Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ текста, содержащего историческую информацию ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 IV. Проанализируйте текст, содержащий историческую информацию. (максимальное количество баллов - 20). Как известно, великий русский писатель Л.Н. Толстой писал не только масштабные, эпохальные произведения, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина», но и рассказы для детей. В этих маленьких и, на первый взгляд, простеньких былях, однако, перед нами часто предстают очень узнаваемые и достоверные картины жизни России второй половины XIX века. К таким рассказам относится и быль «Филипок», повествующая о крестьянском мальчугане, очень хотевшем учиться: Школа была за селом у церкви. Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине. <...> Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел. <...> Учитель засмеялся и сказал: «А молитвы ты знаешь?» - Филипок сказал: «Знаю», - и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись». С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу. Прочитав выдержки из этого рассказа, ответьте на вопросы: 1. Напишите суть статей «Положения о начальных народных училищах» (1864 г.), позволивших открыть школу в имении Л.Н. Толстого Ясная Поляна. - Ответ: По «Положению» общественным учреждениям и частным лицам разрешалось (с ведома властей) открывать начальные народные училища. 4 балла. 2. Перечислите еще три вида начальных школ, кроме частных, существовавших в России во второй половине XIX века. - Ответ: Министерские, земские, церковно-приходские. Всего 6 баллов=2+2+2. 3. Исходя из текста рассказа Л.Н. Толстого, а также своих знаний по реформам Александра II, перечислите не менее трех учебных предметов, которым обучали в то время в начальной школе. - Закон Божий, грамота, арифметика, церковное пение. 4 балла. 4. Среднее образование в пореформенной России давали гимназии. На какие два типа они подразделялись? Назовите не менее двух отличий одного типа гимназий от другого.- Гимназии делились на классические и реальные (2 балла). VIII. Проанализируйте текст, содержащий историческую информацию. (максимальное количество баллов - 20). Многие читали повесть Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» или смотрели одноимённый кинофильм. Но один из авторов этой книги, Леонид Пантелеев (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987), написал еще немало произведений для детей. Среди них - автобиографическая повесть «Ленька Пантелеев», действие которой охватывает большой и сложный исторический период - предреволюционные годы, 1917 год, лихолетья Гражданской войны. Вот один из отрывков из этой книги, который рассказывает о тех исторических событиях и их восприятии 8-летним мальчиком: «...Это был третий год войны. Война уже перестала быть интересной, и Леньке уже давно расхотелось бежать на фронт. В начале войны он пробовал это сделать: насушил сухарей, достал из «казачьего сундука» саблю и кожаный подсумок, даже написал домашним письмо. Но убежать ему удалось очень недалеко, - поймали его на лестнице. Теперь даже играть в войну было скучно. Еще год тому назад Ленька писал стихи: «Бомба, как с неба упала, / Тут вот она и летит. / Бедный, о бедный солдатик - / Тот, в кого будут палить...» Теперь ему даже вспомнить было стыдно, что он занимался такими пустяками». Ответьте на вопросы: 1. Определите, какой год описывается в приведенном отрывке. – 2. К тому времени война перестала быть интересной не только детям, но и большей части общества, включая солдат. Генерал П.Н. Краснов писал: «Солдат устал от войны...» Приведите не менее трех примеров проявления той усталости, характерных для солдат российской армии. - (6=2+2+2). 3. В 1915 году, в условиях нараставшего экономического и политического кризиса, Государственная дума предприняла попытку встать в оппозицию правительству. В чем заключалась эта попытка? Какова была ее главная цель? Представители каких думских фракций по преимуществу присоединились к оппозиции (назовите не менее двух фракций). 4. В ноябре 1916 года на открытии очередной сессии Государственной думы один из видных ее депутатов выступил с речью, каждый тезис которой сопровождался риторическим вопросом: «Что это - глупость или измена?». Кто произнес эту речь, которую вскоре стали называть «штурмовым сигналом к революции»? - Проанализируйте текст,содержащий историческую информацию. (максимальное количество баллов - 20). Один их авторов знаменитой «Республики ШКИД», Леонид Пантелеев (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987), в течение долгого времени работал над автобиографической повестью «Ленька Пантелеев». Когда она, наконец, была опубликована, то перед читателем раскрылись не только внутренний мир, переживания, эмоции и становление характера, мальчика, которому в начале книги было всего лишь 7-8 лет, но и реалистичные, мастерски описанные картины жизни России, российского общества, в 1910-х - 1920-х годах. Вот один из таких отрывков, посвященный событиям начала 1917 г.: «А в городе и в стране уже ни на минуту не утихал свежий ветер. Конечно, Ленька не понимал и не мог понять всего, что происходит в мире. Он видел, что начавшаяся в феврале веселая жизнь - со стрельбой, флагами, пением «Марсельезы» и «Варшавянки» - продолжается. А разобраться во всем этом <.> он не мог, хотя жадно прислушивался ко всем разговорам и давно уже с увлечением читал газеты, которые в тот год плодились, как грибы после хорошего дождя. Газеты были с самыми удивительными названиями. Была газета «Копейка», которая и стоила всего одну копейку. Была газета «Черное знамя». Выходила даже газета, которая называлась «Кузькина мать»». Ответьте на вопросы: 1. «...Газеты в тот год плодились, как грибы после хорошего дождя». О какой особенности жизни страны свидетельствовал быстрый рост количества печатавшихся газет?- 2. Одна из газет, упомянутых в отрывке, называлась «Черное знамя». Органом какого общественно-политического направления она являлась? Свой выбор подтвердите не менее чем двумя аргументами. – 3. Одним из символов свободы, данной России Февральской революцией, стал Приказ № 1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года. Чему он был посвящен? Приведите не менее двух положений того Приказа. 4. В результате Февральской революции в России установилась система «двоевластия». В чем заключалась суть той системы? (4 балла).
Ответы Прочитав выдержки из этого рассказа, ответьте на вопросы: 1. Напишите суть статей «Положения о начальных народных училищах» (1864 г.), позволивших открыть школу в имении Л.Н. Толстого Ясная Поляна. - Ответ: По «Положению» общественным учреждениям и частным лицам разрешалось (с ведома властей) открывать начальные народные училища. 4 балла. 2. Перечислите еще три вида начальных школ, кроме частных, существовавших в России во второй половине XIX века. - Ответ: Министерские, земские, церковно-приходские. Всего 6 баллов=2+2+2. 3. Исходя из текста рассказа Л.Н. Толстого, а также своих знаний по реформам Александра II, перечислите не менее трех учебных предметов, которым обучали в то время в начальной школе. - Закон Божий, грамота, арифметика, церковное пение. 4 балла. Среднее образование в пореформенной России давали гимназии. На какие два типа они подразделялись? Назовите не менее двух отличий одного типа гимназий от другого.- Гимназии делились на классические и реальные (2 балла). Ответ: Классические давали гуманитарное образование, в них изучали древнегреческий и латинский языки, Ответ: Классические давали гуманитарное образование, в них изучали древнегреческий и латинский языки, выпускники классических гимназий могли поступать в университеты без экзаменов. В реальных гимназиях был увеличен объем преподавания математики и естествознания, выпускники реальных гимназий могли продолжить обучение в высших технических учебных заведениях (2+2 =4 балла). Всего 6 баллов. Ответьте на вопросы: 1. Определите, какой год описывается в приведенном отрывке. - Ответ: 1916 (можно допустить начало 1917-го). 4 балла. 2. К тому времени война перестала быть интересной не только детям, но и большей части общества, включая солдат. Генерал П.Н. Краснов писал: «Солдат устал от войны...» Приведите не менее трех примеров проявления той усталости, характерных для солдат российской армии. - Ответ: Дезертирство, братание с солдатами противника, отказы идти в наступление, убийства особо ненавистных офицеров. (6=2+2+2). 3. В 1915 году, в условиях нараставшего экономического и политического кризиса, Государственная дума предприняла попытку встать в оппозицию правительству. В чем заключалась эта попытка? Какова была ее главная цель? Представители каких думских фракций по преимуществу присоединились к оппозиции (назовите не менее двух фракций). - Ответ: Август 1915 г. - создание Прогрессивного блока. Главная цель - создание правительства общественного доверия, фактически - предоставление Думе права назначать и увольнять министров, определять политику страны. Ядро блока - кадеты, октябристы, прогрессисты. (6=2+2+2). 4. В ноябре 1916 года на открытии очередной сессии Государственной думы один из видных ее депутатов выступил с речью, каждый тезис которой сопровождался риторическим вопросом: «Что это - глупость или измена?». Кто произнес эту речь, которую вскоре стали называть «штурмовым сигналом к революции»? - Ответ: П.Н. Милюков (4 балла).
1. «...Газеты в тот год плодились, как грибы после хорошего дождя». О какой особенности жизни страны свидетельствовал быстрый рост количества печатавшихся газет?- Ответ: О либерализации и активизации общественной жизни страны. 4 балла. 2. Одна из газет, упомянутых в отрывке, называлась «Черное знамя». Органом какого общественно-политического направления она являлась? Свой выбор подтвердите не менее чем двумя аргументами. - Ответ: Это была газета анархистов (анархокоммунистов). (2 балла). 1) Партии монархического (правого) толка после Февральской революции были запрещены. 2) Черный цвет широко использовался в символике анархических организаций. (4=2+2). ИТОГО: 6 баллов. 3. Одним из символов свободы, данной России Февральской революцией, стал Приказ № 1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года. Чему он был посвящен? Приведите не менее двух положений того Приказа. - Ответ: Приказ № 1 касался переустройства внутреннего уклада жизни армии. Положения: 1) введение в армии и на флоте выборных комитетов; 2) подчеркивал руководящую роль Петросовета в политических выступлениях солдат; 3) устанавливал новые отношения между солдатами и офицерами. (2+2+2=6). 4. В результате Февральской революции в России установилась система «двоевластия». В чем заключалась суть той системы? (4 балла). Ответ: МОЖЕТ БЫТЬ: 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатс
|