Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Танзимат: цели и результаты

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али. Мухаммед Али, поддержанный Францией, претендовал на роль регента при малолетнем султане. Англия, Австрия, а затем и Россия выступили против вмешательства Франции. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах этипреобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.[193]

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.



В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм. Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата. Русский посол в Стамбуле А.П. Бутенев замечал, что «процедура провозглашения, а так же стиль хатт-и шерифа несколько странны и не соответствуют мусульманским обычаям».[194] Действительно, в тексте указа впервые встречается слово «миллет» (народ) как единое целое, без этнической и религиозной принадлежности. Не только русский посол, но и французский философ, основатель позитивизма Огюст Конт одобрил идею «равенства и единства», содержавшуюся в хатт-и шерифе. В это время выдающийся философ пропагандировал необходимость создания единой мировой религии, общей для всего человечества. В ней он Бога заменял Человеком, полагая, что новая религия уничтожит существующие в мире религиозные противоречия и войны. Конт обращался с предложениями и советами к российскому императору Николаю I и великому везиру Мустафе Решиду-паше. В 1854 г. Огюст Конт пригласил османского реформатора в свое общество новой мировой религии. Философ полагал, что антагонизм между Востоком и Западом можно разрешить только в рамках религии, единой для всего человечества. Именно так Конт понимал задачи танзимата.

Однако в самой Порте хатт-и шериф вызвал недовольство как правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными», так и христиан. Ведь христианские народы мечтали о создании независимых государств.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений. Это и понятно: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.



Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Реформа образования выявила ярых противников танзимата. Против «европейских новшеств» выступили, в первую очередь, мусульманские улемы. Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Война была спровоцирована Россией. В феврале 1853 г. Николай I направил Порте ультиматум, в котором потребовал от султана признания за Россией права покровительства над всеми христианскими народами, населяющими Османскую империю. Султан рассматривал ультиматум как вмешательство во внутренние дела своего государства и отклонил требования Николая I. Началась Крымская война. Россия надеялась воевать только с Турцией, но она просчиталась. Англия, Франция, а затем и Сардиния заключили союз с султаном и воевали на стороне Порты. Начало военной кампании было удачным для России. Флотилия адмирала Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.). Однако в дальнейшем в войну вступили Англия и Франция. В 1855 г. пал Севастополь (героическая оборона Севастополя длилась год). Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

С внешней стороны турки выглядели победителями. Однако Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве[195]. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Кто такие «новые османы»? Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками. По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876). Об этом речь пойдет в следующей лекции.

 

Литература

1. Чихачев П.А. Страница о Востоке [Текст] / П.А. Чихачев; [Пер. с фран. и пред. В.В. Цыбульского]. – М.: Наука, 1982. – 213 с.

2. Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша [Текст] / Н.А. Дулина. – М.: Наука, 1984. – 189 с.

3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль мышления [Текст] / Д.Е. Еремееев. – М.: Политиздат, 1990. – 248 с.

4. История Турции в Средние века и Новое время: учебное пособие [Текст] / Еремеев Д.Е., Мейер М.С. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 248 с.

5. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи [Текст] / Л. Кинросс. Под ред. М.С. Мейера; [пер. с анг. М. Пальникова]. – М.: Кросс-Пресс, 1999. – 696 с.

6. Клейнман Г.А. Армия и реформы: османский опыт модернизации [Текст] / Г.А. Клейнман. – М.: Наука, 1989. – 156 с.

7. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке: черты структурного кризиса [Текст] / М.С. Мейер. – М.: Наука, 1991. – 261 с.

8. Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории [Текст] / Вст. ст. М.С. Лазарева. / А.Ф. Миллер. – М.: Наука, 1983. – 277 с.

9. Пенской В.В. Военное дело в Османской империи в XV – XVII вв. [Текст] / В.В. Пенской // Восток (Oriens) . – 2007. – № 6. – С. 30-40.

10. Петросян Ю.А. Османская империя: реформы и реформаторы [Текст] / Ю.А. Петросян. – М: Наука, 1993. – 185 с.

 

Л Е К Ц И Я XIV

 








Date: 2016-07-18; view: 33; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию