Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация, задачи и методы исследования
Цель курсовой работы состоит в изучении особенности психологической культуры воспитателя в ДУ. Задачи исследования: 1. проанализировать на основе психолого-педагогической литературы особенности психологической культуры воспитателя. 2. изучить уровень психологической культуры воспитателя при помощи методикой разработанной американским психологом Марион Снайдером «Оценка самоконтроля в общении». 3. выявить отношение старших дошкольников к воспитателям. Гипотеза исследования: предполагается, что психологическая культура воспитателя проявляется в стиле педагогического общения с детьми и влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования: психологическая культура. Предмет исследования: особенности психологической культуры воспитателя в дошкольном учреждении. Метод исследования: В данной курсовой работе были использованы теоретические и практические методы исследования: анализ литературы по данной теме; анкетирование воспитателей, рисуночная диагностика «Моя воспитательница». База исследования – детский сад №2, города Могилева. Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы: первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы, в ней дан анализ литературы по проблеме психологической культуры воспитателя ДУ. Вторая (практическая глава) посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направлено на выявление зависимости стиля педагогического общения и влияния его на эмоциональное благополучие детей. Заключение содержит выводы, сделанные на основе имеющихся материалов. В эксперименте принимало участие 10 детей 5-6 лет. Воспитатели группы «Фантазеры» Павлова Е.И. и Гаврилова Н.А. Оценка самоконтроля в общении Разработан американским психологом Марион Снайдером. Внимательно прочтите десять предложений, описывавших реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В",если неверным или преимущественно неверным - букву"Н". 1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это на самом деле. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, что в чем я искренне убежден. 8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ "Н'' на 1,5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменятся в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным"в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль, Вы входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих. Для выявления стиля педагогического общения воспитателей мы использовали: «Опросник по определению стиля общения воспитателя с детьми в педагогическом процессе ДОУ». Инструкция воспитателю. Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа. 1. Считаете ли вы, что ребенок должен: а) делиться всеми своими мыслями и чувствами; б) говорить только то, что захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий, то вы: а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение; б) представите самим детям разбираться в проблеме; в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите: а) похвалите и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения; в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался". 4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях. Как вы поступите: а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей; б) предложите ему заняться чем-либо другим; в) заставите ребенка принять участие. 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что предпочтете сделать: а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются; б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами. 6. Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной: а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания; б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать; б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка; в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину. 8. Ваше отношение к активности ребенка: а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание; в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это. Ваши действия: а) не обратите на это внимание; б) предложите выполнять задание; в) предложите другое задание. 10. Какая позиция, по-вашему, болев правильная: а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем; б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет; в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?
Обработка ответов Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к определенному стилю: 25-30 баллов - предпочтение к демократическому стилю; 10-19 - выраженность либерального стиля общения; 1 -9 - выраженность авторитарного стиля. Диагностика – «Моя воспитательница». Цель: изучение отношения детей к воспитателю. Старших дошкольников просили нарисовать свою воспитательницу. Результат исследования оценивался исходя из: а) графического расположения б) использование цветовой гаммы в) комментарий ребёнка во время рисования и после. Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А.
Анализ результатов
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция:"Я такой, какой я есть в данный момент "Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я",мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Анализ уровня психологической культуры воспитателя показал: Павлова Е.И. – 9 баллов. Высокий уровень коммуникативный контроля, психологической культуры. Она легко входит в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих. Гаврилова Н.А. – 6 баллов. Средний уровень психологической культуры. Она искренна, но не сдержана в своих эмоциональных проявлениях, считается в своем поведении с окружающими людьми. Обработка результатов анкетирования воспитателей группы «Фантазеры» показала, что Павлова Е.И. в своей работе придерживается демократического стиля воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует самостоятельность ребенка. Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы. Гаврилова Н.А. свойственен авторитарный стиль воспитания ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в соответствии со своими установками. После обработки результатов и сопоставления рисунков детей мы имеем следующие результаты: 80 % детей показали положительное отношение к Павловой Е.И. 20 % детей нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата. Негативное отношение к Павловой Е.И. дети не показали. Через 1 неделю ребятам было предложено нарисовать вторую воспитательницу данной группы – Гаврилову Н.А. Результаты следующие: 50% - детей показали явно положительное отношение 20% - нуждаются в дополнительном обследовании с целью уточнения результата 30 % - негативное отношение к Гавриловой Н.А.
|