Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологическое и социальное в личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции





Наиболее общим понятием является понятие «человек». Человек – категория биосоциальная. Это означает, что человек одновременно является биологическим и социальным существом. Человек как биологическое существо – это представитель определенного вида homo sapiens. Для того, чтобы определить биологическую сущность человека является понятие «индивид». Для того, чтобы определить социальную сущность человека используется «личность» (парная категория - общество). Т.о. понятия «индивид» и «личность» отражают разные сущности человека.

Индивидуальность – это качественно своеобразное сочетание свойств индивида и личности в человеке. Это личность в ее своеобразии.

Личность – это человек в его социальном качестве; это социальное качество человека.

Индивид, личность и индивидуальность – это 3 генетически различные и последовательные ступени в развитии человека. Человек рождается индивидом, становится личностью в процессе онтогенетического развития, и, став личностью, он обретает свою индивидуальность.

Исходным определением личности для психолога является следующее: личность – это объект и субъект общественных отношений. Личность рассматривается психологами как единица в системе общественных отношений и как носитель этих отношений. Личность формируется в процессе социализации и человек как личность находится в сфере влияния различных общественных отношения: экономических, политических, идеологических, правовых. Все они влияют на психологический облик человека как личности. По мере развития личности она становится субъектом общественных отношений: человек как личность способен внести определенный вклад в развитие общественных отношений посредством трудовой деятельности и общения с другими людьми.

Человек может существовать на индивидном и на личностном уровнях. Личностное бытие и его критериальные признаки:

1. Свобода – это свобода выбора (жизненного пути, целей, образа жизни, задач).

2. Самостоятельность – это действия с опорой на свой собственный интеллект и духовные силы без обращения к авторитету другого, подсказки и т.д. Личностный поступок обдумывается человеком наедине с самим собой.

3. Ответственность (за свои действия, поступки, свое поведение, выбор перед другими людьми и перед самим собой). Снятие с себя ответственности – признаки личностной незрелости.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке су­ществует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представи­телей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объеди­няет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологи­ческой школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно неболь­шую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие "личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на соци­альном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в струк­туре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возмож­ные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их парал­лельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, пси­хического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического раз­вития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводит­ся роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталки­ваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное проис­хождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развити­ем. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состо­яний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом не­редко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учи­тывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроиз­водится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психи­ческого как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения при­держивался И. П. Павлов.

Биологизаторские концепции.

1 Социал-дарвинизм.

Родоначальник – Спенсер. Это направление не имеет ничего общего с подлинным дарвинизмом. Его последователи переносят теорию естественного отбора Дарвина на человеческое общ-во. Они истолковывают классовую борьбу, революцию, войны, любые общественные явления, как биологические механизмы отбора. Спенсер выдвинул лозунг: «Выживание наиболее приспособлен­ных – принцип общественного развития». Эти идеи были взяты рассистами.

2 Фрейдизм.

Автор Зигмунт Фрейд. Свою теорию он разработал как универ­сальную, т.е. претендующую на объяснение общественно-культур­ного развития, сущности человека, его психологии, искусства, по­литики. К основным идеям относятся следующие:

1 Структура психики человека.

2 Понятие бессознательного.

3 Понятие об источниках развития каждой индивидуальности в обществе, культуры в целом. В структуре психики Фрейд выделял три слоя:

а Самосознание – общество и культура.

б Сознания «я» (в смысле себя).

в Бессознательное (инстинкты: эрос (жизнь), тонатос (агрессия, разрушение)), «Оно», «Ид».

Фрейд развивал взгляд на человека как на энергитеческую вели­чину. Источник энергии он видел в инстинктах. Бессознательное Фрейд понимал как сферу инстинктов, не включая туда другие эл-ты бессознательного: чувства, эмоции, навыки, автоматизм, интуи­ция.

Слой сознания очень тонок. Его назначение заключается в кон­троле за сферой бессознательного, контроле, переключении, по­давлении и оформлении в приемлимые для общ-ва формы.

Сверх «Я» обычно находиться в конфликте с «ОНО» и это явл причиной неврозов.

Вся жизнь человека определяется процессом в сфере бессозна­тельного.

Поэтому источники реализации каждой личности лежат в сфере бессознательного. Бессознательное он трактовал шире чем про­странство индивидуальности. Он считал, что общество и культура развиваются в связи с совершенствованием защитных механизмов, блокирующих инстинкты. Общ-во и культура – это консерватив­ные, и негативные для реализации человека. Человека он понимает антиисторически.

3 Социобиология. (Уилсон).

Уилсон подчеркивал генетическую обусловленность человека не только в природных но и в социальных, духовных проявлениях человека. Он считал, что общ-во обусловлено генетически, пере­устройство общ-ва и построение совершенного общ-ва он связывал с генной инженерией, и считал, совершенствование людей и людей с требуемыми способностями можно получить хирургическим пу­тем.

4 Психоанализ и неофрейдизм.

Современные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют

собой антропологистскую трактовку человека, согласно которой определяющими

факторами его поведения (а также культурно-исторического процесса в целом)

являются коренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся

историческому изменению инстинктивные силы и побуждения.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда

противоречий между биологическими влечениями и сознательными нормами,

сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в

итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.

Человек по Фрейду, — это, прежде всего эротическое существо управляемое

бессознательными инстинктами.

По Фромму, человеку противостоит общество, ограничивающее свободную игру инстинктов требованиями социальной дисциплины, и, поскольку человек живет в обществе и только в нем удовлетворяет свои жизненные потребности, он вынужден принимать репрессивные условия существования, ограничивая свою свободу.

Человек по Фромму, биологически не приспособленный индивид, следствием

чего является его социальное развитие.

Как видно, истоки социального, в том числе духовного творчества, человека

сводится к биологическим механизмам его жизнедеятельности.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса историческо­го развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в пер­вые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмыс­ленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разносто­роннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезья­ны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени пер­вобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное вне­дрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономически­ми организациями. В первые школьные годы простое содержание античйого и вет­хозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духов­ная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени»*.

Date: 2016-11-17; view: 1274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию