Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагменты, место которых не установлено 2 page





3 Старшие фламины (этимология от лат. flagrare — «гореть», т. е. flamen дословно означает «зажигатель огня») — жрецы богов Юпите­ра, Марса и Квирина. Особым почетом обладал жрец Юпитера, он имел знаки магистратской власти: ликтора, курульное кресло и тогу-претексту (Gell. 10, 15), а следовательно, и место в сенате. Коллегия фламинов была учреждена в конце VIII в. до н. э. царем Нумой Пом-пилием в количестве 15 жрецов (Liv., I, 20).

 

ственного акта конфарреации, потому что без конфарреации они не могут получить священнической должности.

113. Что касается «купли», то на основании ее женщины всту­пают in manum путем манципации, т. е. на основании вообража­емой продажи; в присутствии не менее пяти свидетелей из со­вершеннолетних римских граждан, а также весовщика покупает жену тот, под чью власть она переходит.

116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в манципии1.

117. Итак, все свободные лица, мужского ли они или женс­кого пола, находящиеся под властью родителя, могут быть ман-ципированы отцом тем же самым способом, которым можно манципировать рабов.

119. Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой [воображаемой] продаже. Эта форма приобретения собственно­сти свойственна тоже римским гражданам и совершается следу­ющим образом. Пригласив не менее пяти совершеннолетних рим­ских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, гово­рит так: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадле­жит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов»; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь.

120. Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же са­мым способом обыкновенно манципируются земельные участки, как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi, каковы, например, италийские.

1 Ф. Дыдынский переводит термин «in mancipio» как «в кабале», что несколько ограничивает и даже искажает его юридическое значение. Во­обще соотношение терминов «in manu», «in potestate», «in mancipio», так или иначе обозначавших положение одних лиц, находившихся под властью или в зависимости от других, довольно сложно и противоречиво. Этот вопрос давно дебатируется в науке (см., например: Смирин В. М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании рим­лян // Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 2. С. 5 — 78), поэтому в русском тексте данные термины оставлены без перевода.

 

121. Манципация поземельных участков отличается от ман-ципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только непосредственно присутствуя, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает, касался соб­ственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берету ся рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно, при их отсутствии.

124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освот, бождаются от этой власти.

127. Те же, которые состоят под властью отца [восходящего] делаются самовластными по его смерти. Но это допускает ра личие: именно со смертью отца сыновья или дочери во всяко" случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки ил* внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том слу_ чае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего) отца. Таким образом, если во время смерти деда отец их жив состоит под властью своего отца, тогда после смерти деда о подпадают под власть своего отца; если же отец их в то врем когда дед умирает, или уже умер, или вышел из-под власти отц" тогда дети делаются самовластными, так как не могут подпас под его власть.

128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корн лиеву закону1 изгоняется из пределов отечества и теряет пря римского гражданства, то из сего следует, что дети переста быть в его власти, как если бы он умер, так как таким показание ем он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно разумным основанием права, чтобы человек-иностранец имел своей власти римского гражданина. По той же причине, ecj находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то перестает быть во власти родителя, так как несогласно со спр ведливостыо и основанием права, чтобы человек-иностранец 6i. во власти отца — римского гражданина.

129. Поэтому если восходящий попал в плен к неприятелю^ то хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми; приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратив^ шиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права [на основании юридической фикции, как будто бы они

1 Закон диктатора Луция Корнелия Суллы Счастливого датируется; 81 г. до н. э.

 

никогда не теряли свободы]. Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он в плену умрет, то дети, правда, будут самовластными, но можно сомневаться — с того ли време­ни, когда умер восходящий у неприятелей, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.

130. Сверх того, выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они посвящаются во фламины Юпитера, и женского пола, если назначаются Весталками'.

131. В прежнее время, когда римский народ основывал коло­нии в латинских землях, [то и] тот, который по приказанию отца отправлялся в колонию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким образом римское гражданство становились гражданами другого государства.

132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации [освобождения из-под отцовской влас­ти]. Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или женского, освобождаются со­вершенно из-под отеческой власти после однократной эманципа­ции. Законы XII таблиц только по отношению к сыну упомина­ют о троекратной эманципации следующими словами: если отец продает сына в кабалу три раза, то да будет сын свободен. Са­мый акт освобождения совершается следующим образом: отец продает сына кому-либо как бы в кабалу, тот его освобождает из кабалы посредством виндикационной формы. После этого сын возвращается под власть отца. Отец его вторично манципирует или тому же лицу, или другому [но обыкновенно тому же], а этот мнимый покупатель опять его отпускает на свободу в вин­дикационной форме, вследствие чего сын снова возвращается под власть отца, и наконец отец в третий раз манципирует сына, или тому же лицу, или другому [но господствует такой обычай, что манципируют тому же], и после этой манципации сын пере­стает быть во власти отца, хотя бы он еще не был отпущен на волю, но оставался в кабальной зависимости.

1 Шесть жриц римской богини-Весты, хранительницы вечного огня в ее храме (Liv., I, 20; Ovid. Fast. 6, 291). Жрицы пользовались вели-Чаищим почетом и давали клятву сохранения целомудрия. Нарушение Эт°й клятвы во все времена каралось смертью.

 

133. Однако нам нужно заметить, что имеющий в своей вла­сти сына и от него внука вправе сына отпускать, а внука удер­жать в своей власти или, наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить, или всех сделать самовластными. То же разумеется и о правнуке.

137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому как и дочери, остающиеся под родительской вла­стью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смер­ти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества.

138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

144. Итак, родителям [восходящим] позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола несовершеннолетним, а женского — как несо­вершеннолетним, так и совершеннолетним. Ибо древние римля­не желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия, нахо­дились под надзором, хотя бы они и достигли полного возраста.

145. Поэтому если кто назначает по завещанию сыну и доче­ри опекуна и оба они достигнут полного возраста, то сын осво­бождается из-под опеки, а дочь тем не менее останется под над­зором опекуна, так как по закону Юлия и Папия Поппея1 жен­щины освобождаются из-под опеки только на основании привилегии детей [как награда]; сказанное здесь не касается Ве­сталок, которые даже по мнению древних римлян были свобод­ны от опеки ради чести их священнослужительства: это поста­новлено также Законами XII таблиц.

148. Жене, которая состоит в супружеской власти, точно так же и дочери, и невестке, которая находится во власти сына, а равно и внучке, можно назначать опекуна.

155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Законам XII таблиц опекунами служат агнаты, которые и на­зываются законными.

156. Агнаты суть родственники, соединенные родством через лиц мужского пола, т. е. как бы когнаты со стороны отца, како­вы, например, брат, рожденный от того же отца, сын брата или

1 Под законом Юлия и Папия Поппея обычно понимают два зако­на — закон Августа, датируемый 18 г. до н. э., и закон консулов Мар­ка Папия и Квинта Поппея, датируемый 9 г. н. э.

 

внук от него, точно так же дядя и сын дяди и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собою в другой род­ственной связи, основывающейся на естественном праве. Таким образом, между братом матери и сыном сестры существует не агнатское родство, а когнатство. Равным образом сын твоей матери по отцу и тетки со стороны матери не есть мой агнат, но когнат и, разумеется, наоборот, я соединен с ним тою же свя­зью, ибо те, которые рождаются, наследуют состояние отца, а не матери.

157. Некогда, насколько это касается Законов XII таблиц, был издан закон Клавдиев1, который по отношению к женщи­нам уничтожил эти роды опеки, вследствие чего малолетний сын имеет опекуном совершеннолетнего брата или дядю, но женщи­ны такого опекуна иметь не могут2.

159. Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает наибольшая, или меньшая, которую некото­рые называют среднею, или же наименьшая.

160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одно­временно и гражданские права, и свободу. Это случается, на­пример, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или укло­нились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя на родине в рабство, делаются на основа­нии сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, которые, соглас­но сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сноше­ния с рабами.

161. Меньшая, или средняя, перемена правоспособности бы­вает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется сво­бода. Это случается с теми, кого изгоняют из пределов отече­ства.

162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменя-

1 Закон императора Клавдия датируется 47 г. н. э.

2 Однако закон сохранил опеку родителей и патронов.

 

ется состояние человека. Это случается с теми, которые усынов­ляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципаций; притом, сколько раз кто манципируется или отпускается на волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности.

189. По праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы недостигший совершенного возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям [агнатическим восходящим] назна­чать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям, хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что только одни рим­ские граждане имею, детей в своей отцовской власти.

194. Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящи­еся под законною опекой патрона или его детей, освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов другого рода, как, например, Атилианских или дове­ренных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.

Книга 2

1. В предыдущей главе мы говорили о личных правах; те­перь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собствен­ности, или вне нашего частного обладания.

2. Итак, главное деление вещей обнимает собою две части, именно: одни вещи суть божественного права, другие — челове­ческого.

3. К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству, и вещи со священным значением.

10. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц.

11. То, что принадлежит государству или общинам, не со­ставляет, по-видимому, ничьей собственности, так как государ­ственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества — это те, которые принадлежат отдель­ным лицам.

12. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные.

 

13. Физические вещи — это те, которые могут быть осязае­мы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро и, наконец, бес­численные другие вещи.

14. Бестелесные — это те вещи, которые не могут быть ося­заемы; к таковым принадлежат те, которые заключаются в пра­ве, например наследство, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ибо и плоды, кото­рые собираются с земли, суть физического характера, а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству, большею частью есть физический предмет, как, например, земля, раб, деньги; но самое право наследования, право узуфрукта, обяза­тельственное право считаются res incorporates, т. е. бестелесны­ми вещами. В том же числе находятся права городских и сель­ских имений, называемые также служебностями.

14а. Кроме того, существует деление вещей на два разряда: res mancipi и res пес mancipi.

14b. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле;...к res пес mancipi причисляют также сервитуты городских имений; равным обра­зом имения, называемые stipendiaria и tributaria.

15. К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственною силою, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные живот­ные, как, например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы, такие животные тотчас, как толь­ко родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул1 и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только в том случае, когда эти животные сделались домашними, и если вследствие чрезмерной дикости они укрощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть res mancipi, когда достигнут того возраста, в котором обыкновенно укрощаются.

17. Точно так же почти все то, что относится к разряду бес­телесных вещей, причисляется к res пес mancipi, за исключени-

1 Марк Коккей Нерва — римский юрист, автор сочинения De usucapionibus, отец императора Нервы. Имел юридическую практику с 17 лет, умер в 33 г. н. э. Гней Ацерроний Прокул — консул в 37 г. н. э. Автор юридического произведения Epistulae, основатель известной юридической школы, называвшейся впоследствии его именем.

 

ем сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

19. А именно, res пес mancipi переходят в собственность дру­гого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.

20. Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро на основании ли продажи, дарения или каким-ни­будь другим образом, то вещь эта делается тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей.

22. Res mancipi — это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio.

24. Сделка in jure cessio совершается следующим образом: перед [судящим] магистратом римского народа, например перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переус­тупается, держа ее, произносит: «Я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем, после того как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии [по отношению к спорному предмету]. Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему [приобретающему]; эта форма, которую можно совершать также в провинциях перед наместником, называется legis actio.

26а. Поземельные участки, находящиеся в провинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины.

29. Городские сервитуты можно переуступать только перед судящим претором; сельские же сервитуты могут быть также предметом манципации.

30. Узуфрукт допускает только форму передачи перед маги­стратом; господин над proprietas1 обремененного предмета мо-

1 Ф. Дыдынский переводит сочетание «dominus proprietatis» как «собственник», что не отражает ни значения термина «dominus», ни значения термина «proprietas». Если первому термину примерно соот­ветствует русское «господин», то второй предпочтительнее оставить без перевода. Здесь категория «proprietas» встречается у Гая впервые и вообще в Институциях используется крайне редко (всего шесть раз). Ее содержание в значительной мере раскрывает данный фрагмент.


жет in jure уступить другому узуфрукт, а сам он удерживает за собою только nuda proprietas. В случае, если узуфруктуарий уступает перед магистратом право узуфрукта господину над proprietas, то узуфрукт уничтожается и возвращается в proprietas; но если узуфруктуарий совершает такую передачу постороннему лицу, то тем не менее он сохраняет за собою это право, так как этот акт считается недействительным.

32. Но так как предметом узуфрукта могут быть рабы и животные, то мы должны заключить, что полное пользование ими можно также установить в провинциях посредством сделки перед судящим магистратом.

33. А если мы утверждали, что узуфрукт может быть только предметом цессии in jure, то это сказано нами не зря, хотя узу­фрукт можно также установить посредством манципационной формы, именно таким образом, что он отделяется при манципи-ровании proprietas; но так как в этом случае сам узуфрукт не манципируется, то, следовательно, у одного будет узуфрукт, а у другого — proprietas.

34. Наследство можно также переуступить посредством мни­мой виндикации.

35. Если тот, к кому переходит наследство по закону [в силу Законов XII таблиц], уступит его in jure другому до принятия наследства, т. е. прежде чем сделался наследником, то тот, кому уступлено перед судящим магистратом наследство, становится наследником совершенно так, как если бы он был призван к наследованию в силу закона; если же первый уступит наслед­ство после его принятия, то тем не менее он наследует и потому будет ответственным перед верителями, а долги погашаются: таким образом должники наследника извлекают выгоду, а на­следственная масса переходит к тому, кому уступлена, совер­шенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы через судящих претором.

40. Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид dominium; а именно каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ: или каждый был господином по квиритскому праву, или таковым не считался. Но впоследствии принято та­кое деление dominium, что один мог быть господином по кви­ритскому праву, а другой — простым обладателем (in bonis).

 

41. Если вещи, принадлежащей к res mancipi, я не манципи-рую, не уступаю тебе перед судящим претором и только пере­даю ее тебе, то ты будешь вещью просто обладать, а я буду ее квиритским собственником до тех пор, пока ты не приобретешь собственности на основании давностного владения, ибо раз ис­тек срок давности, вещь становится твоею полною собственнос­тью не только in bonis, но и по праву квиритов, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией.

42. По Законам XII таблиц срок давности для вещей движи­мых — годовой, для недвижимых — двухгодичный.

43. Впрочем, мы можем приобрести давностью вещи, пере­данные нам не их собственником, все равно, будут ли это вещи, принадлежащие к числу res mancipi или пес mancipi, если толь­ко мы получили таковые в доброй вере, полагая, что тот, кто передавал, был господином [вещи].

45. Но иногда тот, кто владеет чужою вещью в доброй вере, не может сослаться на право давности, как, например, если кто владеет ворованною или насильственно захваченною вещью; именно по Законам XII таблиц не подлежат давности украден­ные вещи, а по закону Юлия и Плавция1 — насильно отнятые.

46. Равным образом недвижимые имущества в провинциях изъяты были из-под действия давностного владения.

47. Точно так же когда-то вещи mancipi, принадлежавшие женщине, которая находилась под опекою агнатов, не подлежа­ли давности, исключая тот случай, когда женщина передала та­ковые при участии и с согласия опекуна, — так определено было Законами XII таблиц.

49. Если выше сказано, что вещи ворованные и захваченные насильственно по законному запрещению не подлежат давнос­ти, это означает, что и сам вор или тот, кто при помощи насилия владеет, не мог приобретать собственности на основании давно­сти [ибо таким лицам не предоставляется право давности по другой причине, именно потому, что они недобросовестно вла­деют], но и никто другой, хотя бы он и приобрел вещь у выше­упомянутых лиц в доброй вере, не имеет выгод давностного владения.

1 Обычно указывают, что здесь идет речь о двух разных законах: один датируется 78 — 63 гг. до н. э. и называется также законом Пло-ция, второй приписывается императору Августу и датируется 17 г. до н. э.

 

51. Также владение чужим поземельным участком может кто-либо приобрести без насилия, когда имение или вследствие не­радения хозяина остается без владельца, или потому, что хозя­ин отсутствовал в течение долгого времени. Добросовестный владелец, получив во владение чужое имение, может приобрес­ти и собственность путем давности, и хотя лицо, которое приоб­рело бесхозяйное владение, узнает, что имение чужое, то все-таки это нисколько не мешает добросовестному владельцу пользоваться давностью, так как отвергнуто мнение юристов, допускавших возможность воровства недвижимости.

52. С другой стороны, может случиться, что лицо, знающее, что владеет чужою вещью, приобретает собственность по давно­сти, например, когда кто-либо завладеет предметом наследствен­ной массы, владения которой наследник еще не получил. Такое лицо может приобретать путем давности, если только вещь эта такова, что не исключалась из-под действия давности; подобный вид владения и давности называется usucapio pro herede.

53. И эта давность настолько широко применялась, что даже недвижимости приобретались в собственность годичным владе­нием.

55. Причина применения такого несправедливого владения и такой давности состоит в том, что древние римляне желали, чтобы вступление в наследство совершалось как можно скорее, дабы, во-первых, был налицо кто-либо приносящий жертвы по усопшим, о чем в те времена весьма заботились, и, во-вторых, для того, чтобы верители [наследственной массы] имели с кого взыскивать по долгам.

56. Этот же вид владения и давности называется также при­быльным, потому что каждый, несмотря на то, что знает, что вещь чужая, извлекает из нее выгоды.

57. Но в настоящее время этот вид владения и давности уже невыгоден: по указу блаженного Адриана вышло сенатское по­становление, чтобы такой вид давности [посредством захвата] был отменен; поэтому наследник может получить наследство исковым порядком от того, кто приобрел таковое путем давнос­ти, точно так же, как если бы это имущество не было приобре­тено давностью.

58. Если есть ближайший или необходимый наследник, то, само собою разумеется, не может быть речи о приобретении наследственных вещей посредством давности pro herede.

 

59. Кроме того, можно, владея заведомо чужою вещью, при­обретать таковую путем давности и по другим основаниям, имен­но если кто давал другому в mancipium вещь фидуциарным об­разом или уступал вещь перед судящим магистратом, то он мо­жет, если сам владел тою же вещью, приобретать эту вещь обратно путем давностного владения, разумеется, годовым, хотя бы это была недвижимость. Этот вид давности называется usureceptio, так как мы то, что некогда имели, приобретаем об­ратно посредством давности.

60. Fiducia заключается или с залогопринимателем, или с другом, чтобы для большей нашей безопасности вещь находи­лась у него; если мы совершаем фидуциарную сделку с другом, то во всяком случае usureceptio имеет место; если же с верите­лем, то usureceptio допускается только после уплаты долга; до уплаты долга usureceptio возможна только в том случае, если веритель не передал этой вещи должнику ни в наем, ни в пре-карное обладание; в последнем случае получается выгодная дав­ность.

62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуж­дать ее, и наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь.

63. В самом деле, по Юлиеву закону1 запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность, или на осно­вании того, что манципировано ему как приданое, или уступле­но перед судящим магистратом, или же приобретено посредством давности; некоторые, однако, сомневаются в том, относится ли этот закон только к италийским недвижимым имуществам, или также к провинциальным передвижным участкам.

65. Итак, из того, что нами сказано, явствует, что одни пред­меты отчуждаются нам по естественному праву, например пред­меты, отчуждаемые посредством простой передачи, другие — по цивильному праву, ведь манципация, переуступка перед магис­тратом, приобретательная давность — все это [способы], свой­ственные праву римских граждан.

66. Не только то, что делается нашим посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхо­зяйными, как, например, те, которые захватываются на земле

1 Этот закон обычно приписывается Августу и датируется 18 г. до н. э.

 

[дикие звери], в море [рыбы] или в воздушном пространстве [птицы].

67. Итак, если мы поймаем дикого зверя, или птицу, или рыбу, то пойманное нами животное до тех пор признается на­шим, пока мы держим его в нашей власти. Когда же оно уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, то снова делается [собственностью] первого завладевшего, так как оно перестало нам принадлежать. Естественной свободы животное, по-видимому, достигает тогда, когда оно или исчез­нет у нас из виду, или хотя и остается перед нашими глазами, но преследование его является трудным.

68. Относительно же тех животных, которые имеют привыч­ку улетать и опять прилетать, например относительно голубей и пчел, равным образом относительно оленей, которые обыкно­венно уходят в леса и возвращаются, принято следующее прави­ло: если животные эти теряют склонность к возвращению, то вместе с тем перестают быть нашими и делаются [собственнос­тью] завладевшего ими; склонность же к возвращению исчезает у них, по-видимому, тогда, когда они оставят привычку возвра­щаться.

69. По естественному разуму нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятеля.

73. Кроме того, постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхно­сти принадлежит [собственнику] земли.

74. В гораздо большей степени применяется то же самое к растению, которое кто-либо посадил на моей земле, если только растение пустило в нее корни.

75. То же самое случается и с хлебом, который кто-либо по­сеет на моей земле.

76. Но если мы виндицируем от него землю или постройку и не хотим его вознаградить за истраченное на постройку, рассад­ник и посев, то ему предоставляется против нас возражение злого умысла, если только он был добросовестным владельцем.

77. По той же причине принято правило, что если кто-либо напишет на моей бумаге или на моем пергаменте, хотя бы даже золотыми буквами, то все-таки написанное — мое, на том осно­вании, что буквы уступают бумаге или пеграменту. Стало быть, если я потребую книг и пергаментов и не заплачу издержек

Date: 2016-11-17; view: 220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию