Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания к решению задачи № 1





Решение этой задачи требует знание законов Ома для всей цепи и его участков, первого и второго законов Кирхгофа и методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов. Содержание задачи и схемы цепей с соответствующими данными приведены в условии и таблице №3.Перед решением задачи рассмотрите типовой пример№1.

 

Пример 1 Для схемы, приведенной на рис.1, определить эквивалентное сопротивление цепи RAB, токи в каждом резисторе и напряжение UAB, приложенной к цепи.

Заданы сопротивления резисторов и ток I4 в резисторе R4. Как изменятся токи в резисторах при: а) замыкание рубильника Р1; б) расплавление ставки предохранителя Пр4?

В обоих случаях напряжение UABостается неизменным.

Решение:

Задача относится к теме «Электрические цепи постоянного тока». После усвоения условия задачи проводим поэтапное решение, предварительно обозначив стрелкой направление тока в каждом резисторе. Индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит.

1. Определяем общее сопротивление разветвления R2R3. Резисторы соединены параллельно, поэтому

Теперь схема цепи примет вид, показанный на рис.1б

 

 

 

 

2. Резисторы и R2,R5 соединены последовательно, их общее сопротивление

R2,3,5 = R2,3 + R5 = 6 + 4 = 10 Ом

Соответствующая схема приведена на рис 1в.

3. Резисторы R2,3,5 и R4, соединены параллельно, их общее сопротивление

Ом

Теперь схема цепи имеет вид, приведенный на рис. 1, г

4. Находим эквивалентное сопротивление всей цепи:

Ом (рис. 1, д)

5. Зная силу тока I4, находим напряжение на резисторе R4:

В

Это же напряжение приложено к резисторам R2, 3и R5 (рис.1, б). Поэтому ток в резисторе R5

А

6. Находим падение напряжения на резисторе R5

В

Поэтому напряжение на резисторах R2,3,

В

7.Определяем токи в резисторах R2 и R3

Применяя первый закон Кирхгофа, находим ток в резисторе R1

I1=I2+I3+I4=2+3+5=10 A

8. Вычисляем падение напряжения на резисторе R1

U1=I1 ·R1=10 ·5=50 B

9. Находим напряжение Uав приложенное ко всей цепи:

В или В

10. При включении рубильника Р1 сопротивление R1 замыкается накоротко и схема цепи имеет вид, показанный на рис. 1, е. Эквивалент­ное сопротивление цепи в этом случае

Ом

Поскольку напряжение Uав остается равным 100 В, можно найти токи в резисторах R4 и R5:

;

Определим падение напряжения на резисторе R5

B

Поэтому напряжение на резисторах R2, R3

B

Теперь можно найти токи в резисторах R2 и R3:

A;

Проверим правильность вычисление токов, по закону Кирхгофа:

A

или

A

Таким образом, задача решена верно.

 

11. При расплавлении предохранителя Пр4 резистор R4 выключается и схема принимает вид, показанный на рис. 1, ж.

Вычисляем эквивалентное сопротивление схемы:

Ом

Поскольку напряжение UAB остается неизменным, находим токи и I1 и I5:

А

Напряжение на резисторах R2,R3

В

Находим токи I2,I3:

А; А

Сумма этих токов равна току I1:

А

Задача № 1 (варианты 1-30)

 

Цепи постоянного тока содержат несколько резисторов, соединенных смешанно. Схема цепи с указанием сопротивлений резисторов приведены на соответствующем рисунке. Номер рисунка, заданные значения одного из них напряжения или тока и величина, подлежащая определению, приведены в таблице №3.

Определить так же мощность, потребляемую всей цепью, и расход электрической энергии цепью за 8 часов.

Пояснить, с помощью логических рассуждений, характер измерения электрической величины, заданной в таблице вариантов (увеличится, уменьшится, останется без изменений), если один из резисторов замкнуть накоротко или выключить из схемы. Характер действия с резистором и его действия указаны в таблице №3. При этом считать напряжение UAB неизменным.

 

Таблица 3

Номер варианта Номер рисунка Задаваемая величина Опреде-лить Действие с резистором Изменениекакой величины рассмотреть
Замыкается накоротко Выключа-етсяиз схемы
    UAB =100 В I3 R1 - I5
    I1 = 20 А I4 - R4 U5
    U2 = 30 В I6 R5 - I1
    I5= 10 А UAB - R2 I5
    UAB= 50 В I1 R2 - U3
    I2 = 3,75 А I5 - R5 U1
    I4 = 5 А UAB R4 - I3
    U5= 30 В I1 - R3 U4
    I3 = 1,25 А U1 R3 - I2
    UАВ = 80 B U4 - R4 I5
    I3 = 1 А U5 R2 - U1
    U1 =20 B I4 - R5 I4
    I5 = 5 A UAB R5 - U1
    I1 = 12 A I3 - R2 U4
    U5 = 60B I1 R1 - U5
    UAB= 5 В U4 - R5 I3
    I2 = 3 А I5 R4 - U1
    U2=12 B U1 - R4 I5
    U4= 36 B I1 R4 - U5
    I4= 12 А UAB - R4 U5
    UAB=50B I3 R1 - I6
    I2 = 2 A UАВ - R2 U1
    I1= 5 А U4 R3 - I1
    U5 = 18 B I1 - R6 I2
    I3 = 1,2 А UАВ R5 - U1
    I5 =6 А I1 - R3 U2
    UAB = 80 В I6 R1 - U5
    I6 = 3 А U1 - R5 U1
    U4 = 10 В UАВ R3 - I6
    U1 = 20 В I4 - R2 I5

 


Методические указания к решению задач 2, 3,

Эти задачи предусматривают расчёт однофазных неразветвленных и разветвленных цепей переменного тока. Перед их решением изучите материал тем 1.4, 1.5, ознакомьтесь с методикой построения векторных диаграмм и рассмотри­те типовые примеры 2, 3, 4.

Пример 2. Активное сопротивление катушки Rk=6Ом, индук­тивное =10 Ом. Последовательно с катушкой включено активное сопротивление Ом и конденсатор сопротивлением Ом (рис. 2, а). К цепи приложено напряжение U=50 В (действующее зна­чение). Определить:1) полное сопротивление цепи Z; 2) токI; 3) коэффици­ент мощностиcosφ; 4) активнуюP, реактивную Qи полную мощности S; 5) напряже­ния на каждом сопротивлении. Начертите в масштабе векторную диа­грамму цепи.

Решение. 1. Определяем полное сопротивление цепи:

Ом

2. Определяем ток:

3. Определяем коэффициент мощности цепи:

;

по таблице Брадиса находим . Угол сдвига фаз находим по синусу во избежание потери знака угла (косинус является четной функ­цией).

 

4.Определяем активную мощность цепи:

В T

или

В T

Здесь

5. Определяем реактивную мощность цепи:

вар

или

 

вар

6. Определяем полную мощность цепи:

В·А

или

В·А

7. Определяем падения напряжения на сопротивлениях цепи:

 

; В; В;

 

Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштаба для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току: в 1 см - 10 В. Построение векторной диаг­раммы (рис. 2, б) начинаем с вектора тока, который откладываем по горизонтали в масштабе см.

Вдоль вектора тока откладываем, векторы падений напряжения на активных сопротивлениях и :

;

Из конца вектора откладываем в сторону опережения вектора тока на 90° вектор падения напряжения на индуктивном сопротивлениидлиной . Из конца вектора откладываем в сторону отставания от вектора тока на 90º вектор падения напряжения на конденсаторе длиной . Геометрическая сумма векторов , , и равна полному напряжению , приложенному к цепи.

Пример 3. На рис. 3, а задана векторная диаграмма для неразветвленной цепи, ток I и падения напряжений на каждом сопротивлении (U1,U2 и т. д.).

Определить характер и величину каждого сопротивле­ния, начертить эквивалентную схему цепи, вычислить приложенное на­пряжение и угол сдвига фаз .

Решение. 1. Из векторной диаграммы следует, что напряжение U1отстает от тока на угол 90°. Следовательно, на первом участке вклю­чен конденсатор, сопротивление которого

Ом

Вектор напряжения на втором участке U2 направлен параллельно вектору тока,

т. е. совпадает с ним по фазе. Значит, на втором участке включено активное сопротивление

Ом

 

Вектор напряжения на третьем участке U3 опережает вектор тока на угол 90°, что характерно для индуктивности, сопротивление которой

Ом

На четвертом участке включено активное сопротивление

Ом

Эквивалентная схема цепи приведена на рис. 3, б.

2.Извекторной диаграммы определяем, значение приложенного напряжения и угол сдвига фаз:

;

Пример 4. Катушка с активным сопротивлением R1=6 Ом и индуктивнымxL1 = 8 Ом соединена параллельно с конденсатором, емкост­ное сопротивление которого xC2= 10Ом (рис. 4, а). Определить: 1) токи в ветвях I1 иI2 и дв неразветвленной части цепиI; 2) активныеPи Qреактив­ные мощности ветвей и всей цепиS; 3) полную мощность цепи; 4) углысдвига, фаз между током и напряжением в каждой ветви и во всей цепи. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи. К цепи приложено напряжение U =100 В.

Решение. 1. Определяем токи в ветвях:

2. Углы сдвига фаз в ветвях находим по синусам углов во избежание потери знака угла:

;

Так как >0, то напряжение опережает ток, ; т. е. напряжение отстает от тока, так как <0, по таблицe Брадиса находим ; .

3. Определяем активные и реактивные составляющие токов в ветвях:

;

4. Определяем ток в неразветвленной части цепи:

5. Определяем коэффициент мощности всей цепи:

6. Определяем активные и реактивные мощности ветвей и всей цепи:

;

;

вар;

вар;

вар.

Внимание! Реактивная мощность ветви с емкостью отрицательная, так как

7. Определяем полную мощность цепи:

Ток в неразветвленной части цепи можно определить Значительно проще, без разложения токов на составляющие, зная полную мощность цепи и напряжение:

8. Для построения векторной диаграммы задаемся масштабом по току: в 1 см - 2,5 А и масштабом по напряжению: в 1 см - 25 В.

Построение начинаем с вектора напряжения , который откладываем горизонтально (рис. 4, б). Под углом к нему (в сторону отставания) откладываем в масштабе вектор тока , под углом (в сторону опережения) - вектор тока . Геометрическая сумма этих токов равна току в неразветвленной части цепи . На диаграм­ме показаны также проекции векторов токов на вектор напряжения (ак­тивная составляющая ) и вектор, перпендикулярный ему (реактив­ные составляющие , и ).

 

Задача № 2 (варианты с 1 по 30)

Цепь переменного тока содержит различные элементы (резисторы, ин­дуктивности, емкости), включенные последовательно. Схема цепи приведена на соответствующем рисунке. Номер рисунка и значения сопротивлений всех элементов, а также один дополнительный параметр заданы в табл. 4

Начертить схему цепи и определить следующие величины, относящие­ся к данной цепи, если они не заданы в табл. 3:1) полное сопротивление z; 2) напряжение U, приложенное к цепи; 3) ток I; 4) угол сдвига фаз φ (по ве­личине и знаку); 5) активную Р, реактивную Q и полную S мощности цепи. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи и пояснить ее построение. С помощью логических рассуждений, пояснить характер изменения (увели­чится, уменьшится, останется без изменения) тока, активной, реактивной мощности в цепи при увеличении частоты тока в два раза. Напряжение, при­ложенное к цепи, считать неизменным.

Указание. См. решение типового примера 3.

Примечание. Втабл.4 индексы буквенных обозначений следует понимать так: QLl - реактивная мощность в первом индуктивном сопротивлении; QC 1 - то же, но в ёмкостном сопротивлении; PR1 - активная мощность в первом ак­тивном сопротивлении; U R1, U L1, Uc 1 - падения напряжения соответственно в первом активном, индуктивном, первом ёмкостном сопротивлениях.

Таблица 4

 

Номер Номер R1 R2 ХL1 XL2 XC1 XC2 Дополнительный
варианта рисунка Ом Ом Ом Ом Ом Ом параметр
      -   -   - QL1 =150 вар  
          -   - U = 40B  
        - -   - I =5 А
          - - - РR1 =150Вт
            - - S=360 В·А
      - - -     I =4 А
      -   -     Р=200Вт
      -       - U = 80B
        - -     I =2 А
          -     Q=-192 вар
      -   -   - U=50B
          -   - I =4 А
        - -   - URl=20B
          - - - S=320 B·A
            - - Р=400Вт    
      - - -     S= 160 В·А    
      -   -     I =4 А
      -       - Р= 54 Вт
        - -     S= 180 В·А
          -     Р= 256 Вт  
      -   -   - I = 5 А
          -   - Р=24 Вт
        - -   - S= 250 В·А
          - - - QL1 = 80 вар  
            - - Q= 64 вар
      - - -     U= 40B
      -   -     ULl= 60B
      -       - Q= 75 вар
        - -     UR2 =24 B
          -     QL1 = 16 вар    

Схемы к задаче 2

Рис. 16 Рис. 17
Рис. 18 Рис. 19  
Рис. 20 Рис. 21
Рис. 22 Рис. 23
Рис. 24 Рис. 25

Задача№ 3 (варианты с 1 по 30)

 

Цепь переменного тока содержит различные элементы (резисторы, индуктивности, емкости), образующие две параллельные ветви. Схема цепи приведена на соответствующем рисунке. Номер рисунка, значения всех сопротивлений, а также один дополнительный параметр заданы в табл. 5. Индекс «1» у дополнительного параметра означает, что он относится к первой ветви; индекс «2» — ко второй.

Начертить схему цепи и определить следующие величины, если они не заданы в таблице 5:

1) токи I1 и I2 в обеих ветвях;

2) ток I в неразветвлённой части цепи;

3) напряжение U, приложенное к цепи;

4) активную Р, реактивную Q и полную S мощности для всей цепи.

Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи. Каким образом в заданной цепи можно получить резонанс токов? Если цепь не позволяет достигнуть резонанса токов, то пояснить, какой элемент надо дополнительно включить в цепь для этого. Начертить схему такой цепи.

Указания.

1. См. решение типового примера 4.

2. См. примечание к задаче 2.

 

Таблица 5

Номер вари­анта Номер рисун­ка R1 Ом R2 Ом XL1 Ом XL2 Ом ХС1 Ом ХС2 Ом Дополнительный параметр
          Q = 64 вар
          U = 20 В
        I 1 = 5 А
            I 2 = 4 А
          Р = 256Вт
            U = 80 В
          I 2 = 6 А
            P 1 = 240 Вт
            U = 100 В
              Р 2 = 288 Вт
          U = 50 В
          I 1 = 5 А
        I 2 = 6 А
            Р 2 = 300Вт
          U = 120 В
            Q L2 = 250вар
          Р 2 = 16Вт
            U = 30 В
            I 2 = 4 А
              U = 20 В
          I 2 = 8 А
          I 2 = 2 А
        U = 8 В
            Q 2 = 144вар
          U R1 = 144 В
            I 1 = 5 А
          Q = 72 вар
            Q= 32 вар
            U = 120 В
              P 1 = 64Вт

 

 

Схемы к задаче№ 3

 

Рис. 26 Рис. 27
Рис. 28   Рис. 29
Рис. 30 Рис. 31
Рис. 32 Рис. 33
Рис. 34 Рис. 35

Date: 2016-11-17; view: 4502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию