Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я з ы к м ы ш л е н и е с о з н а н и е д е й с т в и т е л ь н о с т ь



Правильность точность выразительность уместность

Богатство логичность доступность

Точность

2. Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим языковым нормам.

Правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её единство. Нет правильности – не могут «сработать» другие коммуникативные качества – точность, логичность, уместность и т. д. правильность речи всегда ведёт нас к соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от них. Правильность как качество речи понимается на основе связи «речь – язык». Она опирается исключительно на лингвистические факторы. Правильной является речь, структура которой соответствует нормам литературного языка.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, было нормой в прошлом столетии и даже 15 – 20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30 – 40-е гг. XX века употреблялись слова дипломник и дипломант для выражения одного и того же понятия: «Студент, выполняющий дипломную работу». Слово дипломник было разговорным вариантом слова дипломант. В литературной норме 50 – 60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь означает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома. Словом дипломант стали называть преимущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состязаний, отмеченных дипломом.

3. Точность речи – качество речи, включающее в себя умение ясно мыслить, знание предмета речи, знание значения слов. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.

Точность можно определить на основе соотношения «речь – действительность» и «речь – мышление» (слово – предмет). Б.Н. Головин различает два вида точности: предметную точность и понятийную.

Точность предметная задается экстралингвистической связью речь – действительность и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны верно обозначаться явления жизни, предметы и события действительности, о которых сообщается. А для этого человек обязан хорошо знать то, о чем он говорит. Предмет речи должен быть познан глубоко – в его сущностных свойствах и в его разнообразных проявлениях. В результате у слушателя или читателя должна возникнуть как можно более полная, подробная и, главное, неискаженная картина той действительности, которая была предметом речи.



Всестороннее знание предмета речи – это важнейшее условие создания предметно точной речи. предметная точность проявляет степень конкретности, правдивости, объективности отображения действительности в речи. Кроме того, у этого вида точности есть разновидность – точность фактическая, которая включает в себя правильность и определенность называния конкретных фактов, событий или явлений.

Точность прежде всего должна соблюдаться в произведениях художественной литературы. Например, в рассказе Василия Белова «Чок-получок» встречаем такую неточность: «В барабане браунинга семь патронов» (в браунинге никакого барабана нет). Столь же неточен и прозаик В. Кондрашов, описывающий в повести «Рыжий – не рыжий» как «вагонные слесари… постукивают молотком по чугунным колёсам» (колёса изготавливают из стали).

Точность этого вида «выстраивает» события действительности в определенном порядке. Такого фактическую ошибку можно наблюдать в следующем отрывке из сочинения абитуриента: «Все, что создано Лермонтовым за 30 лет творчества, – это подвиг во имя свободы и Родины», в связи с чем возникают вопросы, как Лермонтову это удалось, если он жил с 1814 по 1841 год (27), как это утверждение соотносится с его творчеством или «Пушкин посвящает свои стихи женщинам и подругам. Сколько великолепных стихов он посвятил А.П. Керн, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой!».

Однако одной предметной точности недостаточно, чтобы речь во всех проявлениях была точной. Существует ещё и точность понятийная – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. Точность понятийная проявляется в том, что в речи верно отражаются сущность предметов, явлений и фактов, что предполагает раскрытие их общих и существенных признаков, связей и отношений, определяющих их содержание и объем. Разновидностью этого вида является точность терминологическая.

Для соблюдения понятийной точности важно различать содержание и объем понятий. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, называется объемом понятия.

В этом плане особенно показательны логические определения. Существуют следующие способы раскрытия определений:

Именно об этом говорил Л. Н. Толстой: «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает». «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия».



Таким образом, точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

Основные условия создания точной речи:

1. Знание предмета речи.

2. Знание языка, его системы, возможностей, которые он предоставляет для выражения актов сознания.

3. Соответствие между предметом действительности (понятием) и словом.

К нарушению точности приводят следующие ошибки:

1.Употребление однокоренных слов: Они только выполняли свою должность (свои обязанности).

2.Неверное употребление синонимов: Приехал в Париж – там шел огромный дождь (сильный).

3.Смешение паронимов: Наконец обнаружены остатки царской семьи (останки).

4.Смешение омонимов: Издали закон об упразднении транспортных судов (судов – форма родительного падеже множественного числа существительного судно и суд – форма родительного падеже множественного числа существительного суд).

5.Смешение родовых и видовых понятий: На стенах кабинета висела живопись (картины, репродукции).

6.Недостаточная полнота и ясность мысли в предложении: Здесь это непростой вопрос, и так его в двух словах и не скажешь.

7.Двусмысленность или неясность на уровне предложения: Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек.

8.Неточное употребление устаревших слов.

9.Неточный выбор заимствованной лексики: Я в этом не копенганен (компетентен)

Средства создания точной речи:

1. Знание синонимических возможностей языка.

Вот пример неудачного синонима в отрывке из научной статьи:

«В течение нескольких лет в различных выдающихся монографиях неоднократно описывались экспериментальные методы определения скорости реакции в гомогенных системах».

2. Точное словоупотребление.

«Вот почему вопросу успеваемости на первом курсе должно быть уделено основное (особое) внимание.

3. Знание и четкое разграничение полисемии.

4. Четкое разграничение омонимов.

5. Разграничение паронимов.

6. Хорошее знание значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных).

4. Предметная логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности.

Понятийная логичность – отражение структуры логичной мысли и логичного её развития в семантических связях элементов языка в речи.

Для построения логичной речи необходимо соблюдать 4 закона логики:

I. Закон тождества

В соответствии с ним предмет мысли в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должен оставаться неизменным. Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одно знание о предмете не подменялось другим. Соблюдение закона тождества позволяет избежать неопределенности, неконкретности рассуждений. Нередко неточные формулировки, нечеткость оценок и выводов становятся причиной такой логической ошибки, как «подмена тезиса». Начав рассуждать об одном, говорящий в процессе рассуждения незаметно для себя начинает говорить уже о чем-то другом.

Например: Расскажу вам о первых субботниках на нашем заводе.

Завод у нас большой, но после гражданской войны был в большом запустении. Повсюду мусор, кирпич битый, железки. Нигде травинки не сыщешь.

Вот как-то на собрании и выступил мастер Сергей Антонович. Человек уважаемый. Слушали его. И предложил он очистить территорию, деревья посадить. С тех пор и пошло… (ветеран говорит не о первых субботниках, а о том, как возникла идея проведения субботника, предмет разговора стал иным).

II. Закон непротиворечия: «невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать» (Аристотель).

Согласно этому закону не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое, в том же предмете, в то же самое время.

Рассмотрим пример: По результатам баскетбольных соревнований самых высоких результатов добилась команда «Соколы». Не менее высокие показатели и у бригады «Орлов» (налицо противоречие: лучших результатов может добиться только одна команда).

Рассмотрим пример из сочинения одной из абитуриенток: Все войны несут людям смерть и разрушение. Я согласна с точкой зрения автора, потому что война и была для того, чтобы всем было хорошо (противоречие: точка зрения пишущего противоречит точке зрения автора, несмотря на то, что первый с ним якобы согласен).

III. Закон исключенного третьего: если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них обязательно истинно, а другое ложно и между ними нет и не может быть ничего среднего, т.е. такого третьего суждения, которое могло бы быть также истинным в таком же отношении, в то же время. Например, суждения Москва – столица России, но и Санкт – Петербург можно назвать столицей нашего государства по содержанию совпадут либо с первым, либо с третьим.

Закон исключенного третьего действителен в следующих случаях:

1.Когда одно из суждений что-либо утверждает, а другое то же самое отрицает относительно единичного предмета или явления. Например, суждение Завод выполнил план не полностью по содержанию совпадает с суждением Завод не выполнил плана (первое суждение не должно заменять второго).

2.Когда одно из суждений что-либо утверждает относительно каждого предмета или явлений, а другое то же самое отрицает в отношении части предметов или явлений данного класса. Например, суждения Все школы города подготовились к 23 февраля и Школа № 345 не подготовилась к этому празднику противоречат одно другому: если истинно первое суждение, то второе ложно, и наоборот.

Закон исключённого третьего предъявляет требование к рассуждениям: каждый раз, когда сталкиваются действительно противоречащие, взаимоисключающие суждения, чтобы устранить неопределённость, нужно выявить сначала, какое из этих суждений истинно, а какое ложно, и не искать истину в каком-то дополнительном суждении. Представим себе такую ситуацию: необходимо проверить, проводилось или не проводилось какое-то мероприятие в студенческой группе. Ответ может быть Да, либо Нет. Разумеется такое объяснение не может удовлетворять требованиям, а они предъявляют полный и аргументированный ответ. Однако если ставится конкретный вопрос, требующий однозначного ответа, то сначала должен быть дан ответ именно на этот вопрос.

IV. Закон достаточного основания формулируется так: для того чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания. Истинность выдвигаемых положений нужно доказывать. Закон достаточного основания требует, чтобы наши мысли в любом рассуждении были внутренне связаны, обосновывали одна другую, т. е. требуют последовательности и аргументированности высказываний. Причем обосновывать свои суждения должен тот, кто утверждает или отрицает что-либо. Если мы начинаем опровергать аргументы оппонента, мы тем самым берем на себя обязанность доказать их ложность, т.е. тоже привести достаточные основания для признания аргументов оппонента неправильными.

Аргументы, которые мы приводим в доказательство того или иного утверждения, принято делить на две большие группы:

1) аргументы к существу дела;

2) аргументы к человеку.

Аргументы к человеку тоже можно разделить на подгруппы:

1) аргументы к авторитету («сказал Иван Иванович», «по мнению такого-то крупного специалиста в этой области», «как пишет NN»;

2) аргументы к слушающему / читающему («Вы ведь тоже так думаете»);

3) аргументы к жалости («Я сегодня болею, поэтому могу ошибаться»).

4.1. Типичные логические ошибки:

1. Утверждение взаимоисключающих понятий: Спустя двадцать лет назад, «Слово о полку Игореве» – одно из единственных дошедших до нас произведений древнерусской литературы.

2. Смещение плана изложения: Трудно предположить, что кто-то из взрослых не слышал о вреде курения – все читают газеты, смотрят ТВ, слушают радио, хотя подобное считается нормальным.

3. Сопоставление (противопоставление) логически неоднородных понятий: Шел дождь и два студента, один – в университет, другой в галошах.

Здесь все слова требуют от глагола ИДТИ разных значений: выпадение атмосферных осадков, движение, направление движения и значение быть обутым во что-либо. Но в данном случае зевгматическая конструкция была создана специально, для создания комического эффекта. Однако в следующих примерах логическая ошибка сделана непреднамеренно: «Автор едет в город и на машине», «Автор заметил, что герой был в плохом настроении и в каком-то непонятном пальто», «Этот корабль бороздил когда-то моря и берега рек».

4. Неверное установление причинно-следственных связей: Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась (Что кончилось: старушка, подушка или гроза?), Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. Двусмысленность чаще всего возникает при неосторожном использовании

5. Неправильный порядок слов: Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки всем людям.

6. Нарушение логических связей между частями предложения: Она жила в ужасной обстановке, и когда-нибудь ей должен был прийти конец».

7. Нечеткая дифференциация понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и тоже название фильма

Как видим, в данном случае не различаются понятия «название фильма» и «фильм».








Date: 2016-05-25; view: 33; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.019 sec.) - Пожаловаться на публикацию