Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 27. Тяжкие грехи





На прошлом уроке мы рассмотрели слова и поступки, которые выводят человека из лона ислама и обрекают его на вечные муки в Аду. Сейчас мы поговорим об остальных тяжких грехах, которые навлекают на человека проклятие Аллаха, но не делают его неверующим.

Тот, кто совершает такие грехи, заслуживает наказания в Будущей Жизни, но его судьба зависит от решения Всевышнего Аллаха. Если Аллаху будет угодно, Он помилует раба и отпустит ему эти грехи. Если же Он решил поступить с ним справедливо, то призовет его к ответу и ввергнет в Ад, пламя которого очистит его душу от скверны совершенных злодеяний. Однако он не останется в Аду навечно, поскольку в его душе было и добро, ради которого Господь выведет его оттуда и введет в Райские Сады.

Тяжкие грехи отдаляют человека от Аллаха и, как мы уже отметили, обрекают его на проклятие Аллаха, Его ангелов и всех тех, кто может проклинать. Они имеют опасные и тяжелые последствия, и благоразумный человек обязан всеми силами остерегаться их. Именно так поступали богобоязненные сподвижники, стремившиеся уяснить для себя все пути, ведущие в Геенну, чтобы даже не приближаться к ним.

Передают, что Хузейфа б. аль-Йаман рассказывал: «Люди спрашивали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о хорошем, а я всегда спрашивал его о плохом, опасаясь того, что это может постичь меня». i

К сожалению, многие из этих грехов сегодня широко распространены среди мусульман. Более того, некоторые из них даже не имеют представлений о том, какие опасные поступки они совершают. Наступило то самое время, о котором нас предупреждал благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, когда невежество распространилось по всей земле и поглотило даже приверженцев ислама. Вот почему мы решили посвятить рассмотрению этого вопроса целый урок в надежде на то, что читатели прислушаются к наставлениям и извлекут из этого выгоду.

Непочтительное отношение к родителям, отказ от послушания им, причинение им обиды словом или делом. Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу», не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня маленьким» (аль-Исра, 23-24). Он также сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Лукман, 14).

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о тяжких грехах, и он сказал: «Тяжкие грехи – это приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность к родителям, убийство и ложная клятва». ii

Разрыв родственных связей и невыполнение материальных и прочих обязанностей перед родственниками. Передают со слов Джубейра б. Мутима, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Рай не войдет тот, кто разрывает родственные связи». iiiК сожалению, сегодня многие мусульмане пренебрегают своими обязанностями по отношению к родителям и родственникам, аргументируя это тем, что их родственники сами не поддерживают связь с ними. Однако это не является для них оправданием, поскольку тот, кто поддерживает связи только с теми, кто оказывает ему внимание, делает это не ради Всевышнего Аллаха, а всего лишь отвечает на проявленное к нему почтение. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Родственные связи поддерживает не тот, кто воздает должное, а тот, кто восстанавливает разорванную связь». iv

Передают со слов Абу Хурейры, что некий мужчина сказал: «О посланник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я поддерживаю отношения, хотя они стремятся разорвать их. Я делаю им добро, а они причиняют мне вред. Я проявляю к ним терпение, но они по своему невежеству обходятся со мной плохо». Он сказал: «Если все так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь им рот раскаленными углями. Пока ты будешь поступать так, рядом с тобой всегда будет помощник от Аллаха, который поможет тебе одолеть их». v

Ростовщичество. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете. Бойтесь Огня, который уготован неверующим. Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы» (Аль Имран, 130-132). Всевышний пригрозил Адом тем, кто занимается ростовщичеством, сказав: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они останутся надолго» (аль-Бакара, 275).

Передают со слов Джабира, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах проклял тех, кто пожирает и выплачивает лихву, и тех, кто является свидетелем этого и записывает это, причем все они совершают одинаковый грех». vi

Пожирание имущества сирот и злоупотребление им. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы огнем, и будут они гореть в Пламени» (ан-Ниса, 10). Согласно шариату, сиротой является несовершеннолетний ребенок, не имеющий отца.

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сторонитесь семи пагубных грехов». Люди спросили: «О посланник Аллаха, а что это за грехи?» Он сказал: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, пожирание лихвы, пожирание имущества сироты, бегство с поля боя и обвинение в прелюбодея­нии целомудренных верующих женщин, которые даже не помыш­ляют о таком». vii

Лжесвидетельство и лживые клятвы. Лжесвидетельством называется заведомо ложное показание, а также свидетельство о том, о чем человек не имеет знания. Передают, что Абу Бакр рассказывал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?» Мы сказали: «Конечно, сообщи, посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал, опершись на руку, а потом он сел и сказал: «Поистине, это – лживое слово и лживое свидетельство! Это – лживое слово и лживое свидетельство». И он продолжал повторять это, пока я не подумал: «Он никогда не смолкнет!» viii

Передают со слов Абу Умамы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто клянется для того, чтобы присвоить себе то, что принадлежит мусульманину, того Аллах непременно ввергнет в Ад и лишит возможности попасть в Рай». ix

Взяточничество. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто дает взятку, и тот, кто берет ее, попадут в Ад». x Шариат категорически запрещает брать и давать взятки, потому что общество, в котором распространяется этот грех, становится коррумпированным и разлагается. За деньги люди приобретают то, на что у них нет права, чего они не достойны, и это неизбежно приводит к невежеству, смуте и многим другим грехам. Однако богословы разрешают откупаться от несправедливых чиновников, которые не позволяют человеку получить то, на что у него есть законное право. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Вынесение судебных решений по незнанию или на основании личной симпатии. Всевышний сказал Своему посланнику: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (аль-Маида, 48).

Передают со слов Бурейды б. аль-Хусайба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судьи бывают трех видов: один из них попадет в Рай, а двое других – в Ад. В Рай попадет судья, знавший истину и вынесший приговор на основании этого. Тот же, кто знал истину и вынес несправедливый приговор, попадет в Ад. И тот, кто не знал истину и вынес приговор, тоже попадет в Ад». xi

Обман подчиненных, неискренность по отношению к ним и действия, направленные во вред им или общему делу. Передают со слов Абу Бурзы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Правители должны быть курейшитами. Когда их будут молить о прощении, они должны быть милосердными. Когда они будут давать обещания, то должны выполнять их. Когда они будут выносить приговор, они должны быть справедливы. Но если кто-нибудь из них не станет поступать так, то на него падет проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». xii

Передают со слов Макиля б. Йасара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах запретил впускать в Рай раба, которого Он обязал заботиться о его пастве, а тот умер, обманывая их». xiii Это относится ко всем, кто несет ответственность за людей, находящихся в его подчинении. Правитель несет ответственность за граждан своей страны, мужчина – за своих домочадцев, директор предприятия – за своих подчиненных. Передают со слов Ибн Умара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за паству свою. Правитель – пастырь, и мужчина – пастырь в своей семье, и женщина – пастырь в доме своего мужа и в ответе за его детей. Каждый из вас – пастырь, и каждый в ответе за свою паству». xiv

Создание изображений живых существ – человека, животных, птиц и т.п. Передают со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для каждого, кто создавал изображения, будет создано столько душ, сколько было создано им изображений, и они будут мучить его в Геенне». xv

Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, те, кто создал эти изображения, будут наказаны в День воскресения, когда им будет велено вдохнуть жизнь в свои творения. И, поистине, ангелы не входят в дома, в которых находятся изображения». xvi

Что же касается деревьев, трав, фруктов и остальных творений, не имеющих души, то, по мнению большинства богословов, рисовать их разрешается. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Грубость, жадность и высокомерие. Передают со слов Харисы б. Вахба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли мне вам об обитателях Ада? Там окажется каждый, кто груб, жаден и высокомерен». xvii Грубым считается тот, кто не соглашается с истиной и проявляет мягкого отношения к творениям. Жадным считается тот, кто собирает имущество и скупится на то, чтобы расходовать его на пути Аллаха, а высокомерным – тот, кто считает себя выше остальных людей, а свое мнение – превыше истины.

В другом хадисе Харисы б. Вахба сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Рай тот, кто груб и жестокосерден, и тот, кто груб и высокомерен». xviii

Сокрытие полезных знаний тогда, когда люди нуждаются в них. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (аль-Бакара, 159).

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто скроет знания, о которых его спросили, на того в День воскресения Аллах наденет огненную узду». xix

Оскорбление сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». xx

Передают со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ругает моих сподвижников, на того попадает проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». xxi

Имам Абу Зура сказал: «Если ты встретишь человека, который умаляет достоинство хотя бы одного из сподвижников, то знай, что он – неверующий, ибо Коран – это истина, и Посланник – истина, и то, что он принес с собой, – истина, а донесли до нас все именно сподвижники. Тот, кто порочит их, желает оболгать Коран и Сунну, и поэтому он сам более всего заслуживает того, чтобы его опорочили и объявили неверующим и сбившимся с пути».

Сокрытие преступников и смутьянов. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах проклял того, кто проклинает своего отца. Аллах проклял того, кто совершает жертвоприношение не ради Аллаха. Аллах проклял того, кто скрывает человека, распространяющего на земле нечестие. Аллах проклял того, кто изменяет границы земельных угодий». xxii

Нанесение татуировок и выдергивание бровей. Передают, что Абдуллах б. Масуд сказал: «Да проклянет Аллах тех женщин, которые делают татуировки, и тех, которым делают татуировки; и тех, которые выдирают брови, и тех, которым выдирают брови; и тех, которые обтачивают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха». Умм Йакуб сказала: «Что ты говоришь?!» Абдуллах сказал: «Почему я не должен проклинать тех, кто проклят устами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в писании Аллаха». Она сказала: «Клянусь Аллахом, я прочла писание Аллаха от корки до корки и не встретила в нем этого». Он сказал: «Клянусь Аллахом, если ты действительно прочла писание Аллаха, то встретила в нем слова: «Берите то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил» (аль-Хашр, 7). xxiii

Преднамеренное убийство мусульманина. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (ан-Ниса, 93).

Передают со слов Абу Бакра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если двое мусульман сойдутся с мечами в руках, то и убийца, и убитый попадут в Ад». Его спросили: «С убийцей все ясно. Но почему же туда попадет убитый?» Он ответил: «Поистине, он намеревался убить своего товарища». xxiv

Причинение вреда соседям. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Рай тот, чьи соседи не находятся в безопасности от его зла». xxv

Передают со слов Абу Шурейха, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не верует!» Он повторил эти слова трижды, и его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла». xxvi

Ношение женщинами одежды, которая не покрывает все тело и привлекает к себе внимание. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это – люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что его можно будет почувствовать на очень большом расстоянии». xxvii

Передают, что Амр б. аль-Ас рассказывал: «Когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в этом ущелье, он сказал: «Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?» Мы сказали: «Мы видим черную ворону с белым пятном на ноге, красным клювом и красными лапками». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина не будет похожа на такую ворону, то она не войдет в Рай». xxviii

Требование женщиной развода без уважительной причины. Передают со слов Саубана, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина просит у своего мужа развода без уважительной причины, то ее лишат возможности почувствовать даже благоухание Рая». xxix

Распространение сплетен и клеветы. Всевышний сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней Жизни» (ан-Нур, 19). Он также сказал: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб, 58).

Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто заступится за человека, которого надлежит наказать по законам Аллаха, тот воспротивится воле Аллаха. Кто умрет, не выплатив долг, тот не будет расплачиваться динарами или дирхемами, а будет расплачиваться благими и скверными деяниями. Кто препирается, отстаивая ложь, тот оказывается под гневом Аллаха до тех пор, пока не перестанет поступать таким образом. Кто возводит навет на правоверного, того Аллах поселит в грязи из выделений адских мучеников. Он будет пытаться выбраться оттуда, но не сможет сделать этого». xxx

Передают со слов Хузейфы б. аль-Йамана, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сплетник не войдет в Рай». xxxi Сплетником считается тот, кто распространяет слухи среди людей для того, чтобы посеять между ними вражду. Клеветником же называют того, кто незаслуженно возводит навет на людей.

Попрек в оказанной милости. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не верует в Аллаха и в Последний День. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (аль-Бакара, 264).

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто попрекает людей в оказанной им милости, ослушается родителей и имеет пристрастие к спиртному, тот не войдет в Рай». xxxii

Самоубийство. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко» (ан-Ниса, 29-30).

Передают со слов Джундаба б. Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди тех, кто жил до вас, был мужчина, который получил ранение и испытывал сильные боли. Тогда он взял нож и проколол себе руку. Кровь вытекала из этой раны до тех пор, пока он не скончался. Всевышний Аллах же сказал: «Мой раб опередил меня, и Я лишаю его возможности войти в Рай». xxxiii

В другом хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто убьет себя железным оружием, тот вечно пребудет в Адском Огне с куском железа в руках, протыкая им свой живот. Кто выпьет яд и отравит себя, тот вечно пребудет в Адском Огне, выпивая яд глотками. А кто убьет себя, бросившись со скалы, тот вечно пребудет в Адском Огне, бросаясь вниз со скалы». xxxiv

Употребление в пищу того, что заработано незаконным путем. Передают со слов Абу Бакра, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое тело, которое взращено на том, что заработано незаконным путем, более всего заслуживает оказаться в Аду». xxxv

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и принимает Он только благое. И, поистине, Аллах приказал верующим то же, что приказал посланникам. Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете» (аль-Муминун, 51). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас…» (аль-Бакара, 172). Затем он упомянул о человеке, который отправился в дальнюю поездку. С растрепанной головой, весь покрытый пылью, он воздевает руки к небу со словами: «Господи! Господи!» Но он ест то, что запрещено, и пьет то, что запрещено, и носит то, что запрещено. Он вскормлен тем, что запрещено. Разве ж он получит ответ на свою мольбу?! xxxvi

Использование золотой и серебряной посуды для еды и питья, причем этот запрет распространяется как на мужчин, так и на женщин. Передают со слов Умм Саламы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В животе у того, кто пьет из серебряного сосуда, вода будет клокотать адским пламенем». xxxvii

Передают со слов Хузейфы б. аль-Йамана, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из таких блюд, поскольку они – для них xxxviii в этом мире, а для вас – в Будущей Жизни». xxxix

Мы упомянули лишь некоторые из тяжких грехов, каждого из которых даже в отдельности вполне достаточно для того, чтобы попасть в Ад на долгие годы. Верующий обязан остерегаться их и молить Аллаха о том, чтобы Он уберег его от непокорности. Человек слишком слаб и нетерпелив для того, чтобы самостоятельно уберечься от грехопадения, но если он уповает на Аллаха и искренне следует Его путем, то Господь не оставит его без Своей поддержки и непременно поможет ему преодолеть любые трудности и испытания.

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передал аль-Бухари.

iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iv Этот хадис передал аль-Бухари.

v Этот хадис передал Муслим.

vi Этот хадис передали Ахмад и Муслим.

vii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

viii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ix Этот хадис передал Муслим.

x Этот хадис передал ат-Табарани.

xi Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

xii Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его хорошим.

xiii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xiv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xvi Этот хадис передал аль-Бухари.

xvii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xviii Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Албани назвал его достоверным.

xix Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным.

xx Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxi Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Албани назвал его хорошим.

xxii Этот хадис передал Муслим.

xxiii Этот хадис передал аль-Бухари.

xxiv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxv Этот хадис передал Муслим.

xxvi Этот хадис передал аль-Бухари.

xxvii Этот хадис передал Муслим.

xxviii Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxix Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

xxx Этот хадис передал Абу Давуд, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxxi Этот хадис передал Муслим.

xxxii Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Албани назвал его достоверным.

xxxiii Этот хадис передал аль-Бухари.

xxxiv Этот хадис передал Муслим.

xxxv Этот хадис передал Абу Нуейм в сборнике «Хильят аль-Аулийа», и аль-Албани назвал его достоверным.

xxxvi Этот хадис передал Муслим.

xxxvii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

xxxviii Имеются в виду неверующие, которые пользуются золотой и серебряной посудой, не взирая на строгий запрет.

xxxix Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Урок 28. Закят фитр

Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закят фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этого пожертвования.

Закят фитр был вменен в обязанность мусульманам во 2 г.х., когда им впервые было приказано поститься в рамадане. Выплачивать этот закят обязательно, поскольку поступать так приказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любое повеление которого фактически является повелением Всевышнего Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (ан-Ниса, 80). Всевышний также сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115). Он также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Хашр, 7).

Закят фитр выплачивается за всех мусульман – взрослых и детей, мужчин и женщин, свободных и рабов. Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей». i

Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся в утробе матери, потому что так поступал повелитель правоверных Усман б. Аффан, да будет доволен им Аллах. Мужчина обязан выплачивать закят фитр за себя самого и за тех, кого он опекает, например, за жену или за близких родственников, если они не могут самостоятельно сделать это. Если же они в состоянии выплатить его сами, то лучше, чтобы они так и сделали, потому что это пожертвование является долгом каждого мусульманина.

Закят фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного саа, то нужно выплатить то, что имеется, потому что шариат не возлагает на человека то, что превышает его возможности. Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (ат-Тагабун, 16).

Мудрость предписания относительно закята фитр совершенно очевидна.

Во-первых, верующий проявляет заботу о бедняках и удерживает их от попрошайничества, чтобы они могли порадоваться в праздник разговения и достойно встретить его вместе с обеспеченными мусульманами.

Во-вторых, он воспитывает в себе такие прекрасные качества, как щедрость и великодушие, доброта и сострадание.

В-третьих, он искупает грехи и прочие упущения, сделанные во время поста, ведь любое доброе дело смывает совершенные ранее прегрешения и в какой-то степени восполняет упущенное.

В-четвертых, он благодарит Всевышнего Аллаха за то, что Он позволил ему завершить пост и ночные намазы и облегчил для него исполнение праведных деяний во время поста.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст это пожертвование до намаза, то оно будет принято. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». ii

Закят фитр разрешается выплачивать любыми основными продуктами питания, потребляемыми людьми. Не разрешается выплачивать закят фитр кормом для скотины, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать его беднякам, а не животным. Также не разрешается выплачивать его одеждой, мебелью, посудой или утварью, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел в качестве закята фитр раздавать продукты питания. Также не разрешается выплачивать закят фитр деньгами, и тому есть несколько объяснений.

Во-первых, мусульмане не поступали так во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не должны поступать так в настоящее время. Передают со слов матери правоверных Аиши, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесет в наше дело то, что не от него, то это будет отвергнуто». iii

Во-вторых, закят фитр является обязательным обрядом поклонения, в котором точно определен вид выплачиваемого имущества, поэтому нельзя выходить за рамки данного вида так же, как нельзя выплачивать закят фитр до или после отведенного для его выплаты времени.

В-третьих, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел выплачивать закят фитр определенными продуктами, цены на которые, в большинстве случаев, различны. И если бы цену какого-либо продукта можно было принимать в расчет, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал бы выплачивать закят фитр именно этим продуктом, и тогда все остальные продукты выплачивались бы в количестве, эквивалентном цене первого.

В-четвертых, выплата закята фитр продуктами является одним из символических обрядов ислама. Мусульмане могут наблюдать за тем, как взвешиваются и раздаются пожертвования. Выплата же его деньгами превращает этот обряд в милостыню, которую один человек тайно передает другому, и никто, кроме них и Всевышнего Аллаха, не знает об этом.

Таким образом, из достоверных хадисов известно, что закят фитр выплачивается из расчета 1 саа продуктов питания, потребляемых людьми, за каждого человека. Мы уже не раз отмечали, что один саа вмещает 2040 г. высокосортной пшеницы. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного саа сухих фиников или ячменя». iv

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят фитр в размере одного саа продуктов питания, сухих фиников, ячменя или изюма». v

Закят фитр можно выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом. В качестве него нельзя раздавать всего два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один саа, что равняется четырем муддам. vi

Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного саа. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром». vii

Если мусульманин не найдет ни одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить закят фитр другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рисом, кукурузой, гречкой или даже мясом. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.

Однако в качестве закята фитр нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому его нельзя выплачивать заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время.

Закят фитр становится обязательным после захода солнца в ночь на праздник разговения. Тот, кто застал это время тогда, когда закят фитр обязателен для него, должен выплатить это пожертвование. В противном случае, человек не обязан выплачивать его. Так, например, если человек умер за несколько минут до заката солнца, то за него не нужно выплачивать закят фитр. Если же он умер через несколько минут после заката солнца, то за него нужно выплатить его. Если человек родился через несколько минут после захода солнца, то за него необязательно выплачивать закят фитр. Однако, как это было сказано выше, поступить так желательно. Если же он родился за несколько минут до захода солнца, то за него необходимо выплатить закят фитр. Объясняется же это тем, что закят фитр становится обязательным именно в то время, когда завершается пост и наступает праздник разговения.

Что же касается времени, когда можно выплачивать закят фитр, то оно делится на дозволенное и желательное. Желательным временем для выплаты закята фитр является раннее утро в праздник разговения до совершения праздничного намаза. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали пожертвование фитр в праздник разговения в размере одного саа продуктов питания». viii

Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выплачивать закят фитр до того, как люди выйдут на праздничный намаз». ix Таким образом, желательно немного задерживать праздничный намаз, чтобы люди могли выплатить закят фитр до него.

Что же касается дозволенного времени, то оно наступает за один-два дня до праздника разговения. Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар выплачивал закят за детей и взрослых и даже за моих детей. Он давал его всем, кто его брал, и все они получали его за один-два дня до праздника разговения». x

Необходимо выплатить закят фитр до праздничного намаза и не разрешается откладывать его выплату на более поздний срок. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предписал раздавать закят фитр, дабы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Если постившийся раздаст этот закят до намаза, то он будет принят. Если же он раздаст его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием». xi

Если же человек отложил выплату закята фитр по уважительной причине, например, если он был в пути, и при нем не было продуктов или людей, которым можно было бы выплатить его, или если весть о наступлении праздника застала его врасплох, и он не успел подготовиться, или если он доверил кому-то выплатить закят фитр, а тот человек забыл вовремя сделать это, то он может выплатить это пожертвование и после праздничного намаза.

Закят фитр должен дойти до того, кому он полагается, или до его доверенного лица до начала праздничного намаза. Поэтому если человек вознамерился выплатить закят фитр какому-то определенному лицу, но не смог найти его до праздничного намаза, то он должен выплатить этот закят другому лицу, а не откладывать его выплату на более позднее время.

Человек должен выплачивать закят фитр в месте своего проживания, независимо от того, является ли это место его постоянным или временным местожительством. Если же в месте его проживания нет того, кому можно было бы выплатить закят фитр, то он может выплатить его в другом месте через свое доверенное лицо.

Необходимо выплачивать закят фитр беднякам, а также должникам, которые не в состоянии расплатиться со своими кредиторами. Разрешается раздавать его нескольким беднякам, так же, как можно раздать несколько пожертвований одному бедняку, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил количество выплачиваемого продукта, но не определил количество тех, кому эту милостыню полагается раздать. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

Комментарии

i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

ii Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа.

iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

iv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

v Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

vi Среди мусульман распространено ошибочное мнение, что в качестве закята фитр достаточно выплатить всего два мудда высокосортной пшеницы. Это мнение противоречит достоверным хадисам, и руководствоваться им нельзя.

vii Этот хадис передал аль-Бухари.

viii Этот хадис передал аль-Бухари.

ix Этот хадис передал Муслим.

x Этот хадис передал аль-Бухари.

xi Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа.

Урок 29. Покаяние

Всевышний Аллах призвал Своих рабов приносить покаяние и просить у Него прощения. В Коране по этому поводу сказано: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий День» (Худ, 3).

«Скажи: «Я – такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог – Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам!» (Фуссилат, 6); «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (ан-Нур, 31); «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (ат-Тахрим, 8); «Поистине, Аллах любит тех, кто кается, и любит тех, кто очищается» (аль-Бакара, 222). Есть и другие аяты, в которых Аллах повелел верующим каяться и просить прощения.

О пользе и необходимости покаяния также сообщается во многих хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Передают со слов аль-Агарра б. Йасара аль-Музани, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, кайтесь перед Аллахом и просите у Него прощения! Поистине, я каюсь по сто раз в день». i

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я прошу у Аллаха прощение и каюсь перед Ним более семидесяти раз в день». ii

Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах рад покаянию Своего раба, когда тот обращается к Нему, сильнее, чем человек, который ехал по пустыне на своей верблюдице, и она убежала от него и унесла на себе его еду и питье. Он отчаялся найти ее, пришел к дереву и прилег в его тени. И вдруг он увидел, что его верблюдица стоит перед ним. Он взял ее за поводья и с радостью воскликнул: «Господи, Ты – раб мой, а я – Твой господь». Он допустил ошибку из-за большой радости». iii

Всевышний рад покаянию человека, потому что Он любит принимать покаяния и прощать. Он любит, когда раб возвращается на прямой путь и приближается к своему Господу.

Передают со слов Анаса и Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы сын Адама имел долину, полную золота, то он пожелал бы иметь две долины, но его рот наполнит только земля. Аллах же принимает покаяние того, кто кается перед Ним». iv

Покаяние – это отречение от греха и возвращение на путь покорности и повиновению Аллаху. Всевышний Аллах является Единственным, Кто заслуживает поклонения, а суть его заключается в том, что человек унижается и смиряется перед Господом с любовью и почтением к Нему. Покаяние же человека заключается в том, что он возвращается на путь Господа и предстает перед Ним, испытывая горькое сожаление, трепетный страх и надежду на прощение.

Покаяние нужно совершать сразу после того, как человек осознал свой грех. Его нельзя откладывать, потому что поступать так приказали Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и человек не имеет права откладывать исполнение их повелений, так как он не может знать, что произойдет с ним в будущем. Быть может, смерть настигнет его раньше, чем он успеет покаяться. Кроме того, человек, который продолжает грешить, отдаляется от Всевышнего Аллаха. Его душа черствеет и покрывается пеленой, а его вера слабеет, поскольку вера увеличивается благодаря богоугодным поступкам и уменьшается под воздействием грехов и ослушания. Продолжая грешить, человек привыкает к своим злодеяниям, и наступает момент, когда он уже не может расстаться с ними, а сатана открывает ему все новые врата для совершения еще более отвратительных поступков. Постепенно он теряет стыд перед Аллахом и перед людьми и начинает грешить открыто, не задумываясь о том, что навлекает на себя гнев Аллаха и проклятие Его верующих рабов. Один из праведных богословов сказал: «Грехи являются гонцами неверия. Человек постепенно совершает один грех за другим и, в конце концов, полностью отказывается от своей веры». Упаси нас Аллах от подобного конца!

Мусульманские мыслители упоминали о многих порочных последствиях грехов. Они лишают человека Божьей поддержки и делают порочным его мышление. Грешник перестает понимать истину, и его душа разлагается. Он лишается доброй славы, и люди начинают испытывать к нему отвращение. Аллах же отдаляет его от Себя и отвергает его молитвы. Его сердце становится черствым, а тело – слабым и подверженным болезням. Он лишается благодати в мирском уделе и во времени, забывает приобретенные полезные знания. Его уделом становится низость, унижение перед врагами и стеснение в груди. Господь начинает искушать его скверными товарищами, которые губят его душу и убивают его время. Постепенно им овладевает непреодолимая тоска и печаль, а его жизнь становится тяжкой и невыносимой. В конце концов, его судьба закрывается, а сердце запечатывается, и под тяжким бременем ослушания он уже не в силах узреть истину и извлечь пользу из наставлений. Он встает на путь, ведущий в Геенну, осознает свой дурной конец, но уже не может что-либо изменить. Все это является следствием ослушания Аллаха и пренебрежения Его мудрыми назиданиями.

Покаяние позволяет уберечься от этих дурных последствий грехов и вместе с тем обрести великое благо.

Во-первых, оно смывает грехи и сберегает праведные дела. В хадисе Ибн Масуда сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто вообще не совершал греха». v

Во-вторых, оно заменяет злодеяние благими поступками. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Фуркан, 69-70).

В-третьих, оно очищает душу кающегося. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно. Если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то его душа очищается. Но если он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может покрыть все сердце. Оно превращается в покрывало, о котором упомянул Всевышний Аллах, когда сказал: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (аль-Мутаффифин, 14). vi

В-четвертых, оно является залогом спокойной и безмятежной жизни. Всевышний Аллах сказал: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий День» (Худ, 3).

В-пятых, покаяние является причиной, которая определяет степень благосостояния и могущества. Всевышний сказал устами пророка Нуха: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (Нух, 10-12).

В-шестых, оно является залогом успеха как при жизни на земле, так и после смерти. Всевышний сказал: «А тот, кто раскаялся, уверовал и поступал праведно, возможно, окажется в числе преуспевших» (аль-Касас, 67). Он также сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (Марьям, 59-60).

Однако Всевышний Аллах принимает покаяние только тогда, когда кающийся соблюдает следующие пять условий:

Покаяние должно быть принесено искренне ради Всевышнего Аллаха. Причиной, побуждающей человека к покаянию, должна быть его любовь к своему Творцу, почтение к Нему, надежда на Его вознаграждение и страх перед Его наказанием. Человек не должен посредством своего поклонения искать мирских благ или довольства творений, в противном случае его покаяние не будет принято Аллахом, потому что он совершил его не ради Аллаха, а из корыстных побуждений.

Человек должен горько сожалеть о содеянных им прегрешениях и жалеть о том, что он совершил их. Сожалея о своих грехах, человек всей душой обращается к Господу, покорно склоняется перед Ним и бранит свою душу, повелевшую ему совершить их. И только в этом случае можно говорить, что раскаяние было вызвано твердой верой и убежденностью.

Человек должен сразу же прекратить грех, в котором он раскаивается. Если он совершает что-либо запретное, то он должен без промедления оставить этот грех. Если же он не выполняет обязательное предписание, то после покаяния он должен начать совершать его. Более того, если шариат предусматривает возмещение пропущенного предписания, например, выплату задержанного закята, то он обязан выполнить и это условие. Если же покаявшийся продолжает грешить, то его раскаяние не принимается Аллахом. Например, если человек заявляет, что он кается в ростовщичестве, но продолжает заниматься этим, то его покаяние считается недействительным, а его слова расцениваются как насмехательство над Аллахом и Его знамениями. Поступая так, человек еще больше отдаляется от Аллаха.

Если совершенный человеком грех связан с попиранием чьих-либо прав, то его покаяние не будет принято до тех пор, пока он не выполнит свой долг перед лицом, пострадавшим от его действий. Например, если человек присвоил чужое имущество, то его покаяние не будет принято, пока он не вернет это имущество законному владельцу, если тот жив, или его наследникам, если тот умер. При этом кающийся не обязан оповещать их, каким путем имущество попало к нему, и достаточно просто передать им его. Если у потерпевшего не было наследников, то он должен отдать его имущество в государственную казну. Если же он не знает, кто является законным хозяином данного имущества, то он должен раздать его в качестве милостыни от имени потерпевшего, ведь Всевышнему Аллаху ведомо об этом. Если же один человек злословил за спиной другого, то он должен попросить прощения у пострадавшего, если тот узнал о его грехе. Если же он не хочет, чтобы пострадавший узнал о его поступке, то он должен попросить у Аллаха прощение для пострадавшего и похвалить его перед теми людьми, перед которыми он злословил о нем. Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния!

Покаяние из-за какого-либо конкретного греха считается действительным, даже если человек продолжает совершать другие грехи, так как деяния рабов различны, а их вера не одинакова. Но человека нельзя назвать покаявшимся, и он не заслуживает похвалы Аллаха до тех пор, пока он непокается во всех своих грехах.

Кающийся должен твердо решить, что никогда больше не совершит этот грех. Подобное намерение является плодом покаяния и свидетельствует об искренности того, кто его принес. Если человек заявит о том, что он кается в совершенном грехе, но намерен в будущем вновь совершить его или не уверен в том, что не совершит его, то его покаяние не является действительным. Совершая временное покаяние, он просто выжидает удобный момент, и подобное покаяние не свидетельствует о его неприязни к совершенному греху и стремлении поскорее избавиться от него.

Покаяние должно быть принесено в течение того времени, когда оно может быть принято. Истечение срока покаяния делится на общее для всех людей и частное, определенное для каждого человека в отдельности.

Что касается истечения общего срока, отведенного для всех людей, то им является восход солнца на западе. Это – важнейший из признаков наступления Судного Дня, и покаяния тех, кто раскается после его наступления, не будут приняты. Всевышний Аллах сказал: «В тот день, когда явится одно из знамений твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро» (аль-Анам, 158).

Под одним из знамений в этом аяте подразумевается восход солнца на западе – так это откровение было истолковано Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока солнце не взойдет на западе. Когда же оно взойдет оттуда, и люди увидят это, они уверуют все вместе. Однако тогда вера уже не принесет пользу душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». vii

С его же слов передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто принесет покаяние до того, как солнце взойдет на западе, того покаяние будет принято Аллахом». viii

Что же касается истечения срока, отведенного для каждого человека в отдельности, то им является предсмертный миг. Когда к человеку явится смерть, и он воочию увидит ее, тогда покаяние не принесет ему никакой пользы и не будет принято от него. Всевышний Аллах сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», – и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (ан-Ниса, 18).

Передают со слов Умара б. аль-Хаттаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока он не издаст предсмертный хрип». ix

Если человек принесет покаяние, соблюдая все необходимые условия, то его покаяние будет принято, и Всевышний Аллах сотрет его грех, независимо от того, насколько тяжким он был. Всевышний Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).

Всевышний также сказал о кающихся правоверных: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» (ан-Ниса, 110).

Из этих откровений следует, что рабы Божьи должны использовать любую возможность для того, чтобы принести покаяние до того, как к ним внезапно явится смерть, и они будут уже не в силах ничего изменить. И почему им не устремиться к Аллаху, если Он милосерднее и снисходительнее к рабам, чем родная мать к своему ребенку? Он не отвернется от раба, если тот предстанет перед Ним, взывая к Его милосердию и прощению. Но если человек медлит с покаянием, то подвергает себя большой опасности и позволяет грехам окутать его. Чем дольше времени проходит после совершения греха, тем глубже он пускает корни в душу человека. Тот, кто оттягивает покаяние, подобен тому, кому нужно было выкорчевать дерево. Он увидел, что перед ним могучее дерево, и ему потребуется приложить усилия. Тогда он сказал: «Я сделаю это через год». Он не знал, что с каждым годом дерево становится все крепче и крепче. С годами этот человек становился слабее, а дерево становилось крепче и пускало корни все глубже. Как же он собирался одолеть дерево, если с каждым годом он слабел, а дерево обретало все новую силу?

Эта замечательная притча указывает на то, что верующие должны заботиться о своей вере и спешить с покаянием. Тому, кто уверовал в своего Господа и жаждет встретиться с Ним в Будущей Жизни, не подобает отворачиваться от Аллаха и упускать прекрасную возможность сбросить с себя тяжелое покрывало грехов. Помочь же в этом может только Всевышний Аллах!

Комментарии

i Этот хадис передал Муслим.

ii Этот хадис передал аль-Бухари.

iii Этот хадис передал Муслим.

iv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

v Этот хадис передал Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его хорошим.

vi Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и другие, и аль-Албани назвал его достоверным.

vii Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа.

viii Этот хадис передал Муслим.

ix Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.

Date: 2016-07-05; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию