Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Годовой круг богослуженийСтр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ. Введение. Певческие книги, являясь частью корпуса сакральной книжности, образуют особый пласт культуры; в певческой книге соединились эмоциональность пения и книэ/сная премудрость». Захарьина Н.Б. [76, с. 3]. Октоих - одна из важнейших певческих книг в православной литургической традиции. Её название происходит от двух греческих слов: «окто» - восемь и «ихос» - глас, мелодия, напев. Песнопения Октоиха в богослужениях являются событием первостепенной значимости, поскольку именно в них раскрыта основная идея православного вероучения - предвечная тайна о воплощении и воскресении Спасителя. Пасхальная тематика текстов Октоиха, вошедшая в один из его разделов - «Октоих воскресный», была дополнена текстами будничной (седмичной) части, образовавшей второй раздел - «Октоих молебный». В результате в книге Октоих были собраны и систематизированы песнопения в честь бесплотных Небесных Сил, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, мучеников, апостолов, святителей и Богородицы, в нем нашли отражение образы покаяния, произошло упорядочивание поминовения усопших. Именно Октоих выполняет основополагающую функцию в организации пространственно-временного течения церковного года и воплощает в своих песнопениях идею осмогласия. Поэтому в системе православного богослужения песнопения Октоиха были и продолжают являться основой, которую дополняет множество гимнографических текстов, содержащихся в различных богослужебно-певческих книгах. Источником для современного славяно-русского Октоиха является византийский Октоих - Осмогласник (Восьмигласник)1. Одним из первых творцов византийского Октоиха считается Иоанн Дамаскин. Исследователям представляется наиболее вероятным, что преподобный Иоанн был автором воскресных песнопений Октоиха — канонов утрени, воскресных стихир и богородичнов-догматиков. [253, с. 190; 216]. Основной корпус текстов византийского Октоиха, который перешел в древнерусский Октоих, сложился в 1Х-Х1 вв. в результате деятельности константинопольской школы византийской гимнографии. Известны имена многих создателей песнопений Октоиха: Федора Студита, написавшего антифоны степенны 8-ми гласов; Иосифа Гимнографа и Феофана Начертанного, трудившихся в области составления будничных канонов; императора Льва Мудрого - автора воскресных Евангельских стихир; его сына Константина Багрянородного, дополнившего цикл 11 стихир Евангельских 11 воскресными светильнами; игумена Павла Амморейского, сочинившего богородичные стихиры (ныне носящие его имя) и других гимнографов. Византийский Осмогласник оказал огромное влияние на развитие славяно-русской книжности. Но пути формирования Октоиха и происхождение его текстов связаны не только с византийской гимнографией, но и с деятельностью школы южнославянских творцов. Убедительно доказано, что учениками Св. Мефодия осуществлялась не только переводческая, но и созидательная работа, нашедшая выражение в создании многих песнопений. Климент Охридский, акростихи с именем которого неоднократно встречаются в рукописях, был автором многих канонов и молебных стихир Октоиха. [84, 120, 252]. По мнению М. Йовчевой, старославянские произведения в русских Октоихах «занимают немалую часть и отличаются многовековой письменной историей, вплоть до конца XV в.». [86, с. 68]. Вероятно, именно этот состав 1 «По своему содержанию византийский Октоих представляет собой свод православной догматики, философии, вероучения, изложенный в поэтической форме, с использованием различных художественно-изобразительных средств, с соблюдением законов стихосложения». [115, с. 5]. (диссерт.)
Богослужебное время мы изучаем для того, чтобы понять общий принцип построения церковных служб. Богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Их содержание зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данное богослужение. (Никулина. http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebnyj-ustav-i-gimnografiya)
Годовой круг богослужений
|