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия».3)Мы не можем воспринимать предметы природы в некоем их существовании отличном от того,каким они предстают перед разумом.4)необходимо отвергнуть свойственную материалестической теории отражению мысль,о том что идеи могут быть копиями или отражениями вещей.Выше названные положения служили защите религии Фил-и аргументами и опровержению материализма.

Д.Юм(1711-1776) Работы: Троктат «о чел-ой природе», Исследование «О принципах морали».Центр филосовствования-учение о чел-е,которое базирует на субьективно-идеалектической теории познания со значительной долей агнастестизма.Задача познания-не в адекватном отражении действительности,а в том чтобы его результаты были схожи для практической ориентации.По сути дела он стремится создать Фил-ю здравого смысла.Исходным пунктом его рассуждения явл впечатление,которое мы получаем.Причины,кот вызывающие впечатление не познаваемы на основе впечатления образуются идем,овладеющие копиями впечатлений.Идеи могут вступать в связь друг с другом на основе 3-х признаков:1)принцип сходства,2) принцип сходства смежности во времени и пространстве,3) принцип сходства причинности.Юм уделяет особое внимание причинной связи.Отношение между причиной и дей-ем нельзя установить не интуитивно, ни способом анализа и доказ-в.Ядро его Ф-и –учение о чел-й природе.В чел-ю природу он включает признаки:1)чел-к-существо разумное и находит себе надлежащию пищу в науке 2)чел-у не только разумное,но и общественное существо 3)чел-к-деятельное сущ-во,благодара этой наклонности,а т.ж. в силупотребностей чел-й жизни он должен придаваться различным делам и занятиям.И следует различным способностям чел. Ведет смешанный образ жизни,избигает крайности.Силы и возможности чел-а во всех сферах направления его Дея-ти ограничены.В связи с этим в отношении к чел-му сущ-ву необходима здоровая доля скептицизма.

23.

 

24. Материалистическая линия в философии французского просвещения.

Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к атеизму, философ-материалист: - не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога)- не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; - считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи; - материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движения; - познание – отражение материи самой материей; - источником большинства знаний являются чувства; выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. Взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Жюльен Ламерти - полностью отвергал идеализм и теологию; - считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;- душа, сознание, чувства, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; - поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; - выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;- считал частную собственность гарантией свободы человека; - идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

ДениДидро – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. Признавал материю единственно существующей субстанцией; - движение объяснял таким свойством материи, как разнородность; - отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; - идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Значение философии французских философов-материалистов: - четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»); - освободили философию от многих религиозных предрассудков; - дали более реалистическое определение субстанции – материя; - выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя; - подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание; - обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);- обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;- обосновали идеи социальной справедливости; -идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Date: 2016-07-18; view: 589; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию