Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местонахождение объекта





г. Вологда, ул. Зосимовская, 54

 

Приложение № 2 к заявлению

 

Сведения об историко-архитектурной ценности объекта с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, полученные по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и подтверждаемые соответствующими документами и материалами.

 

Историческая справка

 

Здание по ул. Зосимовская, 54 внесено в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, как «Доходный дом (?), 1910-1920-е гг. (?), деревянный, ул. Зосимовская, 54». Однако по сведениям из ГАВО, 8-квартирный жилой дом по ул. Зосимовской, 54 построен для инженерно-технических работников трестом «Севтранлес» в 1935 г[1].

Трест «Севтранлес» был создан при народном комиссариате путей сообщения северной железной дороги (СЖД НКПС) и имеет отношение как к истории Северной железной дороги, так и к истории лесного промысла Вологодской и Архангельской областей.

Первый шаг в развитии Северной железной дороги был сделан в 1872 году, когда узкоколейная линия от Ярославля до Вологды соединила Вологду с Москвой и возродила торговый путь к Архангельску. 20 июня 1872 года в 6 часов утра из Ярославля в Вологду отправился первый пассажирский поезд, «украшенный флагами зеленью и цветами и был встречен радостными криками ожидавшей его публики». «В этом поезде прибыли учредители компании и строители железной дороги» [2]. Участие в открытии вологодской железнодорожной станции года принимал видный предприниматель и меценат Российской империи Савва Мамонтов. Здание первого железнодорожного вокзала города Вологды на перекрестке с Малой Козленской (ныне Первомайской) сохранилось до наших дней (по современному адресу Чехова, 40).

Следующим этапом стало строительство железной дороги Вологда-Архангельск в 1894 – 1897 годах. Сначала узкой колеи, затем, к 1916 году, перешитой в широкую колею. Это предопределило в богатом лесном крае развитие лесной промышленности. Древесина требовалась как на изготовление шпал, так и на топливо для паровозов. На станциях организовывались расходные топливные склады, с которых проходящие поезда запасались дровами на перегон 30-40 верст.

Постановлением СНК от 27 декабря 1918 года при Высшем совете народного хозяйства был образован Главный лесной комитет «для руководства, регулирования управления в лесной промышленности, а также по объединению и планомерному выполнению заготовок древесного топлива и прочих лесных материалов, необходимых для удовлетворения потребностей Республики»[3]. При этом указывалось, что Центральный лесной отдел (ЦОЛЕС) Народного комиссариата земледелия всецело подчиняется в деле заготовок и лесного транспорта распоряжениям Главного лесного комитета. За ЦОЛЕСом оставались при этом и все лесокультурные, лесоадминистративные, лесоустроительные, таксационные, лесоучебные и иные лесотехнические задачи. Главлескому, находившемуся в подчинении ВСНХ, были предоставлены чрезвычайные полномочия, вплоть до мобилизации тягловой силы и людей. Это объяснялось необходимостью избежать топливного кризиса в стране[4].

Во время Гражданской войны в полосе 10 км вдоль железной дороги были введены сплошнолесосечные рубки для удовлетворения нужд железной дороги и внутреннего рынка. Велись они чаще всего бесконтрольно обеими воюющими сторонами. После войны власти обратили внимание на лес как на источник поступления валютной выручки.[5]

Со второй половины 1921 г. (с началом НЭПа) в лесной промышленности началась организация трестов. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 определял трест следующим образом: тресты создавались в рамках Новой экономической политики как объединения государственных предприятий одной отрасли, действовавшие на принципах хозрасчёта. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 определял трест следующим образом: государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.[6]

17 августа 1921 года был создан трест «Северолес». На «Северолес» возлагалось управление лесной промышленностью Северо-Беломорского района с задачей максимального использования существующих и постройки новых деревообрабатывающих предприятий по переработке древесины. Лесозаготовки в тресте «Северолес» быстро увеличивались, стимулируя тем самым возрастание объема лесопиления и деревообработки. Для руководства лесозаготовками в Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской губерниях и автономной области Коми, были образованы позднее специализированные трест «Севлес» (центр в Архангельске), «Вологдолес» (22 июля 1922 года, центр в Вологде), «Коми-лес» (Центр в Сыктывкаре). Трест «Северолес» стал управлять только лесопильным и деревообрабатывающим производством. Организация трестов в лесной промышленности сначала в северных, а затем и в других лесных районах была прогрессивной формой управления.[7]

Отличительной особенностью северных лесоразработок было то, что они располагались вдоль железной дороги. Стремясь наладить лесозаготовки, Главлеском предоставил право самостоятельных заготовок всем главкам, крупным предприятиям, отдельным учреждениям. На железных дорогах были созданы особые лесозаготовительные организации — «железкомы». Они также считались местными органами Главлескома. Им было предоставлено преимущественное право заготовок на лесных участках, находящихся в 10-верстной полосе по обе стороны от линии железной дороги[8]. Поначалу они заготавливали дрова, шпалы и другие лесоматериалы для нужд железной дороги.

Трест «Севтранлес», управление которого располагалось сначала в Архангельске, а затем в Вологде, постепенно объединил небольшие лестранхозы, входящие в систему НКПС (Народного комиссариата путей сообщения) и расположенные вдоль линии железной дороги Вологда - Архангельск. Этот процесс продолжался не один год.

О точной дате образования треста «Севтранлес» достоверных сведений не нашлось. Возможно, трест был организован одновременно с остальными подобными организациями, т.е. в 1921-22 годах. Достоверно известно, что лесозаготовительными работами в 1920-1927 -х годах руководил ТЛО – топливно-лесной отдел Наркомата железных дорог. Работы организовывались на участках ТЛО: на станциях Северной железной дороги располагались лесопункты, от которых вглубь лесов уходили ветки лесовозных дорог.

Так, в 1926 году на ст. Плесецкая был открыт 2-й участок, а в 1927 году на ст. Обозерская организован 7-й участок ТЛО. В 1930 году их преемником стал Плесецкий лестранхоз треста «Севтранлес»[9]. Также на сайте http://ssc1928.narod.ru/samoded.htm указывается: «На основе постановления партии и правительства о социалистической индустриализации страны трестом «Севтранлес» осенью 1925 года было принято решение о строительстве лесопильного завода в районе реки Ваймуга и железнодорожного разъезда на 493 версте Северной железной дороги». К 1934 году «Севтранлес» входил в тройку самых крупных лесных трестов на Севере, наряду с трестами «Севлес» и «Коми-лес».

Деятельность «Севтранлеса» включала в себя лесопользовательские и лесохозяйственные функции, то есть наряду с заготовкой, вывозкой и переработкой леса силами нанятых работников велись работы по лесоустройству и лесовосстановлению. Так, отдельным подразделением «Севтранлеса» с 1936 года была опытная лесная группа под руководством лесовода Сергея Венедиктовича Алексеева, преобразованная из Северного опытного лесничества. Это первое и долгое время единственное лесное научно-исследовательское учреждение на Европейском Севере, основанное еще до революции, было ликвидировано 28 августа 1931 года, согласно постановлению правительства о передаче лесов лесной промышленности.

Опытная лесная группа вела большую научную работу, позволявшую вести рубки максимально интенсивно и безопасно для леса[10]. Наблюдения и изыскания работников опытной лесной группы проводились по заказу северных лесных трестов и были напечатаны издательством «Севтранлес»[11],[12].

Расширение производственной деятельности в 1930-е годы потребовало привлечения большого количества работников, что, в свою очередь, повлекло расширение строительных работ. Велось активное строительство лесных поселков. Помимо собственного жилья для работников, строились электростанции, гаражи, ремонтно-механические мастерские, административные и культурные учреждения, магазины. Работал ОРС (отдел рабочего снабжения).

Строительство домов для инженерно-технических работников и общежитий велось не только в поселках лесозаготовителей, но и в городах, откуда осуществлялось руководство деятельностью треста – в Вологде и Архангельске. Дома строились по собственным проектам – при «Севтранлесе» работала проектная контора (будущий «Гипролестранс»).

Таким образом, трест «Севтранлес» был самостоятельным предприятием лесной промышленности, работавшим на принципах хозрасчета и имевшим собственную производственную, научную, строительную базу.

Архитектурное описание

 

По сведениям ГАВО 8-квартирный жилой дом по ул. Зосимовской, 54 построен для инженерно-технических работников трестом «Севтранлес» в 1935 году по типовому проекту «Севтранлеса», утвержденному МЭС 20 апреля 1935 г. Возможно, к нему относится Акт приемки дома по ул. Лассаля от 8 декабря 1935 г.[13].

Здание являлось частью целого комплекса деревянной советской архитектуры: по соседству были выстроены еще два дома треста «Севтранлес» (ныне не сохранились). Один из них – несохранившийся дом на углу улиц Зосимовской и Ветошкина – также имел башенку и шпиль. Кроме того, частью ансамбля можно считать Дворец культуры железнодорожников (1924-1932 г., Архитектор В. Шорохов), расположенный на Ветошкина, 12.

Несмотря на типовой проект, послуживший основой для возведения дома по Зосимовской, 54, при реализации здание получило вид, которого ни у одного из его собратьев не было. Общее композиционное решение, заполнения оконных и дверных проемов, детали фасадов выдают в нем признаки модерна и конструктивизма.

Здание имеет острую несимметричную композицию: вытянутый корпус по Зосимовской улице и более короткий корпус, уходящий вглубь двора. Асимметричный главный фасад разделен ризалитом с лестничной клеткой со сплошным остеклением, увенчанным треугольным фронтоном с разорванным карнизом. В центре южного фасада – балконы на выпусках, над ними находится мезонин под ломаной кровлей и венчающей башней.

Здание обшито разнообразно-ориентированной вагонкой (елочка, ромбики и т.д.), имеет большие прямоугольные окна с дробной расстекловкой и рамочными наличниками, образующими снизу простые декоративные кронштейны и зубцы. Сложные переплёты больших окон, графичный рисунок деревянной обшивки компенсируют отсутствие обильного декора.

Судя по планам этажей, дом уже проектировался благоустроенным с ваннами и туалетами (планы БТИ прилагаются).

 

Дом «Севтранлеса» по адресу Зосимовская, 54 уникален по своей объёмно-пространственной композиции, которая сочетает элементы модерна и конструктивизма, а также вследствие того, что здание сохранило оригинальный декор и столярные изделия (балконные двери и окна). Кроме того, данный дом представляет особую ценность как свидетель периода в жизни Вологды, связанного с деятельностью треста «Севтранлес», который сыграл важную роль в истории Северной железной дороги и лесного промысла Вологодской и Архангельской областей. Вместе с Дворцом культуры железнодорожников (клубом Октябрьской Революции, 1924-1932) здание составляет прекрасный ансамбль, иллюстрирующий историю советской довоенной архитектуры, и является важным экскурсионным объектом на отрезке ул.Герцена – ул.Зосимовская – ул.Ветошкина, позволяющем проиллюстрировать развитие вологодской деревянной архитектуры от дворянских особняков и купеческих домов до советских довоенных построек. Ранее специалисты определили необходимость выявления здания, указав его в списке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Время возникновения объекта: 1935 год

Иные сведения:

Общая площадь МКД (кв.м.) - 574.50

Общая площадь жилых помещений (кв.м.) - 303.23

Площадь земельного участка по государственному кадастру (кв.м.) - 1 337.00

Кадастровый номер земельного участка - 35:24:0202025:5

Приложения:

1. Дома «Севтранлеса». Источник: ГАВО. Альбом № 1: Строительство г. Вологды 1934-38 гг. Фото № 66.

 

2. Фотографии Уильяма Брумфилда

Дата: 30.07.1996, Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/vologda/brumfieldvolo-09-27_00079_m.htm

 

Дата: 11.03.1998, Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/vologda/brumfieldvolo-34-27_00079_m.htm

 

Дата: 27.02.2000, Источник: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/vologda/brumfieldvoloh-92-02_00079_m.htm

 

 

3. Планы БТИ

 

 

 

 

4.Фотографии Игоря Воронина

 

 

 

 

Date: 2016-05-25; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию