Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 11. Глобализация и проблема сохранения цивилизационной идентичности.





(А.И.Лойко)

 

Глобализация приобрела устойчивый характер и основание (см. вопрос 9, раздел I). Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку.

Универсализация жизнедеятельности человечества играет культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитической, экономической, религиозно-духовной).

Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность культивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминаеттектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что устойчивость ее испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные неоднозначной цивилизационной сродностью этических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.

В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крымский, чеченский и т.д.).

Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).


Вопрос 12. Диалектическая и синергетическая методология развития социокультурного бытия.

(А.И.Лойко)

Эта концепция начала разрабатываться в античной философии. В её обосновании принимали участие Гераклий, Платон, Аристотель. В ХVІІІ – ХІХ веках к её дальнейшему обоснованию приступили представители немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Энгельс). Окончательно концепция диалектики была оформлена Гегелем в работе “Наука логики”. Маркс и Энгельс осуществили научно-материалистическое истолкование диалектики как теории и методологии познания. В конечном итоге выявилась следующая структура диалектики как учение о развитии:

- принципы;

- законы;

- категории.

Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция.

В основе диалектики, как концепции, лежат следующие принципы:

- объективности;

- взаимосвязи и взаимодействия;

- системности;

- развития.

Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности.

Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особенность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия.

Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационнуюсоставляющую в виде энергии.

Принцип развития фиксирует динамику бытия в её направленности.

Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные с:

- источником развития, заключенном в единстве и борьбе противоположностей;

- механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений;

- преемственностью развития и её обусловленностью, выражающимся в отрицании отрицания и детерминизме.

Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах:

- единства и борьбы противоположностей;

- взаимного перехода количественных и качественных изменений;

- отрицание отрицания.

Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. Закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, противоречия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; отрицания отрицания – отрицания, преемственности.

Категории в диалектике, кроме функций связанных с итерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы. Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие:

- единичное и всеобщеее;

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность;

- необходимость и свобода;

- причина и следствие.

Диалектика как концепция характрна тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении её можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ века стала претендовать ещё одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитие с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60-70-х годах ХХ века. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Хакена Г. и Причакина И.

Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу дополнительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причинности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих её концепций – диалектической и синергетической.

 


ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

 

Вопрос 13. Наука как важнейшая форма познания в современном мире.

(И.И.Терлюкевич, Н.И.Мушинский)

Понятие науки в современных условиях отражает совокупность разноплановых явлений, поэтому его содержание постоянно уточняется и модернизируется. В самом широком общеупотребительном смысле термин «наука» используется в трёх основных значениях:

1) Наука – это вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных).

2) Наука – это также и социальный институт, призванный обеспечить непрерывный прирост знаний; существует сообщество учёных, различные научные организации и структуры, которые непосредственно заняты решением этих задач.

3) Наука – это, в то же время, система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности её ведущих представителей. В этом смысле говорится о существовании отдельных научных дисциплин, науки подразделяются на естественные и гуманитарные и т.п.

Основные формы рефлексивного осмысления научного познания включают в себя теорию познания, методологию и логику науки. Теория познания (гносеология)- это раздел философии, который отвечает на вопросы: познаваем ли мир, и если познаваем, то какими средствами (разные представители философской мысли по-своему решают эту проблему). Методология и логика науки – заняты поисками критериев научности, универсальных методов познавательной деятельности, которые были бы приложимы к самым разным отраслям научной деятельности.

Наука играет важнейшую роль в жизни современного общества, через развитие техники даёт человеку власть над окружающей природой, увеличивает его жизнеспособность, изучает важнейшие закономерности социального бытия. Наука формирует творческую личность исследователя, ведёт человечество к новым достижениям.

Предпосылки науки создавались в традиционных древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В них был накоплен огромный массив эмпирического знания о природе и обществе, возникли «зачатки» астрономии, медицины, математики, геометрии, географии и других наук. Однако познавательная деятельность традиционных цивилизаций была ориентирована на обыденный опыт, носила рецептурный характер. В ней отсутствовала теоретическая организация знаний, их доказательность и обоснованность, формы развития.

Предверием техногенной цивилизации была античная культура. В середине первого тысячелетия до н.э. в античной Греции возникает демократическая форма правления с присущей ей конкуренцией. В натурфилософии появляются первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, физика Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр.

В античности большое внимание уделяется доказательности и обоснованности знания, получившим своё развитие в логике и риторике. Происходит всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, оперирование абстракциями и категориями. Величайшим достижением Аристотеля было то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания он связал с фундаментальными принципами бытия – причинностью, иерархичностью, всеобщностью, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы и разработанная Аристотелем система категорий служили основанием универсальной гносеологической и методологической ориентации, сформировавшейся в античности – эссенциализма. Эссенциализм – это учение в теории познания, согласно которому итогом правильно организованной познавательной деятельности является постижение сущности вещей как основы, определяющей все их воспринимаемые и возможные свойства.

В средние века оттачивается логический аппарат рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Однако в античности и в средние века в основном имело место философское познание мира. Понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. Все знания существовали в виде единого целого, традиционно называемого философией. В период позднего средневековья (XII – XIV вв.) в различных городах Европы (Болонья, Париж, Оксфорд) возникают первые университеты, создаются школы. В них наряду с изучением традиционных дисциплин грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки, создаются благоприятные условия для развития естественных наук. В трудах Р.Гроссетеста (1175 - 1253), Р.Бэкона (ок. 1214 - 1292), У.Оккама (ок. 1285 - 1349) и других схоластов высказываются идеи о том, что умозрительные науки не могут обойтись без экспериментальных исследований, способных открыть законы Вселенной. В данный период получает распространение магия и алхимия, как специфические формы опытного познания.

Возрождение подготовило научную революцию XVI в., открыло бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, роль активного познающего субъекта. Эти идеи разрабатывали Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Галилео Галилей, И.Кеплер и др. Особое значение для формирования техногенной цивилизации имели:

1) формирование антропоцентрического понимания мира. Человек становится творцом, он наделён свободной волей, способен стать мастером;

2) обоснование гелиоцентрической картины мира, разрушившей антично-средневековое представление о мироустройстве;

3) разработка гипотетико-дедуктивной методологии познания.

Становление новоевропейской науки связано с идеями самодостаточности природы, ведущей роли законов природы, предполагающих не только научное открытие, но и его использование.

Философия эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационализма (Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Лейбниц) разработала принципы, методы, формы эмпирической и теоретической деятельности. Созданная Галилеем и Ньютоном классическая механика является первой естественнонаучной теорией и картиной мира.


Date: 2016-11-17; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию