Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика отклонений в поведении трудных подростков как условие их коррекции





Психолого-педагогическая помощь реализуется в двух ведущих направления: профилактика и коррекция.Использование тех или иных технологий, выбор методов и способов профилактики и психолого-педагогической коррекции отклонений в поведении трудных подростков должно быть основано на знании причин и механизмов их возникновения. Диагностика отклонений поведения подростков является необходимым условием работы по их предупреждению и преодолению.

Диагностическое направление в работе педагога-психолога занимает одно из ведущих мест. Психолог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять психологические причины, основания того или иного поведения детей и подростков, их отношения к игре, учению, товарищам, взрослым, труду, их успехов или неуспехов в какой-либо деятельности, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого ребенка и многое другое. Применение психологической диагностики в работе с трудными подростками вносит значительный вклад в решение проблемы коррекции трудновоспитуемости в целом.

Существуют две стратегии диагностической работы с трудными подростками.

Первая стратегия представляет собой неспецифическое реагирование на запрос и заключается в применении батареи психодиагностических методов в виде некоторого стандартного набора. В той или иной форме этот способ используется многими практическими психологами, так как позволяет, наряду с видимыми трудностями, выделить некоторые скрытые дефекты личностного развития подростка. Основная цель такой диагностической работы - создание общей картины уровня психического развития школьника и с этой позиции проведение верификации, а возможно, и реинтерпретации запроса. Результаты такой многосторонней и подробной диагностики дают возможность наметить пути коррекционной и развивающей работы с трудным подростком как для самого психолога, так и для родителей, учителей.

Описанный способ, наряду с очевидными его достоинствами, имеет и определенные недостатки. Прежде всего, он очень громоздок, требует значительного времени, ввиду чего его реализация оказывается не всегда возможной. Причем утомляемость и временные затраты здесь проблемы не только психолога, но и «трудного» школьника, который тоже устает, отказывается принимать участие в обследовании, а если и не отказывается, то часто даже незаметно для себя переходит на чисто формальное выполнение заданий. Практика показывает, что особые трудности вызывают вербальные методики. Кроме того, какой бы полной ни была используемая психологом батарея тестов, она всегда будет недостаточной для целостной характеристики личности.

Стратегия, противоположная неспецифическому реагированию на запрос, предполагает подбор диагностических процедур в строгом соответствии с полученным запросом. Например, при жалобах на плохую успеваемость в первую очередь анализируется развитие познавательных процессов, и только в том случае, если подобная диагностика не выявляет причины неуспеваемости, рассматриваются другие параметры. В соответствии с результатами диагностики строится и коррекционная работа, часто осуществляемая в виде тренинга. Так, при слабом развитии памяти считается целесообразной ее специальная тренировка, при недостаточном развитии произвольности вводятся специальные программы ее формирования, при нарушении социального поведения - формирование соответствующих социальных навыков и т. д.

Разумеется, встречаются и разного рода промежуточные варианты, включающие элементы обеих стратегий.

Общим для этих стратегий является то, что они ориентированы на индивидуальный анализ каждого случая. В наиболее развитой форме такой анализ предполагает не просто «срезовую» фиксацию «зон отставания», «структуры дефекта» и т.п., а генетический анализ динамики становления целостной личности, в контексте которого определяется место и значение дефекта.

В диагностической работе с трудными подростками могут быть использованы как специализированные методики диагностики отклоняющегося поведения, так и стандартные психодиагностические методики.

К специализированным методикам диагностики отклоняющегося поведения относятся:

«Методика выявления суицидального риска у детей и подростков»;

«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (склонность к аддиктивному поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; склонность к агрессии и насилию; волевой контроль эмоцианальных реакций; склонность к делинквентному поведению).

«Карта наблюдений Д. Стотта»направлена на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, основана на фиксации форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком.КН включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии или отсутствии которых у ребенка должен судить наблюдатель, заполняющий карту. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

К стандартным психодиагностическим методикам, применяемым для оценки отклонений в поведении, относятся:

- опросник Р. Кеттела (сочетание некоторых личностных факторов обуславливают склонность к определенным видам девиантного поведения: аффективное поведение, склонность к алкоголизации, аморальному поведению, к правонарушениям группового характера, к агрессии);

- проективная методика исследования личности «Hand-тест» позволяет прогнозировать склонность к открытому агрессивному поведению, степень личностной дезадаптации, тенденции к уходу от реальности;

- методики выявления наличия и типа акцентуации характера: «Опросник Шмишека», Патохарактерологический диагностический опросникА.Е. Личко;

- цветовой тест М. Люшера используется для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов;

- опросник для оценки агрессии Ч. Спилберга;

- методик «Ценностные ориентации» М. Рокича и т.д.

Также для исследования отклоняющегося поведения подростков могут быть применены педагогическое наблюдение; метод экспертных оценок; метод беседы; метод анкетирования; метод неоконченных предложений.

В диагностической работе большую роль играет личность психолога, ее осуществляющего.Ширина и глубина, а также правильность психологического заключения являются не только функцией удачно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и до определенной степени результатом успешного личного взаимодействия психолога с ребенком, которое требует терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способности вызывать положительное отношение к себе, чувство симпатии и доверия. Психолог развивает в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувствами, опытом и поведением другого человека.

Эффективность работы психолога зависит, прежде всего, от уровня его профессиональной квалификации, которая помимо безусловного знания детской и педагогической психологии предполагает соответствующий уровень владения самыми разнообразными психологическими методами обследования ребенка, достаточно высокое собственное интеллектуальное и личностное развитие. Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключения на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка и т. п. Й. Шванцараспециально обращает внимание на то, что интерпретация является, прежде всего, функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса ввиде некоего механического продукта постоянной диагностической схемы.

 

Date: 2016-06-06; view: 2886; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию