Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание № 2. Выберите правильный ответ





. Расположите эпизоды в сюжетной последовательности, то есть так, как они даются в произведении.

1) рассказ о детстве Чичикова; 2) повесть о капитане Копейкине; 3) встреча с Ноздревым в трактире; 4) визит к Собакевичу.

а) 1, 3, 2, 4; б) 4; 2; 1; 3; в) 3; 4; 2; 1; г) 4; 3; 1; 2

2. Про кого автор говорит «Ни в городе Богдан ни в селе Селифан»

а) Манилов; б) Ноздрев; в) Плюшкин; г) губернатор

3. На использовании какого приема основывается образность выражения «кладбище человеческих надежд»

а) эпитета; б) аллегории; в) сравнения; г) метафоры

4. Тип художественной образности, основанный на причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры называется

а) сатира; б) гротеск; в) ирония; г) сарказм.

5. Автор, стремясь показать движение от тьмы к свету, от смерти к жизни, вначале предполагал создать поэму, состоящую из трех частей. Этот замысел указывал на явную связь с

а) «Дон-Кихотом» Сервантеса; б) «Илиадой» Гомера; в) «Божественной комедией» Данте; г) «Гамлетом» Шекспира.

6. Омертвление Манилова, у которого духовная сущность приобрела вещественный вид, наиболее отчетливо выражено в

а) упоминании о книге, несколько лет заложенной на 14 странице; б)сравнении глаз с сахаром; в) описании его бесплодных фантазий; г) в емкой детали: «горки золы, аккуратно разложенные рядами на подоконнике».

7. Какой «предмет» не принадлежит Плюшкину?

а) какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице; б) часы с остановившимся маятником; в) отломленная ручка кресел; г) лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха;

8. Какому персонажу «Мертвых душ» свойственны эти черты?

«Буйная удаль; неуемная активность, лишенная определенной цели; жизнь состоит из вереницы судорожных рывков; страсть к пьяному разгулу и буйному веселью...»

а) Чичиков; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Ноздрев

9. Укажите черту, не свойственную гоголевскому стилю

а) сухой, протокольный язык; б) внимание к предметному миру; в) лиризм; г) развернутое сравнение.

10. Песня в художественном мире поэмы выражает мысль

а) о всеобщей тупости и невежестве крестьянской массы; б) о пьяной удали русского человека, в) о неувядающих жизненных силах народа; г) о глубокой религиозности народа.

11. Первой пьесой А. Островского, которая сделала имя молодого драматурга известным, стала

а) комедия «Свои люди – сочтемся»; б) весенняя сказка «Снегурочка»; в) драма «Бесприданница»; г) комедия «Доходное место»

12. Ремарка - это

а) пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы; б) столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов; в) главенствующая идея произведения; г) ключевой момент в развитии действия.

13. Характеристика какого персонажа приведена?

«Способен на тонко и глубоко чувствовать, но при этом душевная слабость лишает его возможности проявить все свои возможности; благородство подавлено страхом»

а) Тихон; б) Катерина; в) Кудряш; г) Борис

14. Какое слово необходимо вставить в данное предложение?

Два берега образуют очень важную для смысла пьесы _____: унылому, бесцветному «здесь» противостоит прекрасное, но недостижимое «там».

а) аллегорию; б) антитезу; в) метафору; г) идею

15. Расположите эпизоды пьесы в сюжетной последовательности.

1) Варвара дает Катерине ключ от калитки; 2) Тихон обвиняет матушку в гибели своей жены; 3) Катерина просит мужа не уезжать из дома; 4) Борис жалуется Кудряшу, Шапкину и Кулигину на свою жизнь.

а) 1, 3, 2, 4; б) 2, 3, 1, 4; в) 3, 4, 1, 2; г) 4, 3, 1, 2

16. «Яркая образность, эмоциональность, введение уменьшительно-ласкательных слов; плавная певучесть, близость к народно-поэтическому языку …» – здесь приводится характеристика речи

а) Катерины; б) Варвары; г) Кабанихи; г) Тихона

17. «.. По-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», - в этой реплике Варвары наиболее ясно проявляется

а) нравственная требовательность; б) рабская покорность; в) пренебрежение моральными принципами; г) необразованность.

18. А. Островский в пьесе «Гроза» использует излюбленный прием романтиков: вводит персонажа, воплощающего идею божьей кары. Это функцию исполняет

а) Варвара; б) выжившая из ума барыня; в) Кулигин; г) Тихон.

19. Н. Добролюбов назвал драматические произведения А. Островского

а) «пьесами жизни»; б) «пьесами-песнями»; в) «симфоническими пьесами»; г) «пьесами человеческого сердца»

20. Вставьте пропущенное слово.

_____ нравы, сударь, в нашем городе, _____! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите! И никогда, сударь, не выбиться из этой коры!

а) веселые; б) жестокие; в) дивные; г) обычные

21. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев посвятил

а) П. Виардо; б) А. Герцену; в) Н. Добролюбову; г) В. Белинскому

22. Расположите эпизоды романа в сюжетной последовательности

1) Визит Базарова и Аркадия к Кукшиной; 2) Базаров объясняет крестьянским детям, зачем ему нужны лягушки; 3) Базаров признается Одинцовой в своей любви; 4) рассказ Аркадия о любовной драме своего дяди.

а) 1, 4, 2, 3; б) 2, 4, 1, 3; в) 4, 2, 3, 1; г) 2, 1, 3, 4

23. Какая деталь в описании Базарова является лишней?

а) красная рука; б) короткий, деревянный смех; в) висячие бакенбарды песочного цвета; г) большие зеленоватые глаза

24. Как называется произведение, опубликованное в журнале «Современник», которое стало первым звеном известного цикла «Записки охотника»?

а) «Дворянское гнездо»; б) «Муму»; в) «Хорь и Калиныч»; г) Гамлет и Дон-Кихот»

25. На использовании какого приема основывается образность отрывка?

«Кто еще признавался в любви, пряча глаза от стыда? Разве для того мы любим, чтобы с ненавистью комкать это светлое и нежное чувство?»

а) риторический вопрос; б) анафора; в) гипербола; г) сравнение.

26. «Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда...» – эту точку зрения выражает

а) А. Герцен; б) М. Антонович; в) Д. Писарев; г) Н. Страхов.

27. Вставьте пропущенное слово.

Базаров говорит: «Мы действуем в силу того, что признаем ____________»

а) выгодным; б) правильным; в) нелепым; г) полезным.

28. Значение какого слова определено неверно?

а) плебей – человек, вышедший из простого народа, не дворянского происхождения

б) скептик – новый сторонник какого-либо учения;

в) альтруист – человек, который заботу о благе других людей сделал главной целью своей жизни;

г) фаталист – человек, который верит, что все события предопределены судьбой.

 

29. Какая черта не свойственна Аркадию?

а) юношеская пылкость; б) тонкая чувствительность; в) нежная любовь к отцу; г) жестокий расчетливый ум.

30. Кто живет в этом доме?

«Господский дом был построен в одном стиле с церковью… он был выкрашен желтою краскою, и крышу имел зеленую, и белые колонны, фронтон с гербом»

а) А. Одинцова; б) Н. П. Кирсанов; в) отец Базарова; г) губернатор

31. Генеральным тезисом какого сочинения может служить следующая мысль:

«Базаров побежден не какими-то случайностями, а самой жизнью»?

а) Проблема автора в романе «Отцы и дети»; б) Базаров и его мнимые соратники; в) Трагическое в образе Базарова; г) Роль идейных споров Базарова и Кирсанова в романе «Отцы и дети».

 

 

32. Укажите предложение без речевой ошибки

а) Тургенев как будто бы не вмешивается в ход событий, никак не проявляет своего отношения к героям, но в гулкой глубине его слова таится горячее авторское чувство.

б) Аркадий рассказал Базарову о своем дяде, полюбившего княгиню Р. и который поставил свою жизнь на карту женской любви.

в) Это, казалось бы, незначительная деталь красноречиво свидетельствует о враждебном отношении Базарова к дворянским традициям.

г) Изображая Базарова, у Тургенева постепенно менялся художественный замысел.

 

Часть 2.

Дайте краткие ответы на эти вопросы.

Б1. Кто Н. Гоголю подарил сюжет «Мертвых душ»?

Б2. Какую самую главную задачу перед писателями ставил Н. Добролюбов?

Б3. Как называется гоголевский сборник, в который входят повести «Нос» и «Невский проспект»?

Б4. Критическому разбору какого произведения посвящена статья М. Антоновича «Асмодей нашего времени»?

Б5. Какое произведение стало своеобразным художественным откликом на пьесу А. Островского «Гроза»?

Б6. Кто из русских писателей написал о себе: «…я подобен Антею – не могу оторваться от родной почвы, не утратив при этом той малой толики сил, которой способен располагать».

Б7. Какие критики откликнулись на пьесу А. Островского «Гроза»?

Б8. К какому идейному течению в русской общественной мысли примыкал И. Тургенев?

Задание № 3. Тест – 100

Выберите правильный ответ

 

1. Первоначально комедия А. С. «Горе от ума» называлась а) «Чацкий»; б) «Неверная невеста»; в) «Горе уму»;

г) «И один в поле воин».

2. Столкновение противоположных интересов, взглядов - это а) конфликт; б) сюжет; в) пьеса; г) антитеза.

3. «Грубый солдафон, циничный карьерист, добывающий себе звания и награды не на боли брани, а с помощью лести и подхалимство», - это характеристика а) Чацкого; б) Скалозуба; в) Фамусова; б) Молчалина.

4. Критический этюд «Мильон терзаний», написанный а) И. Гончаровым б) Д. Писаревым в) В. Белинским;

г) Н. Добролюбовым, является образцом глубокого и тонкого рассмотрения пьесы «Горе от ума».

5. Образ поэта в лирическом произведении называется а) повествователь; б) резонер; в) лирический герой;

г) псевдоним.

6. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было адресовано а) К. Собаньской; б) П. Осиповой;

в) З. Волконской; г) А. Керн.

7. Пушкин в самом начале своей работы над романом "Евгений Онегин" писал П. Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а а) поэму; б) роман в стихах; в) героическую поэму; г) историческую хронику - дьявольская разница».

8. Мне нравились его черты,\ Мечтам невольная преданность,\ Неподражательная странность\ И резкий охлажденный ум. - так автор характеризует а) Ленского; б) Зарецкого; в) Онегина; г) Дмитрия Ларина.

9. «И бога глас ко мне воззвал», - эти строчки из стихотворения а) «Зимнее утро»; б) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»; в) «Узник»; г) «Пророк» выражают мысль А. Пушкина о высокой миссии поэта.

10. Автора и Евгения Онегина многое сближает, но между ними есть существенно различие: а) Автор, в отличие от Онегина, любил деревенскую тишину; б) Автор, в отличие от Онегина, отличал ямб от хорея; в) Автор, в отличие от Онегина, являет пример творческой, активно-созидательной личности; г) Автор, в отличие от Онегина, не томит однообразная и пустая жизнь высшего света.

11. Путь Лермонтова-поэта начался со стихотворения «Смерть поэта», которое является гневным откликом на а) внезапную смерть Н. Гоголя; б) убийство А. Грибоедова в Тегеране; в) гибель А. Пушкина; г) ссылку А. Радищева в Сибирь.

12. «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», - эта строчка из стихотворения

а)«Пленный рыцарь», б) «Поэт»; в) «Парус»; г) «Утес» показывает сложность и мучительную противоречивость лирического героя М. Лермонтова.

13. Важнейшее место в поэзии М. Лермонтова занимает а) метафора; б) антитеза; в) аллегория; в) гипербола, воплощающая непримиримый конфликт человека и общества.

14. «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен», - так пехотный капитан характеризует а) Грушницкого; б)Вулича; в) Вернера; г) Печорина.

15. М. Лермонтов не случайно нарушает хронологическую последовательность повестей в романе «Герой нашего времени»: а) он хотел как можно глубже и всесторонне раскрыть образ главного героя, поэтому герой вначале рисуется глазами сторонних наблюдателей, а потом рассказывает о себе сам; б) авторы романтических произведений всегда стремились к занимательности; в) писатель вначале хотел описать светскую жизнь Печорина, а потом рассказать о его жизни на лоне дикой природы; г) он строго следовал классическому правилу «трех единств».

16. Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести Н. Гоголя «Шинель», является типичным представителем а) «лишних людей»; б) «странных людей»; в) «маленьких людей»; г) «новых людей».

17. «Характер человека определяется социальной средой!» - в художественном утверждении этого правила состоит главное открытие а) классицизма; б) сентиментализма; в) романтизма; г) реализма.

18. Н. Гоголь огромное внимание уделял описанию бытовых мелочей, которые становятся неотъемлемой частью характеристики персонажа. «Отломленная ручка кресел», «совершенно пожелтевшая зубочистка»; «оторванный каблук» - эти предметы красноречиво свидетельствуют о а) беспредметной мечтательности Манилова; б) патологической скупости Плюшкина; в) безалаберности Ноздрева; г) скудоумии Коробочки.

19. Пьеса Н. Гоголя «Ревизор» вызывала негодование со стороны властей. Драматург, узнав об этом, предпослал комедии эпиграф - а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива; б) Береги честь смолоду;

в) Первую ягодку, зардевшись, съесть; г) Не в свои сани не садись.

20. Н. Гоголя более всего пугала отсталость России, в которой общественная жизнь почти полностью остановилась, поэтому поэма Н. Гоголя «Мертвые души» заканчивается торжественным гимном а) бушующей реке; б) весеннему половодью, в) птице-тройке; г) отеческому дому.

21. Действие пьесы А. Островского «Гроза» происходит в городе а) Дялиж; б) Калинов; в) Бряхнев; г) Мценск.

22. Уменьшительно-ласкательные слова; плавная певучесть, близость к народно-поэтическому языку;

образность, простота и эмоциональность, - так можно охарактеризовать речь а) Кабанихи; б) Кулигина; в) Катерины;

г) Варвары

23. «Луч света в темном царстве», - такое определение главной героине пьесы «Гроза» дал а) Н. Добролюбов; б) Д. Писарев; в) М. Антонович; г) В. Белинский.

24. Описание природы в художественном произведении называется а) натюрморт; б) картина; в) экспозиция;

г) пейзаж.

25. Базаров принадлежал к идейному течению середины 19 века, представителей которого называли

а) анархистами; б) аристократами; в) нигилистами; г) декабристами.

26. «Мы действуем в силу того, что признаем а) справедливым; б) священным; в) модным; г) полезным.», - так формулирует Базаров главный принцип «детей».

27. Роман «Отцы и дети» заканчивается а) описанием грозы; б) описанием сельского кладбища; в) рассказом об участии Базарова в парижском восстании; г) трагичной исповедью П.П. Кирсанова.

28. В романе И. Гончарова «Обломов» отчетливо звучат мотивы из а) «Героя нашего времени»; б) «Мертвых душ»; в) «Евгения Онегина»; г) «Отцов и детей».

29. «Ах, боже мой! Трогает а) жизнь б) Штольц; в) любовь; г) смерть, везде достает!» - этот вздох раскрывает сущность конфликта Обломова с обществом.

30. «..составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «живет по бюджету», «тратит каждый день, как каждый рубль» - уже по этим описательным деталям легко догадаться, что речь идет о а) Обломове; б) Штольце; в) Пенкине; г) Судьбинском.

31. «Что сгубило Обломова - человека с нежным и любящим сердцем?». Ответ на этот вопрос дает Штольц в финале романа: а) «Лень»; б) «Доверчивость»; в) «Жадность»; г) «Обломовщина».

32. Стихотворение, где передается печальное, задумчивое, мечтательное настроение, называется

а) элегия; б) баллада; в) эпиграмма; г) ода.

33. «Поэтом можешь ты не быть, но а) человеком; б) демократом; в) хлебопашцем; г) гражданином быть обязан», - эти строки выражают главный художественный принцип Н. Некрасова.

34. Лирический герой многих произведений Н. Некрасова - это а) нежное, певучее отзывчивое эхо; б)сладкоголосый певец, влюбленный в жизнь; в) измученный невзгодами и сознанием своего бессилия интеллигент; б) героическая личность, охваченная жаждой борьбы.

35. Но нет пощады у судьбы\ Тому, чей благородный гений\ Стал обличителем толпы, \ Ее страстей и заблуждений - этими стихами, полными пророческой горечи, отозвался Некрасов а) на известие о гражданской казни Н. Чернышевского; б) на смерть Н. Гоголя; в) на указ о закрытии журнала «Современник»; г) на официальное сообщение об аресте М. Салтыкова-Щедрина.

36. Художественный прием, основанный на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия, называется а) аллегория; б) олицетворение; в) антитеза; г) эпитет.

37. «Умом а) Европу; б) Природу; в) Россию; г) Поэта не понять», - писал Ф. Тютчев, и эта строчка является проявлением его веры в непостижимую тайну всей жизни.

38. Счастлив, кто посетил сей мир\ В его минуты роковые! - эта строчка из стихотворения Ф. Тютчева

а) «Цицерон»; б) «Бессонница»; в) «Безумие»; г) «Тени сизые смесились» могла бы стать жизненным принципом многих героев Л. Толстого.

39. Ф. Тютчев много лет провел в а) Англии; б) Германии; в) Франции; г) Испании, которая в начале 19 века была центром мировой культуры.

40. Первоначально Достоевский замыслил написать не роман, а повесть об «идейном убийстве», которая по форме должна была представлять а) дневниковые записи; б) повесть с лихо закрученным детективным сюжетом; в) исповедь преступника; г) психологический этюд.

41. Раскольников, переведя дух и прижав руками стукавшее сердце, тут же нащупав а) письмо от матери;

б) топор; в) табакерку; г) нательный крестик.

42. В характере Раскольникова мы видим немало черт, которые сближают его с образом а) Германна из «Пиковой дамы»; б) Печорина из «Героя нашего времени»; в) Штольца из «Обломова»; г) Рахметова из «Что делать?», - это и любовь к Наполеону, и безграничная преданность идее, и жажда власти, и убийство старухи.

43. После того, как Раскольников признается Соне в своем преступлении, первые слова, которые вырвались из ее уст, были: а) Да как же вы на это решились! б) Что же вы над собой сделали! в) Вам нужно скорее бежать! г) Идите немедленно в полицию и расскажите! Вам это на суде зачтется!

44. Идея «сверхчеловека», нашедшая свое реальное воплощение в личности Наполеона, стала одной из важнейших нравственных проблем второй половины 19 века и основным пунктом философии а) А. Шопенгауэра; б) Ф. Ницше; в) В. Федорова; г) К. Бюхнера.

45. Вид художественной образности, основанный на контрастном сочетании реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, называется а) гротеск; б) аллегория; в) сатира; г) пародия.

46. а) «Быть или не быть»; б) «Смотри в оба!»; в) «Как бы чего не вышло»; г) «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - эти слова выражают основное жизненное правило премудрого пискаря, влачащего бесцельное существование.

47) «Война и мир» - это а) поэма; б) историческая хроника; в) роман-трагедия; г) роман-эпопея.

48) Изображение внутренней жизни человека - это а) исповедь; б) психологизм; в) идея; г) лирическое отступление.

49) «Люди как а) тени; б) реки; в) корабли; г) острова в океане», - писал Л. Толстой, выражая мысль о сложности, глубине и изменчивости человеческой природы, о ее способности к саморазвитию.

50) В финале рассказа «Севастополь в мае» нарисована потрясающая картина: мальчик идет по полю сражения среди трупов и собирает цветы. Его рука касается убитого, мальчик вскрикивает и в ужасе убегает. Эта сцена с огромной художественной силой показывает а) чистоту и свежесть детских воспоминаний, связанных с детством в Ясной Поляне; б) глубокую враждебность войны всему светлому и прекрасному; в) гармонию жизни, где к «запаху роз примешивается запах крови» (Й. Хейзинга); г) способность Толстого правдиво и беспристрастно показывать холодным взглядом летописца происходящие события.

51) В «Войне и мире», по собственному признанию автора, более всего он любил а) «мысль народную»;

б) «мысль семейную»; в) «мысль военную»; г) «мысль человеческую».

52) «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было скучно», - таким перед нами впервые предстает а) Безухов; б) Болконский; в) Н. Ростов; г) Долохов.

53) Непомерное преувеличение размера, силы, значения называется а) гротеском; б) сатирой; в) градацией;

г) гиперболой.

54) Зло представляется великим и страшным лишь для рабов, лишь трусам «жидконогая козявка» кажется «великаном», а свободный, духовно независимый человек видит, что зло ничтожно и смешно. Эта мысль с особой силой выражена в образе а) Ионыча; б) Червякова; в) Беликова; г) Лопахина.

55) Чеховским героям в минуты духовного взлета удается ощутить ненормальность своей жизни. Так, например, Иван Иваныч, глядя на ночное небо, понимает, что его жизнь в «духоте, в тесноте... среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин» не что иное, как а) бесконечная «скучная история»; б) «палата № 6»; в) «кошмар»; г) «футляр».

56) «Вся Россия - наш а) дом; б) сад; в) бог; г) огород! - эти слова Трофимова выражают веру Чехова в духовные силы страны.

57). В сюжете «Вишневого сада» смутно мерцают мотивы библейской легенды а) о грехопадении людей, изгнанных Богом из райского сада; б) о воскрешении Лазаря; в) о Всемирном потопе; г) о жене Лота.

58) Образ, повторяющийся в художественном произведении, называется а) мотив; б) мораль; в) тема; г) традиция.

59) Люди, неспособные взлететь к солнцу, затоптали солнце в грязь, и оно погасло» - на этой печальной ноте заканчивается рассказ М. Горького а) «Челкаш»; б) «26 и 1»; в) «Макар Чудра»; г) «Скуки ради».

60). В раннем творчестве М. Горького отчетливо проявляются элементы а) классицизма; б) символизма;

в) романтизма; г) футуризма.

61) Идейный смысл первой части выражается формулой: жить без людей и только для себя, второй части - формулой: жить с людьми, но только для себя; третьей части - формулой: жить с людьми и для людей - так можно обозначить движение авторской идеи в а) пьесе «На дне»; б)в поэме «26 и 1»,в) рассказе «Старуха Изергиль»; г) «Песне о Соколе».

62) «а) Правда; б) Ложь; в) Золото; г) Труд - бог свободного человека!» - этот афоризм стал девизом всего творчества М. Горького.

63) В отличие от аллегории а) метафора; б) гипербола; в) символ; г) образ наделен неисчерпаемой глубиной смысла.

64. А. Ахматова называла Александра Блока а) «человеком-эпохой»; б) «певцом униженных и оскорбленных»;

в) «солнцем русской поэзии»; г) «поэтом ритма вечности»

65. Стихотворение А. Блока «На железной дороге» тесно связано с мотивами известного стихотворения а) Н. Некрасова «Тройка»; б) А. Пушкина «Я вас любил»; в) М. Лермонтова «И скучно, и грустно»; г) Ф. Тютчева «Бессонница».

66. а) эпитет; б) метафора; в) аллитерация, г) гипербола «желтый» в поэзии А. Блока имеет символический смысл: он (она) обозначает не только цвет, но и в то же является обозначением мерзкой пошлости реального мира.

67. И вечный бой! Покой нам только снится - эти строчки из стихотворения а) «Девушка пела в церковном хоре»; б) «Незнакомка»; в) «Река раскинулась...»; «Ночь, улица, фонарь, аптека» воплощают мятежный порыв поэта.

68. Блок хотел, чтобы его творчество рассматривалось как единый роман в стихах, состоящий из трех томов. В первом томе преобладает белый цвет, это том Прекрасной Дамы. Во втором томе преобладающий цвет - синий, эта книга о крушении надежд, о внутренних катастрофах. Прекрасную Даму вытеснила Незнакомка. Третий том окрашен в красный цвет, главным образом становится - а) Соловьиный сад; б) Вечная Дева; в) Дева-Чума; г) Россия.

69. «Мне тоже не нравится конец а) «12»; б) «Соловьиного сада»; в) «Незнакомки»; г) «России». Когда я закончил,

я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа», -писал

А. Блок.

70. В художественном мироздании Сергея Есенина центральное место занимает образ а) ночи; б) вьюги;

в) древа; г) огня, воплощающего гармонию жизни.

71. «Золотою лягушкой луна/Распласталась на тихой воде./Словно яблонный цвет, седина/ У отца пролилась в бороде»- использование а) сравнения; б) мотива; в) аллегории; г) повторов позволяет поэту вовлечь в художественное пространство стихотворения разнообразные предметы, выявить между ними новые связи.

72.. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью а) к славе; б) к природе; в) к женщине; г) к родине», - писал С. Есенин.

73. Далекие милые были!.. \ Тот образ во мне не угас.\ Мы все в эти годы любили,\Но, значит, Любили и нас, - так заканчивается а) поэма «Черный человек»; б) поэма «Анна Снегина»; в) стихотворение «Русь»; г)повесть «Яр» - печальная песнь о Снегурочке.

74. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с а) поэтическим;

б) пролетарским; в) крестьянским; г) культурным уклоном», - признавался С. Есенин.

75. Реминисценция - это а) вид литературы; б) пояснение автора; в) отзвук другого произведения; г) описание природы.

76. Известно, что роман А. Фадеева «Разгром» первоначально назывался а) «Разлив»; б) «Там, за холмом, - победа»; в) «Враги»; г) «Метелица».

77. В своих рассказах И. Бабель показал трагедию всех, кто а) готов был служить революции честно и искренне, но не готов был жертвовать самым главным - своей духовной чистотой; б) был насильно отправлен на войну и вынужден был под принуждением проливать чужую кровь; в) был коварно предан своими друзьями и близкими; г) вынужден был покинуть свою родину, искать свое счастье на негостеприимной чужбине.

78. «...в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией», - так автор объяснял главную мысль а) повести «Собачье сердце»; б) романа «Разгром»; в) цикла рассказов «Конармия»; г) поэмы «12».

79.«И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел...» Этот эпизод романа А. Фадеева «Разгром» наполнен реминисценциями из рассказа

а) И. Бабеля «Смерть Долгушова»; б)М. Горький «Старуха Изергиль»; в) Л. Толстого «После бала»; г) А. Чехова «Смерть чиновника».

80. Сатира - это а) род литературы; б) жанровая форма драмы; в) литературное направление; г) вид комического.

81. Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» - злая сатира на тех, кто, а) совершает антигуманные эксперименты над животными; б) не считаясь с законами истории и природы, пытается насильно изменить жизнь; в) привык жить за чужой счет; г) увяз в трясине мелочного быта.

82. В письме адресованном Сталину, Замятин признавался: «Я знаю что у меня есть неудобная привычка говорить не то что в данный момент выгодна, а то что мне кажется а) правдой; б) ложью; в) правильным;

г) полезным.

83. Изображение в художественном произведении пессимистического будущего - это а) утопия; б) антиутопия; в) фантастика; г) гротеск.

84. Главный нравственный принцип Единого государства сформулирован предельно четко: а) «От каждого - по способностям, каждому - по труду; б) «Мы - от Бога, а Я - от диавола»; в) «Кто не работает, тот не ест»; г) «Кто не за нас, тот против нас».

85. М. Зощенко следует отнести к числу тех писателей, которые а) ищут в жизни только высокое, прекрасное, рисуют идеальных героев; б) убегали от реальной жизни в мир сладостных грез; в) предметом своего изображения сделали уродливые стороны действительности; г) в своих произведениях показывали человека не таким, каким он был в действительности, а таким, каким он должен стать в будущем.

86. В. Маяковский начинал свой творческий путь в лагере а) символистов; б) футуристов; в) имажинистов; г) акмеистов.

87. В поэзии В. Маяковского важное место занимает а) повторы; б) реминисценции; в) метафоры; г) гиперболы, которые призваны выразить грандиозные масштабы, силу и мощь происходящих перемен.

88. Лирический герой раннего Маяковского - это а) робкий мечтатель; б) странствующий рыцарь; в) дерзкий бунтарь; г) ликующий жизнелюб.

89. В стихотворении а) «Послушайте!»; б) «Левый марш»; в) «А вы могли бы?»; г) «Рассказ Хренова...» Маяковский не дразнит, не оскорбляет, не смеется, он просит. Он просит людей, которые кружатся в «метелях полуденной пыли», посмотреть наверх, в небо, где сияют огни других миров.

90. Роман М. Шолохова «Поднятая целина» первоначально назывался а) «Год великого перелома»; б) «Путь к счастью»; в) «С потом и кровью»; г) «В лазоревой степи».

91. Роман Михаила Шолохова «Поднята целина» многие прочитали как оду коллективизации. Но на самом деле его назвать романом- а) анекдотом; б) трагедией; в) притчей; г) антиутопией.

92. Люди, подобные а) Андрею Разметнову; б) Якову Островнову; в) Половцеву; г) Нагульнову, - те, кто не утратил способность чувствовать чужую боль, сопереживать чужому страданию, оказались в нравственном тупике

93. Смеховую стихию жизни в романе М. Шолохова воплощает а) Давыдов; б) Дед Щукарь; в) Нагульнов;

г) Демид Молчун.

94. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» является драмой, где главное действующее лицо - а) человек; б) природа; в) любовь; г) судьба.

95. Антитеза живого и мертвого в рассказе «Судьба человека» обретает а) сатирический; б) героический; в) пародийно-карикатурный; г) пророческий смысл

96. В рассказе «Судьба человека» о своей жизни рассказывает а) Г. Мелехов; б) К. Лютов; в) А. Соколов; г) М. Нагульнов.

97. Поэма «Василий Теркин», написанная а) М. Исаковским; б) А. Твардовским; в) К. Симоновым; г) Б. Пастернаком, стала любимой книгой бойцов.

98. «Чувства а) вечные; б) добрые; в) светлые; г) грозные» стали главной темой творчества В. Высоцкого.

99. Всех героев а) В. Быкова; б) В. Астафьева; в) В. Шукшина; г) В. Распутина, независимо от их возраста, социального положения, можно поделить на две категории: на тех, кого унес ветер времени, и на тех, кто духовными корнями удержался на земле, кто сохранил ей верность.

100. В повести В. Быкова «Облава» рассказывается о драматических событиях а)Великой Отечественной войны; б) коллективизации; в) гражданской войны; г) эпохи застоя.

 

Задание № 4. Литературные манифесты.

Определите, какие литературные манифесты цитируются. Укажите их авторов и название. Принципы какого литературного направления они выражают?

1. Пусть же современные художники сознательно куют свои создания в виде ключей тайн, в виде мистических ключей, растворяющих человечеству двери из его "голубой тюрьмы" к вечной свободе.

2.Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве… И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

3. Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство – то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства – это приотворенные двери в Вечность.

4. Поэты – символисты дают нам в своих созданиях магическое кольцо, которое радует нас как драгоценность, и в то же время зовет нас к чему – то еще, мы чувствуем близость неизвестного нам, нового, и, глядя на талисман, идем, уходим куда – то дальше, все дальше и дальше.

5. …Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем – нибудь еще. Звезда Маир, если она есть, прекрасна на своем месте, а не как невесомая точка невесомой мечты. Тройка удала и хороша своими бубенцами, ямщиком и конями, не притянутой под ее покров политикой. И не только роза, звезда Маир, тройка хороши, т. е. не только хорошо все уже давно прекрасное, но и уродство может быть прекрасно. После всех "неприятий" мир бесповоротно принят… во всей совокупности красот и безобразий. Отныне безобразно то, что безобразно, что недовоплощено, что завяло между бытием и небытием.

6. Есть художники, несущие людям хаос, недоумевающий ужас и расщепленность своего духа, и есть другие – дающие миру свою стройность.

 

Задание № 5. По отрывкам из критических статей определите, о каком авторе идет речь.

1. Мир для него смешон и печален одновременно, но, не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны.

… Словарь его беден, сочетания слов почти банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятно – сливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, - все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в будничное платье. Поэтому __ хорошо приводить в пример того, как можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Когда Тургенев принимается говорить о пейзаже, видно, как он озабочен отглаженностью брючных складок своей фразы; закинув ногу на ногу, он украдкой поглядывает на цвет своих носков… Но __ все равно оттого, что по своему складу он был чужд всякой словесной изобретательности.

…Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни – все эти … черты заливают и обступают радужно – расплывчатое словесное марево.

2. Сухая рассудочность и страсть к доказательствам, чтобы иметь мало -мальский успех, требуют определенного интеллектуального размаха, который у __ напрочь отсутствовал. Чувствуя, что убогость его дара и хаотичное нагромождение идей требуют чего – то взамен, он вечно выискивал сногсшибательные факты, работал на резких контрастах, обнажал столкновения, стремился поразить и потрясти воображение… В нем нет ни одного живого слова, ни единой оригинальной фразы, одни готовые штампы, сплошная патока с небольшим количеством копоти, примешанной ровно настолько, чтобы привлечь внимание.

Отсюда – всего один шаг до так называемой советской литературы.

3. (Он) вообще с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии, не отрицает прозы, а только возводит прозу в сан поэзии, не отрицает прозы, а только возвеличивает ее и облекает в своеобразную красоту… Одним из высших достоинств его стихотворений и его рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы. И те, и другие – два облика одной и той же сути. И там, и здесь автор - реалист, даже натуралист, ничем не брезгающий, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из самих фактов извлекающий глубину, и смысл, и все перспективы бытия.

4. а) Он писал на языке …утопии, на языке своей эпохи… __ сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысканиями и стилистическими кружевами…

_____ говорит о нации, ставшей в некотором роде жертвой своего языка, оказавшемся способным породить фиктивный мир и впавшем от него в грамматическую зависимость.

б) …_____ рисует фантастический, сюрреалистический мир, который предельно точно отражает "царство мнимости", представляющие собой мир реальный.

… язык, наиболее примечательный и своеобразный элемент его поэтики, передает фантастичность реальности и реализм фантастического, невообразимого.

5. _____ – сияющее зеркало эстетизма, горящее сотнями яхонтов. Когда погаснет источник блеска, как долго мы будем любоваться этими строчками, пронизанными светом. Беззакатные строчки напомнят нам закатившееся солнце, осени первоначальной короткую, золотую пору…

В музыкальных строках его поэзии звучит нам и грациозная меланхолия Шопена, и величие вагнеровских аккордов – светозарных струй, горящих над бездною хаоса. В его красках разлита нежная утонченность Ботичелли и пышное золото Тициана.

6. …Вещь, предмет, кушанье, детально описанные, создают атмосферу полнокровного, красочного бытия, когда "душа радуется"; они утрачивают свою изначальную утилитарность, плоскость, меняются в своем существе, преображенные светом высшей правды. Вещный мир … одухотворяется высшим смыслом. Больше не существующее, предметное чувственное бытие России словно "взято духом"

Возвращаясь в своем творчестве к религиозно – нравственным, православно – духовным истокам русской культуры, __ утверждает возможность и вневременную ценность идеала, укрепленного в самой действительности, соединяющего прошлое с будущим через безверие и мрак настоящего

7. Изображая безысходную жизнь еврейского местечка, __ создал образ огромной обобщающей силы. Этот образ показывает национальный гнет как самую мерзкую, самую оскорбительную, самую смертоносную для человеческой души и для существования народа форму социальной несправедливости. Этот образ вопиет против национальной нетерпимости, где бы она ни была и когда бы она ни проявлялась.

Образом своего еврейского местечка__ убедительно объясняет историческую необходимость действительно революционных перемен в России. А этим образом столь же убедительно мотивируется выдвижение в качестве главной цели революции, главного идеала ее – идеи интернационализма.

8. В определенном смысле творчество ___ в советскую эпоху – это эксперимент на собственной душе: попытка перестроить свое мировосприятие в соответствии с классовой доктриной, ставшей официальной идеологией Советского режима. Эксперимент дал отрицательный результат. Он показал: если "сплошное сердце гудит повсеместно", оно не может биться, когда наступают "на горло собственной песне"

9. …Слишком художественна его организация, для того чтобы его воинственность могла переходить в бреттерство. Однако верно то, что у него повышено сознание собственного достоинства и собственной личности…

Он вовремя, он счастливо уклонился от позы, и презрительности, и элегантности: все это потонуло в глубине его мужского и мужественного начала, все это преодолено благородством его героической натуры. И с высоты этих великолепий он не брезгает спускаться в самые простые и скромные уголки существования.

 

Date: 2016-11-17; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию