Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).





Античная философия

Вопрос. Особенности античной философии, ее периодизация. Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

 

Античная философия – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме, зародившихся в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу. Платоновскую Академию).

В античной философии можно условно выделить три этапа:

Первый этап (7 в. до н.э., от формирования собственно греческого философского мышления, до сер. 5 в. до н. э.). Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся взгляды философов: Милетская школа, а также Гераклит Эфесского, Пифагора и пифагорейцев, Элейской школы, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов Левкиппа и Демокрита. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Главная тема ранней греческой философии – поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира.

Второй этап (с сер. 5 в.до н.э. и до 4 в. до н. э.) определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Первую половину классического периода часто называют ранней классикой. Потребность в новом типе знания вызвана прежде всего существенным изменением общественных отношений. Вследствие этого в Афинах, стоявших в авангарде развития античного мира, появляется новый тип мыслителей, которых называют софисты. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. В этот период происходит переориентация античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, а путь к этому знанию Сократ видел в самопознании. Зрелая классика связана с деятельностью Платона и Аристотеля. Этот период иногда еще называют систематическим (5 — 4 вв. до н.э.). Он характеризуется философскими системами Платона и Аристотеля. Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Третий этап (сер 3 в до н.э. и до 6 в.н.э.). В подавляющем большинстве работ этот период определяется как эллинистически-римский. Начало его становления связывают с установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих полисов. Связан с пониманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. В нем в свою очередь выделяют ранний эллинизм – стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, перипатетики (4-1 вв. до н.э.); средний эллинизм – римская философия: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. – 2 в.до н. э.): поздний эллинизм - Плотин и неоплатонизм (3-6 в. н.э.). Многие из направлений возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире. Завершение данного этапа связано с началом формирования христианской философии, которая существенно отличается от философской мысли и философской атмосферы того времени.

 

Особенности античной философии:

1. Античная философия постепенно освобождается от мифологии, но при этом мифологизм ей свойственен;

2. Все философское мышление пронизано космоцентризмом (Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная, Мир воспринимается как огромный и таинственный Космос, гармоничный и многообразный в своих проявлениях. Космос понимается также как единое универсальное живое существо);

3. Философии Древней Греции присущ пантеизм (отождествление богов и сил природы);

4. Философия тесно связана с исследованием явлений природы, в ней заложена первая попытка их объяснения;

5. В античной философии заложены основные философские направления такие, например, как материализм, идеализм, скептицизм;

 

Источники изучения. Античная философская литература сохранилась в общем плохо. Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты в трудах тех более поздних античных авторов. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в последнем периоде, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Основная информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древней греческой философии. Многие тексты греческих философов представлены в средневековых рукописях.

Досократовская материалистическая философия Древней Греции (или раннегреческая натурфилософия 1 этапа Древнегреческой философии).

 

Становление собственно греческой философии происходит в 7 в. до н. э. Как уже говорилось выше, главной темой ранней греческой философии был поиск первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Натурфилософы (Натурфилософия (от лат. natuга — природа), совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы) античности заняты поиском первоначала, которое в каждой философской школе рассматривается по-своему.

Милетская школа. Милетская школа известна как первая философская школа. Милетская школа названа в связи с тем, что возникает она в древнегреческом г. Милет. г. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.

Фалес Милетский. (родился ок. 640 г. до н. э. – умер ок. 562 г. до н. э.) - первый древнегреческий философ, основатель философской школы в Милете. Фалес был тесно связан с ближневосточной культурой. Известно также, что Фалес был провозглашен первым из «семи мудрецов» в 582 г. до н. э. Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. В античности ему были приписаны сочинения в прозе «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». К сожалению, от этих трудов дошли до нас только названия. Более всего он прославился как ученый и философ, искавший начало мироздания.

Вода у Фалеса рассматривается в качестве некоего первоначала. Фалес полагал, что все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания (замерзания), а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю - в этой форме он еще и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Фалес полагал, что Космос един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному началу. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом – душой. Данное положение позволяет утверждать, что Фалес заложил теоретические основы учения, имеющее название «гилозоизм» (учение о всеобщей одушевленности материи, природы).

Анаксимандр Милетский (родился ок. 611 г. до н.э. - умер ок. 546 г. до н. э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон (греч. бесконечное, беспредельное), которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Затем в центре собирается, как самое тяжелое, земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами.

Анаксимен Милетский (родился ок. 585 г. до н.э.– умер ок. 524 г. до н. э.) — древнегреческий философ, последний представителем милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи, в качестве которого он понимал неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух, из которого возникает все остальное. Воздух у Анаксимена так же беспределен. Согласно ему, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению— ветер, облака, вода, земля и камни. Разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила.

  Гераклит Эфесский (родился ок. 540 г. до н. э. - умер ок. 480 г. до н. э.) — древнегреческий философ-досократик. Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Он приписывал движение всем вещам. В своей диалектике Гераклит исходит из того, что все изменчиво, ибо «все течет, все изменяется». Гераклит, как никто из древних философов, был убежден, что в мироздании нет ничего неизменного. Он уподоблял мир реке и говорил, что «в ту же реку вступаем и не вступаем» («в одну реку нельзя войти дважды…»), потому что «на входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды».   Атомистическое учение Демокрита. Демокри́т Абдерский (родился ок. 460 г. до н. э., Абдеры – умер ок. 370 г. до н. э.)— древнегреческий философ-материалист, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Атомы бесконечны, как и их формы (идей, греч. «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Платона). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит), сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Тела — это комбинации атомов.   Онтологизм древнегреческой философии. Онтологизм (термин «онтология» в переводе с греч. означает «учение о бытии», ontos с греч. - сущее, loqos - учение) древнегреческой философии состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового. В древнегреческой философии именно элеаты развивают традиции исследования проблемы бытия. Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.). Принадлежность к элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. К ней относят также Ксенофана из Колофона, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида.   Ксенофан Колофонский (родился ок. 565 г. д. н. э — умер ок. 470 г. д. н. э.) — древнегреческий странствующий поэт и философ, основатель элейской школы и учителем Парменида. О жизни Ксенофана известно весьма мало. Он происходит из г. Колофон Возможно, что покинул ионийский Колофон из-за персидского нашествия, а в последствии переселился именно в Элею. Хотя основой его онтологии было «единое» - совершенное, единое бытие,   Пармениид из Элеи (родился ок. 540 г. до н. э. – умер ок. 470 г. до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель, представитель элейской школы. Он был другом и учеником Ксенофана. Парменид занимался вопросами бытия и познания. Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Бытие и мысль – неразделимое одно и то же. Парменид указывает, что бытие всегда неизменно, оно постоянно, целостно и едино. Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет». Зенон Элейский (родился ок. 490 г. до н. э. — умер ок. 430 г. до н. э.), древнегреческий философ, представитель элейской школы, ученик Парменида. Родился в Элее, детали биографии практически неизвестны. Зенон развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и его неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона (парадоксы, затруднительные по содержанию, противоречивые рассуждения): дихотомия, Ахиллес и черепаха, стрела, стадион. Летящая стрела. Стрела каждый раз занимает в пространстве промежуток, где она покоится, поэтому расстояние, которое она преодолевает, состоит в итоге из отрезков, где она не движется, следовательно, стрела покоится. В его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом».

Date: 2016-11-17; view: 1264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию