Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предварительные замечания
Программа составлена на основе имеющихся программ и вопросников по отдельным разделам темы «Традиционная народная духовная культура», этнографической и лингвистической литературы, опыта полевой работы диалектологов и этнографов. Программа-вопросник рассчитана: 1) на сбор лексического материала для «Лексического атласа русских народных говоров»; 2) на более широкий сбор лингвистического и этнолингвистического материала по духовной культуре народа в целях фиксации и сохранения того, что неотвратимо и быстро уходит из народного быта и языка. Рабочая тетрадь, в которую делаются записи непосредственно во время беседы с информантом, является научным источником, поэтому должна быть пригодной для дальнейшего пользования: записи должны быть разборчивыми, иметь полную информацию, включая сведения о населенном пункте и информантах. Расшифрованные магнитофонные записи оформляются по той же системе. Желательно, чтобы расписывание тетрадей и магнитофонных лент проводилось непосредственно на месте полевой работы. Программа рассчитана частью на прямую постановку вопроса информанту (например: «Как у вас называют невесту в день венчания?» или «Что значит слово 'тризна'»), но большая часть вопросов является ориентиром для собирателя, указывает понятие, раскрыть которое в определенном лингвистическом и фольклорном материале нужно во время беседы. Тип беседы, форма прямых и наводящих вопросов определяется собирателем. Понятия, образы, лексические средства, связанные с темой традиционной народной культуры, во многом уже вышли из употребления. Поэтому успех работы во многом зависит от собирателя, от умения повести беседу, иногда что-то подсказать, навести собеседника на мысль. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы собиратель достаточно свободно владел материалом темы. Поскольку в качестве собирателей может выступать широкий круг лиц, включая студентов, школьных учителей, местных краеведов и т.д., не всегда имеющих специальную подготовку, приводим перечень книг и статей, знакомство с которыми поможет собирателю ориентироваться в материале. См. список литературы. Номера, отмеченные в Программе знаком х (х Л 5251), соотносятся с разделом «Семья, семейные отношения» (раздел 4).
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. I—III. М. 1865—1869. 2. Зеленин Д.К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии.// Сборник музея антропологии и этнографии. Л.,1930. Т. 9, вып. 2. 3. Легенды, предания, бывальщины./ Сост. Н.А.Криничная. М.,1989. 4. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; М., 1989. 5. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири./ Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, 1987. 6. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. 7. Померанцева Э.В. Межэтническая общность поверий и быличек о полуднице. // Славянский и балканский фольклор. М., 1978. 8. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1960. 9. Потебня А.А. О мифологическом значении некоторых обрядов и поверий.// Чтение в Московском Общ-ве истории и древностей российских. М., 1863. Кн. 1—3. 10. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. 11. Сумцов Н.Ф. Культурные переживания. Киев, 1890. 12. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—нач. XX века. М.; Л., 1957. 13. Толстые Н.И. и С.М. О целесообразности применения некоторых лингвистических понятий к описанию славянской культуры. // Вторичные моделирующие системы. Тарту: ТГУ, 1979. 14. ЧерепановаО.А. Мифологическая лексика русского Севера. Л.:ЛГУ, 1983. 15. ЧерепановаО.А. Шуликуны: образ и слово.// Севернорусские говоры. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1985. Демонология
Л 5001. Общее название нечистой силы: нечистики, отпадшая сила, неприятная сила. Л 5002. Мифологический персонаж, обитающий в доме: домовсхозяин, суседко, доможир, жихарь, запечник, лизун… Л 5003. Какие существуют названия домового по месту его обитания, в доме, печи, в подполье, на чердаке: запечник, подпечник, подпольник… Л 5004. Женский персонаж, обитающий в доме: хозяйка, доможирка, домовиха… Л 5005. Персонаж, который «давит» по ночам: гнеток, гнетке, жма, задав… Л 5006. Женский персонаж, который прядёт по ночам и/или стрижёт овец: мокоша, мокруха, кикимора, хозяйка, самопряха, пряха… Л 5007. Персонаж, функционально связанный со скотом (оберегает или вредит): дворовой, дворовик, хозяин… Л 5008. Персонаж в доме, во дворе в облике змеи, ужа:… Л 5009. Женский персонаж, который явится, если прясть лён или шерсть в дни запрета на этот вид работы (т.е. в пятницу, на святки, на «деды» и др.): богоматерь, Варвара, середа, святёха, пятница, неделька, полночь, ночницы… Л 5010. Персонаж в бане: банник, баннушка… Л 5011. Женский персонаж в бане: банница, обдериха, банная бабушка… Л 5012. Персонаж в овине: овинник… Л 5013. Женский персонаж в овине: овинница… Л 5014. Персонаж в прочих хозяйственных постройках, на гумне:…., в сарае:…, в конюшне:…, в сеннике:… и т.д. Л 5015. Главенствующий персонаж какой-н. области, сферы: лесной царь, водяной царь, царь овинный… Л 5016. Персонаж в лесу: леший, лесовой, лесной, лешавик, лесной дедушка, аполлон, лембой, боровой, боровик… Л 5017. Специфические лесные персонажи (с указанием места обитания): боровик, моховик… Л 5018. Женский персонаж в лесу: лешачиха, лесовиха, лесовая бабушка… Л 5019. Персонаж в воде: водяник, водяной, чёртушко… Л 5020. Женский персонаж в воде: водяница, водяная, русалка… Л 5021. Персонаж в воде, полурыба-получеловек: русалка, фараон, фараончик… СМ 5022. Что значит слово берегиня? СМ 5023. Что значит слово фараонка? Л 5024. Название фигуры русалки в резьбе, украшающей дом: фараонка,.. СМ 5025. Что значит слово кострома? СМ 5026. Что значит слово кострубонька, коструба? Л 5027. Персонаж в поле: полевой, полевик, дедушко-полёвушко, луговой… Л 5028. Персонаж на болоте: болотник, болотяник, кикимора… Л 5029. Персонаж, появляющийся в полдень или в самое жаркое время дня, года: полудница, полуденник, удельница, росомаха, девка, русалка, ржаница… Л 5030. Женский персонаж в огороде, в конопле, который может защекотать: семенница, конопленница… Л 5031. Персонажи, появляющиеся ночью, в полдень: полуночница, полуночь, ночница… Л 5032. Глухая пора ночи, когда появляется и действует нечистая сила: негласть… Л 5033. Персонаж, появляющийся на святках: шуликуны, чиликуны, шылыханы…, святка, святёха, куляш, Варвара… Л 5034. Персонаж, вредящий беременным женщинам: удельница, мамуна, богинка… Л 5035. Дух, прилетающий по ночам к вдовам: летун, змей, огненный змей, звезда, корчага… Л 5036. Персонаж, отбирающий молоко, деньги, зерно и приносящий их своему хозяину-колдуну: носок, змей-носок, хованец… Л 5037. Персонаж, который на заре доит коров:… Л 5038. Персонажи, помогающие колдуну: маленькие, мальчики, красные шапочки, коловертыши, коловерши, чертенята… Л 5039. Какие ещё мифологические персонажи и их наименования имеются в обследуемом пункте? Л 5040. Люди, умершие неестественной смертью: заложные…; а ) повесившиеся: …; б) утонувшие: …; в) опойцы: …; г) убитые молнией:… Л 5041. Привидения: мара, умран, еретик, ерестун, миряк… Л 5042. Духи, привидения, заманивающие в лес, уводящие человека: водка, блуд, манило, уводна, красна дева… Л 5043. Дети, умершие некрещёнными: ичетики, русалки… Л 5044. Встающие по ночам покойники, могущие причинить вред живущим: упырь, волкодлак, вурдалак, вовкулак… Л 5045. Оборотень: обертун, перевертень, еретик… Л 5046. Персонаж, служащий для устрашения маленьких детей, если они не слушаются, капризничают: бука, бемка, бабай, бадяй, тарабай, бяка, вова, рохля, кука… Л 5047. Обобщённый персонаж зла: чёрт, бес, дьявол, некошной, лембой… Л 5048. Слова, употребляющиеся вместо чёрт в выражениях: на кой чёрт: на кой бес, ляд… чёрт (тебя) побери (подери, возьми, понеси): леший, жма, памха, памжа, прах, пострел, лемба, малеш… побери… до чёрта: до беса, шиша, лешей бабы, лешего… Л 5049. Человек, подмененный в детстве нечистой силой и проведший значительное время у нечистой силы: обмен, обмененный, усилок… Л 5050. Люди, похищенные нечистой силой, проклятые: полуверцы, скрытные…
Магия, колдовство Л 5051. Человек, обладающий способностью колдовать: знаток, вежливец, ведун, еретик, колдовец, пытливец…; а) колдун, делающий добро:..; б) колдун, делающий зло:… Л 5052. Женщина, обладающая способностью колдовать: колдушка, ведунья, сперчиха, гамка, шептунья… Л 5053. Человек, способный лечить путём заговора: знаток, знаткой, бахарь, словарь, вежливец… Л 5054. Человек, лечащий травами: травник… Л 5055. Женщина, способная лечить путём заговоров: шептунья, бабка… Л 5056. Женщина, способная лечить травами: бабка, травница… Л 5057. Колдовать, ворожить: ворокосить, знатить… СЛ 5058. Очертить, охранительный круг: зачертиться, очертиться… Л 5059. Приметы, запреты, частные бытовые верования, их общие названия: запуги, запуки, забобоны… Л 5060. Зло, причинённое одним человеком другому сверхъестественным путём (существительное), наименование действия (глагол): - общее название (если нет различия по способу наведения порчи): порча, портеж, сглас, урок, притча…; испортить, изурочить, сглазить, наслать, накурочить..; - взглядом: сглаз…, сглазить…, - словом: урок…, изурочить…; - прикосновением: прикос…, оприкосить…; - зевотой: озеп…, озепать…и т.д. Л 5061. Общее название предмета, с помощью которого можно причинить вред, навести порчу: кудес… СМ 5062. Что означает слово кудес? Л 5063. Амулет для раннего вставания: вставаранка… Л 5064. Амулет для угощения свекрови:… Л 5065. Общее название предметов, которым приписывается сила оберега: берёжа… Л 5066. Привидеться, почудиться: манить, глумиться, млиться, чудить… маркосить, марить… Л 5067. Ритуальное обещание, обет: завет, завечаное… Л 5068. Давать обет: завечаться, обещать… Л 5069. Сделанный по обету: заветный, обещанный… Л 5070. Комплекс ритуалов и заговоров, которые исполняет пастух: обход, отпуск… СМ 5071. Что значит слово отпуск? Л 5072. Заговор, имеющий целью приворожить, заставить полюбить кого-н.: присуха, любжа… Л 5073. Заговор, имеющий целью рассорить, посеять раздор, заставить перестать любить: отсушка… Л 5074. Порча хлеба в поле в виде заломленных или срученных колосьев: залом, кукла, завязка… Л 5075. Неблагоприятные, опасные моменты суток, когда нельзя кого-н. обругать, проклясть (время, час, минута): благое время, накрянутый час, лихая година, пухлый час, благая минута… Л 5076. Чёрные зёрна во ржи, которые можно использовать для лечения или колдовства: спорынья, медвежий ноготь, волчье жито, рожки… Л 5077. Человек со странностями:… Л 5078. Наименование юродивого:… Л 5079. Человек с неприбранными, растрёпанными волосами: жиматый, шумоволос… Л 5080. Женщина с непокрытой головой, без головного убора или платка: пустоголовка, простоволоска, волосатка… Л 5081. Прозвище неряшливого, неопрятного человека: росомаха… Л 5082. Лечить от испуга: выливать, сливать… Л 5083. Лечить от сглаза: умывать… Л 5084. Лечить грыжи: грыжу заговорить, погрызть грыжу… Л 5085. Лечить стоматит: жабу заговаривать… Л 5086. Вода, используемая для лечения: непитая, святая… Л 5087. Превращаться человеку в животное: перевертываться…
|