Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правомерное поведение: понятие, структура, формы





Правомерное поведение - это следование праву в целях достижения социально полезного результата, соответствие поведения правовым предписаниям, связь правосознания человека с его действиями.

Признаки правомерного поведения: 1) оно находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); 2) оно социально полезно и не противоречит общественным интересам и целям (содержательный аспект).

Структура правомерного поведения: 1) Субъекты – физические и юридические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. 2) Объективная сторона: а) соответствие деяния нормам права; б) направленность на достижение социально-полезного результата. 3) Субъективная сторона: а) осознанное поведение; б) мотивация правомерного поведения.

Правомерное поведение реализуется в следующих формах: 1) соблюдение – реализация запрещающих правовых норм; 2) исполнение – реализация обязывающих правовых норм; 3) использование – реализация управомочивающих правовых норм; 4) применение – реализация всех видов правовых норм компетентными субъектами, обладающими государственно-властными полномочиями.

Правомерное поведение может быть реализовано посредством: 1) активных действий; 2) посредством бездействия - пассивный характер.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на: 1) необходимое (служба в армии, уплата налогов); 2) желательное (научное и художественное творчество, благотворительность); 3) допустимое (отправление религиозных культов).

Правомерное поведение в зависимости от его мотивов (субъективной стороны), классифицируется: 1) социально-активное - это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности; 2) положительное – поведение в рамках привычной деятельности по реализации правовых норм; 3) конформистское - это поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности; 4) маргинальное - это поведение, которое соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием.

 

53.Юридический состав правонарушения. Материальные и формальные составы правонарушений.

Юридический состав правонарушения - совокупность необходимых и достаточных с точки зрения дейст­вующего законодательства условий или элементов (и их призна­ков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Элементы юридического состава правонарушения:

· объект правонарушения (то, чему причинен вред);

· субъект правонарушения (праводееспособное лицо);

· объективная сторона (что, где, когда и как);

· субъективная сторона (психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям).

Объект правонарушения - предусмотренные за­коном охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле - общественные отношения), которым проти­воправными деяниями причиняется ущерб.

Субъектами правонарушения являются физические и юриди­ческие лица, обладающие способностью нести юридическую ответственность за противоправные деяния, то есть обладающие «деликтоспособностью».

Объективную сторону правонарушения образует противо­правное деяние, выраженное вовне в форме фактических проти­воправных действий либо в противоправном несовершении пред­писанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законо­дательством объектом преследования. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных слу­чаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и проч.) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам. Не при­знается правонарушением и так называемая рефлекторная актив­ность - нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяе­мым, и проч.

К элементам объективной стороны правонарушения относят­ся:

1.

1. причинная связь между деянием и наступившими последствиями и

2. причиненный вред.

В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени послед­ствию и является главной и непосредственной причиной, неиз­бежно вызывающей данное последствие.

Вред выражается в со­вокупности отрицательных последствий правонарушения, пред­ставляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение како­го-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стес­нение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физи­ческий и иной характер, посягать на специфические или общие интересы.

Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объ­ективными основаниями для определения степени общественной опасности, отграничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Субъективная сторона правонарушения или психическое со­стояние лица в момент совершения правонарушения воплощена в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонару­шением признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица.

Отсутствие свободной воли - возможности вы­брать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменя­емости, малолетнего возраста, физического или психического воз­действия и проч. - являются юридическим условием, при кото­ром деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия. Кроме вины, элементами субъективной сто­роны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цель и мотивы совершения преступления. Это факульта­тивные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ).

Вина:

1. умышленная (прямой и косвенный умысел);

2. неосторожная (самонадеяность и легкомыслие; небрежность и халатность).

Общинно-родовой, видовой и непосредственный объекты состава административного правонарушения. Объективная сторона состава административного правонарушения и ее квалифицирующие признаки. Материальные м формальные составы административных правонарушений. Субъект состава административного правонарушения. Субъективная сторона состава административного правонарушения и формы вины.

Юридическая оценка и юридический анализ конкретных административных правонарушений осуществляется с помощью категории состава, которая включает четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного проступка в единстве названных его четырех элементов является фактическим основанием административной ответственности. Отсутствие в конкретном административном правонарушении всех четырех названных элементов или любого из них исключает административную ответственность.

Объект состава административного проступка представляет собой урегулированные правом общественные отношения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты административного проступка.

Общим объектом для всех административных правонарушений являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и обеспеченные защитой с помощью административно-правовых санкций.

Родовой объект административных правонарушений выделяют но признакам отрасли и сферы общественной деятельности, которые государство обеспечивает защитой административно-правовых санкций. В административном законодательстве фигурируют две группы родовых объектов административных проступков: 1) общественные отношения, существующие в отраслях общественной деятельности (промышленность, строительство и энергетика; сельское хозяйство, ветеринария и мелиорация земель; транспорт; дорожное движение; связь и информация; финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг [45. Гл. 9-13, 15]; 2) общественные отношения, выделяемые в зависимости от значимости и содержания некоторых сфер жизни общества (права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; охрана собственности; охрана окружающей природной среды и природопользования; предпринимательская деятельность; таможенное дело; институты государственной власти; защита государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; порядок управления; общественный порядок и общественная безопасность; воинский учет 145. Гл. 5-8, 14, 16-21].

Видовой объект административных правонарушений выделяют из определенного родового объекта на основе некоторой группы более частных признаков. Например, в КоАП РФ установлен ряд административных правонарушений на транспорте, за которые предусмотрена административная ответственность. Родовым объектом для таких административных проступков являются общественные отношения на транспорте. Видовых объектов здесь не менее пяти (общественные отношения на железнодорожном, воздушном, водном, трубопроводном, автомобильном транспорте 145. Гл. 11]).

Непосредственный объект есть у каждого административного правонарушения. Под ним понимают общественное отношение или предмет, на который посягает тот или иной административный проступок. В гл. 14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проступок, определяемый как нарушение законодательства о рекламе, а в гл. 15 - за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций [45. Ст. 14.3, 15.1]. Непосредственными объектами указанных проступков могут быть законодательство о рекламе, порядок работы с денежной наличностью, порядок ведения кассовых операций. Иногда законодатель прямо устанавливает в качестве непосредственных объектов проступков предметы материального мира (недра, полезные модели, промышленные образцы, чужое имущество).

Объективная сторона состава административного проступка заключена в характере самого деяния (действия или бездействия), которое предусмотрено в законодательстве как противоправное и административно наказуемое. Существует огромное множество видов таких деяний, потому что значительно число установленных законодателем составов административных проступков. За примерами обратимся к КоАП РФ, где предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан. В нем в качестве противоправных и административно наказуемых названы: нарушение нрава гражданина на ознакомление со списком избирателей; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, собранных документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы; принуждение к участию или отказу от участия в забастовке; необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного, сокрытие страхового случая [45. Гл. 5]. Подавляющее большинство перечисленных деяний осуществляется в форме действия.

Противоправные деяния по своему содержанию, характеристикам отличаются большим разнообразием. Поэтому для их понимания используется юридический анализ присущих таким деяниям типичных квалифицирующих признаков: способа, места, повторности, злостности, времени, длительности.

Способ совершения административного проступка характеризует совокупность используемых правонарушителем действий, приемов, их последовательность. Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяя состав мелкого хищения чужого имущества как административно наказуемого деяния, называет одновременно и четыре возможных способа его осуществления: путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты [45. Ст. 7.27].

Важнейшее значение для квалификации деяния административного правонарушения имеет точное место его совершения. Данный признак устанавливается предельно детально применительно ко многим составам проступков. В гл. 20 КоАП РФ изложены конструкции составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. В ней место совершения ряда административных правонарушений уточняется с помощью следующих фраз: общественные места; проезды к зданиям и сооружениям, установленные для пожарных машин и техники; объекты производственного или социального назначения; зона чрезвычайной ситуации; населенные пункты и другие места; транспортные коммуникации; место отбывания административного ареста. Часто употребляемому в КоАП РФ понятию "общественные места" дастся следующее пояснение: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортное средство общего пользования, другие общественные места.

Признак повторности совершения однородного административного правонарушения указан среди обстоятельств, отягчающих административную ответственность [45. Ст. 4.3, ч. 1, п. 2]. Повторным административное правонарушение признается, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении за пего административного взыскания [45. Ст. 4.6]. Повторность обусловливает применение более строгого наказания.

Злостность административного правонарушения может выражаться в упорстве, явном нежелании правонарушителя подчиниться неоднократно повторенным законным требованиям уполномоченных должностных лиц. Поэтому законодатель, устанавливая перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, назвал среди них и такое, как продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его [45. Ст. 4.3, ч. 1, п. 11.

В ряде статей КоАП РФ прямо установлена ответственность за невыполнение требований должностных лиц или действующих в сфере административно-правового регулирования нормативных правовых актов (например, установлена ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся) [45. Ст. 12.27, ч. 2; 392. П. 2.5].

Время также фигурирует в качестве квалифицирующего признака объективной стороны административного проступка, но определяется оно по-разному. Например, в гл. 5 КоАП РФ используются следующие формулировки, уточняющие время совершения противоправных деяний: в период запрещения проведения предвыборной агитации; до окончания срока предвыборной агитации; в установленный законом срок; с нарушением установленных законом сроков; свыше одного месяца.

Тесно связана с признаком времени длительность деяния в административном правонарушении. Она характеризует продолжительность, протяженность деяния во времени и может иметь значение для его квалификации и определения давности, по истечении которой невозможно применение административного наказания к правонарушителю. По данному признаку различают два вида административных проступков: а) оконченные (исполненные, завершенные); б) длящиеся (неоконченные, т.е. находящиеся в стадии исполнения, начатые и продолжающиеся).

Некоторые административные проступки имеют по замыслу законодателя такой существенный признак, как вред, причиненный противоправным деянием. Их обязательным условием является наступление или возможность наступления в результате противоправного деяния вредных последствий материального характера (экономического ущерба, утраты или порчи предмета). Например, в гл. 19 КоАП РФ предусмотрено противоправное и административно наказуемое деяние, состоящее в умышленном уничтожении или умышленной порче удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежном хранении удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшем его утрату [45. Ст. 19.16].

Составы административных проступков, предусматривающие наступление вредных последствий, реального ущерба, получили наименование материальных. В отличие от них так называемые формальные составы не требуют наступления вредных последствий материального характера, реального и измеряемого ущерба. Для последних достаточно нарушения законодательства, норм, правил, стандартов, лицензий, квот или неповиновения законным распоряжениям уполномоченных должностных лиц, невыполнения подобных распоряжений. В КоАП РФ сформулирован такой состав административного проступка, как "невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа" [45. Ст. 19.5, ч. 2]. Несмотря на формальный характер проступка, за него установлен солидный административный штраф.

Иногда формальное на первый взгляд деяние имеет в законодательстве материальное измерение. Так, в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов [45. Ст. 15.11]. В примечании к указанной статье дается определение грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а равно искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Субъектом состава административного правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Всех субъектов административных правонарушений, признаваемых таковыми согласно действующему законодательству, можно объединить в две большие группы: 1) физические лица или индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, водители, индивидуальные предприниматели, продавцы и др.); 2) юридические лица (организации, коллективные субъекты). Обязательное нормативное правовое условие, которому должен отвечать тот или иной вид субъектов, - это указание на него в законе как на субъекта административного правонарушения.

Физические лица как субъекты административных проступков неоднородны по своему административно-правовому статусу, роду занятий, занимаемой должности, выполняемым функциям, сферам ответственности. Это неизбежно обусловливает их дифференциацию, в связи с чем выделяют три вида таких субъектов: а) общий; б) специальный; в) особый.

Общий субъект административных проступков является самым распространенным. Он обладает тремя признаками, присущими всем физическим лицам, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. Общий субъект является гражданином Российской Федерации, вменяемым и достигшим возраста 16 лет.

Для специального субъекта административных правонарушений характерно наличие ряда специфических признаков, существенно отличающих его от общего субъекта. Таких признаков довольно много, поэтому специальный субъект может быть представлен многочисленными категориями лиц, прямо названными в законе. Приведем в качестве примера несколько категорий: должностные лица; собственники земельных участков; работодатели и лица, представляющие работодателей; индивидуальные предприниматели; водители транспортного средства; пешеходы; иностранные граждане; лица без гражданства.

Все перечисленные лица обладают специфическими признаками как субъекты административных правонарушений и названы таковыми в КоАП РФ. Указанные признаки основаны на правовом положении лиц, отнесенных к субъектам правонарушений, их правах и обязанностях, вытекающих из рода занятости, службы или иных социальных особенностей.

Определяя составы административных правонарушений, законодатель порой предусматривает признаки ответственных за них специальных субъектов с большой степенью детализации. В статье КоАП РФ, определяющей условия ответственности должностных лиц, дано детальнейшее определение и описание должностного лица [45. Ст. 2.4].

Среди субъектов административных правонарушений выделяются своим особым статусом военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. По общему правилу они несут ответственность за административные правонарушения но дисциплинарным уставам. На данном основании их относят к особому субъекту административных проступков. Однако и эти лица за ряд административных проступков несут административную ответственность в общем порядке. Такими проступками являются нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты и рыболовства, таможенных правил.

По действующему законодательству наряду с физическими лицами субъектами административных правонарушений являются и юридические лица. Субинститут административной ответственности юридических лиц получил развитие в КоАП РФ. Например, из 42 статей его гл. 8, предусматривающей административную ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования, в 37 сформулированы 65 составов административных правонарушений, в которых субъектами названы юридические лица. Как правило, в охранительных нормах административного права юридические лица указываются в качестве субъектов административных правонарушении наряду с гражданами и должностными динами.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует личное отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, которое называют виной. Вина может иметь две формы: умысла и неосторожности. Различают умысел прямой и умысел косвенный, а неосторожность - по легкомыслию и небрежности.

Субъект совершает административный проступок в форме прямого умысла, когда осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата и желает их наступления. Косвенный умысел возникает в том случае, если лицо осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата, не желает, но сознательно допускает эти последствия и результат либо относится к ним безразлично. По ряду составов административных правонарушений законодатель прямо предусмотрел умышленную форму вины (умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдум)'; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества).

Административный проступок признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность присутствует в том случае, если лицо не предвидело возможности наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Очень часто по легкомыслию совершают административные правонарушения участники дорожного движения (водители, пешеходы). Они рассчитывают, не нарушая правил, преодолеть перекрестки на разрешенный свет светофоров, но по разным причинам не успевают этого сделать.

Некоторые составы административных правонарушений настолько малозначительны, что многие лица и не предполагают, что они существуют, а предусмотренные в них деяния являются наказуемыми. Совершаются такие проступки часто по небрежности. К ним относятся выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта, принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог [45. Ст. 11.17, ч. 2; ст. 19.17, ч. 2].

 

54.Юридическая ответственность и юридическая санкция: соотношение понятий.

Понятия права, правонарушения, юридической ответственности и санкции неразрывно связанны по той причине, что одна из главных задач права - защита общества от вредных и опасных деяний. Право потому и обеспечивается государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для принуждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.

Санкция правовой нормы – это нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую правовую оценку. Общая цель всех санкций - охрана правопорядка, предупреждение и пресечение правонарушений. При применении мер государственного принуждения эта цель достигается двумя основными способами:

1) восстановление нарушенных прав;

2) воздействие на личность и правовой статус правонарушителя в целях его исправления, перевоспитания, предупреждения повторных правонарушений.

Юридическая ответственность и санкции - это два взаимосвязанных понятия. Виды юридической ответственности дают нам представление о разновидностях правовых санкций.

Так, различают два основных вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует по характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение. Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Она осуществляется только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. Уголовная ответственность применяется за преступления и включает в себя самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Данные виды юридической ответственности по характеру совершенного правонарушения подразделяются на немалое количество разновидностей и образуют классификации[13].

Наиболее распространенная классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности [Приложение 5]. Так, в зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие разновидности юридической ответственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность - это вид юридической ответственности, представляющий собой способ принудительного воздействия на нарушителя гражданских прав, который выражается в несении им обременительных обязанностей имущественного характера с целью восстановить имущественное положение потерпевшего.

Главная особенность гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она носит имущественный характер и направлена на компенсацию причиненных кредитору убытков, т.е. наступает прежде всего перед кредитором, а не перед государством, как например, уголовная или административная. Кроме того, санкции, применяемые в рамках гражданско-правовой ответственности, предусматриваются не только законодательством, но и договором между субъектами права.

Основанием гражданско-правовой ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств, предусмотренных договором или иное причинение вреда в результате противоправного действия, не связанного с нарушением договора.

Поэтому различают два вида гражданско-правовой ответственности - договорную и не договорную.

Договорная гражданско-правовая ответственность наступает для участников какого либо гражданского договора в случае его неисполнения или несоблюдения. Например, неоплата поставленных товаров.

Внедоговорная гражданско-правовая ответственность наступает при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или имуществу организаций. Например, причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, несчастного случая на производстве и др.

Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договорных обязательств наступает в двух основных формах: возмещение убытков и уплаты неустойки.

Должник который нарушает обязательства, обязан возместить причиненные убытки. По общему правилу убытки должны возмещаться в полном объеме. Под убытками понимаются[14]:

- расходы, связанные с восстановлением права кредитора, утрата или повреждение его имущества, называемые также реальным ущербом;

- неполученные доходы, которые кредитор получил бы, если бы его право не было нарушено - так называемая упущенная выгода.

Кроме возмещения убытков при договорной ответственности используется и другая форма взыскания - неустойка. Ее разновидностями являются штраф и пеня.

Неустойка представляет собой заранее установленную денежную сумму, которую в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора должник обязан заплатить кредитору. Она выражается в твердой денежной Сумме (штраф), либо в процентах (пеня).

При внедоговорной ответственности гражданская ответственность наступает в форме возмещения убытков. Так, при повреждении здоровья причинитель вреда обязан возместить потерпевшему заработок, утраченный им вследствие потери или снижения трудоспособности. Помимо этого потерпевшему возмещаются дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья: на лечение, уход, усиленное питание и др. Однако необходимость в таких расходах должна быть подтверждена соответствующими доказательствами.

Главным условием привлечения лица к гражданско-правовой ответственности является его виновность. Гражданское право в отличие от уголовного предполагает вину нарушителя. Из предположения виновности следует, что для освобождения от ответственности нарушитель должен доказывать отсутствие вины.

Независимо от возмещения имущественного вреда гражданин, которому причинили физические или нравственные страдания, имеет право на компенсацию морального вреда. Компенсация осуществляется в денежной форме, и ее размер определяется судом.

Материальная ответственность - это вид юридической ответственности, состоящий в обязанности одной из сторон трудового договора возместить в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный другой стороне этого договора.

Законодательством предусматривается два вида материальной ответственности:

- материальная ответственность работника перед работодателем;

- материальная ответственность работодателя перед работником.

Работник обязан возместить ущерб, причиненный им наличному имуществу работодателя. Работодатель должен возмещать работнику ущерб, возникший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать заработную плату, обусловленные трудовым договором, или вред, причиненный здоровью работника. В некоторых случаях работодатель обязан компенсировать работнику и моральный вред.[15]

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, наступающий за совершение дисциплинарных проступков. Дисциплинарный проступок как вид правонарушения выражается в том, что работник по своей воле не исполняет свои трудовые обязанности, нарушая тем самым правовые нормы. Дисциплинарная ответственность наступает исключительно в рамках трудового законодательства и является одной из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины.

Различают общую и специальную дисциплинарную ответственности. Общая дисциплинарная ответственность может быть возложена на каждого работника, совершившего дисциплинарный проступок, независимо от организационно-правовой формы предприятия, на котором он работает, и сферы деятельности последнего. Применяемые в данном случае меры дисциплинарного взыскания строго установлены трудовым законодательством и не могут быть изменены или подвергнуты расширительному толкованию по воле администрации. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение по определенным основаниям, предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Специальная дисциплинарная ответственность связанна с исключительными условиями труда отдельных работников (например судья) и значимостью выполняемых ими трудовых обязанностей. Специальной дисциплинарной ответственности соответствует определенная группа взысканий, которая может применяться для работников отдельных категорий. Такие взыскания предусматриваются законодательством в отдельных сферах деятельности.

При наложении дисциплинарных взысканий должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства при которых он был совершен, предшествующая работа и поведение работника. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, наступающий за совершение административного правонарушения. При этом она может наступать независимо от наличия или отсутствия вредных последствий совершенного правонарушения: основанием привлечения к административной ответственности служит уже сам факт нарушения виновным лицом правил, установленных государством. Меры административной ответственности, т. е. административные взыскания, как правило, налагаются во внесудебном порядке уполномоченными на то государственным органом или должностным лицом. Система административных взыскания закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и представляет собой следующие меры: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину, исправительные работы, административный арест. Применение мер административного взыскания не влечет за собой судимости для правонарушителя.

Административная ответственность подразделяется на несколько видов. В зависимости субъекта, на которого она налагается, различают:

- административную ответственность граждан;

- административную ответственность должностных лиц;

- административную ответственность юридических лиц.

Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, налагаемый судом на лицо, совершившее преступление. Сущность уголовной ответственности заключается в том, что государство в лице своих судебных органов дает совершенному преступником деянию негативную оценку и применяет к нему меры государственного принуждения.

Уголовная ответственность наступает с момента совершения преступления и прекращается либо после отбытия наказания, либо в силу акта об амнистии или помиловании.

Мерой уголовной ответственности является наказание. Наказание представляет собой особую меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом РФ лишении или ограничении его свобод. В Уголовном кодексе РФ наказания располагаются в определенной последовательности - соответственно степени их строгости: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального воинского звания. классного чина и государственных наград, исправительные работы, ограничения по воинской службе, арест, ограничение свободы, смертная казнь. Хотя на смертную казнь в нашей стране наложен мораторий, но как вид наказания она существует и ее никто не отменял[16].

Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, языка и иных обстоятельств. Однако до тех, пор пока вина не будет доказана в установленной законом порядке, он считается не виновным (презумпция невиновности). Из презумпции невиновности вытекают положения о том, что все сомнения, которые невозможно устранить, должны трактоваться в пользу обвиняемого (подсудимого), а также то, что недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна его недоказанности.

Разобрав основные виды и классификации юридической ответственности, можно сказать, что санкции бывают правовостановительными и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение некоторых прав правонаруши-

теля, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание).

Соотношение правовостановительных, штрафных и карательных санкций является на сегодняшний день серьезной практической проблемой. В гражданском обществе в случаях, когда правонарушением причинен урон правам гражданина или организации, первоочередная задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные права, возместить вред за счет правонарушителя. В том обществе, где огосударствленна даже сфера обслуживания, главное значение предается штрафным, карательным санкциям. Поэтому, когда права гражданина нарушались противоправными действиями работников государственных организаций, он получал не возмещение убытков, сообщение о том, что на виновных наложены дисциплинарные взыскания. Формирование гражданского общества повышает значение правовостановительных санкций, применение которых непосредственно служит для поддержания и восстановления правопорядка[17].

Меры предусмотренные санкциями, по своему содержанию должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых преступлений ими и иными лицами. Эта цель осуществляется в процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности и правонарушения.

Правовая обоснованность запретов и санкций заключается в том, что по смыслу всех деклараций прав и свобод человека и гражданина запреты не должны вступать в противоречие с этими документами и пресекать или существенно ограничивать реализацию прав и свобод граждан, деятельность их союзов и объеденений.

Соотношение санкции и ответственности
Вопрос о соотношении понятий "санкция" и "гражданско-правовая ответственность" не нашел в науке гражданского права единого разрешения. По поводу обозначенной проблемы сложилось две точки зрения. В соответствии с первой точкой зрения, эти понятия являются идентичными. Более распространенной является противоположная точка зрения, в соответствии с которой указанные понятия являются близкими, но не идентичными, поскольку они соотносятся между собой как философские категории рода и вида. Ответственность есть санкция за правонарушение, однако санкция отнюдь не всегда означает ответственность. Например, изъятие имущества из чужого незаконного владения - санкция, но она не будет являться ответственностью, поскольку не связана с каким либо лишением для нарушителя, поскольку у него изымается вещь, ему не принадлежащая. Реализация санкций имеет более широкую сферу применения по сравнению со сферой реализации мер ответственности: не все санкции являются мерами ответственности (например, односторонний отказ от договора, отказ от получения некачественной или некомплектной продукции, отказ от оплаты продукции).
Таким образом, от гражданско-правовой ответственности следует отличать меры воздействия на правонарушителя иного рода, которые призваны понудить к надлежащему исполнению обязательств (устранение недостатков оказанной услуги, возмещение расходов, понесенных контрагентом на их устранение, возврат уплаченных сумм и т.п.) и меры отрицательного воздействия, то есть, права потерпевшей стороны на односторонние действия, порождающие юридически крайне неблагоприятные последствия для другой стороны. По справедливому мнению большинства ученых, подобные меры нельзя считать мерами гражданско-правовой ответственности. Если бы этими мерами ограничивались последствия правонарушения, это было бы равносильно полной безответственности правонарушителя, который как до, так и после нарушения нес бы одну и ту же обязанность - выполнить принятое на себя обязательство. Поскольку гражданско-правовая ответственность всегда представляет определенный вид имущественных или личных отношений, она должна выражаться в каком-то дополнительном бремени, тем самым вызывая для нарушителя определенные отрицательные последствия (О.С. Иоффе). Аналогичное мнение высказывает В.П. Грибанов, отмечающий, что наряду с гражданско-правовой ответственностью гражданскому праву свойственны и иные формы и способы воздействия на поведение людей, например, меры оперативного воздействия, государственно-принудительные меры превентивного и регулятивного характера, которые не могут быть отождествлены с юридической ответственностью, поскольку не отвечают признакам гражданско- правовой ответственности. Таким образом, родовое понятие "санкция" включает в себя видовые понятия "гражданско-правовая ответственность" и "меры оперативного воздействия" (оперативные санкции). Отличие этих видовых понятий имеет большое теоретическое и практическое значение. Меры оперативного воздействия, являясь мерами защиты, применяются к правонарушителю независимо от его вины. Меры гражданско-правовой ответственности, по общему правилу, могут применяться при наличии вины в действиях (бездействиях) правонарушителя

 

55.Норма права: понятие, структура, классификация

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.

Признаки правовой нормы:

• Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

• Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

• Обеспечивается мерами государственного принуждения.

• Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

Структура правовой нормы:

• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий условия применения нормы, тоесть условия применения правила изложенного в норме.

• Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе.

• Санкция - элемент нормы, устанавливающий ответственность или меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусмотренного в диспозиции.

Классификации норм права

Существуют следующие классификации норм права.

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов,подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также "специализированные нормы", которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

 

56.Понятие и виды форм (источников) права.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

 

57.Соотношение понятий: система права, правовая система, правовая семья.

Date: 2016-07-05; view: 1861; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию