Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление производством и реализацией продукции





 

4.1. НАУЧНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

4.1.1. Сущность и принципы планирования

 

Планирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия (рис. 4.1.1).

 

 
 

 


Рис. 4.1.1. Сущность планирования

 

Планирование является главной функцией управления производством, поскольку успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и соответствующего ресурсного обеспечения.

Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перспективно. Оно способствует развитию творческой инициативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъюнктуры рынка и политических условий.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:

- выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

- увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуг и снижения цен на них;

- снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

- создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.

Планирование призвано выполнять ряд функций в организации работы предприятия, важнейшие из которых:

 

Функции планирования Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения
Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных и финансовых ресурсах
Согласование деятельности отдельных подразделений и служб предприятия во времени и по количественным показателям
Определение направлений и путей социального развития коллектива предприятия
Решение задач по охране окружающей среды, правильному использованию природных ресурсов

 

Рис. 4.1.2. Функции планирования

 

Планирование опирается на фактические, нормативные данные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в будущем.

Степень обоснованности планирования во многом зависит от достоверности исходных показателей, характеризующих уровень развития отдельного хозяйствующего субъекта, и в его основе лежит составление прогноза деятельности предприятия.

Прогнозирование представляет собой предвидение возможных вариантов развития ситуации на основе ранее сложившихся тенденций и закономерностей в деятельности предприятия.

Сложность планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые макроэкономические процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вообще не поддаются точному планированию, а также многие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и др., не обладают высокой степенью достоверности и точности. Поэтому зачастую планирование базируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением планов, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

Для обеспечения эффективной работы предприятия и уменьшения возможности отрицательных результатов планирования оно должно базироваться на следующих принципах (рис. 4.1.3):

Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

 
 

 


Рис. 4.1.3. Принципы планирования

Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия между долго- и краткосрочными планами.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции, повышения технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и др., которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать резервы, называемые иначе "надбавками безопасности" или "подушками". При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы приводят к частым их изменениям.

Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, то есть каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций. Это позволяет объединить оперативное руководство и планирование; способствует развитию как личности всех работников, занимающихся планированием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри предприятия и т.д.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Таким образом, все перечисленные основные принципы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

 

4.1.2. Методы планирования

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов. Основными из них являются: балансовый, нормативный, системно-аналитический, сетевой, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические и т.п. У каждого из этих методов имеются свой инструментарий и приоритетные требования к основному планируемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности.

Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции (рис. 4.1.4):

 

 

 
 

 

 


Рис. 4.1.4. Сетевой график подготовки производства

 
 


Здесь – событие (например, 1– выдача технического задания, 9 – изготовление опытного образца); продолжительность работы (например, от события 1 до события 2 пройдет 20 дней).

Причем, следует отметить, как видно из рис. 4.1.4, три пути, ведущих от "исходного события" (выдача технического задания) к событию "изготовление опытного образца". Каждые пути представляют собой сумму времени, необходимого для выполнения всего задания. Следовательно, ожидаемый срок выполнения задания будет определяться выбором наиболее приемлемого варианта решения производственной задачи.

Графические методы могут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где x – время работы, y – вид работы. По такому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где x – объем производства, y – стоимость продукции.

Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвуют много исполнителей (рис. 4.1.5).

       
 
   
Цель I уровня     Цель II уровня
 

 

 


Рис. 4.1.5. Дерево целей целевой комплексной программы,

 

где Ц – цель работы или содержание; И – исполнители; С – срок выполнения работы; Ф – размер финансирования.

 

Экономико-математические модели в планировании применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (y), как зависимая от других факторов. Например, линейная зависимость показателей выражается формулой:

 

y = a0 + a1x1 + a2x2,

 

где y – потребление электроэнергии, квт-ч; x1 – мощность технологического оборудования, квт; x2 – производственная программа, шт.; a0, a1, a2 – коэффициенты, полученные расчетным путем по ретроспективным данным.

 

Зная x1 и x2 на плановый период, можно рассчитать планируемый расход электроэнергии.

Сложность экономической ситуации и разнообразие происходящих на предприятии процессов не позволяют использовать перечисленные методы в чистом виде, поэтому чаще всего применяются их различные комбинации, которые должны основываться на системном научном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды.

 

4.1.3. Виды планирования и их краткая характеристика

 

В отечественной экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют дополнить существующую классификацию видов планов по следующим признакам (табл. 4.1.1).

Таблица 4.1.1.

Классификация видов планирования

 

Признаки классификации планов Виды планирования
1. Цель планирования - Оперативное - Тактическое - Стратегическое - Нормативное
2. Уровень управления - Фирменное - Корпоративное - Заводское и т.д.
3. Методы обоснования - Рыночное - Индикативное - Централизованное (директивное)
4. Содержание планов - Организационно-технологиченское - Социально-трудовое - Снабженческо-сбытовое - Инвестиционное - Бизнес-планирование и т.д.
5. Сфера применения - Межцеховое - Внутрицеховое - Бригадное - Индивидуальное
6. Время действия - Краткосрочное - Среднесрочное - Долгосрочное
7. Стадии разработки - Предварительное - Уточненное
8. Степень точности - Укрупненное - Уточненное

 

Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия (распределение продукции по объему, номенклатуре, срокам и др.). Такое планирование обычно является краткосрочным.

Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т.д.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10 – 15 лет.

Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет установленных временных границ. Оно распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.

Рыночное планирование основывается на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и др.

Централизованное (директивное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки товаров и др.

Краткосрочное планирование осуществляется на период от 1 до 3 лет. Его особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года – каждые полгода или ежегодно. Краткосрочное планирование является основой текущего, в котором показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Текущие планы являются скользящими, т.е. на первые три месяца устанавливаются жесткие показатели, а в последующие 9 месяцев их корректируют. Текущие планы являются более детальными по сравнению с краткосрочными и в них увязываются задачи различных служб предприятия, более тесная координация которых происходит в рамках календарного планирования (период действия, как правило, 10 дней). В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 3 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом.

Долгосрочное планирование (5 – 10 лет) создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствования на определенный период и его результатом являются планы предприятия по различным видам его деятельности (производство, реализация, затраты, финансы и т.п.).

На первом этапе планирования обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

Точность планов зависит от применяемых исходных материалов, сроков планирования, используемых методов, профессиональной подготовки и производственного опыта соответствующего персонала.

Все эти виды планирования позволяют комплексно учитывать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпосылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в основе плана социально-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование производства и реализации продукции, потребности в производственных ресурсах, социально-трудовых показателей, себестоимости продукции и цен, формирования и распределения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

План социально-экономического развития предприятия включает в себя следующие разделы (планы):

1. Производство и реализация продукции и услуг (производственная программа).

2. Научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления.

3. Нормы и нормативы.

4. Капитальное строительство.

5. Материально-техническое обеспечение.

6. Труд и заработная плата.

7. Себестоимость, прибыль и рентабельность производства.

8. Фонды экономического стимулирования.

9. Социальное развитие коллектива.

10. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

11. Финансовый план.

Приведенный состав разделов плана социально-экономического развития предприятия может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, программной цели и форм собственности.

Взаимодействие планирования и организационно-экономического механизма управления производством продукции (работ, услуг) на предприятии представлено на рис. 4.1.6.

 

       
 
 
   
Рис. 4.1.6. Взаимодействие планирования и организационно-экономического механизма управления производством продукции (работ, услуг) на предприятии [9, с. 20]    

 


4.1.4. Планирование производства и реализации продукции

 

В плане производства и реализации продукции (производственной программе) определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.

План производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Принятая в плане структура производства, объем и уровень его специализации, обусловливают характер организации производственного процесса, степень использования производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.

На основе установленной номенклатуры и объемов производства разрабатывается план по труду и заработной плате, рассчитывается план по себестоимости продукции, рентабельности производства и т.д. Все это определяет необходимость тщательного обоснования структуры и объемов производства и реализации продукции.

Исходными материалами при составлении плана производства и реализации продукции являются:

- данные маркетинговых служб об изучении спроса на продукцию, производимую предприятием;

- перспективный план технического развития предприятия;

- мероприятия по повышению эффективности производства и изменению производственных мощностей;

- договоры на поставку продукции и прогноз изменения спроса на нее;

- данные о перспективах обеспечения предприятия сырьем и исходными материалами;

- сведения о наличии нереализованной продукции на начало планового периода.

Основными разделами производственной программы являются: план производства в натуральном выражении, план производства в стоимостном выражении, план продаж.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и др. и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для планирования объема производства изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральные измерители. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку (как правило, трудоемкости).

В процессе разработки плана производства все объемные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде.

Ассортимент – развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, соответственно предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостными показателями выпуска продукции являются валовая, товарная и чистая продукция.

Объем валовой продукциипр.) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде, и определяется по формуле:

 

 

где ТП– объем товарной (изготовленной) продукции по плану; Нн, Нк – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода.

 

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объема производства в плановом периоде по сравнению с отчетным, передаче выпуска отдельных видов продукции другим предприятиям для создания задела.

Товарная (изготовленная) продукция включает в себя объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции; полуфабрикаты, предназначенные для поставки на сторону; изделия и запчасти для своего капитального строительства и капитального ремонта; услуги вспомогательных цехов на сторону, своему капитальному строительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия; инструменты и приспособления собственного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприятия.

Плановый объем товарной (изготовленной) продукции (ТП.) находится по формуле:

где Аi – план выпуска продукции в натуральном выражении; Цi – действующая цена i-го изделия; i – вид продукции; m – количество видов продукции, выпущенной предприятием.

 

Товарная продукция отражает объем произведенной продукции и используется для расчета затрат на производство, прибыли, рентабельности и оборачиваемости оборотных средств.

В отличие от валовой и товарной чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия.

Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных фондов. Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важнейших качественных показателей – производительности труда, фондоотдаче и др.

 

Пример. Определить объем валовой, товарной и чистой продукции предприятия, используя следующие данные:

 

Изделие Годовой объем в натуральном выражении, шт. Действующая отпускная цена изделия, руб. Сумма материальных затрат на изделие, руб. Сумма амортизации на изделие, руб. Остатки незавершенного производства по изделиям на конец года, руб.
А          
Б          

 

Товарная продукция: 10000 х 23500 + 43000 х 15600 = 905,8 млн.руб.

Валовая продукция: 905,8 + 20890 х 10000 + 13360 х 43000 = 1689,18 млн.руб.

Чистая продукция: 905,8 – (10500 + 1170) х 10000 – (7600 + 746) х 43000 = 430,22 млн.руб.

 

 

Третьим разделом производственной программы является план продаж. Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При равномерных поставках объем продаж (реализованной продукции) на плановый срок можно определить как произведение среднесуточного выпуска продукции на период времени по формуле:

 

где Ппр. – планируемый объем продаж, руб.; Вс – среднесуточный выпуск (продажа) товаров, руб.; Т – планируемый период продаж (месяц, квартал, год), дней.

 

При неравномерном или нестабильном производстве, подверженном сезонными колебаниям, план продаж обычно составляется на каждый месяц.

По экономической структуре реализованная продукция идентична валовой и товарной продукции, но отличается от них качественным признаком: это продукция, уже оплаченная покупателем. Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идет о показателе реализуемой товарной продукции.

Рассмотренные структура и содержание плана производства и реализации продукции характерны для текущего планирования. Планирование же производства новой конкурентоспособной продукции, могущей обеспечить высокий доход предприятию, предполагает составление каждым субъектом хозяйствования также долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых изделий, расширения использования производственных площадей и т.д.

4.1.5. Сущность бизнес-плана и его назначение

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых и определения средств для их достижения.

Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочными показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

Составляя бизнес-план, надо помнить, что основной целью является получение прибыли через удовлетворение потребностей потребителя, а средствами ее достижения – новые продукты или услуги.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, как скоро можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск.

На рис. 4.1.7 представлена блок-схема назначения и применения бизнес-плана.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, издаваемый руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:

- руководитель разработки бизнес-плана;

- состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

- разработчик бизнес-плана (предприятие-инициатор проекта или привлеченные организации);

- смета затрат на проведение работ и источник финансирования (при необходимости).

Для подготовки бизнес-плана рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных.

Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть:

- собственные средства предприятий и организаций;

- внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели);

- средства потенциальных инвесторов.

Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, охватывает достаточно длительный период, обычно – 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планированием и стратегическим планом существует ряд различий:

 
 
БИЗНЕС-ПЛАН  

 


Н А З Н А Ч Е Н И Е
объект

 

 
 

 

 


С Ф Е Р А П Р И М Е Н Е Н И Я


Рис. 4.1.7. Блок-схема назначения и применения бизнес-плана [11, с. 20]

- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий предприятия;

- стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;

- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомые значения, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равнозначными частями структуры бизнес-плана.

Близким бизнес-плану можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО – еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особое внимание в структуре ТЭО уделяется производственно-техническим аспектам проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.

Бизнес-план может составляться как для действующего предприятия, так и для вновь создаваемого. Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач хозяйствующего субъекта. Применительно к новому предприятию бизнес-план разрабатывается в соответствии с общепринятой в международной экономической практике методикой.

Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса – 10 – 20 страниц, для крупного предприятия – 40 – 50); стоимости проекта (40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс. дол. США и до 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. дол. США); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации и практического опыта составителей бизнес-плана.

 

4.1.6. Структура и порядок разработки бизнес-плана

 

Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа (рис. 4.1.8).

Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.

 

 
 

 

 


Рис. 4.1.8. Этапы разработки бизнес-плана

 

На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта, предприятия-инициатора проекта, организации-разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:

- резюме;

- характеристика предприятия и стратегия его развития;

- описание продукции (услуги);

- анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- план реализации проекта;

- инвестиционный план;

- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

- показатели эффективности проекта;

- юридический план;

- информация о разработчике бизнес-плана.

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Объем резюме – 4 – 7 страниц.

В разделе "Характеристика предприятия и стратегия его развития" дается описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отрасли и национальной экономики в целом. Отражается история развития предприятия, слабые и сильные стороны производственно-хозяйственной деятельности, дается характеристика имеющимся производственным ресурсам, выпускаемой продукции и т.д. Формулируются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования.

В разделе "Описание продукции (услуги)" представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие (область применения, основные характеристики, соответствие стандартам качества и т.д.).

В разделе "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Даются общая характеристика выбранных рынков и динамика их развития, приводятся основные требования потребителей к продукции, оценивается технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и др.

Раздел "Производственный план" предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения. Приводится экологическая оценка проекта (анализ воздействия производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их удаления и переработки).

В разделе "Организационный план" в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

Раздел "План реализации проекта" представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.

В разделе "Инвестиционный план" производится расчет инвестиционных издержек, определяемых как сумма основного капитала и чистого оборотного капитала. Определяются источники финансирования проекта (собственные, заемные, прямые инвестиции и т.д.).

В случае, если проект требует дополнительной государственной поддержки, указываются запрашиваемые меры государственной поддержки для реализации проекта. Приводится расчет и график погашения долговых обязательств.

В разделе "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта; поток денежных средств; составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств.

В разделе "Показатели эффективности проекта" приводится расчет основных оценочных показателей: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и т.д.

Для расчета этих показателей применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств к начальному периоду времени.

Цель данного раздела – оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Дается классификация и оценка рисков по месту их возникновения, а также намечаются меры по их снижению или предотвращению.

В разделе "Юридический план" описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

В разделе "Информация о разработчиках бизнес-плана" дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана:

- история и год создания;

- основные виды деятельности;

- опыт работы в данной сфере услуг;

- перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы;

- перечень основных видов деятельности, по которым оказаны услуги (выполнены расчеты) в рамках данного проекта.

По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового законодательства и т.д. с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

 

4.1.7. Организация планово-экономической работы на предприятии

 

Организация планово-экономической работы на предприятии во многом зависит от размера и типа предприятия.

На малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

На крупных и средних предприятиях разработка планов производится децентрализованно с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб и т.д.

На практике применяются три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх, круговой способ (встречное планирование).

При планировании «сверху вниз» плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия.

Планирование «снизу вверх» осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне предприятия. На более низких уровнях этот план корректируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх.

Аппарат, осуществляющий планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления предприятием (генеральный директор, заместитель директора по экономике и финансам, главный экономист, начальник планового отдела и т.д.).

Взаимосвязь различных служб предприятия в процессе планирования и их функции представлены на рис. 4.1.9.

 

 

 


Рис.

 

 

Рис. 4.1.9. Взаимосвязь служб предприятия в процессе планирования и их функции

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы сущность и назначение планирования?

2. Определите задачи и функции планирования в современных экономических условиях.

3. Охарактеризуйте принципы планирования.

4. Назовите методы планирования и область их применения.

5. Дайте общую характеристику видам планирования.

6. Каким образом разрабатывается план производства и реализации продукции?

7. Какие Вы знаете показатели плана производства и реализации продукции?

8. Каковы сущность и назначение бизнес-плана?

9. Раскройте содержание бизнес-плана и порядок его разработки.

10. Какие функциональные подразделения на предприятии занимаются организацией планово-экономической работы и их функции?

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.

3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М: ИНФРА-М, 1999. – 392 с.

4. Горемыкин В.А. Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. пособие. – М: ИНФРА-М, 1997. – 334 с.

5. Данченко В.Ф. Планирование на предприятии: Метод. разработка. – Витебск: ВГТУ, 2000. – 63 с.

6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. М: Финпресс, 1998. – 192 с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М: ИНФРА-М, 1998. – 336 с.

8. Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов //Нац. реестр правовых актов РБ. – 11 июня 1999г. – № 43. – С.162 – 220.

9. Рутко Д.Ф. Планирование на предприятиях: Учеб. пособие. – Мн.: Веды, 1998. – 100 с.

10. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. – М: ЮНИТИ, 1999. – 303 с.

11. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование: Учебно-практ. пособие – М: Изд-во РДЛ, 2000. – 272 с.

12. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.П. Грузинова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 535 с.

13. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова. – М: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.

Date: 2016-11-17; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию