Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На галереях соборов - статуи





 

 

Скульптурная группа Шартрского собора

 

 

Скульптура стала покрывать весь храм, являя собой род проповеди: это сцены из священного писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни.

Расцвет готики - это и расцвет статуарной (скульптурно-монументальной композиции). Э.Кон- Винер пишет о том, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее "свободой тела", "освобождением движения во всех направлениях". "Стиль самой жизни стал более взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать - словом, вносит эффект, взволнованность".

Динамика, экспрессия, взволнованность отразились в формах и сюжетах того времени.

"Образ страдающего, оскорбленного человека - затаенный внутренний нерв готического искусства. Готика любит сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством: истязание Христа, распятие, оплакивание, страдания, избиение младенцев. Художники не щадят душевного покоя зрителей и пренебрегают "благообразием". До готики искусство знало Христа - доброго пастыря, Христа во славе, Христа - грозного судью".

Готика трактует миф о Христе, как о сыне плотника, который претерпел великие страдания от власть имущих. Особый иконографический тип "Христа скорбящего", Христос задумавшийся", "Христос - милосердный". Он не на кресте и не во славе. Н.Дмитриева пишет о том, "что готике чужда влюбленность в красоту нормальных, соразмерных форм, гармонических пропорций. Готика предпочитает выражение вдохновенного экстаза в некрасивом, истощенном теле. Бог - отец, бог - создатель всего сущего. Он творит мир и предвидит несчастья. Но никогда, ни в каком религиозном искусстве не изображали бога - творца - подавленным актом творения".

Готические художники знали не только пафос страданий - они умели передавать чувства сострадания, душевной близости, помогающие переносить невзгоды. Они находили язык для этих безмолвных чувств - в наклоне головы, во взглядах. Эту тишину глубокого чувства может выразить не всякое искусство - оно не поддается художественному языку барокко, хотя барокко посвящало себя изображению духовных экстазов.

"Но церковное, католическое барокко, с его нарочитой взвинченностью, с умело рассчитанной помпезной экспрессией, утратило ценность непосредственности и народной простоты, а в готике она была, и в этом величие готики".

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи. Стены были ажурными, поэтому не подходили для фресок. Готическая живопись развивалась, главным образом, в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей, в огромном количестве рукописных книг, в так называемых бревиариях - книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами.

В Германии в ХIV в. иллюстрировали книгу любовных песен " Рукопись Манессе" - летопись рыцарского "куртуазного" быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь "прекрасной дамы".

Эпоха готики была также периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время культивируются идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка, куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважения к женщине.

Но архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля.

Готические соборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они рассчитаны на многолюдье; у подножия собора всегда кипела жизнь.

"Готический собор - в большей степени организация пространства, как внутреннего, так и наружного, чем формы. Готическая архитектура не оформляет замкнутое пространство, а превращает все вокруг себя - и земную твердь, и небо - в образно-значительное целое. Об этом хорошо написал

 

 

О.Мандельштам:

"Кружевом камень будьИ паутиной стань:Неба пустую грудьТонкой иглою рань".

"Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл; он бурно, темпераментно драматичен!". Еще одна цитата о форме и готическом стиле: "В динамичных формах готики, в остроконечных башнях и ажурных шпилях-фиалах с крестоцветом, витающих над городом, воплощен и молитвенный экстаз, и религиозный мистицизм, а также гордость и мощь человека, побеждающего виртуозной техникой земное притяжение и косную материю".

С конца ХII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет занимал одно из ведущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главенствующая роль.

Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в ХII в. (1137-1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской богоматери) - пятинефный храм, который вмещал до 9000 человек.

Его строительство было начато в 1163 г. и завершено в 1208 году. В середине ХIII в. к собору были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный нефтрансепт ( арх. Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце ХIII - начале ХIV в. были пристроены капеллы хора (арх. Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, три больших окна с "розой" посредине, две башни. Все части украшены стрельчатыми арками. В конструкции собора Нотр-Дам де Пари отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны.* Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Date: 2016-05-25; view: 524; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию