Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение структур рынка





Элементы рыночной структуры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Множество мелких фирм Много Мало, есть крупные фирмы Одна
Тип продукта Однородный дифференциро- ванный (разнородная продукция) Однородный или дифференциро- ванный Уникальный (нет близких заменителей)

Политология

Политика ( от греческого «искусство управлять государством ) – 1) сфера властных отношений, т.е. отношений по поводу власти, её организации, распределения между различными группами интересов, выработки направления деятельности государства и его институтов; 2) способ организации общественной жизни с целью интеграции разнородных интересов, их согласования на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества;

3) деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

Политика в узком смысле слова – наука о способах достижения государственных целей; в более широком смысле – деятельность людей, наделенных обществом соответствующими полномочиями для принятия и проведения в жизнь решений в интересах членов общества.

Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы:

1. Определение целей, задач, путей развития общества.

2. Организация общества по достижению поставленных целей.

3. Распределение материальных и духовных ресурсов.

4. Согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса.

5. Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

6. Обеспечение безопасности и стабильности общества.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Признаки политической власти:

1. Легальность использования силы в пределах государства.

2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти.

3. Публичность, т.е. всеобщность и безличность.

4. Моноцентричность. Наличие одного центра принятия решений.

5. Многообразие ресурсов.

Лоббизм – деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций и групп, и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц, с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.

Легитимность власти – признание власти большинством населения, выполнение гражданами её решений, распоряжений.

Три типа легитимного господства:

1) Традиционное – обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и святость существующих традиций. Традиционные нормы имеют обязательную силу по отношению, как к населению, так и к правящей элите.

2) Легальное господство основывается на признании добровольного установления норм, регулирующих отношения власти. При таком типе законам подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Проводником основных принципов легального господства является бюрократия. Наиболее полно легальное господство воплощено в правовом государстве.

3) Харизматическое господство опирается на авторитет личности, которой приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованная Богом, природой, Судьбой.

Государство - основной институт политической организации и политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов; определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Только государство имеет монопольное право на легальное насилие, на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.

Теории происхождения государства:

· Теологическая теория – согласно которой, возникновение государства – промысел Божий. Обосновывали эту теорию Фома Аквинский, Франциск Ассизский. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть «от Бога».

· Патриархальная теория – автором является Аристотель. По мнению автора, государство возникло в результате разрастания семей, в процессе которого семья разрастается в род, род – в племя, а племя эволюционирует в государство.

· Договорная теория – авторами являются Т.Гоббс, Дж. Локк. Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а конкретное состояние общества. Таким образом, договорная теория рассматривала государства как искусственный продукт сознательной деятельности людей.

· Классовая теория – по мнению автора данной теории К.Маркса, государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном уровне достигли такого развития, что привело к появлению прибавочного продукта. Прибавочный продукт давал возможность знати сосредоточить в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслоилось на имущих и неимущих. Чтобы поддерживать господство одного класса над другим, был необходим специальный аппарат принуждения. Им и стало государство.

Признаки государства:

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и несовпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения. Государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на всех лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно – территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора налогов. Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

5. Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государство во взаимоотношении с другими странами.

6. Монополия на правотворчество. Только государство имеет исключительное право издавать законы, нормативные акты, обязательные для населения страны.

Функции государства

Внутренние Внешние
Функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан. Защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн).
Функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов. Взаимодействие с другими государствами и международными организациями.
Политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета). Решение глобальных проблем совместно с другими организациями и государствами.
Экономическая, социальная, экологическая и др. функции.  

Этатизм – (фр.etat – государство) – 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.

Формы государственности:

· Форма правления – отношения между центральными органами государства, порядок их образования (монархия и республика);

· Политический режим – совокупность средств и методов осуществления власти (демократический, авторитарный, тоталитарный);

· Государственно-территориальное устройство – способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти (федерация, конфедерация, унитарное государство).

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства – монарха – и передается им по наследству. Монархическая форма правления имеет три разновидности: абсолютную, дуалистическую, парламентскую.

Абсолютная монархия (абсолютизм) форма правления, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

Парламентская монархия – это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, в исполнительной – правительством (Великобритания).

Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Принято различать три основных вида республики: президентскую, парламентскую, смешанную.

Президентская республика – это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США).

Парламентская республика – это такая формареспублики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства (ФРГ, Индия, Италия).

Смешанная республика – такая форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик. Правительство формируется президентом с согласия парламента. Правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом (Россия, Франция).

Унитарное государство – простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурных сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Действует единая система законодательства, одна Конституция, единое гражданство (Великобритания).

Автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающееся географическими, национальными, бытовыми особенностями.

Унитарное государство допускает существование автономии.

Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью. Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственно административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации, двухканальная система налогов, допускается двойное гражданство. Субъекты имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Среди государств выделяют национально – государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (автономные округа, национальные республики).

В основе административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные, территориальные факторы (край, область).

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо целей. Конфедерация не имеет собственной территории – она состоит из территорий, входящих в неё государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающими права выхода из её состава.

Демократический режим основан на признании народа источником и субъектом власти. Черты демократического режима: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности, принятие важнейших политических решений по принципу большинства, но с учетом мнения меньшинства, политический плюрализм система разделения властей.

Плюрализм – (множественность) - состояние политической жизни общества, при котором существует несколько (множество) политических партий независимых друг от друга и от государственных структур власти. Существует множество идеологий.

Прямая демократия – непосредственное участие граждан в управлении государством. Институтами прямой демократии являются выборы, референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах (депутатов Государственной Думы).

Избирательная система – порядок формирования органов государства. Бывают мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Мажоритарная избирательная система – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Разновидностями мажоритарной системы является мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины 50%+1 голос). При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности.

Пропорциональная система – это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партии числу голосов. Выборы проводятся на партийной основе: каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Смешанная избирательная система – парламент формируется как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе (Российская Федерация. 225 депутатов Государственной думы избираются по партийным спискам. 225 – по одномандатным округам).

Референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

Плебисцит – разновидность референдума: опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой он проживает тому или иному государству.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах.

Популизм – деятельность, направленная на обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний. Популист – деятель, заигрывающий с массами.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов власти.

Активное избирательное право – право избирать, наступает с 18 лет.

Пассивное право – право быть избранным. Наступает: в Госдуму – с 21 года, Президент – с 35 лет.

Всеобщее избирательное право - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от расы, пола, национальности. Допускается лишь ценз оседлости. В РФ не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы.

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (один избиратель – один голос).

Прямое избирательное право – каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата.

Тайное голосование – установление такого порядка, при котором отсутствует контроль над волеизъявлением избирателей.

Избирательный процесс включает в себя следующие этапы:

1. Назначение выборов (как правило, главой государства).

2. Организация избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.

5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация.

6. Предвыборная агитация.

7. Процесс голосования по избирательным участкам.

8. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

Антидемократический правовой режим – политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные, военные.

Тоталитарный режим – это политический режим, при котором происходит всеохватывающий контроль государства над личностью. Признаки тоталитарного режима: однопартийная система, культ личности вождя, наличие единой господствующей идеологии, монополия власти на информацию, наличие мощного аппарата принуждения, массовый террор, отсутствие прав и свобод граждан, подчинение экономики государству.

Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом. Деятельность политической оппозиции запрещена. Могут допускаться разные виды собственности, в том числе и частная собственность.

Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота. Черты военного режима: отмена конституции, замена её актами военной власти, роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными, ограничение прав и свобод граждан.

Государственный аппарат – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Органы государства различат по нескольким критериям:

1. По срокам полномочий все государственные органы делятся на постоянные и временные.

2. По месту в иерархии подразделяются на высшие ( Госдума, Правительство РФ), местные ( мэр, горсоветы).

3. По характеру осуществления компетенции различают коллегиальные (Правительство РФ) и единоначальные (Главный Прокурор РФ).

4. В соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная. Законодательную власть в России представляет парламент – Федеральное Собрание.

Парламентаризм – ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.

Система разделения властей -основателем теории являются Ш.Монтескье,

Дж. Локк– одна из идей устройства системы государственной власти, основанная на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют свои полномочия каждая самостоятельно, уравновешивая друг друга.

Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осуществлять исполнительно-распорядительную власть. Главным исполнительным органом в РФ является Правительство РФ.

Судебная власть – осуществляется путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды. Суд не создает законов, не занимается управлением, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, принятые парламентом, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание).

Гражданское общество (концепцию разработал Г.Гегель)– это сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующим законодательством от прямого вмешательства и произвола государства. Гражданское общество – это не политические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти; это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность; определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого, является система гражданского права.

Структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движения гражданских инициатив.

Главные принципы гражданского общества:

· Свобода члена общества как человека;

· Равенство его с другими как подданного;

· Самостоятельность члена общества как гражданина.

Условия развития гражданского общества: равенство в нем прав и свобод и обязанностей; равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства; индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество; экономическая и политическая свободы.

Правовое государство ( концепция разработана И.Кантом) – государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти, государство ограничено в своих действиях законом (правом); граждане и государство связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве Конституции; равная ответственность всех перед законом; безусловное признание прав и свобод граждан.

Признаки правового государства:

· Наличие развитого гражданского общества;

· Верховенство закона;

· Приоритет прав человека над законами государства;

· Суверенитет народа;

· Система разделения властей;

· Взаимная ответственность гражданина и государства.

Пути формирования правового государства:

1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменения соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность.

3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенции последних.

Политическая партия – один из важнейших институтов политической системы общества. Это специализированная, организованно-упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за власть.

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов; наличие организационной структуры в центре и разветвленной на местах; участие в борьбе за политическую власть.

Функции политических партий:

1. политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2. функция социального представительства – выражение в политической жизни интересов какого-либо социального слоя;

3. идеологическая - разработка партийной идеологии и программы;

4. функция социальной интеграции – примирение интересов различных социальных групп.

Классификация политических партий:

· в зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизни: кадровые (отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема) и массовые (имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником финансирования являются членские взносы);

· в зависимости от степени участи в осуществлении политической власти: правящие и оппозиционные.

· По характеру членства: открытые и закрытые;

· По характеру целей и по отношению к существующему общественно -политическому строю: революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформаторские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), реакционные( выступают за восстановление старых, отживших структур).

· По месту в политическом спектре общества: левые (выступают за интересы трудящихся, социализацию производства), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Политическая идеология – система взглядов, смыслов, ориентаций человеческой деятельности. Предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. Внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки настоящего, прошлого и будущего. Выражает интересы определенных социальных групп.

Тины политических идеологий: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм – идеология, базовыми принципами которой являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок. Свободный рынок свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. Идеалом общественного устройства для либералов выступает правовое государство.

Консерватизм – идеология, базовые принципы которой отстаивают сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформаторским попыткам переустройства общества. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность.

Социализм – идеология, главным стержнем которой служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием её реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства, ликвидация эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности. Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией. и т.д.)

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальны

 

Правовая сфера

Право – система общеобязательных формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Признаки права:

· Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций. В нормах права закрепляется модель возможного и должного поведения с точки зрения государства;

· Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества, в случае нарушения государства принимает принуждение;

· Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме в виде актов, постановлений, указов, законов. Эти акты принимаются по определенно установленной форме, нарушение которой влечет признание акта недействительным.

· Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права обращены ко всем членам общества.

· Иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют различную юридическую силу, например, Конституция обладает высшей юридической силой, затем – Федеральные законы и т.д. Им не могут противоречить нормы другого уровня.

· Особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность, порядок в обществе.

Функции права: регулятивная – регулирование общественных отношений, установление правил поведения людей; охранительная – защищают и охраняют наиболее важные для общества отношения; воспитательная – воздействует на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; информационная функция – позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляет государство к поведению личности, сообщить об объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными, или напротив, противоречат интересам общества.

Формы (источники) права -это внешняя форма выражения права. В качестве источников признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативный акт, религиозные нормы.

Правовой обычай – обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства, и, следовательно, его защиту. Например, обычай не вступать в брак с близкими родственниками, теперь облечен в форму закона. Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, аграрном праве.

Правовой прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе права. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за образец при рассмотрении подобных дел. Иначе говоря, первичное решение становится эталоном (образцом) при рассмотрении в будущем дел с аналогичными обстоятельствами.

Правовая доктрина – это когда при решении конкретных дел ссылаются на труды известных юристов, чтобы обосновать принятое решение.

Договоры нормативного содержания – соглашения между субъектами, призванные урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять. Подобные решения служат основанием для принятия других нормативных правовых решений.

Нормативно-правовой акт – главный источник и форма права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, т.е. правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.

Закон – нормативно-правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Среди законов высшую ступень занимает Конституция – основной закон страны, на базе которого издаются другие правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, её нормы всегда имеют преимущество перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и текущие (обыкновенные).

Конституционные законы, издание которых предусмотрено Конституцией, призваны регулировать наиболее важные сферы деятельности, им свойственны следующие особенности:

1. Они принимаются в особом порядке – квалифицированным большинством голосов: не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ голосов членов Совета Федерации при одобрении конституционного закона, в то время как для принятия простого закона достаточно простого большинства голосов в обеих палатах.

2. Президент не обладает правом вето (запрета) в отношении конституционных законов, а должен в течение 14 дней подписать закон и обнародовать его. В Конституции названы 14 законов. Которые должны иметь ранг конституционных, например, законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об изменении правового статуса субъекта РФ.

Текущие законы различаются по отраслям: Кодексы (Уголовный, Семейный, трудовой, Административный и т.д.) и законы субъектов РФ.

Все законы и другие нормативно-правовые акты независимо от их характера подлежат опубликованию. Неопубликованные акты не могут применяться.

Подзаконные акты составляют Указы Президента, Постановления правительства, Приказы министерств и ведомств, решения мэра.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного (дозволенного) или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами. Норму права часто называют «молекулой права».

Структура нормы права – те элементы, из которых состоит норма: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма. Гипотеза позволяет «привязать» норму права к конкретному случаю, к конкретному лицу. Гипотеза обычно обозначается словом «если». (Например, если водитель находился за рулем в нетрезвом виде.)

Диспозиция – содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Она составляет сердцевину нормы права. Без диспозиции не существует норм права. (Например, вождение автотранспортом в нетрезвом виде запрещено).

Санкция – представляет указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения диспозиции. Но санкция – не обязательно наказание, она может быть и мерой защиты, восстановления нарушенных прав, например, возмещение причиненных убытков, восстановление на работе. Она обозначается словом «иначе». (Например, за управление транспортным средством в нетрезвом виде, предусмотрено лишение водительских прав).

Система права – включает в себя пять главных компонентов: нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права.

Институт права – это группа норм права, регулирующая типичные общественные отношения. Например, институт дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства, избирательного права в конституционном праве, институт заработной платы в трудовом праве.

Подотрасль права – несколько близких правовых институтов по характеру регулирования. Например, в составе гражданского права существуют авторское, патентное, жилищное право, а в составе финансового права - подотрасли налогового, банковского, бюджетного права.

Отрасль права – совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (например, Уголовное право, Конституционное право, Административное право).

Частное право – отрасли права, регулирующие отношения между гражданами (семейное, гражданское, жилищное).

Публичное право – отрасли права, регулирующие отношения между гражданами и государством (административное, уголовное, конституционное).

Субъекты правоотношений: государство, юридические и физические лица.

Государство (как субъект правоотношений)- заключает межгосударственные соглашения. Кроме того, государство в качестве субъекта вступает в гражданско-правовые отношения по поводу объектов государственной собственности – на землю, недра, воды и т.д. Государство - субъект государственно-правовых отношений, например, между Российской Федерацией и её субъектами, при принятии в российское гражданство и др. Наконец, государство является стороной в уголовно-правовых отношениях: приговор суда выносится от имени государства.

Юридические лица – это организации, имеющие обособленное имущество, отвечающие по своим обязательствам этим имуществом. От своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и лично неимущественные права и обязанности. Выступают истцом и ответчиком в суде.

Физические лица -это граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способность быть субъектом права. Различают три части правосубъектоности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности. Она возникает с рождения человека и утрачивается с его смертью. Правоспособностью обладают все люди независимо от их возраста и состояния здоровья, в том числе и состояния психики. Лишить правоспособности человека нельзя. Уже с рождения ребенок имеет права на получение пенсии в случае смерти родителей, наследование имущества, а также различного рода дарения, в том числе и недвижимости.

Дееспособность – способность своими действиями реализовывать права и обязанности. Дееспособность – это активные действия человека в отличие от правоспособности. Дееспособность определяется двумя условиями: возрастом и психическими свойствами человека. В полном объеме дееспособность наступает с 18 лет. Малолетние дети и душевнобольные лица является правоспособными, т.е. могут обладать правами, но признаются недееспособными, т.е. не могут совершать юридически значимых действий, за них это делают опекуны или родители. Совершеннолетнее лицо может быть признано недееспособным только по решению суда. Суд также может ограничить в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными и наркотическими веществами. При этом ограничиваются их права по распоряжению имуществом или денежными средствами. В отдельных случаях несовершеннолетний может быть признан полностью дееспособным: если лицо вступает в брак в 16 лет и имеет собственный заработок. Такое состояние называется эмансипацией. С 14 до 18 лет лицо считается частично дееспособным: оно может совершать мелкие сделки, распоряжаться свои заработком или стипендией, иметь авторские права.

У юридических лиц правоспособность и дееспособность наступает с момента регистрации в органах юстиции.

Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. По различным видам ответственности предусмотрен различный возраст. Так, административная ответственность наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая (имущественная) – с 18 лет (кроме двух случаев – эмансипация и вступление в брак с 16 лет). Уголовная ответственность наступает, по общему правили с 16 лет, а с 14 лет лицо несет уголовную ответственность за определенные виды преступлений (убийство, похищение человека, терроризм, изнасилование).

Правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие, приносящее вред обществу, отдельным лицам или государству, совершенное деликтоспособным лицом.

Признаки правонарушения: противоправность, виновность, нанесение ущерба, совершенное деликтоспособным лицом.

Виды правонарушений: преступления, проступки.

Преступления – отличаются повышенной общественной опасностью, поскольку посягают на наиболее важные общественные отношения. За их совершение назначаются наказания, предусмотренные уголовным законодательством. Наказание назначается не только за преступления, но и за его приготовление, покушение. За соучастие в совершении преступления. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание имеет право только суд.

Проступок – отличатся меньшей общественной опасностью (вредностью), имеет различные объекты посягательства и влечет различные виды юридической ответственности. В зависимости от этого проступки делятся на гражданские, административные, дисциплинарные.

Гражданские проступки – имеют своим объектом посягательства на имущественные и лично неимущественные отношения. Санкции за гражданские правонарушения носят главным образом правовосстановительный характер, например, возмещение вреда, оплата убытков, признание договора недействительным.

Административные проступки – деяние, противоправное, виновное, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. Административные проступки очень разнообразны по характеру, например, нарушение налогового законодательства, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и норм, нарушение требований по охране недр, требований пожарной безопасности, управление транспортом в состоянии опьянения, безбилетный проезд, нарушение правил торговли и др.

Дисциплинарный проступок – нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, которые предусмотрены кодексом, правилам внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарным проступком является опоздание на работу, невыполнение распоряжения администрации предприятия, пропуск занятий и др.

Юридическая ответственность – правовое отношение между государством и правонарушителем, на которого возлагается обязанность отнести неблагополучные последствия за совершенное правонарушение.

Признаки юридической ответственности:

1. Государственно-принудительный характер, т.е. за совершенное правонарушение применяется государственное принуждение;

2. Строгая регламентация законом применения государственного принуждения, осуществляемого в специальной процессуальной форме;

3. Основанием для привлечения к юридической ответственности служит совершение правонарушения;

4. Наступление для правонарушителя неблагоприятных последствий в виде наказания, иных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных прав и интересов;

5. Главное назначение юридической ответственности – охрана правопорядка, предотвращения в будущем совершения правонарушения.

Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Уголовная ответственность – предусматривает такие меры наказания, которые назначаются только судом. Уголовная ответственность строго регламентируется законом. Уголовная ответственность – наиболее жесткий вид юридической ответственности.

Презумпция невиновности – обвиняемый в совершенном преступлении считается невиновным, пока его вина не доказана в предусмотренном законом порядке.

Виды административной ответственности – штраф, конфискация орудия совершения административного проступка, предупреждение. Исправительные работы, административный арест 15 суток. Меры административной ответственности не влекут судимости и налагаются органами внутренних дел, органами пожарной безопасности, налоговыми, таможенными органами, санитарно - эпидемиологической службой.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена за гражданские правонарушения и состоит в применении мер имущественного характера: компенсация материального и морального вреда (посягательство на честь и достоинство). Гражданско – правовая ответственность имеет правовосстановительный, а не карательный характер. Формы её разнообразны: взыскание убытков, признание сделки недействительной, взыскание неустойки, признание недействительным акта государственного органа, самозащита гражданских прав. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (общие, арбитражные, третейские суды).

Дисциплинарная ответственность - нарушение трудового законодательства влечет за собой такие меры взыскания как замечание, выговор, увольнение. По отдельным категориям работников (военнослужащие, работники связи, транспорта, прокуратуры, суда) установлены и другие меры ответственности (взыскания, временное отстранение от исполнения служебных обязанностей).

Конституция РФ 1993 г. Принята всенародным референдумом12 декабря 1993 г.

Является атом высшей юридической силы, служит основой для принятия всего действующего законодательства. Регулирует 6 блоков отношений:

1. Основы конституционного строя России;

2. Права и свободы гражданина;

3. Федеративное устройство государства;

4. Система полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти;

5. Местное самоуправление;

6. Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию, и её пересмотра

Конституция включает: вводную часть – преамбулу и два раздела. Главная часть – состоит из 9 глав. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Конституция легитимна (поддержана со стороны масс), занимает высшее положение в системе законодательства, обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие (суд может решать конкретные дела, ссылаясь непосредственно на Конституцию). Главы 1,2,9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, т.к. данные главы регулируют основы конституционного строя страны, права человека и гражданина, порядок пересмотра Конституции. Если эти главы требуют пересмотра, то это означает, что должен быть изменен весь текст Конституции. Проект новой Конституции должен быть принят квалифицированным большинством Конституционного Собрания или референдумом. Предложения о поправках и пересмотре глав 2-8 могут вносить Президент, Правительство, обе палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов.

Конституционный строй -совокупность принципов, закрепленных в основном законе нашего государства и характеризующих организацию государственной власти в Российской Федерации, правовое положение личности, государственных органов и органов местного самоуправления. Основы конституционного строя – это главные устои государства, раскрывающие его сущность. В качестве основ конституционного строя России в её Конституции закреплены:

1. Россия – демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Имеет смешанную форму правления, сочетая элементы парламентской и президентской республики. В России – либерально-демократический режим. По форме государственно-территориального устройства, Россия – федеративное государство.

2. Человек объявлен высшей ценностью, а признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

3. Единственным источником власти в нашей стране является народ.

4. Принцип государственного суверенитета характеризует верховенство и полноту власти внутри страны и независимость её во вне.

5. Принцип федерализма предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным государственным образованием, состоящим из отдельных субъектов, пользующихся определенной самостоятельностью, равных по своему положению.

6. Принцип социального государства означает, что государство обязывается обеспечить достойную жизнь своих граждан.

7. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

8. Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности.

9. Политический и идеологический плюрализм – допускает существование множество партий и идеологий.

10. Россия – светское государство. Это означает, что в России не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, а школа от церкви. Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни.

Основы конституционного статуса личности – это юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве. Общий статус фиксируется в Конституции и представляет совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных в качестве основных, признаваемых государством и гарантированных им. Специальный статус отражает особенности правового положения определенной категории людей – учащихся, пенсионеров, военнослужащих, государственных служащих. Специальный статус включает некоторые дополнительные права и обязанности, а также некоторые льготы.

Индивидуальный статус – закрепляет правовое положение конкретного индивида и характеризуется образованием, возрастом, профессией. Он составляет совокупность персонально принадлежащих данному лицу прав, свобод, обязанностей.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, которой определяются их взаимные права и обязанности, а также ответственность.

Конституционные права и свободы человека: личные, политические, социально-экономические, культурные.

Личные (гражданские) права – принадлежат каждому человеку независимо от признания их государством. Это право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право свободно определять свою национальную принадлежность, свобода передвижения и жительства, свобода совести, мыслей и слова.

Политические права – связаны с участием в управлении страной и принадлежат только гражданам РФ. Это право избирать и быть избранным, участие в референдумах, равный доступ к государственной службе, право обращаться в государственные и местные органы власти, право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги.

Социально-экономические права – право частной собственности, свобода предпринимательства, свобода труда – это экономические. Социальные права – право на жилище, образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на отдых, на благоприятную окружающую среду.

Культурные права – свобода доступа к культурным ценностям общества, свобода литературного, научного и технического творчества, свободный доступ в музеи, библиотеки, парки, галереи.

Президент – Согласно Конституции, президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает её над тремя традиционными ветвями власти. Президент избирается на четыре года не более двух сроков. Кандидат на должность Президента должен иметь возраст не моложе 35 лет, проживать на территории России не менее 10 лет. Право выдвигать кандидатов на пост Президента РФ принадлежит: а) непосредственно избирателям (инициативная группа не менее 10 человек); б) избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, избирательным блокам.

Президент обладает неприкосновенностью. Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Процедура отстранения называется импичмент. Обвинение выдвигает Государственная Дума, а решение об отречение принимает Совет Федераций.

Досрочное прекращение полномочий Президента:

· Отставка Президента по собственному желанию;

· Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией;

· Отрешение от должности в порядке импичмента.

Полномочия Президента:

1. Представляет Государственной Думе кандидатуру на должность председателя Правительства РФ, председателя Центрального банка РФ, кандидатур на утверждение Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, формирование состава Совета Безопасности, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных сил.

2. Президент обладает возможностью контролировать деятельность Правительства, в частности решать вопрос об отставке Правительства.

3. Президент имеет право законодательной инициативы, право вето в отношении принятых законов, назначение выборов Государственной думы, её роспуска в установленных Конституциях случаях. Дума не может быть распущена: а) в течение года после избрания Думы; б) с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; в) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения; г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

4. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он вправе вводить на территории РФ военное положение с немедленным сообщением об этом Федеральному Собранию.

5. Президент руководит внешней политикой страны, представляет её в международных отношениях.

6. Решает вопросы о принятии гражданства РФ и предоставления права политического убежища, награждение орденами и медалями России, присвоение почетных и высших воинских званий, осуществляет помилования.

Федеральное Собрание – представительный, законодательный орган. Представительный характер означает, что Федеральное Собрание формируется на основе выборов, выражает волю народа и является представителем его интересов. Главное его назначение – заниматься изданием законов (законотворчество). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые по Конституции равноправны. Совет Федераций включает в свой состав представителей субъектов Федерации, по два представителя от каждого субъекта: один представитель – от законодательно власти, другой – от исполнительной. Совет Федераций насчитывает 178 человек.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением, при этом половина депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система), а другая половина – на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Срок полномочий Государственной Думы - 4 года.

Палаты заседают раздельно. Их заседания являются открытыми, но могут проводиться и закрытые заседания.

Компетенции Совета Федераций:

· Назначает генерального прокурора РФ, судей высших судов РФ, заместителя председателя счетной палаты и половины её аудиторов.

· Назначает выборы Президента и отрешает его от должности.

· Утверждает изменения границ между субъектами РФ.

· Утверждает указы Президента РФ о введение чрезвычайного или военного положения.

· Одобряет законы, принятые Государственной думой.

Компетенции Государственной Думы:

· Назначение высших должностных лиц государства – Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины её аудиторов, Уполномоченного по правам человека, дает согласие Президенту на назначение председателя Правительства РФ.

· Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности;

· Выражает недоверие Правительству.

· Объявляет амнистию.

Совместно с Советом Федерации Государственная Дума утверждает федеральный бюджет, устанавливает федеральные налоги и сборы, ратифицирует международные договоры, решает вопрос о статусе и защите государственной границы, а также о войне и мире.

Законодательный процесс – включает в себя четыре стадии. Первая стадия включает осуществление законодательной инициативы, т.е. права внесения в Государственную Думу законопроекта. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федераций, Государственная Дума (как палата в целом, так и её члены), субъекты РФ в лице их представительных органов, высшие суда РФ. Они разрабатывают законопроект и вносят его в Думу. Вторая стадия состоит в обсуждении законопроекта в Государственной Думе. Обсуждение осуществляется в виде нескольких чтений, в ходе которых вносятся поправки, изменения. Третья стадия заключается в принятии закона. Он принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Это относится к текущим законам. Для принятия же федеральных законов требуется квалифицированное большинство голосов – 2/3. Принятый Думой закон передается на одобрение Совету Федераций в течение пяти дней. За Федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее ¾ членов Совета Федераций от общего числа.

Четвертая стадия подписание Президентом законов и их обнародование. Президенту принадлежит право вето в отношении принятых Федеральным Собранием законов. В течение 14 дней Президент может отказать в своей подписи и возвратить закон со своими замечания и поправками в Государственную Думу и Совет Федерации. Для преодоления вето Президента необходимо квалифицированное большинство голосов каждой из обеих палат. Подписанные Президентом законы подлежат опубликованию в течение семи дней и вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если в законе не указан иной срок для его вступления в действие.

Конституционно -правовой статус депутатов Государственной Думы и Совета Федераций. Срок полномочий депутатов Думы – 4 года. Они работают на постоянной основе. Не имеют право заниматься другой работой, кроме преподавательской, научной или творческой. Не имеют права занимать должности на государственной службе или заниматься коммерческой деятельностью. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают правом неприкосновенности, т.е. не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.

Правительство – высший исполнительный орган государства. Правительство формирует Президент. Председатель правительства назначается Президентом по согласованию с Государственной думой. Дума может до трёх раз отклонить предложенную Президентом кандидатуру. После трехкратного отклонения Президент своей властью назначает Председателя правительства и распускает Государственную думу. Правительство – коллегиальный орган. Оно состоит из Председателя и его заместителей, федеральных министров. Как орган исполнительной власти, Правительство организует исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, указов Президента, ведет систематический контроль за их исполнением со стороны исполнительных органов всех уровней, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Судебная власть РФ – это третья самостоятельная ветка власти. Осуществляется в форме правосудия, Т.е. разрешения споров гражданско-правового, административного, конституционного характера, а также привлекает от имени государства к уголовной ответственности в случаях совершения преступлений. Главное назначение судебной власти – защита прав и свобод личности, соблюдение законности. Охрана конституционного строя. Судебная власть не подлежит контролю со стороны других ветвей власти, в то время как сама обладает правом контроля в отношении законодательной и исполнительной власти.

Судебная система РФ включает в себя Конституционный суд, Верховный суд и подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд и подчиненные ему арбитражные суда субъектов РФ.

Конституционный суд РФ впервые создан в 1990 г. Его главное назначение состоит в: а) защите конституционного строя; б) охране основных прав и свобод человека и гражданина; в) обеспечении верховенства и прямого действия Конституции РФ. Конституционный суд включает 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ. Они должны быть не моложе 40 лет, иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее 15 лет по специальности. Судья не может входить ни в какие политические партии, участвовать в кампаниях по выборам. Назначают на должность сроком на 12 лет, предельный возраст - 70 лет.

Компетенции Конституционного Суда:

· Разрешение дел о соответствии Конституции федеральных актов органов власти – законов, актов Президента, палат Федерального собрания, Правительства, Конституций субъектов, а также и их актов по вопро

Date: 2016-07-05; view: 190; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию