Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Департамент правового регулирования экономической деятельности

 

 

ЭССЕ

Тема: «ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ»

 

 

Выполнил студент Юридического факультета учебной группы ЮФН3-5

Ярутин Ярослав

Преподаватель: д.ю.н., к.и.н., доцент Петюкова Оксана Николаевна

 

 

Москва, 2016

Инвестирование пенсионных накоплений

Что такое государственный пенсионный фонд? Это фонд, в который граждане (или их работодатели – при этом удерживая деньги с заработной платы) делают отчисления, с целью получить эти деньги в будущем (в виде пенсий). Делая подобные вклады, граждане, что вполне естественно, рассчитывают получить больше, чем они внесли, иначе теряется финансовый смысл – граждане могли бы сами откладывать деньги на свою старость, ничего не выплачивая в пенсионный фонд, вкладывая деньги, например, в инвестиционные фонды.

Государство с помощью государственного пенсионного фонда исполняет минимум взятых на себя социальных обязательств для каждого человека, независимо от размера его отчислений, от уровня дохода и наличия личных накоплений (пенсия, пусть в различных размерах, выплачивается всем). Чтобы не нести указанные обязательства напрямую, т. е. из бюджета, и полностью, государство взымает часть дохода граждан, использует полученные деньги по своему усмотрению и в итоге выплачивает гражданину пенсию до конца его жизни.

Пенсионный Фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением[1], однако он, в силу исполняемых функций, неразрывно связан с государством[2]: «ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат».

Для стабильной экономики должна быть характерна относительная самостоятельность государственного пенсионного фонда – фонд может обеспечить будущие обязательства своими активами.

Однако это правило работает не всегда. Пенсионный фонд объективно не может нести ответственность, например, за демографические показатели страны.

Рисунок 1. Возрастная пирамида населения Японии: 1950, 2005, 2055[3]

Проблема старения населения является общемировым трендом. При этом наблюдается тенденция, при которой возрастная пирамида перестает иметь форму пирамиды.

 

Рисунок 2. Возрастная пирамида населения Российской Федерации: 2016, 2031[4]

Количество пенсионеров становится сопоставимым с экономически активным населением.

Российская Федерация, исходя из представленных данных, имеет схожую тенденцию, однако старение населения находится в другой фазе.

Должен ли нести ответственность управляющий государственным пенсионным фондом за нехватку в нем средств при изменении возрастной пирамиды? Очевидно, что нет.

В условиях, когда количество пенсионеров будет расти, а объем пенсий необходимо увеличивать до [размера трудовой пенсии по старости] «не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера»[5], при «поддержании приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей»[6], необходимо улучшать качество управления пенсионными накоплениями.

Правительство Японии, с целью повышения доходности и общего качества управления готовит изменения в законодательство, которые позволят Государственному пенсионному инвестиционному фонду Японии (GPIF), управляющему $1.15 трлн, покупать акции напрямую, а не только через финансовых управляющих, о чем сообщает газета The Wall Street Journal[7]. По мнению Хиромичи Мизуно (Hiromichi Mizuno), директора по инвестициям (CIO) GPIF, это позволит Фонду внести больший вклад в экономику Японии, показав положительный пример более эффективного взаимодействия между бизнесом и инвесторами.

Сегодня структура активов Государственного пенсионного инвестиционного фонда Японии выглядит следующим образом:

Рисунок 3. Структура активов GPIF[8]

Такая структура активов Фонда неслучайна: «Принципы инвестирования», утвержденные Консультативным комитетом по инвестициям Фонда (The Investment Advisory Committee of Government Pension Investment Fund), содержат указание о том, что основная инвестиционная стратегия Фонда подразумевает диверсификацию активов по классам, регионам и временным рамкам [получения дохода или продажи][9]. Политика Фонда направлена на долгосрочную перспективу (доля облигаций в инвестиционном портфеле фонда – почти 53%) при наличии достаточной ликвидности для выплаты пенсий.

При этом, по данным самого Фонда[10], совокупный инвестиционный доход GPIF за промежуток с 2001 года по первый квартал 2016 год оставил более ¥40 трлн, что составило почти $390 млрд.

Рисунок 4. Совокупный инвестиционный доход GPIF[11]

В Российской Федерации существует ряд ограничений для инвестирования пенсионных накоплений граждан. По российскому законодательству[12], пенсионные накопления могут быть размещены в государственных ценных бумагах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, облигациях российских эмитентов, акциях российских эмитентов, созданных в форме открытых [публичных] акционерных обществ, паях (акциях, долях) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов, ипотечных ценных бумагах, денежных средствах в рублях на счетах в кредитных организациях, депозитах в кредитных организациях, иностранной валюту на счетах в кредитных организациях, ценных бумагах международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации.

Кроме того, существуют требования к портфелю[13]. Так, например:

1) максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента или группы связанных эмитентов не должна превышать 10 процентов инвестиционного портфеля (кроме государственных ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией, ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах и удовлетворяющих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также ценных бумаг, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации);

2) депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, в сумме не должны превышать 25 процентов инвестиционного портфеля;

3) максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;

4) максимальная доля в инвестиционном портфеле депозитов, размещенных в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами управляющей компании, не должна превышать 20 процентов инвестиционного портфеля;

5) максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации.

Каковы результаты? По данным ПФР[14], «доходность пенсионных накоплений за 2014 всех управляющих компаний, которые управляют средствами пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, ниже инфляции. 34 частные управляющие компании (ЧУК), с которыми у ПФР заключены договоры доверительного управления, по итогам 2014 года показали среднюю доходность всего 0,94%. 12 управляющих компаний, включая государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» (по портфелю госбумаг), показали убытки. Максимальная доходность (УК «Финнам менеджмент») не достигла 7,5%. Инфляция в 2014 году – 11,4%. Доходность пенсионных накоплений по расширенному инвестиционному портфелю государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» составила всего 2,68%».

Стоит обратить внимание на отсутствие возможности осуществлять прямые инвестиции в иностранные организации, а также на значительные ограничения возможных приобретаемых активов, что ограничивает свободу действий профессионалов. Стоит напомнить, что согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», управляющие компании негосударственных пенсионных фондов являются «квалифицированными инвесторами»[15].

Таким образом, увеличение доходности пенсионных накоплений и, как следствие, более полная реализация социальных прав людей лежит через совершенствование механизмов управления и инвестирования. Это возможно только при либерализации требований к активам и структуре портфеля, включения права инвестировать в иностранные организации и бумаги напрямую. На мой взгляд, эффективнее всего проводить либерализацию тогда, когда есть единый фонд, как например в Японии, по управлению всеми пенсионными накоплениями, связанными с обязательствами государства, т. е. не исключающий права на корпоративную пенсию, права пользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. В такой фонд государство может централизованно нанять профессионалов.

Либерализация при наличии множества управляющих организаций может привести к нарушению прав миллионов людей, а исходя из пенсионных обязательств государства, – к миллиардным вливаниям из бюджета.

Государство также не должно забывать, что его «социальная функция» состоит не в том, чтобы «накопления не разворовали», а в том, чтобы их объем приращивался. Чтобы, в конечном счете, пенсии граждан росли…

 

 

Список использованных источников

1. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)")

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рынке ценных бумаг"

5. Официальный сайт ПФР

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

7. Официальный сайт GPIF

8. Официальный сайт журнала The Economist

9. Официальный сайт газеты The Wall Street Journal

 


[1] Положение 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)")

[2] Положение 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)")

[3] Официальный сайт журнала The Economist

http://www.economist.com/blogs/dailychart/2010/11/japans_population

[4] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/apps/6ca5fc804a47df3aa95cabf75a2eeced

[5] Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации"

[6] Там же

[7] Официальный сайт газеты The Wall Street Journal http://www.wsj.com/articles/japan-makes-plans-for-pension-fund-to-invest-in-stocks-1453102859

[8] Там же

[9] Официальный сайт GPIF http://www.gpif.go.jp/en/about/pdf/investment_principles.pdf

[10] Официальный сайт GPIF http://www.gpif.go.jp/en/fund/pdf/2016_q1.pdf

[11] Там же

[12] Статья 26 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

[13] Все требования перечислены в статье 28 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

[14] Официальный сайт ПФР http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/03/11/86372

[15] Статья 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рынке ценных бумаг"


<== предыдущая | следующая ==>
Знакомство с Пятьюдесятью Оттенками | 

Date: 2016-11-17; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию